Особенности становления личности старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности становления личности старшеклассников



Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, охватывает период развития примерно от 15 до 18 лет и соответствует времени обучения учащихся в старших (9-11) классах школы.

Со старшего школьного возраста начинается жизненное самоопределение человека. Личность старшего школьника складывается под влиянием совершенно нового положения, которое он теперь занимает. Ведущей деятельностью школьника-старшеклассника является в равной мере производительный труд и учение.

Старшие школьники стремятся определить свой жизненный путь, наметить конкретные перспективы дальнейшей трудовой деятельности, выбрать свою будущую профессию, т.е. мечты старшего школьника носят более серьезный, действенный и жизненный характер.

Меняются и непосредственные мотивы деятельности, учение приобретает конкретный жизненный смысл. Их познавательные интересы становятся избирательными, приобретают более активный и устойчивый характер. Широкий круг познавательных интересов, рост сознательного отношения к труду и учению стимулируют развитие произвольного внимания. Наблюдение становится более целенаправленным и систематичным, развивается наблюдательность, увеличивается роль отвлеченного, словесно-логического запоминания.

Мыслительная деятельность старшего школьника отличается высоким уровнем обобщения и абстракции. Появляется интерес к причинному объяснению явлений, развивается умение аргументировать суждения, доказывать истинность и ложность отдельных положений, появляется критичность мышления. С развитием мышления растет культура речи, формируется умение правильно выражать сложные мысли.

Заметно развиваются в этом возрасте волевые качества - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность и инициативность, умение контролировать свое поведение и владеть собой.

У юношей и девушек заметно растет самосознание. Это связано с потребностью учащихся этого возраста, уяснить свое место в обществе, наметить дальнейший жизненный путь. Развитие самосознания создает необходимые предпосылки для самовоспитания.

Юношам и девушкам свойственно богатство и многообразие переживаемых эмоций. Надо признать, что в поведение старших школьников иногда проявляются черты эгоизма, некоторым свойственно неуважение к окружающим. Психическая жизнь отдельных старшеклассников характеризуется противоречиями, внутренними конфликтами между личным и общественным. Немалую роль в жизни старших школьников играют чувства, связанные с интимными отношениями. Новым является нередко возникающее в этом возрасте чувство любви, накладывающее порой глубокий отпечаток на всю жизнь.

Физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности и до некоторой степени определяет возможности дальнейшей жизненной деятельности человека. Поэтому при изучении особенностей формирования личности школьника нельзя не учитывать и фактора физического развития.

 

Педагогическое общение

Учебно-познавательной деятельности учащихся, организуемой и управляемой учителем. Но это лишь одна содержательная характеристика обучения- способ осуществления, его основа. Другой непреложной характеристикой обучения является общение между учителем и учеником.

История сохранила немало фактов о детях, выросших в стаях волков и обезьян. Вырасти и стать человеком можно лишь среди людей, и общение с ними — непременное условие v источник полноценного обучения.

В процессе обучения важную роль играет не только общение старшего поколения и младшего, учителей и учеников, но и самих учащихся между собой.

Процессе обучения "как бы накладываются одна на другую и сливаются воедино не только деятельность обучаемого и обучающего, но еще два вида активности: один - это та конкретная деятельность, которой обучает наставник и которую усваивает ученик, а другой- это прямое, непосредственное, и косвенное, опосредованное, общение". В этом и проявляется двусторонний характер процесса обучения- взаимодействие (общение) обучающих и обучаемых, посредством которого и происходит усвоение и воспроизведение определенных способов деятельности в соответствии с поставленными целями.

Стиль общения педагога с детьми проявляется прежде всего в содержании требований учителя к детям, системе стимулирования и оценке их деятельности.

Стили общения педагога с детьми.

1. Педагогическое общение на основе дружеского, заинтересованного расположения к детям. Для работы воспитателя детского сада и учителя начальной школы это наиболее приемлемый вариант общения, который во многом обеспечивает качество учебно-воспитательного процесса. Здесь особенно необходимы внимание к ребенку, создание атмосферы доверительности и доброжелательности..

2. Соблюдение дистанции. Стиль педагогического общения, который характерен для педагога авторитарного, считающего, что именно соблюдение определенной дистанции позволяет ему лучше управлять детьми. Здесь налицо требовательность, которая подчеркивает разницу между учителем и детьми, когда слово учителя - закон, не может быть возражения педагогу, несогласия с ним.

3. Общение-заигрывание. Этот стиль общения Макаренко определил как «погоня за любовью». Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносят большой вред воспитателю и воспитанию. Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий..

4. Общение на основе совместной творческой деятельности. Этот тип общения наиболее характерен для педагогов, работающих в старших классах. Анализ педагогической практики убедительно доказывает, что такой стиль общения возможен и в младших классах. Именно общение на основе творческой деятельности нередко помогает школьникам определиться с выбором своей дальнейшей профессии уже в начальной школе.

5. Есть и еще один стиль общения, который строится на страхе и устрашении. Порой педагоги, не понимая всей пагубности последствий такого общения, бравируют тем, что они своих детей могут оставить на целый урок одних в классе и никто из них «не пикнет». Основой такого пови­новения детей является страх перед наказанием. Автори­тарные педагоги, как правило, поощряют ябедничество и доносы друг на друга. Дети, расставшись с педагогом -приверженцем «казарменной» дисциплины, вспоминают о нем с болью и обидой.

Теория воспитания исходит из того, что личность формируется не только в деятельности, но и в процессе общения с другими людьми. Чем шире и разумнее организовано общение детей с окружающими их людьми, тем эффективнее результаты воспитания. В дошкольные годы особенно много значит характер общения ребенка с родителями и с другими членами семьи. Излишняя изолированность ребенка от взрослых нередко приводит к формированию у малыша замкнутости, страха перед коллективом, неуверенности в своих силах и возможностях. Напротив, излишнее внимание к ребенку, мелочная опека формируют у малыша вседозволенность, эгоизм, что также осложняет его общение с товарищами.

Конфликты в общении. Нельзя представлять себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью — возникает межличностный конфликт. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, которые лежат в основе межличностных отношений.

В процессе совместной деятельности в качестве причин конфликтов могут выступать два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов.

В том случае, если во взаимодействии людей, осуществляющих хорошо организованную, общественно ценную совместную деятельность, преобладают предметно-деловые противоречия, возникший конфликт, как правило, не ведет к разрыву межличностных отношений и не сопровождается нагнетанием эмоцио­нальной напряженности и враждебности.

В то же время противоречия в сфере личностно-прагматических интересов легко переходят в неприязнь и вражду.

Причиной возникновения конфликтов являются также не преодоленные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общенииэто несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

 

Педагогическая деятельность есть особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. Педагогическая деятельность есть «...сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений—родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений, направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей». Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена общества.

Педагогическая деятельность, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.

Сущность пед. деят-ти:

А) Педагогическая деятельность родилась в недрах воспитательных отношений как субъективное отражение объективных процессов, как сознательное вмешательство в формирование подрастающего поколения.

б) Порождая педагогическую деятельность и находясь с нею в органическом единстве, воспитание может вступать с нею в противоречия и несоответствия, обусловленные отставанием целенаправленной подготовки детей от требований развивающейся и изменяющейся жизни.

в) Педагогическая деятельность преследует цель охвата педагогическим влиянием всей детской жизни, формирования у воспитанников определенного мировоззрения, потребностей, форм поведения, личностных качеств.

г) Педагогическая деятельность наряду с такой подготовкой ставит задачу формирования определенного типа личности и развитие индивидуальности.

д) Педагогическая дея­тельность сознательно стремится к преодолению стихийности, к организованности, тщательному отбору содержания и видов дея­тельности детей для достижения запланированных целей.

е) Педагогическая деятельность представлена специально подготовленными специалистами, учительством, призванным реализовать общественные идеалы, организовать влияние природы, среды и общественности.

Рассмотрим основные компоненты, составляющие структуру пед. деят-ти..

Начальным компонентом педагогической деятельности является знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку. Этот компонент определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности. Вторым ее компонентом являются многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни — мировоззрение. Третьим компонентом являются собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Эффективность педагогической деятельности в воспитательном процессе требует налаживания обратных связей, организованного получения информации о ходе процесса и его результатах. Педагогическая диагностика позволяет педагогу быть осведомленным относительно того, что и как реально влияет на обучение, формирование личностных качеств воспитуемых. Она дает возможность проверять соответствие результатов педагогических воздействий воспитательным целям и вносить необходимые дополнения, исправления, коррективы в содержание и методику воспитательного процесса.

Педагогическая деятельность как общественное явление существует в системе сложных зависимостей и отношений с другими явлениями общественной жизни. Она тесно связана с экономиче­ским базисом. Педагогическая деятельность, по существу есть ор­ганическая часть производственных отношений, организуемая для удовлетворения нужд экономики, производства, подготовки произ­водительных сил, общественно-государственных потребностей. Она содержится за счет общества, выполняет его социальный заказ, призвана обеспечивать охрану и умножение его собственности, трудовую и общекультурную подготовку подрастающего поколе­ния. Педагогическая деятельность направлена также на решение задач развития в ребенке человеческой личности.

Педагогическая деятельность как общественное явление неразрывно связана с идеологической надстройкой. В ее задачу входит формирование индивидуального сознания детей в духе требований гуманного, демократического общественного сознания, включение детей в культуру общественной жизни.

Педагогическая деятельность органично связана с языком. Язык — основное орудие педагогической деятельности, с его помощью осуществляется педагогическое взаимодействие, воздействие и организация всей детской жизни. Педагогическая деятельность как общественно-государственная функция выступает в ка­честве организатора педагогических усилий всего общества: педагогической деятельности общественности, трудовых коллективов, семьи, всех педагогических учреждений.

 

В основе теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, 50—60 гг.) лежит психологическое учение об интериоризации. Это процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую деятельность, формирование внутренних интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней, социальной действительности. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом. Теория П.Я. Гальперина дает один из путей решения этой задачи: указывает условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами.

Формирование умственных действий проходит по следующим этапам. Первый — этап предварительного ознакомления с целью обучения, создание мотивации обучаемого. Второй — составление схемы ориентировочной основы действия (ООД, см.ниже). Третий — выполнение действий в материальном или материализованном виде. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (это — материальное: например, при счете перекладывание каких-либо предметов). Действие выполняется с помощью моделей: схем, чертежей (это — материализованное: счет на палочках). Четвертый — формирование действия как внешнеречевого (в устной речи или письменном виде) без опоры на материальные средства. Операции выполняются словесно: считают вслух. Пятый — формирование действия во внешней речи про себя. Действие сопровождается проговариванием про себя, постепенно сокращаясь, автоматизируется. Шестой — этап выполнения действия в умственном плане. Поэтапное формирование умственных действий обеспечивает интериоризацию.

Условием формирования действий является ООД — это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций). Учеными выделены три типа учения по характеру ориентировочной основы действий.

Значение данной теории состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства — ориентировочной основы действий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.113 с.)