Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неполная индукция. Популярная индукция.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Неполная индукция – умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом. Схема неполной индукции. 1) S1 имеет признак Р S2 имеет признак Р …………………… Sn имеет признак Р 2) S1, S2, ….. Sn – принадлежат классу К Классу К, по-видимому, присущ признак Р Основания перехода от некоторых ко всем элементам: 1) Всеобщий характер признаков; 2) Устойчивая повторяемость признака; Большая роль (в производстве: на основе качества образцов заключают о качестве о целой партии деталей). Заключение – проблематичное. Неполная индукция – правдоподобное (недемонстративное) умозаключение. По способу отбора исходного материала различают: 1) Индукция путем перечисления (популярная). 2) Индукция путем отбора (научная).
Популярная индукция Популярная индукция – обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу. Индукция через простое перечисление. Эвристическая функция популярной индукции: повторяющийся признак наводит на мысль, что совпадение не случайно. Но не исключена возможность ошибочности обобщения (Ошибки следствия и суда) Научная индукция Научная индукция – умозаключение, в котором обобщение строится на основе отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств. Методы научной индукции (Ф. Бэкона, Дж. Милля). А) Метод сходства (нахождения общего в различном) По методу сходства исследуют несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны в одном и различны во всех иных обстоятельствах. Схема по методу сходства 1) А В С – вызывает d 2) М В F – вызывает d 3) МВС – вызывает d По-видимому, В является причиной d А В С d 1) Ваня: пил воду из колодца, молоко, ел овощи – заболел; М В F d 2) Петя: пил из реки, молоко, ел фрукты – заболел; М В С d 3) Саша: пил из реки, молоко, ел овощи – заболел. D В По-видимому причина болезни - молоко
Механизм рассуждения: 1) Выявляются все возможные причины исследуемого явления А۷B۷C۷M۷F →d 2) Исключаются все обстоятельства, не являющиеся необходимыми для исследуемого действия. ˥ А; ˥ С; ˥ М; ˥ F 3) Из множества обстоятельств выделяют сходное и повторяющееся А۷B۷C۷M۷F, ˥ А; ˥ С; ˥ М; ˥ F По-видимому, В Условия достоверного заключения 1) Исследованы все обстоятельства; 2) Каждое обстоятельство не вступает во взаимодействие с другими. Б) Метод различия (нахождения различного в сходном) По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом – нет; при этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все остальные сходны. 1) АВС не вызывает d 2) АВСМ вызывает d По-видимому, М – причина d Ваня принимал препарат АВС – не выздоровел Коля принимал АВСМ – выздоровел М – нужный препарат Механизм рассуждения 1) Исследуются все обстоятельства 2) Исключаются обстоятельства, не приведшие к необходимому действию; 3) Оставшееся единственное обстоятельство привело к необходимому действию. А۷B۷C۷M, ˥ А; ˥ В; ˥ С По-видимому, М Заключение проблематично Условие достоверности – точное и полное знание всех обстоятельств. В) Соединенный метод сходства и различия Это комбинация первых двух методов. Путем анализа множества случаев обнаруживают как сходное в различном, так и различное в сходном. 1) АВС вызывает d 2) MFB вызывает d 3)МВС вызывает d 4) АС не вызывает d 5) MF не вызывает d 6) МС не вызывает d По-видимому, В является причиной d Г) Метод сопутствующих изменений Применяется при анализе случаев, в которых видоизменяется одно из предшествующих обстоятельств, и соответственно видоизменяется исследуемое действие. Причина – такое предшествующее обстоятельство, интенсивность или степень изменения которого совпадает с изменениями исследуемого действия.
2) АВС2 вызывает d2 3) …………………… 4) АВСn вызывает dn По-видимому, С является причиной d (Так выявлено было влияние солнечных пятен на появление магнитных бурь) Условия применения метода 1) Надо знать о всех предшествующих условиях А ۷ В ۷ С 2) Надо исключить те обстоятельства, которые не изменяются при изменении d. Это А и В. 3) Выделяется единственное обстоятельство (С), изменение которого сопутствует изменению действия. Прямая зависимость: с увеличением (уменьшением) интенсивности предшествующего фактора увеличивается (уменьшается) интенсивность действия. (Увеличивается t° → повышается столбик в термометре) Обратная зависимость: с увеличением интенсивности предшествующего фактора уменьшается интенсивность действия. (больше сила трения → меньше скорость) Важно учитывать пределы интенсивности изменений – границы, между которыми не происходит качественного изменения явлений. (для воды пределы - 0°С - 100°С. В этих пределах увеличение t° → к увеличению объема воды). Д) Метод остатков Устанавливает причину, вызывающую определенную часть сложного действия, при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены. 1) АВС вызывает x,y,z 2) А вызывает x 3) В вызывает y C вызывает z Модифицированное рассуждение 1) АВС вызывает авсd 2) А вызывает а 3) В вызывает в С вызывает с По-видимому существует некий Х, вызывающий d II. Умозаключение по аналогии Понятие аналогии Применяется при анализе единичных событий, предметов, явлений. Уподобляют новое единичное явление другому, известному и сходному с ним и распространяет на первое полученную информацию. Умозаключение по аналогии – вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом. Основа умозаключения по аналогии – сравнение: установление сходства и различия объектов. Принцип умозаключения по аналогии: Если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов, признаках.
Виды аналогии 1) Аналогия предметов – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком – свойства этих предметов. а присущи P,Q,S,T в присущи P,Q,S, в присуще Т (Распространение света, по аналогии с распространением звука, имеет волновую природу). 2) Аналогия отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком – свойства этих отношений. 1) x - отец сына y (отношение R1)
По-видимому, R2 присуще Т (Дед обязан заботиться о внуке, как отец о сыне) Аналогия отношений лежит в основе метода моделирования (параметры модели переносятся на реальный объект). Ошибка: когда уподобляют сами предметы, а не отношения между ними. 2.3. Условия состоятельности выводов по аналогии 1) Сходство уподобляемых объектов в существенных признаках. 2) Различия должны быть не существенны. Предмет не должен содержать признаков, не совместимых с переносимым. 3) Знание о наличии связи между сходными и переносимым признаком: а) строгая аналогия: необходимая связь переносимого признака с признаками сходства (P,Q,S) → Т (свет и звук) б) нестрогая аналогия – такое уподобление, в котором зависимость между сходными и переносимым признаком лишь вероятна. (общественно-исторические исследования). Роль аналогии в праве а) Аналогия в правовой оценке: знание о конкретном факте уподобляется определенной норме права; б) Аналогия в процессе расследования: судья, следователь, расследуя конкретное дело, сравнивают с ранее исследованными единичными случаями.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.204 (0.01 с.) |