Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Невидимки на сказочной улицеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: тренировать умение находить один предмет в ряду однородных. Оборудование: картонные полоски, наборы прищепок основных цветов (по количеству детей). * * * Данная игра может служить продолжением предыдущей. Педагог. В сказочный город пробрались невидимки. Они большие шалуны. Один в красный дом зайдет, там поиграет, а игрушки за собой не уберет. Другой в зеленый дом незаметно проникнет и там все конфеты съест. И так везде. Нужно их поймать, но сделать это очень трудно — их много и они невидимые. Далее взрослый называет местонахождение невидимок. К примеру, первый дом слева, второй дом справа и т.п. А дети находят дом, в котором спрятался невидимка, и называют его цвет. Педагог также может использовать прищепки в упражнениях по закреплению пространственных отношений на плоскости. Например, прищепки по инструкции взрослого крепятся в правом верхнем углу листа картона, в нижних углах и т.п. Клоун Цель: закреплять в активной речи предлоги на и с, выражающие пространственное значение. Оборудование: игрушечный клоун, прищепки (по количеству детей). * * * Дети располагаются вокруг взрослого, который держит в руках игрушечного клоуна и коробку с прищепками. Взрослый прикрепляет по одной прищепке к одежде клоуна; дети комментируют, куда крепится прищепка (на рукав, брюки, колпак, волосы, воротник, пояс, рубашку и т.д.). Затем взрослый предлагает детям отцепить от клоуна прищепки, передавая игрушку по кругу. Каждый из детей при этом снимает с клоуна одну прищепку и говорит, откуда он ее снял. К примеру: «Я отцепил прищепку с рукава». Вместо клоуна можно использовать любую мягкую игрушку, тогда дети снимают прищепки с лап, хвоста, уха, головы и т.п.
Логопедические игры с использованием прищепок Тематическая цепочка Цель: активизировать предметный словарь по теме «Посуда». Оборудование: коробка с прищепками. * * * Дети по одному подходят к столу, на котором разложены прищепки. Ребенок берет одну прищепку и называет предмет посуды. Следующий ребенок прикрепляет другую прищепку к первой, также называет предмет по теме «Посуда». Таким образом, дети собирают цепочку из прищепок. Чья цепочка длиннее Цели: расширять словарный запас по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»; учить различать близкие по значению родовые понятия. Оборудование: две коробки с прищепками. * * * Дети разбиваются на две команды. Первой команде предлагается как можно больше придумать и назвать домашних животных, второй — диких. При назывании животного каждый ребенок прикрепляет прищепку к прищепке предыдущего игрока своей команды. Выигрывает та команда, у которой цепочка из прищепок окажется длиннее. Данную и предыдущую игру можно провести по любой другой лексической теме. Например: — столовая и чайная посуда; — взрослые животные и их детеныши; — овощи и фрукты; — одежда и обувь; — перелетные и зимующие птицы; — цветы и деревья. Для следующих игр педагогу нужно изготовить из плотно- • го материала (картона или линолеума) наборную полоску размером 5x15 см. Сколько слов? Цели: учить определять количество слов в предложении; закрепить знания о предлогах, имеющих пространственное значение. Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками (по 3—4 прищепки одного цвета и одна красная) и наборная полоска. * * * I вариант Каждый из детей получает сюжетную картинку, составляет по ней предложение, проговаривает его и прикрепляет к наборной полоске прищепки по количеству слов в этом предложении. II вариант Игра может быть использована для закрепления понятия «маленькое слово» (предлог). Так же, как и в первом варианте, дети определяют количество слов в названных или в самостоятельно составленных по сюжетным картинкам предложениях. Но, в отличие от прежнего варианта, данные предложения будут содержать предлог пространственного значения (на, в, из, под и т.п.), который дети на наборной полоске обозначают красной прищепкой. Посчитаем слоги Цель: учить слоговому анализу слова. Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками красного цвета (3—4 шт.), наборная полоска. * * * Взрослый напоминает ребятам, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных, и предлагает внимательно слушать слова и прицеплять на наборную полоску в ряд столько прищепок, сколько в этом слове слогов. Уточняется, что каждая прищепка будет обозначать гласный звук. Педагог называет первое слово: «Жук». Дети прикрепляют к полоске одну прищепку. Логопед дает ребятам образец ответа: «В слове жук один гласный звук [у] и один слог». На следующих занятиях задание усложняется: каждый ребенок получает картинку, самостоятельно обозначает количество слогов в ее названии и определяет, какие в этом слове гласные звуки. Угадай-ка Цель: формировать навыки слогового анализа и синтеза. Оборудование: предметные картинки с различным слоговым составом (из одного, двух, трех и четырех (для детей подготовительной к школе группы) слогов), наборная полоска. Перед детьми на доске размещены три (четыре) предметные картинки. Примерные наборы картинок: — кит, чашка, лопата (полотенце); — бант, шапка, капуста (велосипед); — стул, платье, корова (телевизор); — слон, мальчик, девочка (Буратино); — шкаф, часы, колготки (поросенок); — хлеб, банка, баклажан (телевизор). Один из детей — ведущий — загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове. Тот, кто первым отгадает картинку, становится ведущим. Магазин игрушек Цели: формировать навыки слогового анализа и синтеза слов; развивать коммуникативную функцию речи. Оборудование: коробка с прищепками, наборная полоска, игрушки. * * * Взрослый объясняет детям правила игры. Педагог. Сегодня у нас открывается магазин игрушек. Я буду продавать игрушки, которые выставлены на витрине (на столе). Значит, я буду... Дети. Продавцом. Педагог. А вы будете покупать игрушки. Значит, вы будете... Дети. Покупателями. Педагог. Все вы видели, как взрослые делают покупки в магазине. Чтобы купить что-то, нужны деньги. У нас в магазине вместо денег будут прищепки. Сколько в названии игрушки слогов, такова и ее стоимость. Например, если кто-то захочет купить игрушечную собаку, он должен будет заплатить за нее три прищепки. Целесообразно, чтобы выходящий к «продавцу» ребенок прикреплял свои прищепки к наборной полоске для последующей ее демонстрации остальным детям («платил на кассе»). На тот же звук Цели: расширять словарный запас; учить определять первый звук в слове. Оборудование: коробка с прищепками. * * * На столе у взрослого стоит коробка с прищепками. Каждый ребенок подходит к столу, берет одну прищепку и называет слово, начинающееся с определенного звука (установка дана перед началом игры). Следующий ребенок прикрепляет свою прищепку к прищепке предыдущего игрока, также называя слово на тот же звук. Таким образом дети собирают из прищепок цепочку. Выигрывает последний участник игры, придумавший новое слово. Собери звуковые бусы Цель: учить различать гласные и согласные звуки. Оборудование: коробка с прищепками красного и синего цвета. * * * Ребенку или группе детей педагог предлагает собрать цветную цепочку, в которой будут чередоваться красные и синие прищепки. Красные прищепки символизируют гласные звуки, а синие — согласные. Например: первый ребенок прикрепляет красную прищепку, называя звук [о], следующий говорит [н] и прикрепляет к первой прищепке синюю и т.д. Можно усложнить игру: участники должны будут поочередно называть слова, начинающиеся на гласный или согласный звук. Новые слова Цели: расширять лексический запас за счет слов, образованных префиксальным способом; формировать коммуникативность речи на основе развития навыка составления предложений. Оборудование: предметные картинки (самолет, машина, корабль), несколько разноцветных прищепок. На доске размещены три предметные картинки. Взрослый просит детей назвать слово-действие, которое соответствует каждой из картинок, и отвечает на вопросы: «Что делал?», «Что сделала?» Дети отвечают: — Самолет летел. — Машина ехала. — Корабль плыл. Педагог сообщает детям, что сейчас они будут заниматься очень увлекательным делом — образовывать новые слова. А частями новых слов будут прищепки. Например, это будет «под» (взрослый показывает прищепку). Если мы соединим «под» со словом «летел» (взрослый прикрепляет прищепку с левой стороны нарисованного самолета), получится слово «подлетел». Педагог демонстрирует ребятам, как образовать слова «подъехала», «отплыл». Далее дети по одному подходят к доске с картинками и получают от взрослого прищепку. При этом педагог называет прищепку по-разному: «вы», «под», «при», «от»... Ребенок, получивший прищепку, прикрепляет ее к одной из картинок (на свой выбор) и называет новое получившееся слово. Игру можно усложнить: после образования нового слова ребенок составляет с этим словом предложение. Выбери посуду Цели: расширять словарный запас по теме «Посуда»; формировать умение образовывать слова суффиксальным способом; учить различать и правильно называть предметы посуды с суффиксами -ник- и ница-. Оборудование: картинки с изображением предметов посуды (чайник, кофейник, соусник, салатник, молочник, хлебница, сахарница, конфетница, салфетница, селедочница, сухарница); красные и синие прищепки (по 5 шт.). * * * Взрослый берет прищепку синего цвета и говорит детям, что она будет обозначать частичку «ник» в конце слова. Например, в слове «чайник» (педагог прикрепляет синюю прищепку с правой стороны рисунка). Затем среди других картинок на доске дети выбирают и называют слова с частицей «ник» в конце слова (кофейник, соусник, салатник, молочник). Далее педагог обращает внимание детей на другие картинки и предлагает назвать изображения на них (хлебница, сахарница, конфетница, салфетница, селедочница, сухарница). В названиях этих предметов тоже есть одинаковая частичка в конце слова. Догадайтесь, какая? (Дети отвечают: «-ница».) Взрослый сообщает ребятам, что эту частичку будет обозначать прищепка красного цвета. Далее дети по одному подходят к доске с картинками, называют частичку «-ник» или «-ница» и прикрепляют прищепку соответствующего цвета к выбранному предмету посуды. Следующие игры призваны разнообразить работу по коррекции звукопроизношения на индивидуальных логопедических занятиях. Собачка Цели: развивать фонематическое восприятие; закреплять пространственные представления («право — лево»). Оборудование: картинки с изображением различных предметов (шар, карандаш, шкаф, малыш, подушка, камыш, пушка, шорты, уши, мышь, машина, шарф, крыша, шапка, рубашка), наборные полоски и прищепки (по количеству детей). * * * У каждого ребенка на столе лежат наборная полоска и прищепка. Педагог задает игровую направленность: «Сегодня ваши прищепки превратятся в собачек-ищеек. Они будут искать, где в слове спрятался звук [ш] (или любой другой звук в соответствии с темой занятия). Полоска — это слово на картинке. Покажите, где начало слова (дети показывают левый край полоски), где конец? (Дети показывают правый край полоски.) Взрослый показывает ребятам, как нужно прикреплять прищепку-собачку, которая нашла звук [ш] в начале, середине и конце слова. Демонстрационные картинки размещаются на доске по одной. Сороки Цели: развивать фонематическое восприятие; автоматизировать произношение звука [с] в словах. Оборудование: прищепки; картинки с изображениями предметов, в названии которых звук [с] находится в различной позиции и в названии которых звук [с] отсутствует. * * * Перед ребенком (детьми) на столе разложены картинки небольшого формата (можно использовать карточки из «Логопедического лото») и стоит коробка с прищепками. Педагог. Ребята, сегодня наши прищепки превратятся в сорок. Сороки — птицы любопытные, хватают все, что понравилось. А нашим «сорокам» нравятся только такие слова, в которых слышится звук [с]. Педагог демонстрирует, как сороки «хватают» картинки со звуком [с] (прикрепляет к каждой из картинок прищепку). Далее взрослый предлагает ребятам найти картинки с закрепляемым звуком и «отдать» их сорокам. Ребенок прицепляет к картинкам со звуком [с] прищепки. Педагог поощряет правильное проговаривание названий предметов, изображенных на выбранных картинках. Если звук [с] у ребенка уже поставлен, игра продолжается дальше. Сороки «отдают» картинки взрослому, ребенок при этом четко называет изображенные на них предметы. Данная игра может проводиться не только индивидуально, но и с подгруппой из двух-трех человек. Тогда у детей появляется возможность соревнования. Игры по данной модели могут быть использованы для коррекции произношения и других звуков. Различай и называй Цель: учить различать и правильно произносить звуки [р] — [л]. Оборудование: прищепки красного и белого цвета, картинки с изображением предметов, в названии которых звуки [р] или [л] находятся в различной позиции (рак, лошадь, ромашка, ракета, колобок, пчела, карандаш, помидор, ложка, клубок и т.п.). Перед ребенком (детьми) на столе разложены картинки небольшого формата и стоит коробка с прищепками красного и белого цвета. Педагог предлагает ребенку прикрепить красные прищепки к картинкам с изображением предметов, в названии которых слышится звук [р], а белые — в названии которых звук [л]. Можно предложить двум детям (со сходным речевым дефектом) соревнование — кто первым соберет картинки со «своим» звуком. Один ребенок ищет слова со звуком [р] и прикрепляет к картинкам прищепки красного цвета. Другой прикрепляет белые прищепки к картинкам, в названии предметов на которых есть звук [л]. При этом дети четко называют изображенные на картинках предметы. Автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах-диалогах Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора». Подобные упражнения целесообразно использовать на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука. Звуки [с], [с'] Песенка машиниста Спят ли волки? Спят, спят. Спят ли пчелки? Спят, спят. Спят ли птички? Спят, спят. А лисички? Спят, спят. Все на свете Спят, спят. Только я и паровоз — Мы не спим, Мы не спим. И летит до самых звезд К небу дым, К небу дым. В. Рождественская
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.008 с.) |