Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невидимки на сказочной улице

Поиск

Цель: тренировать умение находить один предмет в ряду однородных.

Оборудование: картонные полоски, наборы прищепок ос­новных цветов (по количеству детей).

* * *

Данная игра может служить продолжением предыдущей.

Педагог. В сказочный город пробрались невидимки. Они большие шалуны. Один в красный дом зайдет, там поиграет, а игрушки за собой не уберет. Другой в зеленый дом незамет­но проникнет и там все конфеты съест. И так везде. Нужно их поймать, но сделать это очень трудно — их много и они невидимые.

Далее взрослый называет местонахождение невидимок. К при­меру, первый дом слева, второй дом справа и т.п. А дети находят дом, в котором спрятался невидимка, и называют его цвет.

Педагог также может использовать прищепки в упражнени­ях по закреплению пространственных отношений на плоско­сти. Например, прищепки по инструкции взрослого крепятся в правом верхнем углу листа картона, в нижних углах и т.п.

Клоун

Цель: закреплять в активной речи предлоги на и с, выра­жающие пространственное значение.

Оборудование: игрушечный клоун, прищепки (по количе­ству детей).

* * *

Дети располагаются вокруг взрослого, который держит в руках игрушечного клоуна и коробку с прищепками. Взрос­лый прикрепляет по одной прищепке к одежде клоуна; дети комментируют, куда крепится прищепка (на рукав, брюки, колпак, волосы, воротник, пояс, рубашку и т.д.).

Затем взрослый предлагает детям отцепить от клоуна при­щепки, передавая игрушку по кругу. Каждый из детей при этом снимает с клоуна одну прищепку и говорит, откуда он ее снял. К примеру: «Я отцепил прищепку с рукава».

Вместо клоуна можно использовать любую мягкую игрушку, тогда дети снимают прищепки с лап, хвоста, уха, головы и т.п.

 

Логопедические игры с использованием прищепок

Тематическая цепочка

Цель: активизировать предметный словарь по теме «Посуда».

Оборудование: коробка с прищепками.

* * *

Дети по одному подходят к столу, на котором разложены прищепки. Ребенок берет одну прищепку и называет пред­мет посуды. Следующий ребенок прикрепляет другую при­щепку к первой, также называет предмет по теме «Посуда». Таким образом, дети собирают цепочку из прищепок.

Чья цепочка длиннее

Цели: расширять словарный запас по темам: «Дикие жи­вотные», «Домашние животные»; учить различать близкие по значению родовые понятия.

Оборудование: две коробки с прищепками.

* * *

Дети разбиваются на две команды. Первой команде пред­лагается как можно больше придумать и назвать домашних животных, второй — диких. При назывании животного каж­дый ребенок прикрепляет прищепку к прищепке предыду­щего игрока своей команды. Выигрывает та команда, у кото­рой цепочка из прищепок окажется длиннее.

Данную и предыдущую игру можно провести по любой другой лексической теме. Например:

— столовая и чайная посуда;

— взрослые животные и их детеныши;

— овощи и фрукты;

— одежда и обувь;

— перелетные и зимующие птицы;

— цветы и деревья.

Для следующих игр педагогу нужно изготовить из плотно- • го материала (картона или линолеума) наборную полоску раз­мером 5x15 см.

Сколько слов?

Цели: учить определять количество слов в предложении; закрепить знания о предлогах, имеющих пространственное значение.

Оборудование: по количеству детей коробки с прищепка­ми (по 3—4 прищепки одного цвета и одна красная) и набор­ная полоска.

* * *

I вариант

Каждый из детей получает сюжетную картинку, составля­ет по ней предложение, проговаривает его и прикрепляет к наборной полоске прищепки по количеству слов в этом пред­ложении.

II вариант

Игра может быть использована для закрепления понятия «маленькое слово» (предлог).

Так же, как и в первом варианте, дети определяют количе­ство слов в названных или в самостоятельно составленных по сюжетным картинкам предложениях. Но, в отличие от прежне­го варианта, данные предложения будут содержать предлог про­странственного значения (на, в, из, под и т.п.), который дети на наборной полоске обозначают красной прищепкой.

Посчитаем слоги

Цель: учить слоговому анализу слова.

Оборудование: по количеству детей коробки с прищепка­ми красного цвета (3—4 шт.), наборная полоска.

* * *

Взрослый напоминает ребятам, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных, и предлагает внимательно слушать слова и прицеплять на наборную полоску в ряд столько при­щепок, сколько в этом слове слогов. Уточняется, что каждая прищепка будет обозначать гласный звук.

Педагог называет первое слово: «Жук». Дети прикрепля­ют к полоске одну прищепку. Логопед дает ребятам образец ответа: «В слове жук один гласный звук [у] и один слог».

На следующих занятиях задание усложняется: каждый ребенок получает картинку, самостоятельно обозначает коли­чество слогов в ее названии и определяет, какие в этом слове гласные звуки.

Угадай-ка

Цель: формировать навыки слогового анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки с различным слого­вым составом (из одного, двух, трех и четырех (для детей под­готовительной к школе группы) слогов), наборная полоска.

Перед детьми на доске размещены три (четыре) предмет­ные картинки.

Примерные наборы картинок:

— кит, чашка, лопата (полотенце);

— бант, шапка, капуста (велосипед);

— стул, платье, корова (телевизор);

— слон, мальчик, девочка (Буратино);

— шкаф, часы, колготки (поросенок);

— хлеб, банка, баклажан (телевизор).

Один из детей — ведущий — загадывает картинку и кре­пит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове. Тот, кто первым отгадает картинку, ста­новится ведущим.

Магазин игрушек

Цели: формировать навыки слогового анализа и синтеза слов; развивать коммуникативную функцию речи.

Оборудование: коробка с прищепками, наборная полоска, игрушки.

* * *

Взрослый объясняет детям правила игры.

Педагог. Сегодня у нас открывается магазин игрушек. Я буду продавать игрушки, которые выставлены на витрине (на столе). Значит, я буду...

Дети. Продавцом.

Педагог. А вы будете покупать игрушки. Значит, вы будете...

Дети. Покупателями.

Педагог. Все вы видели, как взрослые делают покупки в магазине. Чтобы купить что-то, нужны деньги. У нас в мага­зине вместо денег будут прищепки.

Сколько в названии игрушки слогов, такова и ее стоимость. Например, если кто-то захочет купить игрушечную собаку, он должен будет заплатить за нее три прищепки.

Целесообразно, чтобы выходящий к «продавцу» ребенок прикреплял свои прищепки к наборной полоске для последу­ющей ее демонстрации остальным детям («платил на кассе»).

На тот же звук

Цели: расширять словарный запас; учить определять пер­вый звук в слове.

Оборудование: коробка с прищепками.

* * *

На столе у взрослого стоит коробка с прищепками. Каждый ребенок подходит к столу, берет одну прищепку и называет сло­во, начинающееся с определенного звука (установка дана перед началом игры). Следующий ребенок прикрепляет свою прищеп­ку к прищепке предыдущего игрока, также называя слово на тот же звук. Таким образом дети собирают из прищепок цепочку. Выигрывает последний участник игры, придумавший новое слово.

Собери звуковые бусы

Цель: учить различать гласные и согласные звуки.

Оборудование: коробка с прищепками красного и синего цвета.

* * *

Ребенку или группе детей педагог предлагает собрать цвет­ную цепочку, в которой будут чередоваться красные и синие прищепки. Красные прищепки символизируют гласные зву­ки, а синие — согласные.

Например: первый ребенок прикрепляет красную прищеп­ку, называя звук [о], следующий говорит [н] и прикрепляет к первой прищепке синюю и т.д.

Можно усложнить игру: участники должны будут пооче­редно называть слова, начинающиеся на гласный или соглас­ный звук.

Новые слова

Цели: расширять лексический запас за счет слов, образо­ванных префиксальным способом; формировать коммуникативность речи на основе развития навыка составления пред­ложений.

Оборудование: предметные картинки (самолет, машина, корабль), несколько разноцветных прищепок.

На доске размещены три предметные картинки. Взрослый просит детей назвать слово-действие, которое соответствует каждой из картинок, и отвечает на вопросы: «Что делал?», «Что сделала?»

Дети отвечают:

— Самолет летел.

— Машина ехала.

— Корабль плыл.

Педагог сообщает детям, что сейчас они будут заниматься очень увлекательным делом — образовывать новые слова. А час­тями новых слов будут прищепки.

Например, это будет «под» (взрослый показывает прищеп­ку). Если мы соединим «под» со словом «летел» (взрослый прикрепляет прищепку с левой стороны нарисованного само­лета), получится слово «подлетел».

Педагог демонстрирует ребятам, как образовать слова «подъехала», «отплыл».

Далее дети по одному подходят к доске с картинками и получают от взрослого прищепку. При этом педагог называет прищепку по-разному: «вы», «под», «при», «от»... Ребенок, получивший прищепку, прикрепляет ее к одной из картинок (на свой выбор) и называет новое получившееся слово.

Игру можно усложнить: после образования нового слова ребенок составляет с этим словом предложение.

Выбери посуду

Цели: расширять словарный запас по теме «Посуда»; фор­мировать умение образовывать слова суффиксальным спосо­бом; учить различать и правильно называть предметы посуды с суффиксами -ник- и ница-.

Оборудование: картинки с изображением предметов посу­ды (чайник, кофейник, соусник, салатник, молочник, хлеб­ница, сахарница, конфетница, салфетница, селедочница, су­харница); красные и синие прищепки (по 5 шт.).

* * *

Взрослый берет прищепку синего цвета и говорит детям, что она будет обозначать частичку «ник» в конце слова. Например, в слове «чайник» (педагог прикрепляет синюю при­щепку с правой стороны рисунка).

Затем среди других картинок на доске дети выбирают и называют слова с частицей «ник» в конце слова (кофейник, соусник, салатник, молочник).

Далее педагог обращает внимание детей на другие картин­ки и предлагает назвать изображения на них (хлебница, са­харница, конфетница, салфетница, селедочница, сухарница). В названиях этих предметов тоже есть одинаковая частичка в конце слова. Догадайтесь, какая? (Дети отвечают: «-ница».) Взрослый сообщает ребятам, что эту частичку будет обозна­чать прищепка красного цвета.

Далее дети по одному подходят к доске с картинками, на­зывают частичку «-ник» или «-ница» и прикрепляют прищеп­ку соответствующего цвета к выбранному предмету посуды.

Следующие игры призваны разнообразить работу по кор­рекции звукопроизношения на индивидуальных логопедичес­ких занятиях.

Собачка

Цели: развивать фонематическое восприятие; закреплять пространственные представления («право — лево»).

Оборудование: картинки с изображением различных пред­метов (шар, карандаш, шкаф, малыш, подушка, камыш, пуш­ка, шорты, уши, мышь, машина, шарф, крыша, шапка, ру­башка), наборные полоски и прищепки (по количеству детей).

* * *

У каждого ребенка на столе лежат наборная полоска и при­щепка.

Педагог задает игровую направленность: «Сегодня ваши прищепки превратятся в собачек-ищеек. Они будут искать, где в слове спрятался звук [ш] (или любой другой звук в соответствии с темой занятия).

Полоска — это слово на картинке. Покажите, где начало слова (дети показывают левый край полоски), где конец? (Дети показывают правый край полоски.)

Взрослый показывает ребятам, как нужно прикреплять при­щепку-собачку, которая нашла звук [ш] в начале, середине и конце слова.

Демонстрационные картинки размещаются на доске по одной.

Сороки

Цели: развивать фонематическое восприятие; автоматизи­ровать произношение звука [с] в словах.

Оборудование: прищепки; картинки с изображениями пред­метов, в названии которых звук [с] находится в различной

позиции и в названии которых звук [с] отсутствует.

* * *

Перед ребенком (детьми) на столе разложены картинки небольшого формата (можно использовать карточки из «Лого­педического лото») и стоит коробка с прищепками.

Педагог. Ребята, сегодня наши прищепки превратятся в сорок. Сороки — птицы любопытные, хватают все, что понра­вилось. А нашим «сорокам» нравятся только такие слова, в которых слышится звук [с].

Педагог демонстрирует, как сороки «хватают» картинки со звуком [с] (прикрепляет к каждой из картинок прищеп­ку).

Далее взрослый предлагает ребятам найти картинки с за­крепляемым звуком и «отдать» их сорокам. Ребенок прицеп­ляет к картинкам со звуком [с] прищепки. Педагог поощряет правильное проговаривание названий предметов, изображен­ных на выбранных картинках.

Если звук [с] у ребенка уже поставлен, игра продолжается дальше. Сороки «отдают» картинки взрослому, ребенок при этом четко называет изображенные на них предметы.

Данная игра может проводиться не только индивидуально, но и с подгруппой из двух-трех человек. Тогда у детей появ­ляется возможность соревнования.

Игры по данной модели могут быть использованы для кор­рекции произношения и других звуков.

Различай и называй

Цель: учить различать и правильно произносить звуки [р] — [л].

Оборудование: прищепки красного и белого цвета, картинки с изображением предметов, в названии которых звуки [р] или [л] находятся в различной позиции (рак, лошадь, ромашка, ра­кета, колобок, пчела, карандаш, помидор, ложка, клубок и т.п.).

Перед ребенком (детьми) на столе разложены картинки небольшого формата и стоит коробка с прищепками красного и белого цвета.

Педагог предлагает ребенку прикрепить красные прищеп­ки к картинкам с изображением предметов, в названии кото­рых слышится звук [р], а белые — в названии которых звук [л].

Можно предложить двум детям (со сходным речевым де­фектом) соревнование — кто первым соберет картинки со «сво­им» звуком. Один ребенок ищет слова со звуком [р] и при­крепляет к картинкам прищепки красного цвета. Другой при­крепляет белые прищепки к картинкам, в названии предметов на которых есть звук [л]. При этом дети четко называют изоб­раженные на картинках предметы.


Автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах-диалогах

Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговари­вая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превраща­ются» в различных героев — участников «разговора». Подоб­ные упражнения целесообразно использовать на этапе введе­ния поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука.

Звуки [с], [с']

Песенка машиниста

Спят ли волки?

Спят, спят.

Спят ли пчелки?

Спят, спят.

Спят ли птички?

Спят, спят.

А лисички?

Спят, спят.

Все на свете

Спят, спят.

Только я и паровоз —

Мы не спим,

Мы не спим.

И летит до самых звезд

К небу дым,

К небу дым.

В. Рождественская



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.008 с.)