Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разговор старой ивы с дождем↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лиса Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста. Хитрая плутовка, рыжая головка. Ротик открывает, зайчиков пугает. Крокодил В зоопарке воробей пообедал у зверей. А зубастый крокодил чуть его не проглотил. Гусь — Га-га-га, — гогочет гусь, — Я семьей своей горжусь! Аист Аист крылья расправляет, Аист клювик раскрывает. Птичка Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево. Открытая прищепка наклоняется к поверхности стола и закрывается (повторить несколько раз). Рука возвращается в исходное положение. Птичка клювом повела, Птичка зернышки нашла. Птичка зернышки склевала, Птичка вновь защебетала. Черепашка Прищепка при произнесении последней строчки стихотворения «кусает» за палец левой руки. Ах, обжора-черепашка! Панцирь — вот ее рубашка. Поплывет — и цапнет рыбку, Съест с довольною улыбкой. Отдохнет она немножко, На обед поймает мошку. Если ужинать пора, Цап — и схватит комара. Но еды ей не хватило: Цап! Меня за пальчик схватила! И. Лопухина Угостим Жучку Оборудование: прищепки, вырезанные из картона косточки не менее 15 см длиной (по количеству детей), миска. Детям предлагается взять из миски по одной косточке левой рукой. В правой руке у каждого ребенка прищепка-«Жучка». Правая рука подносится к левой, прищепка захватывает косточку. После ужина убрались, В миске косточки остались. Косточки мы соберем И собачке отнесем. Жучка косточку схватила, В уголочек утащила. Глупая ворона Оборудование: прищепки темного цвета, сложенные в виде конфет фантики (по количеству детей). Перед каждым ребенком на столе лежит фантик. Взрослый наклоняет кисть руки к столу и захватывает прищепкой фантик. Затем кисть руки возвращается в исходное положение. Увидела бумагу — Да как ее ухватит. Думала конфета, Оказалось.., фантик! Собаки В следующих упражнениях задействованы обе руки взрослого, которые ритмично открывают и закрывают прищепки по ходу проговаривания текста. Две собаки лают, Друг друга не кусают. Только голос подают. Видно, зубы берегут. Грачата Двое маленьких грачат Целый день в гнезде кричат. Открывают рты грачата: Очень есть они хотят. Зайчики — Глазки мыли? — Мыли. — Ушки мыли? — Мыли. — Лапки мыли? — Мыли. — Хвостик мыли? — Нет, забыли. Интересный разговор Лягушонок: «Квак-квак!» А утенок: «Кряк-кряк!» Все сказали, все спросили. Хорошо поговорили! Б. Липанович Зайчик и собака Указательный и средний пальцы левой руки подняты вверх, остальные сжаты. Указательный и большой пальцы правой руки открывают и закрывают прищепку. Во время произнесения последней строчки стихотворения левая рука прячется за спину. Раз, два, три, четыре, пять — Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает И собаку выпускает. Собака злая лает, Зайчик убегает.
Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепон Коробочки Цель: обучать детей сличению предметов по цвету. Оборудование: четыре картонные коробочки с приклеенными на дно кружками красного, желтого, зеленого и синего цвета, четыре прищепки такого же цвета. * * * I вариант (для индивидуальной работы) Ребенок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край одной из коробок, распределяя их соответственно цвету приклеенного на дно кружка. II вариант (для подгрупповой работы) Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребенок выбирает и прикрепляет к краю соответствующей коробки прищепку того цвета, который ему назвал педагог. На донышке коробки Огонек горит. Какие брать прищепки, Он нам говорит. Ты выбирай, не путай, Внимательно смотри, Такую же по цвету Прищепку прикрепи.
Зубастики Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов. Оборудование: четыре прищепки основных цветов, силуэты помидора, груши, сливы, огурца, вырезанные из цветного картона. * * * — Жили-были разноцветные зубастики. Ребята, назовите, какого они цвета? (Красного, желтого, зеленого и синего.) Зубастики любили все грызть. Но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета: Красный зубастик ест помидор. Желтый за грушей полез на забор. Синий ест сливу: вот молодец! Зеленый зубастик ест огурец. Каждый ребенок «угощает» зубастиков овощами и фруктами, оречевляя свои действия. Разноцветный заборчик Цель: закрепить названия основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх — низ). Оборудование: полоски картона 5x15 см, комплекты по 8— 10 прищепок двух цветов (по количеству детей). * * * Каждому из ребят раздаются комплекты по 8—10 прищепок двух цветов. Дети должны построить «заборчик»: чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона (другой вариант — к нижней). Гномики Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия основных цветов. Оборудование: пять картонных коробочек красного, желтого, зеленого, синего и белого цвета, прищепки аналогичного цвета. * * * Перед детьми ставятся на стол пять коробок красного, желтого, зеленого, синего и белого цвета с прищепками. Жили веселые гномики. Каждый в своем домике. Педагог высыпает из коробочек все прищепки и перемешивает их со словами: Пошли гулять гномики И перепутали домики. Вы им скорей помогите, В домики их проводите. Дети прикрепляют прищепки к краям коробок, соотнося их по цвету. Платочки Цель: закрепить понятия большой — маленький, большая — поменьше (прищепка). Оборудование: комплекты (по количеству детей) из двух картонных квадратов (платочки) разного размера и 12 маленьких и больших прищепок. * * * Каждому ребенку взрослый дает по два квадрата разного размера и на подносе по шесть маленьких и больших прищепок. Детям предлагается подобрать и прикрепить к большому «платочку» большие «кисти» (прищепки), а к маленькому — маленькие. Шаль с бахромой Цель: закрепить понятия большой — маленький. Оборудование: комплекты (по количеству детей) из картонного квадрата 10x10 см (шаль), маленькие и большие прищепки. Каждому ребенку взрослый дает по квадрату и на подносе маленькие и большие прищепки. Детям предлагается украсить «шаль» «бахромой», чередуя большие и маленькие прищепки. Развитие творческого воображения дошкольников в играх с прищепками Для проведения данных игр нужно предварительно вырезать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. Малышу будет интереснее не просто манипулировать с предметами по образцу, а проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучивать с ребенком стихотворения (автор Г.А. Пичугина) что, безусловно, будет способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию его памяти и внимания.
Зайчик Мерзнет зайка на опушке, Спрятал лапки, спрятал ушки. Зайка, зайка, не дрожи, Лапки, ушки покажи. Ежик Ежик, ежик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ежик. Мы сейчас тебе поможем. Солнышко Солнышко утром Рано встает. Лучики тянет — тепло нам дает. Самолет Самолет, самолет Отправляется в полет. Но без крыльев и хвоста Не взлетит он никогда. Птичка Клювик, крылышки и хвостик — Прилетела птичка в гости. Дом Дом сломался — вот беда. Где крылечко? Где труба? Мы умеем мастерить, Можем домик починить. Жучок Очень наш жучок устал — Бегал по дорожке. Ночью спал, а утром встал, Показал нам ножки. Цветок Лепесточки и листок — Распустился наш цветок. Рыбка Рыбка, рыбка, что грустишь? Не видать улыбки? Без хвоста и плавников Не бывает рыбки. Тучка и дождь Тучка по небу гуляла — Все дождинки растеряла. Ель Елочка наша вдруг загрустила, Лапы еловые вниз опустила. Береза Белоствольная береза В холода весну ждала. В мае листья распустила. Ветки к солнцу подняла. Овощи (морковь, свекла, репа) Урожай мы убирали И ботву всю оборвали. Мы листочки прикрепляем — Сразу овощи узнаем. Бабочка Тельце, крылышки, усы — Вот и бабочка, смотри! Платье Платье шил портной из ситца, А быть может, изо льна. Видно, очень торопился — Позабыл про рукава. Он приладил рукава, Но лениться не привык. И пришил оборку, пояс И красивый воротник! Использование прищепок при расширении и активизации словаря по теме «Домашние животные» Эта серия упражнений рассчитана на детей как младшего дошкольного возраста (работа над закреплением в речи звукоподражательных слов), так и более старших дошкольников (работа по словообразованию существительных, обозначающих детенышей домашних животных, и закреплению в речи звукоподражательных глаголов). Взрослый читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя тем самым диалог стихотворных персонажей. Собака и щенок — Гав-гав-гав,— собака лает, — Мой сыночек подрастает. — Гав-гав-гав, — щенок сказал И за котенком побежал. Кошка и котенок — Мяу-мяу, где мой крошка? — Кто мяукает так? — Кошка. А котенок ей в ответ: — Мяу, мама, где обед? Корова и теленок — Му-му-му, — мычит корова, — Я теленка потеряла. — Му-му-му, — в ответ теленок, — За меня не бойся, мама, Я гуляю на лугу, никуда не убегу! Лошадь и жеребенок — Иго-го, — лошадка ржет. Жеребеночка зовет. — Иго-го, — жеребенок заржал — И за мамой скорей поскакал. Свинья и поросенок Хрюкает свинья: — хрю-хрю, Очень сына я люблю! — Хрю-хрю-хрю, — кричит ребенок. — Кто сынок тот? — Поросенок. Коза и козленок Мекает коза: — Ме-ме! Мой сынок, иди ко мне! Прискакал козленок сразу. — Ме-ме-ме! — пропел три раза. Курица и цыплята Кудахчет курица: — Ко-ко! Зачем ушли вы далеко? — Пи-пи-пи, — пищат цыплятки, — Очень в поле клевер сладкий! Утка и утенок На дворе у нас с утра Утка крякает: — Кря-кря! И малыш ее, утенок, — Кря-кря-кря! — кричит спросонок. Игры-драматизации с детьми старшего дошкольного возраста Прищепки можно также успешно использовать в разыгрывании различных сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Двое дошкольников передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок. В этой работе можно использовать следующие тексты. Лисица и утка — Уважаемая утка! Я люблю Вас просто жутко! Прилетайте же ко мне! Посидим наедине! — Ах, спасибо Вам, лисица, Но мне что-то не сидится! М. Дружинина Кошка и курица — Хорошо на улице, — Сказала кошка курице. — А я и не заметила, — Курица ответила. В. Кротов Петушок и собака — Ку-ка-ре-ку! Хватит спать! Всем давно пора вставать! — Петя-Петя-петушок. Не буди меня, дружок! Спать я ночью не могу, Дом я ночью стерегу. В. Орлов Кто кого обидел первый? — Кто кого обидел первый? — Он меня! — Нет, он меня! — Кто кого ударил первый? — Он меня! — Нет, он меня! — Вы же раньше так дружили! — Я дружил. — И я дружил. — Что же вы не поделили? — Я забыл. — И я забыл. В. Орлов Кот-хвастун — Кто нитку прядет? — Кто-кто — кот! — А кто ткань ткет? — Кто, кто — кот! — А кто куртку шьет? — Кто, кто — кот! — А кто из кладовки сметану крадет? Молчит кот. Только облизывает рот... И. Лопухина Лиса и крот — Славный домик, милый крот, Только больно узкий вход! — Вход, Лисичка, в самый раз: Он не впустит в домик Вас! Б. Заходер Воробей — Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь. — Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки. А. Тараскин Медведь — Ты куда идешь, медведь? — В город елку поглядеть. — Да на что тебе она? — Новый год встречать пора. — Где поставишь ты ее? — В лес возьму, в свое жилье. — Что ж не вырубил в лесу? — Жалко. Лучше принесу. Г. Виеру Дразнилка Сидит на суку Ворона и каркает. А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит. Ворона говорит: — Кар... — Тошка! — прибавляет Заяц. — Кар... — Тина! — быстро выкрикивает Заяц. — Кар... — Зина! — хохочет длинноухий. — Кар-кар... — закричала рассерженная Ворона на Зайца и клювом его, клювом! —...Аул, аул! — завопил Заяц. — Караул! — и от Вороны во весь дух! С. Иванов Лис и мышонок — Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный? — Землю копал. — Для чего землю копал. — Норку делал. — Для чего норку делал? — От тебя, Лис, прятаться. — Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу. — А у меня в норке спаленка. — Кушать захочешь — вылезешь. — А у меня в норке кладовочка. — Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою. — А я от тебя в отнорочек — и был таков! В. Бианки Белка и Енот — Белка — неряха! Белка — грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула! — Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья. — А для чего? — Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила. А теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку постелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля? Заяц и Ежик — Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе — волки бегут или медведи бредут... — Не бойся... Это я, Ежик. — Чего же ты, бессовестный, такой шум поднял?! — Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул — и сам от страха трясусь! Воробей и Лягуха — Лягуха, Лягуха, ты куда скачешь? — Ку-а-ку-а! Купаться! А ты куда? — И я купаться! А ты где, Лягуха, купаешься? — Где, где... В канаве! — Да кто же в канаве купается? — А где же купаться-то? — В песочке, на сухом местечке, на пригорочке! Э. Шим из цикла «Лесные разговоры» Сорока и Медведь — Эй, Медведь, ты днем что делаешь? — Я-то? Да ем. — А ночью? — И ночью ем. — А утром? — И утром. — А вечером? — И вечером ем. — Когда же ты тогда не ешь? — Когда сыт бываю. — А когда же ты сытым бываешь? — Да никогда... Сорока и Заяц — Вот бы тебе. Заяц, да лисьи зубы! — Э-э, Сорока, все равно плохо... — Вот бы тебе, Серый, да волчьи ноги! — Э-э, Сорока, невелико счастье... — Вот бы тебе, Косой, да рысьи когти! — Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня все равно заячья... Кто как спит — Ты, Заяц, как спишь? — Как положено — лежа. — А ты. Тетерка, как? — А я сидя. — А ты, Цапля? — А я стоя. — Выходит, друзья, что я, Летучая Мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю! — А как же ты. Летучая Мышь, спишь-отдыхаешь? — Да вниз головой... Лисица и Еж — Всем ты. Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу! — А что. Лиса, я с колючками некрасивый, что ли? — Да не то чтоб некрасивый... — Может, я с колючками неуклюжий? — Да не то чтоб неуклюжий! — Ну так какой же я такой с колючками-то?! — Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный... Н. Сладкое из цикла «Лесные шорохи»
Использование прищепок при усвоении детьми пространственных представлений Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Некоторые дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), умственное развитие, усвоение знаний, навыков, умений осуществляются как поэтапный переход «материальной» (внешней) деятельности во внутренний, умственный план. Как показала практика, при ознакомлении со схемой собственного тела эффективно использование прищепок в качестве «материальной опоры», обозначающей такие абстрактные понятия, как «право — лево». Каждому ребенку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется им к правому рукаву своей одежды. Эта прищепка служит для дошкольника зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела, а позже — правой и левой стороны листа бумаги (плоскости): У тебя на рукаве огонек горит — Это ПРАВАЯ рука, он нам говорит! В исследованиях педагогов и психологов отмечается несомненная важность работы по развитию пространственных дифференциаций для преодоления нарушений письменной речи у школьников, а также для предупреждения дисграфии у дошкольников. Так, в ряде работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ, И.Н. Садовникова предлагает такую последовательность освоения детьми пространственных представлений: — определение схемы собственного тела; — правого и левого направлений в пространстве по отношению к себе; — пространственных взаимоотношений объектов по зависимой и независимой точке отсчета; — схемы тела человека, стоящего напротив; — последовательности предметного ряда; — овладение пространственными ориентировками на плоскости; — усвоение предлогов пространственного значения. Следующие дидактические игры с использованием прищепок окажут неоценимую помощь учителю-логопеду (педагогу-психологу, воспитателю) в данном направлении коррекционной работы. Слон или собака? Цель: формировать пространственные представления «право — лево». Оборудование: две крупные игрушки, прищепки (по количеству детей). * * * Взрослый прикрепляет одной половине детей прищепку к правому рукаву одежды, другой половине — к левому. Затем он сажает на два стула крупные игрушки (например, слона и собаку) и сообщает ребятам, что слон собирает в свою команду тех, у кого прищепка на правом рукаве, а собака — тех, у кого прищепка на левом. По сигналу взрослого (это может быть звон колокольчика или удар в бубен) дети встают друг за другом к стульям с игрушками, затем слон и собака «проверяют», не перепутал ли кто из ребят колонну. Найди пару Цель: развивать пространственную дифференциацию, тренировать умение определять схему тела человека, стоящего напротив. Оборудование: прищепки (по количеству детей). * * * Взрослый прикрепляет одной половине детей прищепку к правому рукаву одежды, другой половине — к левому (если количество детей нечетное, взрослый также становится участником игры). Дети по просьбе взрослого встают в круг и поворачиваются спиной к его центру. Взявшись за руки, ребята идут по кругу, а педагог произносит четверостишье: Хоровод, хоровод, Не смотрели мы вперед. Хоровод мы разобьем, Себе пары мы найдем! С последней фразой дети поворачиваются лицом к центру круга и ищут себе пару по принципу: у кого прищепка на правом (левом) рукаве, тот берет за руки того, у кого прищепка на том же правом (левом) рукаве. Кто быстрее? Цель: развивать пространственную дифференциацию. Оборудование: две коробки с прищепками. * * * Группа детей делится на две команды, каждая из которых выбирает капитана. По сигналу педагога капитаны берут из коробок прищепки и прикрепляют их на рукава одежды детей из своих команд. Капитан одной команды должен прикрепить прищепки к правым рукавам детей, другой — к левым. В ходе игры члены команды могут помогать своим капитанам, указывая на нужную руку. Выигрывает та команда, чей капитан быстро и правильно прикрепит прищепки. Сказочная улица Цель: тренировать умение определять линейную последовательность предметов. Оборудование: картонные полоски и наборы прищепок основных цветов (по количеству детей). * * * Дети сидят за столами. У каждого из них по пять прищепок (красного, желтого, зеленого, синего, белого цвета) и полоска бумаги. Взрослый просит детей положить перед собой бумажную полоску. Педагог. Ребята, приглашаю вас в сказочный город. У каждого из вас есть полоска. Это будет улица. А на этой улице мы построим дома из прищепок. Начало улицы слева. Покажите левый край полоски. (Дети показывают.) Дома на нашей сказочной улице будут разноцветными. Первый дом — красный. (Дети прикрепляют к полоске красную прищепку.) Следующий дом — синий. Дальше идут желтый, белый, зеленый. Мы с вами дошли до конца улицы. Теперь давайте повернем назад и назовем цвета домов в обратном направлении — справа налево. Взрослый еще раз просит детей назвать цвета домов слева направо (с начала «улицы») и справа налево (с конца «улицы»). Клоун Цель: закреплять в активной речи предлоги на и с, выражающие пространственное значение. Оборудование: игрушечный клоун, прищепки (по количеству детей). * * * Дети располагаются вокруг взрослого, который держит в руках игрушечного клоуна и коробку с прищепками. Взрослый прикрепляет по одной прищепке к одежде клоуна; дети комментируют, куда крепится прищепка (на рукав, брюки, колпак, волосы, воротник, пояс, рубашку и т.д.). Затем взрослый предлагает детям отцепить от клоуна прищепки, передавая игрушку по кругу. Каждый из детей при этом снимает с клоуна одну прищепку и говорит, откуда он ее снял. К примеру: «Я отцепил прищепку с рукава». Вместо клоуна можно использовать любую мягкую игрушку, тогда дети снимают прищепки с лап, хвоста, уха, головы и т.п.
Логопедические игры с использованием прищепок Тематическая цепочка Цель: активизировать предметный словарь по теме «Посуда». Оборудование: коробка с прищепками. * * * Дети по одному подходят к столу, на котором разложены прищепки. Ребенок берет одну прищепку и называет предмет посуды. Следующий ребенок прикрепляет другую прищепку к первой, также называет предмет по теме «Посуда». Таким образом, дети собирают цепочку из прищепок. Чья цепочка длиннее Цели: расширять словарный запас по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»; учить различать близкие по значению родовые понятия. Оборудование: две коробки с прищепками. * * * Дети разбиваются на две команды. Первой команде предлагается как можно больше придумать и назвать домашних животных, второй — диких. При назывании животного каждый ребенок прикрепляет прищепку к прищепке предыдущего игрока своей команды. Выигрывает та команда, у которой цепочка из прищепок окажется длиннее. Данную и предыдущую игру можно провести по любой другой лексической теме. Например: — столовая и чайная посуда; — взрослые животные и их детеныши; — овощи и фрукты; — одежда и обувь; — перелетные и зимующие птицы; — цветы и деревья. Для следующих игр педагогу нужно изготовить из плотно- • го материала (картона или линолеума) наборную полоску размером 5x15 см. Сколько слов? Цели: учить определять количество слов в предложении; закрепить знания о предлогах, имеющих пространственное значение. Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками (по 3—4 прищепки одного цвета и одна красная) и наборная полоска. * * * I вариант Каждый из детей получает сюжетную картинку, составляет по ней предложение, проговаривает его и прикрепляет к наборной полоске прищепки по количеству слов в этом предложении. II вариант Игра может быть использована для закрепления понятия «маленькое слово» (предлог). Так же, как и в первом варианте, дети определяют количество слов в названных или в самостоятельно составленных по сюжетным картинкам предложениях. Но, в отличие от прежнего варианта, данные предложения будут содержать предлог пространственного значения (на, в, из, под и т.п.), который дети на наборной полоске обозначают красной прищепкой. Посчитаем слоги Цель: учить слоговому анализу слова. Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками красного цвета (3—4 шт.), наборная полоска. * * * Взрослый напоминает ребятам, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных, и предлагает внимательно слушать слова и прицеплять на наборную полоску в ряд столько прищепок, сколько в этом слове слогов. Уточняется, что каждая прищепка будет обозначать гласный звук. Педагог называет первое слово: «Жук». Дети прикрепляют к полоске одну прищепку. Логопед дает ребятам образец ответа: «В слове жук один гласный звук [у] и один слог». На следующих занятиях задание усложняется: каждый ребенок получает картинку, самостоятельно обозначает количество слогов в ее названии и определяет, какие в этом слове гласные звуки. Угадай-ка Цель: формировать навыки слогового анализа и синтеза. Оборудование: предметные картинки с различным слоговым составом (из одного, двух, трех и четырех (для детей подготовительной к школе группы) слогов), наборная полоска. Перед детьми на доске размещены три (четыре) предметные картинки. Примерные наборы картинок: — кит, чашка, лопата (полотенце); — бант, шапка, капуста (велосипед); — стул, платье, корова (телевизор); — слон, мальчик, девочка (Буратино); — шкаф, часы, колготки (поросенок); — хлеб, банка, баклажан (телевизор). Один из детей — ведущий — загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове. Тот, кто первым отгадает картинку, становится ведущим. Магазин игрушек Цели: формировать навыки слогового анализа и синтеза слов; развивать коммуникативную функцию речи. Оборудование: коробка с прищепками, наборная полоска, игрушки. * * * Взрослый объясняет детям правила игры. Педагог. Сегодня у нас открывается магазин игрушек. Я буду продавать игрушки, которые выставлены на витрине (на столе). Значит, я буду... Дети. Продавцом. Педагог. А вы будете покупать игрушки. Значит, вы будете... Дети. Покупателями. Педагог. Все вы видели, как взрослые делают покупки в магазине. Чтобы купить что-то, нужны деньги. У нас в магазине вместо денег будут прищепки. Сколько в названии игрушки слогов, такова и ее стоимость. Например, если кто-то захочет купить игрушечную собаку, он должен будет заплатить за нее три прищепки. Целесообразно, чтобы выходящий к «продавцу» ребенок прикреплял свои прищепки к наборной полоске для последующей ее демонстрации остальным детям («платил на кассе»). На тот же звук Цели: расширять словарный запас; учить определять первый звук в слове. Оборудование: коробка с прищепками. * * * На столе у взрослого стоит коробка с прищепками. Каждый ребенок подходит к столу, берет одну прищепку и называет слово, начинающееся с определенного звука (установка дана перед началом игры). Следующий ребенок прикрепляет свою прищепку к прищепке предыдущего игрока, также называя слово на тот же звук. Таким образом дети собирают из прищепок цепочку. Выигрывает последний участник игры, придумавший новое слово. Собери звуковые бусы Цель: учить различать гласные и согласные звуки. Оборудование: коробка с прищепками красного и синего цвета. * * * Ребенку или группе детей педагог предлагает собрать цветную цепочку, в которой будут чередоваться красные и синие прищепки. Красные прищепки символизируют гласные звуки, а синие — согласные. Например: первый ребенок прикрепляет красную прищепку, называя звук [о], следующий говорит [н] и прикрепляет к первой прищепке синюю и т.д. Можно усложнить игру: участники должны будут поочередно называть слова, начинающиеся на гласный или согласный звук. Новые слова Цели: расширять лексический запас за счет слов, образованных префиксальным способом; формировать коммуникативность речи на основе развития навыка составления предложений. Оборудование: предметные картинки (самолет, машина, корабль), несколько разноцветных прищепок. На доске размещены три предметные картинки. Взрослый просит детей назвать слово-действие, которое соответствует каждой из картинок, и отвечает на вопросы: «Что делал?», «Что сделала?» Дети отвечают: — Самолет летел. — Машина ехала. — Корабль плыл. Педагог сообщает детям, что сейчас они будут заниматься очень увлекательным делом — образовывать новые слова. А частями новых слов будут прищепки. Например, это будет «под» (взрослый показывает прищепку). Если мы соединим «под» со словом «летел» (взрослый прикрепляет прищепку с левой стороны нарисованного самолета), получится слово «подлетел». Педагог демонстрирует ребятам, как образовать слова «подъехала», «отплыл». Далее дети по одному подходят к доске с картинками и получают от взрослого прищепку. При этом педагог называет прищепку по-разному: «вы», «под», «при», «от»... Ребенок, получивший прищепку, прикрепляет ее к одной из картинок (на свой выбор) и называет новое получившееся слово. Игру можно усложнить: после образования нового слова ребенок составляет с этим словом предложение. Выбери посуду Цели: расширять словарный запас по теме «Посуда»; формировать умение образовывать слова суффиксальным способом; учить различать и правильно называть предметы посуды с суффиксами -ник- и ница-. Оборудование: картинки с изображением предметов посуды (чайник, кофейник, соусник, салатник, молочник, хлебница, сахарница, конфетница, салфетница, селедочница, сухарница); красные и синие прищепки (по 5 шт.). * * * Взрослый берет прищепку синего цвета и говорит детям, что она будет обозначать частичку «ник» в конце слова. Например, в слове «чайник» (педагог прикрепляет синюю прищепку с правой стороны рисунка). Затем среди других картинок на доске дети выбирают и называют слова с частицей «ник» в конце слова (кофейник, соусник, салатник, молочник). Далее педагог обращает внимание детей на другие картинки и предлагает назвать изображения на них (хлебница, сахарница, конфетница, салфетница, селедочница, сухарница). В названиях этих предметов тоже есть одинаковая частичка в конце слова. Догадайтесь, какая? (Дети отвечают: «-ница».) Взрослый сообщает ребятам, что эту частичку будет обозначать прищепка красного цвета. Далее дети по одному подходят к доске с картинками, называют частичку «-ник» или «-ница» и прикрепляют прищепку соответствующего цвета к выбранному предмету посуды. Следующие игры призваны разнообразить работу по коррекции звукопроизношения на индивидуальных логопедических занятиях. Собачка Цели: развивать фонематическое восприятие; закреплять пространственные представления («право — лево»). Оборудование: картинки с изображением различных предметов (шар, карандаш, шкаф, малыш, подушка, камыш, пушка, шорты, уши, мышь, машина, шарф, крыша, шапка, рубашка), наборные полоски и прищепки (по количеству детей). * * * У каждого ребенка на столе лежат наборная полоска и прищепка. Педагог задает игровую направленность: «Сегодня ваши прищепки превратятся в собачек-ищеек. Они будут искать, где в слове спрятался звук [ш] (или любой другой звук в соответствии с темой занятия). Полоска — это слово на картинке. Покажите, где начало слова (дети показывают левый край полоски), где конец? (Дети показывают правый край полоски.) Взрослый показывает ребятам, как нужно прикреплять прищепку-собачку, которая нашла звук [ш] в начале, середине и конце слова. Демонстрационные картинки размещаются на доске по одной. Сороки Цели: развивать фонематическое восприятие; автоматизировать произношение звука [с] в словах. Оборудование: прищепки; картинки с изображениями предметов, в названии которых звук [с] находится в различной позиции и в названии которых звук [с] отсутствует. * * * Перед ребенком (детьми) на столе разложены картинки небольшого формата (можно использовать карточки из «Логопедического лото») и стоит коробка с прищепками. Педагог. Ребята, сегодня наши прищепки превратятся в сорок. Сороки — птицы любопытные, хватают все, что понравилось. А нашим «сорокам» нравятся только такие слова, в которых слышится звук [с]. Педагог демонстрирует, как сороки «хватают» картинки со звуком [с] (прикрепляет к каждой из картинок прищепку). Далее взрослый предлагает ребятам найти картинки с закрепляемым звуком и «отдать» их сорокам. Ребенок прицепляет к картинкам со звуком [с] прищепки. Педагог поощряет правильное проговаривание названий предметов, изображенных на выбранных картинках. Если звук [с] у ребенка уже поставлен, игра продолжается дальше. Сороки «отдают» картинки взрослому, ребенок при этом четко называет изображенные на них предметы. Данная игра может проводиться не только индивидуально, но и с подгруппой из двух-трех человек. Тогда у детей появляется возможность соревнования. Игры по данной модели могут быть использованы для коррекции произношения и других звуков. Различай и называй Цель: учить различать и правильно произносить звуки [р] — [л]. Оборудование: прищепки красного и белого цвета, картинки с изображением предметов, в названии которых звуки [р] или [л] находятся в различной позиции (рак, лошадь, ромашка, ракета, колобок, пчела, карандаш, помидор, ложка, клубок и т.п.). Перед ребенком (детьми) на столе разложены картинки небольшого формата и стоит коробка с прищепками красного и белого цвета. Педагог предлагает ребенку прикрепить красные прищепки к картинкам с изображением предметов, в названии которых слышится звук [р], а белые — в названии которых звук [л]. Можно предложить двум детям (со сходным речевым дефектом) соревнование — кто первым соберет картинки со «своим» звуком. Один ребенок ищет слова со звуком [р] и прикрепляет к картинкам прищепки красного цвета. Другой прикрепляет белые прищепки к картинкам, в названии предметов на которых есть звук [л]. При этом дети четко называют изображенные на картинках предметы. Автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах-диалогах Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора». Подобные упра
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.013 с.) |