Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 8. Структура и субъекты мирового хозяйства. Основные формы международных экономических отношений. Место России в мировом хозяйстве.

Поиск

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО – совокупность национальных хозяйств, вовлеченных в единый процесс мирового воспроизводства на основе международного разделения труда (МРТ)

 

Основные формы МЭО

l Международная торговля товарами и услугами

l Движение капиталов и зарубежных инвестиций

l Миграция рабочей силы

l Межстрановая кооперация производства

l Обмен в области науки и техники

l Валютно-кредитные отношения

 

СТРУКТУРА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (с т.з. развитости рыночных отношений)

  • Страны с развитой рыночной экономикой (промышленно-развитые страны)
  • Страны менее развитые
  • Развивающиеся страны

 

СТРУКТУРА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (с позиции участия в МРТ)

  • Новые индустриальные страны (НИС) Юго-Восточная Азия
  • Нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт и др.)
  • Наименееразвитые страны (Эфиопия, Бангладеш и др)

«ЦЕНТРЫ СИЛЫ» с системе МХ

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ = США, Канада, Мексика = ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

(Германия и Франция) (Япония, страны ОСЕАН)

 

«ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕКОЕ ПРОСТРАНСТВО » региональная межстрановая интеграция, свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы

 

ПОКАЗАТЕЛИ, характеризующие степень включения страны в мирохозяйственные связи

l Экспортная квота = Экспорт

Импорт

l Объем экспорта на душу населения

l Доля экспорта в объеме ВВП

 

Объем внешнеторговых операций измеряется

l В натуральном выражении - количество и ассортимент товаров (И, Э)

l В стоимостном выражении – с учетом изменения цен

l Сальдо торгового баланса (Э-И)

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА

 

l Увеличение занятости, ВВП, доходов населения

l Избежание кризисов перепроизводства

l Увеличение объема иностранной валюты, получаемой государством

 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА

- уменьшение сырьевых и увеличение готовых продуктов

- увеличение доли высокотехнологичных товаров

 

СУБЪЕКТЫ МХ:

l ТНК – фирмы-гиганты, в руках которых сосредоточен выпуск подавляющей части мировых товаров и услуг, патентов и лицензий. Имеют разветвленную сеть филиалов и дочерних кампаний. Основаны на кооперации труда работников многих предприятий в разных странах.

l ТНБ – международная финансовая олигархия, система перекрестного владения акциями.

 

Международные организации для содействия развитию внешней торговли

l АСЕАН

l СААРК

l ГАТТ (ВТО)

l ЕЭС

l ЕВС

l ЕАСТ

l ЛААСТ

l СААСТ

l ОПЕК

 

АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН)
Создана в 1967 году. В состав АСЕАН входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (с 1984 г.). Официальные цели: развитие экономических, социальных и культурных связей стран-членов. В АСЕАН ведется работа по осуществлению совместных промышленных проектов. Руководящие органы: ежегодные конференции министров иностранных дел, которые проводятся поочередно в столицах стран-участниц. Между сессиями действует Постоянный комитет.

АССОЦИАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЮЖНОЙ АЗИИ (СААРК) – организация семи государств - соседей (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан и Мальдивская республика). Создана в 1985 г. Основная цель – содействие экономическому и культурному развитию, социальному прогрессу. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ - GENERAL AGREEMENT OF TARIFFS AND TRADE (ГАТТ)- создано в 1947 году, первоначально подписано 23 государствами. Страны – участники отказались от импортных квот во взаимной торговле и установили равный недискриминационный режим – принцип наиболее благоприятствуемой нации. Первоначально в ГАТТ входило 117 стран (90% мировой торговли). С 1 января 1995 года – ВТО (Всемирная торговая организация) – входит 146 стран.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕЭС) или «Общий рынок» – создано в 1957 г. Сегодня в ЕС 12 стран: Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды. Люксембург. Цели сообщества: создание таможенного союза в рамках ЕЭС; формирование общего рынка рабочей силы, услуг и капиталов; проведение единой торговой политики в отношении третьих стран; образование экономического и валютного союза. Руководящие органы: Комиссия и Совет министров – в Брюсселе (Бельгия), Европейский парламент (в Страсбурге)

ОПЕК – объединение основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки. Создана в 1960 г. Главные цели – защита интересов развивающихся стран – экспортеров нефти, повышение доходов от добываемой в странах-участницах нефти, всемерное поощрение развития национального нефтяного хозяйства. Высший орган – конференция министров. Штаб-квартира – в Вене (Австрия).

ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЕАСТ) – создана в 1960 г. по инициативе Великобритании. ЕАСТ поддерживает тесное сотрудничество с ЕЭС для формирования единообразных условий хозяйственной деятельности в Западной Европе и с учетом углубляющейся интеграции в рамках Европейских сообществ. Все страны-члены ЕАСТ по отдельности имеют с ЕВС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, создании «европейского экономического пространства». Руководящий орган – Совет министров, Штаб-квартира – в Женеве (Швейцария).

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЛААСТ) – создана в 1960 г. страны южной Америки
СЕВЕРОАМЕЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (СААСТ) –
создана в 1993 г. – США, Канада, Мексика

 

Типы внешнеторговой политики:

ПРОТЕКЦИОНИЗМ -ограничение импорта (квоты, пошлины) и поощрение экспорта

СВОБОДА ТОРГОВЛИ – отсутствие влияния на экспорт и импорт, только фиксирующая эти операции. Используется странами с высокой конкурентоспособностью товаров.

ПРОТЕКЦИОНИЗМ и СВОБОДА ТОРГОВЛИ - применяются дифференцированно в отношении отдельных товарных групп

НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА – политика, обеспечивающая устранение конкуренции и преобладание товаров данной страны в импорте других стран.

ТОРГОВЫЙ ДЕМПИНГ – продажа товаров по более низким ценам, чем цены мирового рынка.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (МРТ) – выражается в

l специализации производства между странами;

l кооперации – взаимодействии стран в производстве, обмене, потреблении созданных товаров и услуг

Причины МРТ

l Неравномерное распределение производственных ресурсов

l Различия в численности населения

l Особенности природно-климатических условий

Вывоз капитала: в ссудной форме (займы) и в предпринимательской форме (портфельные и прямые инвестиции)

Формы вывоза капитала: прямые частные инвестиции, гос займы, кредиты международных финансовых организаций.

 

НОВЫЕ ФОРМЫ МЭО:

-лизинг– долгосрочная аренда оборудования

-инжиниринг – оказание инженерно-строительных и технологических услуг

 

Виды внешнеторговых ограничений

l Тарифы

l Квоты

l Лицензирование внешней торговли

l Субсидирование экспорта (демпинг)

l Государственная монополия внешней торговли

Вопрос 9. Определение малого предпринимательства. Различия в критериях выделения субъектов малого предпринимательства в России и зарубежных странах. Роль малого предпринимательства в экономике.

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами критериях, констатирующих сущность этого понятия.

Основными критериями являются - средняя численность работников, занятых за отчетный период организации.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хоз-ва страны к рыночной экономике.

Малые предприятия РФ

  • Не более 100 занятых
  • Годовой оборот до 15 млн. руб.
  • В уставном капитале доля предприятий в государственной собственности, муниципальной собственности, общественных или религиозных организаций не должна превышать 25%.
  • Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам не должна превышать 25%.

 

Под субъектами МП понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других участников не превышает 25 %. В РФ к МП относятся организации, где численность работников не превышает:

• в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;

•. в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;

• в оптовой торговле — 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

 

Развитие МП является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

§ Формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (услугах);

§ Расширение ассортимента и повышения качества товаров и услуг;

§ Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

§ Более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие талантов, освоение различных видов ремёсел;

§ Вовлечение в трудовую деятельность отдельных видов групп населения, для которых крупное производство налагает опред. ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

§ Активизация научно-технического прогресса.


Преимущества:

- быстрая адаптация к местным условиям хоз-вования;

- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

- более низкая потребность в первоначальном капитале;

- способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

- а также малые предприятия способствуют занятости большого кол-ва работников, и тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний.

Недостатки:

- более высокий уровень риска (высокая степень нестабильности на рынке);

- зависимость от крупных предприятий; недостатки в управлении делом;

- слабая компетентность руководителей;

- повышенная чувствительность к изменениям в условиях хоз-вования;

- трудности в получении кредитов;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров и др.

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования субъектами ма­лого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенной системы порядка регистрации субъек­тов малого предпринимательства, лицензирования их дея­тельности, сертификации их продукции, представления го­сударственной статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие разви­тию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются:

-оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе,

- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства,

-предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности,

- льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства,

-предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки.

Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений — торговле, общественном питании, строительстве гражданских объекте мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Меж тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается.

Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2-3 млрд. долл. У нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном, к системе налоговых льгот на прибыль.

 

Вопрос 10. Разработка бизнес-плана при создании собственного дела. Структура бизнес-плана, характеристика его основных разделов. Предпринимательские расчеты по формировании бизнес-плана.

Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации какой-либо предпринимательской идеи.

Бизнес-план– документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирующий все основные проблемы и способы их решения, с которыми может столкнуться данное предприятие.

Цели составления бизнес-плана:

· получение кредита

· приватизация гос предприятия

· открытие нового бизнеса

· реорганизация фирмы

· привелечение иностранных инвесторов

Стадии предпринимательского процесса:

l Поиск новой идеи и ее оценка

l Составление бизнес-плана

l Поиск необходимых ресурсов

l Управление созданным предприятием.

Предпринимательская идея – идея, основанная на инновации, нововведении

Источники предпринимательских идей:

l Товарный рынок

l Достижения науки и техники

l Новые возможности применения уже известного продукта

Новые потребности, угаданные предпринимателем

 

Бизнес-план позволяет предусмотреть все мероприятия, которые необходимо осуществить для реализации какой-либо предпринимательской идеи, и разработать схему финансового обеспечения этих мероприятий. Второй целью бизнес-плана выступает выявление возможного дохода от реализации идеи и определение уровня прибыльности (а может быть, и убыточности) возможного варианта реализации идеи. Бизнес-план в таком случае можно охарактеризовать как форму экспертной оценки идеи. Можно утверждать, что бизнес-план представляет собой еще одну возможность для предпринимателя осмыслить ход реализации предпринимательской идеи.

В период разработки плана предпринимателю приходится искать ответы на такие вопросы:

— для какой категории населения предназначена та продукция, которая лежит в основе предпринимательской идеи;

— какую форму рекламы придется избрать для достижения поставленной цели;

— каковы сами эти цели (тактическая и стратегическая);

— какими источниками финансирования можно будет воспользоваться для реализации рассматриваемой (планируемой к реали­зации) идеи;

ПРОЦЕСС БИЗНЕС –ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Решение о создании собственного дела

2. Анализ собственных возможностей и способностей

3. Выбор товара (услуги)

4. Анализ возможностей рынка сбыта

5. Прогноз объемов сбыта

6. Выбор места деятельности

7,8. Разработка планов производства и маркетинга

9. Организационный план

10. Выбор ОПФ

11. Разработка финансового плана

12. Подготовка резюме

 

Структура бизнес-плана:

При создании собственного дела предприниматель должен составить бизнес-план и предусмотреть в нем следующие разделы:

  1. общая характеристика фирмы (резюме);
  2. характеристика товаров (услуг);
  3. рынки сбыта товаров (услуг);
  4. конкуренция на рынке сбыта
  5. план маркетинга;
  6. план производства;
  7. организационный план;
  8. риски в деятельности фирмы;
  9. финансовый план;
  10. приложения.

 

Характеристика каждого раздела:

1-Резюме разрабатывается после составления всех других разделов бизнес-плана. В приоритетном порядке формулируются все направления деятельности, по каждому из которых определяются цели, которые будет решать фирма, и стратегии (пути) их достижения. Краткая информация из всех разделов, объем 1-2 стр.,

может быть самостоятельным документом

2-Характиристика товара — один из наиболее важных в механизме создания и функционирования фирмы, поэтому, прежде чем непосредственно перейти к разработке и характеристике функциональных сторон деятельности фирмы, предпринимателю необходимо сделать полное и всестороннее описание товаров (услуг), которые будут представлены на рынке. Краткое описание всех товаров (услуг), предлагаемых фирмой на рынке

Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров и услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы

3-Анализ рынка сбыта предпринимательская фирма работает на покупателей, поэтому, прежде чем произвести товар, нужно выявить его потенциальных покупателей, провести анализ рынка, на который данный товар будет «выбрасываться».

  • КТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ПОКУПАТЕЛЕМ ТОВАРА
  • СЕГМЕНТ РЫНКА (РЫНОЧНАЯ НИША)
  • ВИД РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
  • ХАРАКТЕРИСТИКА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Конкуренция на рынке сбыта

Рынок представляет собой сложный механизм взаимодействия покупателей и продавцов. В качестве последних могут выступать многочисленные коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Поэтому, прежде чем решиться создавать собственное дело, необходимо по возможности определить потенциальных предпринимателей — конкурентов (о чем говорилось в предыдущем разделе бизнес-плана. Этот раздел бизнес-плана должен быть посвящен анализу рыночной конъюнктуры, их рыночной стра­тегии и тактики, характеристике возможных конкурентов.

5- План маркетинга. В этом разделе предпринимателю необходимо объяснить

  • СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА
  • КАК БУДЕТ ПРОДАВАТЬСЯ ТОВАР
  • СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖ
  • СЛУЖБЫ СЕРВИСА
  • РЕПУТАЦИЯ ТОВАРОВ, ФИРМЫ и др.

6-План производства. Бизнес-плана разрабатывается только теми предпринимателями, которые намерены заняться производственной деятельностью.

· ГДЕ И КАК ПРОИЗВОДЯТСЯ ТОВАРЫ

· ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА

· ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ

· ТЕХНОЛОГИИ

7- Организационный план

  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФИРМЫ
  • СВЕДЕНИЯ О ПЕРСОНАЛЕ

8-Риски фирмы. В этом разделе необходимо изложить вопросы о возникновении предполагаемых рисков, внешние и внутренние факторы их возникновения, последствия рисков и рассмотреть пути их предупреждения и минимизации

9- Финансовый план. Данный раздел бизнес-плана является заключительным и представляет как бы обобщающий результат деятельности предприятия (фирмы).

Финансовый план:

· ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕМ ТРЕБУЕМЫХ СРЕДСТВ

· ВОПРОСЫ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

· ПЛАН ПРИБЫЛИ

· ПЛАН ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

· БАЛАНС

Финансовый план в составе бизнес плана содержит следующие обязательные показатели и расчеты

АБСОЛЮТНЫЕ показатели:

· Доход от реализации

· Затраты на производство и реализацию

· Стоимость продукции (товара, услуги)

· Заработная плата персонала (фонд ЗП)

· Валовая и прибыль

· Налоги на З/п

· Расходы на рекламу

· Чистая прибыль (до и после налогообложения)

· Налоговые отчисления

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ: рентабельность проекта, период окупаемости (размер начальных капиталовложений: чистую прибыль (после налогообложения))

10- Приложения нужны для большей детализации отдельных разделов бизнес-плана. Их количество, состав определяются в зависимости от поставленной цели, предмета бизнеса и других факторов.

Наиболее распространенные документы, входящие в приложения:

  • технические данные о продукции;
  • анкеты руководящих работников;
  • организационная и другие схемы;

· результаты аудиторских проверок;

  • мнения консультантов и экспертов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.208 (0.01 с.)