Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Экономическое поведение потребителя: предпочтения, кривые безразличия, норма замещения, бюджетная линия, равновесие в потреблении.

Поиск

Теория потребительского поведения. Любая экономика основывается на 2 фундаментальных принципах: редкость ресурсов и безграничность потребностей. Потребность – нужда человека в чем-либо. В экономике действует закон возвышения (роста) потребности. Поведение потребителя объясняется рядом закономерностей: 1) любая потребность рано или поздно насыщается; 2) для более полного удовлетворения потребности необходимо время; 3) предельная полезность по мере потребления снижается (закон убывающей предельной полезности) – австрийская школа by Карл Менгер. Закон основывается на законе Гессена в области потребительского поведения. Данный закон объясняет, что рыночная цена образуется не только в связи с наличием цены производителя, но и благодаря наличию цены потребителя. Цена потребителя выражается в полезности, то есть ценности блага для потребителя. Рыночная цена – компромиссная цена между ценой производителя и потребителя. Рыночные цены ниже цен производителей. Теория потребительского поведения лежит в основе маркетинговой деятельности.

Потребительский выбор:
- выбор комбинации из двух и более благ, которая принесет наиболее возможную полезность потребителю,
- ограничивается бюджетом потребителя

 

Кривая безразличия – все комбинации двух товаров с одинаковой полезностью.

 

       
 
   
 

 

 

 


Карта безразличия – ряд кривых безразличия с разной степенью полезности. Все вместе кривые безразличия характеризуют разную степень полезности.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ
- Имеют отрицательный наклон
- Не пересекаются
- Кривые, расположенные выше, соответствуют более высоким уровням полезности

 

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ – каждой потребительской корзине, состоящей из товаров Х и У, соответствует некоторое число U, называемое полезностью.

 

Товар Х

 

Товар У

U = f (X,Y), где

U – функция полезности

Х – количество товара Х

У- количество товара У.

 

Норма замещения – показывает какое количество «Y» нужно для того чтобы компенсировать потребителю утраты последней единицы «Х».

 

Предельная норма замещения благом Х блага У – то количество блага У, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение блага Х на единицу, с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

MRSxy= - (ΔY/ΔХ)

 

Бюджетные ограничения – финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете.

 

БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ – линия, показывающая все комбинации двух товаров, которые потребитель может купить при данной величине его денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары.

 
 


Товар Х

 
 

 


 

Товар У

I = Р1Х+ Р2У, где

I – доход потребителя

Р1 – цена товара Х

Р2 – цена товара У

Х – количество товара Х

У- количество товара У.

 

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИИ

- Показывает возможные варианты выбора между двумя различными благами при ограниченном бюджете потребителя
- Наклон бюджетной линии определяется отношением цены одного блага к цене другого
- Изменение дохода смещает бюджетную линию, но не вызывает изменения ее наклона

 

РАВНОВЕСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

- Положение, при котором потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете
- Достигается в точке, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК (излишек потребителя, дополнительная выгода) - разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

Потребительский излишек показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные люди, поскольку различные потребители оценивают потребление различных товаров по-разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается.

Потребительский излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара.

Спрос может быть функциональным, когда выбор делается на основании качеств, присущих товару, и нефункциональным. Он обусловлен различными психологическими причинами. Престиж и мода, желание подражать или выделяться, надежда улучшить свой образ с помощью товара, компенсировать им недостатки и смягчить комплексы неполноценности – все это преобразовывает полезность товара, пропуская ее через призму психологических факторов

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.194 (0.008 с.)