Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №30. Понятие гражданской культуры Алмонда и Вербы.

Поиск

Анализируя и сопоставляя ос­новные компоненты и формы функционирования политических сис­тем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: парохиальный (приходской, «местечковый», патриархальный), для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности; подданнический с сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем индивидуальной активности граждан; партиципаторный (от англ. participation – участие), свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявле­нии ими такой активности. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компо­нентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», в которой преоблада­ют подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.

Гражданская культура - (civil culture), политическая культура, характеризующаяся: а) принятием большинством граждан главенства государства, б) общей верой в необходимость выполнения гражданских обязанностей. Это понятие часто употреблялось в известных книгах Габриэля Алмонда и Сиднея Вербы «Гражданская культура» (1963) и «Новое знакомство с гражданской культурой» (1980). Появившаяся в западных демократических государствах модель гражданской культуры предполагает, что государство, граждане которого политически грамотны и активны, не может само по себе поддерживать стабильное демократическое управление. Гражданская культура понимается как лояльная политическая культура, при которой участие в политике сопровождается доверием и уважением к властям. Традиционализм, приверженность национальным и местным ценностям уравновешивают личные интересы и рациональный подход. Гражданская культура создана на базе проведенных в пяти странах исследований роли гражданских ценностей и поведения в поддержании демократической политической системы. Если в первых изданиях преобладает бихевиористский подход, то при переизданиях авторы сделали упор на политическом анализе. Тревога за судьбу демократии в западных странах представляется несколько преувеличенной. Повышение общего уровня образования побуждает население к новым формам участия в политической деятельности, таким, как *общественные движения или кампании, проводимые *группами интересов.

Как говорили Алмонд и Верба: «Гражданская культура - это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль подданных. Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены».

Билет №31. Политическая идеология. Понятие. Структура. Функции

Хотя сегодня этот термин употребляется в нейтральном значении — как простое обозначение той или иной социальной философии или мировоззрения, политическую идеологию можно определить как систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.

Носителями идеологии выступают, как правило, достаточно крупные общественные группы – это прежде всего классы: буржуазия, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, крестьянство, а также нации. Однако существуют и идеологии, не имеющие классового или национального выражения, а ориентируются на определенные ценности. Например, идеология анархизма (дословно - безвластие) привлекает в свои ряды сторонников максимальной свободы личности, не ограниченной никакой формой власти. Идеологию "зеленых" "исповедуют" представители самых разных социальных групп, ориентирующиеся на постматериальные ценности.

Существующие в обществе идеологии отражают социальную дифференциацию общества и прежде всего характери остроту социальных, экономических, политических, религиозных, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными социальными конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества.

Характерные черты идеологий – групповой эгоизм, идеализация, приукрашивание места и роли данной группы в обществе, ее противопоставление другим группам (классам), гипертрофированное выражение ее интересов, не учет интересов других слоев (яркий пример – марксизм с его учением о пролетариате как гегемоне в революционных преобразованиях общества и диктатуре пролетариата как выражающей интересы всех слоев общества). Эти отличительные черты идеологий определяются прежде всего их сущностной характеристикой как социально тенденциозной коллективной формы сознания.

 

♦ О том, что такое идеология, всегда шли и будут идти споры; при этом были времена, когда идеологию воспринимали в сугубо негативном свете. Общественные науки под идеологией понимают целостный набор идей, обеспечивающий основу для организованных политических действий. Главные темы идеологий — та или иная картина властных отношениях, «проект» будущего и общий абрис того, как именно могут и должны быть осуществлены соответствующие этому «проекту» политические изменения.

♦ Идеологии связывают политическую теорию и политическую практику. С одной стороны, идеологии близки к политическим философиям, поскольку содержат в себе тот

или иной набор ценностей, теорий и доктрин — то есть определенное мировоззрение. С другой стороны, они выливаются в широкие политические движения и выражаются в деятельности политических лидеров, партий и групп.

♦ Каждая идеология связана с вполне определенным набором принципов и идей. Хотя эти идеи вполне «сцеплены друг с другом», часто им недостает внутренней органичности. Охватывая различные традиции, идеологии поэтому часто внутренне противоречивы, — и эти внутренние противоречия подчас могут быть даже более острыми, чем противоречия между соперничающими идеологиями.

♦ Идеологии ни в коем случае не являются герметически закрытыми и неизменными системами мысли. Они могут пересекаться друг с другом, иногда они обращены к одним и тем же проблемам, зачастую они говорят очень близким языком. Они на какое-то время могут уходить в тень, а потом возвращаться, поскольку пересекаются друг с другом, друг на друга воздействуют, изменяются во времени и приспосабливаются к изменяющимся историческим обстоятельствам.

♦ Престиж идеологий растет или падает в зависимости от того, как именно они связаны с политическими, социальными и экономическими обстоятельствами и способны ли они творчески изменяться. Идеологические конфликты XX века привели к тому, что главные идеологии переосмыслили многие из своих традиционных принципов, — тем временем появились новые идеологии, такие, как феминизм, экологизм и религиозный фундаментализм.

♦ Дискуссии о конце идеологии тоже изменялись во времени. В ближайший период после Второй мировой войны они вначале отразили крах фашизма, затем падение привлекательности коммунизма и, наконец, то обстоятельство, что на какой-то момент экономика возобладала над идеологией. Тезис о «конце идеологии» на самом деле призван служить доказательством тому, что имеет место триумф одной идеологии по всему миру — либеральной демократии. Постмодернизм предполагает, что традиционные идеологии потеряли свое значение потому, что исторически они были продуктом модернизации.

Либерализм. Консерватизм.

1)Либерализм

Исторически первой политической идеологией была идеология либерализма, родоначальники которой - Д. Локк, Т. Гоббс, А Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида в лице зарождавшегося буржуа. Экономически активная, но политически бесправная, буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политической доктрине. Сегодня либерализм представляет собой совокупность концепций, которые непременно включают весь базовый набор либеральных ценностей.

Исходным тезисом либеральной идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над интересами общества и государства. Условия самореализации индивида - наличие зрелого гражданского общества, правовое равенство граждан, политический плюрализм как принцип организации жизни общества на началах многообразия, правовое государство с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества.

Глубокий кризис западного общества первой трети XX в. обнаружил ограниченность возможностей либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенства, что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей, в частности расширил социальные функции государства и границы его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Либерализм стал идеологической основой западных демократий.

 

2) Консерватизм

Исходные ценности консервативной политической доктрины - порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Коль логика прогресса задана свыше, то противоестественно вмешиваться в естественный ход исторического развития. Принимая принципы частной собственности, рынка, свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития естественного жизненного начала. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, согласно которой власть принадлежит элите, а свободы трактуются как подчинение власти и лояльность ей. Консерватизм возник не как идеология новых классов, а, наоборот, как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов, в частности аристократии.

Однако следует отметить, что классический консерватизм смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США) и тэтчеризм (Англия), которые очень далеко ушли от первоначальной идеи. Во-первых, произошла заметная эволюция консерватизма в сторону признания приоритета прав и свобод отдельной личности, существенного ограничения экономических и социальных функций государства, что на практике выразилось в приватизации государственной собственности и сокращении социальных программ. Во-вторых, введение доктринальных новшеств сделало неоконверватизм идеологией широких слоев «среднего класса» западного общества. Исторической заслугой неоконсерватизма явилось то, что он оказался способным сформулировать и предложить решение актуальных проблем, вызванных экономическим спадом 70-х годов XX в., когда потребовались структурная перестройка экономики, отвечавшая запросам нового этапа технологической революции, и формирование новой системы стимулов взамен традиционной, ориентированной на рост уровня жизни. Новые мотивации, значимые для работника, были связаны с ростом качества жизни, создания новых форм самореализации личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.009 с.)