Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика оснований возникновения прав на зем уч.

Поиск

Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Наиболее распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки являются административные правовые акты (решения компетентных органов о предоставлении земельных участков) и сделки.

Административный правовой акт. Решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления осуществляется предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися соответственно в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

По общему правилу предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Бесплатно могут предоставляться земельные участки в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 28 ЗК РФ).

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются:

1) федеральными законами – из земель, находящихся в федеральной собственности;

2) законами субъектов РФ – из земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

3) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Земельные участки предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам, если они не ограничены в обороте или хотя и ограничены в обороте, но федеральным законом разрешено их предоставление в собственность граждан и юридических лиц.

Общая характеристика и классификация оснований прекращения прав на зем уч.

ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Право частной собственности на земельные участки добровольно прекращается при:

1) отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством (например, при продаже, дарении земельного участка). При совершении сделки, направленной на отчуждение зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, принадлежащих на праве собственности собственнику недвижимости, также происходит определение юридической судьбы земельного участка, вплоть до прекращения (перехода) на него права собственности (ч. 4 ст. 35 ЗК РФ, ч. 2 ст. 552 ГК РФ);

2) прекращении деятельности юридического лица (его ликвидации), использующего земельный участок на праве собственности. В данном случае прекращается право собственности на участок такого субъекта права, как юридическое лицо;

3) смерти гражданина и переходе права собственности на земельный участок по наследству к государству (например, при отсутствии у гражданина наследников);

4) добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок, который производится по письменному заявлению гражданина или юридического лица – собственника (ст. 53 ЗК РФ). При этом подача заявления не влечет за собой прекращение права собственности. По заявлению этого лица земельный участок принимается на учет по представлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. По истечении года со дня постановки земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот участок. Если земельный участок не признан по решению суда поступившим в муниципальную собственность, то он может быть вновь принят во владение, пользование, распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Земельный кодекс РФ не устанавливает оснований для принудительного прекращения права собственности в силу совершения земельных правонарушений, ввиду ненадлежащего использования земельного участка, а ограничивается ссылкой на гражданское законодательство, в соответствии с которым основаниями принудительного прекращения права частной собственности на земельные участки являются:

1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам должника – собственника земельного участка, которое допускается только на основании решения суда (ст. 278 ГК РФ);

2) неиспользование земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст. 284 ГК РФ);

3) использование земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285, 286 ГК РФ, ст. 54 ЗК РФ).

Неиспользование или использование с нарушением земельного законодательства рассматривается законодателем как существенное нарушение собственником своих обязанностей по использованию принадлежащего ему участка (ст. 42 ЗК РФ) и как основание для принудительного прекращения права собственности на земельный участок.

В Земельном кодексе РФ описан порядок прекращения прав лиц, не являющихся собственниками земельных участков, при его ненадлежащем использовании (ст. 54);

4) реквизиция земельного участка, применяемая в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз. Решение о реквизии принимается уполномоченным исполнительным органом государственной власти.

Реквизией не является изъятие земельного участка, в том числе выкуп, для государственных или муниципальных нужд;

5) выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп производится Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок;

6) отчуждение земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу. Такое прекращение права собственности применяется тогда, когда имущество оказалось в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, но не может принадлежать ему в силу закона;

7) национализация земли, т.е. обращение в государственную собственность земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.

Сделки с зем уч.

Сделками являются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей. В отношении сделок с земельными участками действуют общие гражданско-правовые положения о порядке заключения сделок, об условиях действительности сделок и последствиях их недействительности и др.

Одним из принципов земельного законодательства является принцип учета значения земель как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как природном объекте и одновременно как о недвижимом имуществе. Реализация такого принципа предопределяет и особенности совершаемых с земельными участками сделок.

1. Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Норма ст. 52 ЗК РФ также устанавливает, что отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется с учетом ограничений оборотоспособности земельных участков.

2. Одной из особенностей сделок, заключаемых по поводу земельных участков, является возможность их заключения в порядке проведения торгов (конкурсов, аукционов), причем их проведение в ряде случаев в соответствии с законодательством является обязательным.

3. При совершении сделок с земельными участками не допускается самовольное изменение сторонами категории, целевого назначения земельного участка или установленного особого режима использования участка (например, в охранных зонах). Такое изменение возможно только в порядке, предусмотренном земельным законодательством, и осуществляется компетентными органами государственной власти или местного самоуправления.

4. Распоряжение земельным участком не должно наносить ущерба участкам земли, окружающей среде и нарушать права и законные интересы других лиц, градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных требований (норм, правил, нормативов).

5. Существуют некоторые особенности в оформлении сделок, предметом которых являются земельные участки.

6. В случаях, прямо определенных федеральным законом, требуется государственная регистрация сделки, предметом которой является земельный участок, в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.01 с.)