Фазы политического процесса: формирование политических проблем, принятие политических решений и механизмы их реализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фазы политического процесса: формирование политических проблем, принятие политических решений и механизмы их реализации



Любой политический процесс включает в себя 3 режима его протекания:

1) режим функционирования (фиксирует определённую степень напряжения между политическими субъектами. Типичная степень напряжения – отношения между властью и оппозицией. Сейчас в РБ режим напряжения это функционирования. При режиме функционирования состояние политической системы не выходит за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и политической власти. В этом режиме отражаются обычные рутинные отношения между властью и оппозицией, властью и партиями, властью и населений и т.д. Власти в этом режиме функционирования в большей степени придерживаются традиционных способов взаимоотношений)

2) режим развития (структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые требования граждан. Режим развития – это испытания для власти, он касается и действия оппозиционных сил, они могут мобилизовывать свои силы, привлекать на свою сторону сторонников, добиваться каких-то важных временных успехов)

3) режим распада/упадка политических ценностей (принимаемые властями решения по выполнению не реализуются, сами власти теряют легитимное доверие масс. Распад структур управления носит необратимый характер)

Пример: судьба большинства бывших стран социализма, особенно в европейском регионе, где правящие партии так и не нашли, так и не определили мер, чтобы адекватно отреагировать на поставленные требования, в результате режима распада/упадка поменялась политическая власть.

Любой политический процессов можно разделить на 5 фаз:

· формирование политических приоритетов

· выдвижение политических приоритетов после рассмотрения альтернативных проектов

· принятие политических решений и их легитимация

· приведение в действие механизма реализации принятых решений

· оценка результатов реализации принятых решений

Методы принятия решений:

· рационально-универсальный метод

· метод ветвей (когда проблема существует, нужно решать её по частям, частичными решениями, направленными на часть ситуации, а не решение всей проблемы в целом)

· смешанный метод (комбинирование 1-го и 2-го метода)

В процессе принятия политических решений можно выделить следующие фазы (этапы):

1) подготовительный этап - этап представления политических интересов групп институтами, принимающими политико-управленческие решения;

2) этап формулирования политической воли и принятия политико-управленческих решений;

3) этап реализации политической воли, выраженной в управленческих решениях.


Политические элиты, причины их возникновения и функции.

Управление обществом находится в руках организованного меньшинства. Это организованное меньшинство очень часто отождествляется с понятием элита. В демократических обществах эта политическая элита может прийти к власти только путем выборов. Только в демократическом обществе есть возможности проконтролировать деятельность этой элиты. Поэтому в политологии утвердился термин элита. Впервые этот термин сформулировал итальянский политолог Бельфредо Парето, этим занимались и другие исследователи Гаэтано Моска, Роберто Мигельс и др.

Политическая элита – это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью определенного класса или социального слоя и которая обладает реальной властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции данного общества.

Предпосылки возникновения элиты:

1) Функционирование самой системы власти предполагает существование особого слоя политических лидеров и руководителей (управленцев), которые занимают ключевые места в этих центрах власти.

2) В реальной политической практики сохраняется высокая степень отчужденности масс от процессов управления обществом.

3) Сама технология властвования предполагает быстрое принятие конкретных решений. Это предполагает и участие в принятии этих решений узкого круга специалистов.

4) Выработка многих политических решений требует специальных профессиональных знаний, что также ограничивает общественный контроль за властью именно со стороны масс.

Авторитетность элиты – важнейшее условие ее пребывания у власти.

Для политической элиты характерны и определенные функции:

1) Выражение и защита совокупного интереса слоя или класса, представителем которого она является.

2) Выработка и реализация государственной политики на основе учета всех социальных интересов, защита общенационального интереса.

3) Мотивация своей деятельности заботой об общем благе.

4) Достижение консенсуса (согласия) на основе понимания общих ценностей и принципов функционирования данной политической системы.

Политическая элита ставит, прежде всего, общенародные интересы.


Теории политических элит.

Первым обратил внимание на это организованное меньшинство Моска. Он утверждал, что во всех обществах существует два класса: правящий класс и класс меньшинства.

Класс меньшинства всегда глобализирует власть и этой властью наслаждается. Если происходит изменение власти, то она переходит от меньшинства к меньшинству.

Достоинства меньшинства заключаются в том, насколько это меньшинство может принять в свои ряды представителей из большинства.

Моска полагал, что меньшинство всегда лучше организовано, поэтому оно обладает и возможностями управлять этим большинством. Моска утверждал, что реальной предпосылкой для вхождения в элиту может стать: богатство, знатность происхождения, хорошее качественное образование. Моска выделял в политическом классе многочисленный слой высшего начальства и более многочисленный слой начальства среднего звена. Высшее начальство и начальники среднего звена постоянно нуждаются в обновлении.

Три способа формирования высшего начальства:

· наследование

· выбор

· кооптация (своего рода выбор)

При доминировании критерия наследования политический класс становится закрытым, а общество впадает в застой, стагнацию. При демократическом способе выбора политический класс становится открытым, увеличивается опасность кризиса и общественной политической нестабильности. Поэтому выборы в условиях демократии Моска трактовал как путь к обновлению элиты, а как форму контроля масс над руководителем.

Специальные знания и подлинная научная культура становится политической силой только на высокой стадии цивилизации. Здесь доминирующим критерием становится способность управлять и знание собственного народа, знание менталитета данного народа.

Парето ввел термин элита. Элита, как считал Парето, – это группа людей, которая занимает высокое положение в обществе. Принадлежность к элите зависит от особых качеств, которыми в высшей степени обладают отдельные лица. При этом на первое место Парето ставил психологические свойства людей. Парето считал, что человеческие поступки определяются чувствами, бессознательными инстинктами. Парето называл их (чувства, инстинкты, страсти) остатком. Парето считал наиболее важными шесть так называемых остатков.

1) На первое место он ставил инстинкт комбинации – склонность к выдумыванию, к приключениям.

2) Стремление к постоянству институтов и традициям.

3) Инстинкт общительности – потребность конкретного лица в приземлении своих чувств, стремлений и т.д.

4) Потребность в проявлении чувств

5) Инстинкт безопасности

6) Инстинкт сексуальности

Эти остатки чаще всего не осознаются. Логические обоснования Парето называл часто производными.

Эти остатки и производные комбинируются, таким образом, в политическом процессе, что формируют, как правило, два типа элит: лисы и львы. Причем эти элиты сменяют друг друга. На смену лисам приходят львы, а на смену львам приходят лисы.

Существует круговорот элит: бывает, что правящая элита приходит в упадок, и вытисняется контрэлитой. Для того чтобы процесс упадка не был стремительным необходимо подпитывать элиты новыми кадрами.

Роберто Микель утверждал, что элита зависит от степени организованности формирования и развития элиты определяет организационная структура. Микель сформулировал закон, получивший название «железный закон олигархии»: четкие организационные условия позволяют сохранить существование властвующего меньшинства.

В результате сформировалась теория элит, которая включает положения, что элита – организованное меньшинство, которое управляет большинством.

Классические теории элит сформировались в начале 20 века, но их развитие продолжалось. Сегодня для современной западной политологии считается главным обладание руководящими постами в важнейших сферах сообщества.

Французские политологи определили политическую как замкнутую каску. Элита представляет собой своеобразный треугольник власти, состоящий из политиков, политологов, деловых кругов и высшей администрации.

Американские политологи утверждают, что в демократическом обществе элита состоит из нескольких сотрудничающих и конкурирующих между собой политических групп. Однородной элиты, считают американские политологи, не бывает. Они включают экономическую элиту, военную элиту, профсоюзную элиту, политическую элиту.

Политические элиты бывают открытого и закрытого типа. Элиты открытого типа формируются из различных социальных слоев. Политические элиты закрытого типа формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей.

Есть две системы формирования элиты:

1) Антрепренёрская система рассчитана на личностные качества кандидата, его активность, изобретательность.

2) Система гильдий типична для закрытой циркуляции элит. Она предполагает медленное продвижение кандидатов на вершину власти.

Административная (демократическая) элита – высший слой чиновников.

Деловая экономическая элита – крупные собственники и предприниматели.

Идеологическая элита – идеологи, писатели, артисты и т.д.


Политическое лидерство.

Политическое лидерство тесно связано с понятием политическая элита. Политическое лидерство также представляет особый феномен власти.

Политическое лидерство – способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды изменять желаемым для себя образом социальное поведение других людей или даже социальных групп.

Признаки лидерства:

1) Наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики.

2) Популярность данного человека, влияние на массы.

3) Наличие своей команды, помощников, готовых реализовать идеи своего лидера.

4) Ярко выраженные черты характера, воспринимаемые положительно большой группой людей.

5) Определенный уровень поддержки со стороны или официальных органов власти, или со стороны определенных социальных групп.

Факторы, которые влияют на руководство:

1) политические качества лидера

2) политический стиль лидера

3) политический опыт лидера

4) политическая атмосфера, в которой лидер начинал свою деятельность

5) мотивы, побуждающие к действиям лидера

6) реакция лидера на критические ситуации

Функции лидера:

1) Диагностическая функция лидера

2) Директивная функция – определение направления действий.

3) Нахождение и принятие оптимальных решений в конкретной ситуации

4) Мобилизующая функция

5) Легитимизирующая функция

6) Функция социальной защиты

Типы лидерства:

1) Авторитарный

2) Демократический

3) Отстраненные лидеры

Многие политологи исходят из способов реализации власти:

1) Традиционные лидеры

2) Рационально-легальные лидеры

3) Харизматические лидеры

4) Консервативные

5) Реформаторские

6) Лидеры-служители



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.035 с.)