Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические идеи мыслителей БеларусиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Для политических мыслителей - выходцев с территории современной Беларуси характерны: - «вовлеченность в общемировые политико-идеологические течения» и откровенные заимствования наиболее распространенных идей Западной Европы и России; - стремление к национальному возрождению, поиск национального самоопределения для своего небольшого народа вплоть до полного политического обособления; - умеренность (избегание радикальных теорий и крайних взглядов) под покровом миролюбия, толерантности и веротерпимости; - эклектичность (каждый белорусский мыслитель старается взять понемногу из всех известных ему политических доктрин, отбирая самое общее и бесспорное); - злободневность (зацикленность на текущей политике); - политизация языка (политическая борьба за официальный статус и господдержку родного языка). Надо иметь в виду и то, что отечественных мыслителей знают и ценят только у нас, ибо все их мысли можно найти в более ярком и развитом виде у классиков политологии. Изначально белорусская политическая мысль тесно связана с христианской религией и пытается использовать политические связи мыслителей для религиозного просвещения. За оказанную светскими и духовными властителями поддержку платили проповедью укрепления их власти. Ярким примером чего является деятельность Ефросиньи Полоцкой (1120-1173) и Кирилла Туровского (1130-1182). XIV век считается «началом формирования белорусской народности и белорусского языка». Язык уже тогда получает политическое значение. Просветитель и первопечатник Францыск Скорина (1486-1541) выступал за: - патриотическую и гуманную политику, служащую общему благу, а не интересам одного человека; - верховенство писаного закона и морали, торжество добра и справедливости; - вечный мир между народами; - государственную поддержку духовной свободы, развития науки, культуры, образования. Скорина делил законы на писанные и естественные (заложенные Богом в человеческую душу). Для пресечения отступлений от Божеского закона рекомендовал законопослушание и покорность властям. Микола Гусовский (1480-1533) – большой патриот и известный гуманист, автор идеи всеславянского единства против магометан, сторонник постепенного совершенствования существующего госустройства. Сымон Будный (1530-1593) – знаменитый гуманист и борец с аморальностью властей, особенно церковных. Его книга «О светской власти» ратует за просвещенную монархию, подчиненную истинной вере, считающуюся с правами, дарованными человеку Богом, правящую в интересах всех сословий, равных перед законом, и осуществляющую справедливое правосудие. Власть, по его мнению, несправедлива, если используется в корыстных целях. Будный хулил захватнические войны, но приветствовал оборонительные и освободительные. Лев Сапега (1557-1633) – звезда первой величины белорусской политической истории. В качестве государственного канцлера выступил редактором и издателем Третьего Статута Великого Княжества Литовского 1588 года – предшественника европейских конституций, упорядочившего госустройство и подчинившего сословные права верховенству закона. Борьбу за политическую самостоятельность собственного народа против польских магнатов вели Симеон Полоцкий (1629-1680) и Казимир Лыщинский (1634-1689). Лыщинский считается первых настоящим социалистом-утопистом Беларуси: он желал видеть «мир без власти, города без начальников, народ без хозяев». Впрочем, раньше его некоторые радикальные гуманисты - еретики (Петр из Гоненуза, Якуб из Калиновки, Мартин из Чеховиц, Павел из Винзы) уже выступали на Беларуси за уничтожение государства, крепостничества и прочего угнетения, за свободу и братское равенство всех людей. Их традиции в середине XIX века продолжил Кастусь Калиновский (1838-1864), яростно критиковавший абсолютизм, бюрократизм, экономическое неравенство, эксплуатацию, настойчиво проповедовавший политическое и экономическое равноправие, полное народовластие, революционные методы демократизации и суверенность Литовско-Белорусского государства от Польши и России. Калиновский – автор самого популярного в нашей стране принципа-афоризма: «Не народ для правительства, а правительство для народа». Почти весь ХХ век в Беларуси господствовал марксизм-ленинизм с его представлениями о якобы отмирающем государстве (сначала «государстве диктатуры пролетариата», потом «общенародном государстве»), которое железной рукой под мудрым руководством компартии ведет народ к коммунизму - обществу свободы и материального изобилия. После крушения коммунистического тоталитаризма ведется настойчивый поиск путей построения самостоятельного государства с опорой на коллегиальное или единоличное правление. Пока побеждает концепция политики, закрепленная в ныне действующей редакции Конституции, где предусмотрена республика с очень сильной, практически абсолютной президентской властью. Основные направления современной западной политологии. Современная западная политическая мысль берёт начало с нач. 20-го века, с тех пор оформилось несколько направлений политической мысли: 1) Социологическое направление (изучает явление политики через призму анализа всего общества и многообразие его структуры. Важную роль в формировании этого социологического направления сыграли немец Маркс Вебер и француз Дюркгейм. В рамках этого направления разработано направление современной концепции элиты. Выявлено два типа элиты, которая существует в обществе: - лисы (ведут действия путём обмана) - львы (ведут насилие) Теория заинтересованных групп (в основе лежит конкретный интерес к конкретным социальным слоям. На основе этих проявлений формируются группы интересов, которые пытаются оказать давление на правительственную власть, с целью, чтобы эта власть подчинилась конкретной группе интересов). 2) Направление институционализма (изучает конкретную деятельность политических институтов, к которым относят структуры государственной власти, различные её политические партии). Замкнутые олигархические структуры. Также существуют: - теория демократии - теории тоталитаризма - теория международных отношений. Современная западная политология характеризуется огромным числом названий якобы оригинальных учений, каковые при ближайшем рассмотрении оказываются набором одних и тех же идей, излагаемых крайне общо и поверхностно. Везде мы находим: - сочетание демократии с либерализмом (апологетику «либеральной демократии) и осуждение тоталитаризма с авторитаризмом; - славословия в адрес правового государства, основанного на верховенстве закона (права), и гражданского общества как сферы индивидуальной самореализации, свободной от государственного вмешательства; - многочисленные элементы иррационализма, в частности рассуждения о неспособности разума хоть что-то познать исчерпывающим образом, о неких таинственных и неисповедимых факторах, влияющих на политику, о непредсказуемости будущего, о недопустимости вмешательства в естественный ход событий и т.п.; - узкий прагматизм (сведение науки к набору практических рекомендаций для повседневного применения); - теоретическую эклектику (совмещение взаимоисключающих идей и превращение острых разногласий в дополняющие друг друга точки зрения); - компромисс и консенсус в качестве наиболее эффективных механизмов политического урегулирования конфликтов; - придание определяющего значения идеологии, а также всем формам публичной пропаганды (пиар, СМИ, Интернет и т.п.); - проповедь политического плюрализма (специально наращиваемого многообразия мнений и подходов); - рассказы о якобы уникальных качествах лидеров и элит; - подчеркивание стабилизирующего значения «среднего класса», удерживающего от крайних проявлений и богатых, и бедных; - очень сложные и крайне путанные градации-классификации-типологии всего и вся с вкраплением острых словечек и игривых образов. Основные политологические школы можно перечислять по-разному. Во всех науках наиболее распространенным является деление на школы по национально-территориальному признаку. При этом среди самых влиятельных политологических школ называют: 1) американскую школу, занятую преимущественно прикладными исследованиями; 2) французскую и итальянскую школы, склонные к теоретическим обобщениям; 3) английскую школу, совмещающую теорию с практикой. Наиболее простыми являются деления школ на: 1) школы консенсусного подхода (для них политика - по преимуществу сотрудничество) и школы конфронтационного подхода (для них политика по преимуществу противостояние, борьба, конфликты); 2) политологию идеалов ( школы, склонные к выработке и насаждению политических идеалов) ‑ политологию интересов (школы, обслуживающие действующих политиков, рассматривающие политику как искусство возможного, предпочитающие практическую результативность). По сути политологических доктрин из всего многообразия школ чаще всего выделяют следующие: 1) Либеральная школа, стремящаяся минимизировать политическую деятельность, сведя ее к защите неотъемлемых прав и свобод личности. 2) Идеалистическая школа, рассматривающая политику как средство достижения высшего блага - максимально гармоничного общественного устройства. 3) Институциональная школа, акцентирующая внимание на политических структурах (институциях) и механизмах их взаимодействия. 4) Экономическая школа, считающая политику продуктом экономического развития и (или) средством защиты экономических интересов. 5) Биологические школы, в том числе: - психоаналитическая, усматривающая в политике главнейшее воплощение человеческого «Сверх-Я», призванного обуздать подсознание (либидо, Оно); - антропологическая, выводящая политические явления из человеческих качеств (социальных и биологических феноменов); - бихевиоралистская школа, рассматривающая политику как сумму человеческих поступков – ответных реакций на внешние раздражения (воздействия). 6) Функциональная (прагматическая) школа, сводящая политику к набору средств и методов достижения практических результатов. 7) Системная (эклектическая) школа, разнообразно объединяющая подходы иных школ и описывающая политику как сложную, неповторимую смесь различных компонентов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.87.206 (0.007 с.) |