Политические идеи мыслителей Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические идеи мыслителей Беларуси



Для политических мыслителей - выходцев с территории современной Беларуси характерны:

- «вовлеченность в общемировые политико-идеологические течения» и откровенные заимствования наиболее распространенных идей Западной Европы и России;

- стремление к национальному возрождению, поиск национального самоопределения для своего небольшого народа вплоть до полного политического обособления;

- умеренность (избегание радикальных теорий и крайних взглядов) под покровом миролюбия, толерантности и веротерпимости;

- эклектичность (каждый белорусский мыслитель старается взять понемногу из всех известных ему политических доктрин, отбирая самое общее и бесспорное);

- злободневность (зацикленность на текущей политике);

- политизация языка (политическая борьба за официальный статус и господдержку родного языка).

Надо иметь в виду и то, что отечественных мыслителей знают и ценят только у нас, ибо все их мысли можно найти в более ярком и развитом виде у классиков политологии.

Изначально белорусская политическая мысль тесно связана с христианской религией и пытается использовать политические связи мыслителей для религиозного просвещения. За оказанную светскими и духовными властителями поддержку платили проповедью укрепления их власти. Ярким примером чего является деятельность Ефросиньи Полоцкой (1120-1173) и Кирилла Туровского (1130-1182).

XIV век считается «началом формирования белорусской народности и белорусского языка». Язык уже тогда получает политическое значение.

Просветитель и первопечатник Францыск Скорина (1486-1541) выступал за:

- патриотическую и гуманную политику, служащую общему благу, а не интересам одного человека;

- верховенство писаного закона и морали, торжество добра и справедливости;

- вечный мир между народами;

- государственную поддержку духовной свободы, развития науки, культуры, образования.

Скорина делил законы на писанные и естественные (заложенные Богом в человеческую душу). Для пресечения отступлений от Божеского закона рекомендовал законопослушание и покорность властям.

Микола Гусовский (1480-1533) – большой патриот и известный гуманист, автор идеи всеславянского единства против магометан, сторонник постепенного совершенствования существующего госустройства.

Сымон Будный (1530-1593) – знаменитый гуманист и борец с аморальностью властей, особенно церковных. Его книга «О светской власти» ратует за просвещенную монархию, подчиненную истинной вере, считающуюся с правами, дарованными человеку Богом, правящую в интересах всех сословий, равных перед законом, и осуществляющую справедливое правосудие. Власть, по его мнению, несправедлива, если используется в корыстных целях. Будный хулил захватнические войны, но приветствовал оборонительные и освободительные.

Лев Сапега (1557-1633) – звезда первой величины белорусской политической истории. В качестве государственного канцлера выступил редактором и издателем Третьего Статута Великого Княжества Литовского 1588 года – предшественника европейских конституций, упорядочившего госустройство и подчинившего сословные права верховенству закона.

Борьбу за политическую самостоятельность собственного народа против польских магнатов вели Симеон Полоцкий (1629-1680) и Казимир Лыщинский (1634-1689). Лыщинский считается первых настоящим социалистом-утопистом Беларуси: он желал видеть «мир без власти, города без начальников, народ без хозяев». Впрочем, раньше его некоторые радикальные гуманисты - еретики (Петр из Гоненуза, Якуб из Калиновки, Мартин из Чеховиц, Павел из Винзы) уже выступали на Беларуси за уничтожение государства, крепостничества и прочего угнетения, за свободу и братское равенство всех людей.

Их традиции в середине XIX века продолжил Кастусь Калиновский (1838-1864), яростно критиковавший абсолютизм, бюрократизм, экономическое неравенство, эксплуатацию, настойчиво проповедовавший политическое и экономическое равноправие, полное народовластие, революционные методы демократизации и суверенность Литовско-Белорусского государства от Польши и России. Калиновский – автор самого популярного в нашей стране принципа-афоризма: «Не народ для правительства, а правительство для народа».

Почти весь ХХ век в Беларуси господствовал марксизм-ленинизм с его представлениями о якобы отмирающем государстве (сначала «государстве диктатуры пролетариата», потом «общенародном государстве»), которое железной рукой под мудрым руководством компартии ведет народ к коммунизму - обществу свободы и материального изобилия.

После крушения коммунистического тоталитаризма ведется настойчивый поиск путей построения самостоятельного государства с опорой на коллегиальное или единоличное правление. Пока побеждает концепция политики, закрепленная в ныне действующей редакции Конституции, где предусмотрена республика с очень сильной, практически абсолютной президентской властью.


Основные направления современной западной политологии.

Современная западная политическая мысль берёт начало с нач. 20-го века, с тех пор оформилось несколько направлений политической мысли:

1) Социологическое направление (изучает явление политики через призму анализа всего общества и многообразие его структуры. Важную роль в формировании этого социологического направления сыграли немец Маркс Вебер и француз Дюркгейм. В рамках этого направления разработано направление современной концепции элиты.

Выявлено два типа элиты, которая существует в обществе:

- лисы (ведут действия путём обмана)

- львы (ведут насилие)

Теория заинтересованных групп (в основе лежит конкретный интерес к конкретным социальным слоям. На основе этих проявлений формируются группы интересов, которые пытаются оказать давление на правительственную власть, с целью, чтобы эта власть подчинилась конкретной группе интересов).

2) Направление институционализма (изучает конкретную деятельность политических институтов, к которым относят структуры государственной власти, различные её политические партии). Замкнутые олигархические структуры.

Также существуют:

- теория демократии

- теории тоталитаризма

- теория международных отношений.

Современная западная политология характеризуется огромным числом названий якобы оригинальных учений, каковые при ближайшем рассмотрении оказываются набором одних и тех же идей, излагаемых крайне общо и поверхностно. Везде мы находим:

- сочетание демократии с либерализмом (апологетику «либеральной демократии) и осуждение тоталитаризма с авторитаризмом;

- славословия в адрес правового государства, основанного на верховенстве закона (права), и гражданского общества как сферы индивидуальной самореализации, свободной от государственного вмешательства;

- многочисленные элементы иррационализма, в частности рассуждения о неспособности разума хоть что-то познать исчерпывающим образом, о неких таинственных и неисповедимых факторах, влияющих на политику, о непредсказуемости будущего, о недопустимости вмешательства в естественный ход событий и т.п.;

- узкий прагматизм (сведение науки к набору практических рекомендаций для повседневного применения);

- теоретическую эклектику (совмещение взаимоисключающих идей и превращение острых разногласий в дополняющие друг друга точки зрения);

- компромисс и консенсус в качестве наиболее эффективных механизмов политического урегулирования конфликтов;

- придание определяющего значения идеологии, а также всем формам публичной пропаганды (пиар, СМИ, Интернет и т.п.);

- проповедь политического плюрализма (специально наращиваемого многообразия мнений и подходов);

- рассказы о якобы уникальных качествах лидеров и элит;

- подчеркивание стабилизирующего значения «среднего класса», удерживающего от крайних проявлений и богатых, и бедных;

- очень сложные и крайне путанные градации-классификации-типологии всего и вся с вкраплением острых словечек и игривых образов.

Основные политологические школы можно перечислять по-разному.

Во всех науках наиболее распространенным является деление на школы по национально-территориальному признаку. При этом среди самых влиятельных политологических школ называют:

1) американскую школу, занятую преимущественно прикладными исследованиями;

2) французскую и итальянскую школы, склонные к теоретическим обобщениям;

3) английскую школу, совмещающую теорию с практикой.

Наиболее простыми являются деления школ на:

1) школы консенсусного подхода (для них политика - по преимуществу сотрудничество) и школы конфронтационного подхода (для них политика по преимуществу противостояние, борьба, конфликты);

2) политологию идеалов ( школы, склонные к выработке и насаждению политических идеалов) ‑ политологию интересов (школы, обслуживающие действующих политиков, рассматривающие политику как искусство возможного, предпочитающие практическую результативность).

По сути политологических доктрин из всего многообразия школ чаще всего выделяют следующие:

1) Либеральная школа, стремящаяся минимизировать политическую деятельность, сведя ее к защите неотъемлемых прав и свобод личности.

2) Идеалистическая школа, рассматривающая политику как средство достижения высшего блага - максимально гармоничного общественного устройства.

3) Институциональная школа, акцентирующая внимание на политических структурах (институциях) и механизмах их взаимодействия.

4) Экономическая школа, считающая политику продуктом экономического развития и (или) средством защиты экономических интересов.

5) Биологические школы, в том числе:

- психоаналитическая, усматривающая в политике главнейшее воплощение человеческого «Сверх-Я», призванного обуздать подсознание (либидо, Оно);

- антропологическая, выводящая политические явления из человеческих качеств (социальных и биологических феноменов);

- бихевиоралистская школа, рассматривающая политику как сумму человеческих поступков – ответных реакций на внешние раздражения (воздействия).

6) Функциональная (прагматическая) школа, сводящая политику к набору средств и методов достижения практических результатов.

7) Системная (эклектическая) школа, разнообразно объединяющая подходы иных школ и описывающая политику как сложную, неповторимую смесь различных компонентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.091 с.)