Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причинные отношения. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принцип причинности. Причинно-следственные связи. Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи иразвития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связипричинность определяется как один из основных видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенныхусловиях порождает другое (следствие). С другой стороны, уже с точки зренияпринципа развития причинность определяется следующим образом: всякоеизменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появлениянового качества, имеет свою причину и следствие. Особо следует подчеркнуть, что причинные отношения (их еще называюткаузальными, от лат. causa — причина) присутствуют не только в процессеразвития, но и при деградации и распаде и вообще при любых изменениях, прилюбых — как естественно наступающих, так и искусственно и целенаправленнопроизводимых людьми — преобразованиях окружающего мира. Практический опыт, наблюдения, а позднее — научные исследованияподсказывали, что во многих случаях удается установить источникпроисходящих в мире изменений — явление, повлекшее за собой другое явление.Первое из них назвали причиной, второе следствием. Сказанное можно выразитьграфически схемой: П С, где П — причина, С — следствие. В схеме показано, что причинно-следственная связь направлена от причины кпорожденному ею следствию. Значит, причина и следствие — асимметричны, иотношение между ними необратимо. Имеется в виду, что причины вызывают нелюбые, а определенные, соответствующие им следствия. Скажем, из косточкивинограда вырастает виноградная лоза, из семени чертополоха — чертополох.Эта схема — назовем ее простой схемой причинности — служит основой болеесложных схем причинных отношений, охватывающих множество практическиодновременно действующих причин. Графическая модель такого соотношениявыглядит следующим образом: Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия,например катастрофические стихийные бедствия, такие, как ураганы,землетрясения или взрыв атомной бомбы над Хиросимой в 1945 году. Широко распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих такназываемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целуюцепочку следствий, подобно тому как падение одной кости домино в длинномряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей. П --------С1 --------- С2 ---------С3 ---------С4 -----------Сn ОШИБКА В РАЗВИТИИ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ - неправильное представление лица о причинно-следственной связи между совершенным им деянием и наступившими последствиями. В другой раз друг Диагора обратил его внимание на то, как много в храме табличек с изображениями и надписями, из которых следует, что они были пожертвованы людьми, обещавшими богам их пожертвовать, вследствие чего они и спаслись во время бури. “Так-то оно так, — ответил Диагор, — только здесь нет изображений тех, которые также обещали пожертвования, но буря их потопила”. Методы сходства и различия. Объединенный метод. Методы научной индукции Современная логика описывает пять методов установления причинных связей: (1) метод сходства, (2) метод различия, (3) соединенный метод сходства и различия, (4) метод сопутствующих изменений, (5) метод остатков. Метод сходства По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны лишь в одном и различны во всех других обстоятельствах. Метод сходства называют методом нахождения общего в различном, поскольку все случаи заметно отличаются друг от друга, кроме одного обстоятельства. Рассмотрим пример рассуждения по методу сходства. Медицинским пунктом одного из поселков в летний период были зафиксированы за короткое время три случая заболевания дезинтерией(d). При выяснении источника заболевания главное внимание обращалось на следующие виды воды и пищи, которые чаще других могут служить причиной кишечных заболеваний в летнее время: А — питьевая вода из колодцев; М — вода из реки; В — молоко; С — овощи; F — фрукты. Схема рассуждения по методу сходства имеет следующий вид:
По-видимому, В является причиной d Достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точно известны все предшествующие обстоятельства, которые составляют закрытое множество возможных причин, а также известно, что каждое из обстоятельств не вступает во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение, Метод различия По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие являются сходными. Метод различия называют методом нахождения различного в сходном, ибо сравниваемые случаи совпадают друг с другом по многим свойствам. В биологии и медицине метод различия используют при исследовании воздействия на организм различного рода веществ и лекарственных препаратов. Для этих целей выделяют контрольную и опытную группы растений, подопытных животных или людей. Обе группы содержатся в одинаковых условиях — А, В, С. Затем в опытную группу привносят новое обстоятельство — М. Последующее сравнение показывает, что опытная группа отличается от контрольной новым результатом — d. Отсюда заключают: по-видимому, М является причиной d. Схема рассуждения по методу различия имеет следующий вид: (1) АВСМ вызывает d (2) АВС не вызывает d По-видимому, М является причиной d Соединенный метод сходства и различия. Этот метод представляет собой комбинацию первых двух методов, когда путем анализа множества случаев обнаруживают как сходное в различном, так и различное в сходном. В качестве примера остановимся на приведенном выше рассуждении по методу сходства о причинах заболевания трех пациентов. Если дополнить это рассуждение анализом новых трех случаев, в которых повторяются те же обстоятельства, кроме сходного, т.е. в пищу употреблялись одинаковые продукты, кроме молока, и при этом не наблюдалось заболевания, то вывод будет протекать в форме соединенного метода. Схема рассуждения имеет при этом следующий вид:
По-видимому, В является причинойd Вероятность заключения в таком усложненном рассуждении заметно возрастает, ибо соединяются преимущества метода сходства и метода различия, каждый из которых в отдельности дает менее надежные результаты.
Методы сопутствующих изменений и остатков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.007 с.) |