Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъективная сторона (формы вины)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Умысел Неосторожность
в уголовном праве Прямой Косвенный Преступная Преступная небрежность самонадеянность
в гражданском праве Казус (случай) Грубая Простая неосторожность неосторожность
Прямой умысел выражается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего деяния, в предвидении общественно опасных последствий и желании их наступления. Косвенный умысел заключается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего действия или бездействия, в предвещании общественно опасных последствий и сознательном допущении их. При преступной небрежности лицо не отдает себе отчета в противоправности своего деяния, не предвидит его последствий, хотя могло и должно было их предвидеть. При преступной самонадеянности лицо осознаёт противоправность своего деяния, предвидит его вред и опасный результат, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить. Казус (случай) -факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица (невиновное причинение вреда), т.е. когда субъект не мог и не должен был предвидеть неблагоприятные последствия.
Юридическая ответственность
Признаки Принципы Функции Цели Виды 1 опирается на госу- законность штрафная 1 защита пра- уголовная дарственное прину- (кара- вопорядка и ждение, на особый обоснован- тельная) личности от администра- аппарат, это конкре- ность противопра- тивная тная форма реализа- вных посяга- ции санкций, преду- справедли- правовос- тельств дисципли- смотренных норма- вость тановите- нарная ми права льная 2 наказание гуман- (кара) право гражданско- 2 наступает за совер- ность нарушителя правовая шение правонару- шения и связанна с целесооб- 3 восстановление - общественным разность нарушенного осуждением. права ответствен- 3 выражается в опре- ность толь- 4 воспитание граж- делённых отрицате- ко за вину дан в духе строгого льных последствиях соблюдении дейст- для правонарушите- неотврати- вующих законов ля типа: личного, мость имущественного, организационно- своевреме- 5 Примирение физического харак- нность правонарушителя тера с обществом индивиду- 4 воплощается в ализация процессуальной форме
Юридическая ответственность - это разновидность правового принуждения, представляющая собой особое правовое состояние и заключающаяся в обязанности лица претерпевать определённые лишения государственно-властного характера за совершённое правонарушение.
Правовые средства
Признаки правовых Виды правовых средств средств
1 Выражают собой юри- В зависимости от Конституционные дические способы обес- отраслевой при- Административные печения интересов надлежности. Гражданские субъектов права. другие
2 Сочетаясь определен- В зависимости Материальные ным образом, они выс- от характера. Процессуальные тупают основными ”ра- ботающими частями ” действия права, право- В зависимости Регулятивные вого регулирования, от функциональ- правовых режимов. ной роли. Охранительные
3 Имеют юридическую В зависимости от Стимулирующие силу и поддерживаются информационно- (поощрения, льготы) государством. психологической Ограничивающие направленности. (наказания, запреты)
Правовые средства - это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей.
Тема 13. Механизм правового регулирования. Понятие, стадии, способы и типы Правового регулирования Правовоерегулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения. Стадии процесса правового регулирования
Регламентация Возникновение Реализация общественных правоотношений норм права отношений
Механизм правового регулирования (элементы и стадии правового регулирования)
Элементы процесса Основные стадии процесса Правового регулирования правового регулирования
Нормы права 1стадия. Формулируется правило поведения; издание нормы права
Юридический факт 2стадия. Определение специальных или условий при наступлении которых фактический состав включается механизм действия общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более Правоотношения детальным
3стадия. Возникновение субъективных Акты реализации и субъективных юридических обязан- прав и обязанностей ностей
Охранительный 4стадия. Реализация субъективных прав правоприменительный и юридических обязанностей акт
5стадия. Применение права
Механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом, и созданная для регулирования общественных отношений.
Способы правового регулирования
дозволения – состоят в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий
обязывания – заключаются в возложении обязанности совершать определен основные ные положительные действия
запреты – сводятся к возложению обязанности воздерживаться от запрещенных действий
поощрения – выражаются в награждении субъектов за определенные заслуги
Дополнительные рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения
Типы правового регулирования
общедозволительный – выражается в принципе: "разрешено все, что прямо не запрещено законом"
разрешительный – выражается в принципе: "запрещено все, что прямо не разрешено законом"
Тема 14. Законность и правопорядок. Структурные элементы законности
достижение строгого и неукоснительного Цель соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права
Взгляды и принципы содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности
Мотивированная связующий элемент законности, определяющий деятельность человека её социальную природу
Критерии оценки пове- дения субъектов обще- действующее законодательство Ственных отношений Юридическая основа право и правомерное поведение участников законности отношений
Система средств, приёмов и условий, с помощью которых происходит осуществление идей и начал законности
Законность означает идею, требования и систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.
Принципы законности
Верховен- Единство Недопустимость Равенство Взаимосвязь ство законности противопоставление всех перед законности закона (всеобщность) законности законом и культурности и целесообразности Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение
Принцип законности - это основные идеи, начала выражающие содержание законности.
Гарантии законности
Общие Специальные (юридические) Экономические материальные Прокурорский надзор
Политико-идеологические Судебный контроль
Нравственно-духовные Конституционный контроль
Социальные и т.д. Система правоохранительных органов
Система законодательства
Президент как гарант прав и законных интересов граждан
Гарантии законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности. Общественный порядок - порядок в общественной жизни, который складывается в результате повсеместного соблюдения государственными органами, хозяйственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами всех социальных норм, принятых в обществе. Правовой порядок - основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идей и принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.
15. Понятие государства. Основные признаки государства Наличие территории Наличие публичной власти
Наличие права (законодательства) Суверенитет
Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Признаки государства организация политической власти – состоит в том, что: 1) эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов (в том числе правоохранительные и армия), осуществляющих социальное управление; 2) она внешне и официально представляет все общество; 3) ее цель – обеспечить поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей
суверенитет – выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами
территория – определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Отделяется от территорий других государств государственной границей
налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата
легализованное принуждение (насилие) – состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение (насилие) ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Догосударственная стадия развития общества (первобытно-общинная формация), государства еще нет поскольку не сформированы его основные экономические и социально-политические предпосылки (институт частной собственности, классовое разделение общества). Обобществление средств производства и уравнительное распределение продуктов труда позволяют некоторым автором характеризовать данный этап социального развития как период «первобытного коммунизма» Рабовладельческая формация (рабовладельческое государство) - первый исторически сложившийся тип государства. Особенностью реализации имущественных отношений является отнесение к предметам частной собственности отдельных членов сообщества (рабов), лишенных юридического (правового) статуса и выступающих в качестве «говорящих орудий». Двумя основными классами являются класс рабов и класс рабовладельцев. Одновременно выделяется сословие лично свободных членов сообщества не являющихся рабовладельцами. Так, в Древнем Риме проводится градация общества на благородных (патрициев) и неблагородных (лично свободных) плебеев. Феодальная формация (феодальное государство). В основу социально-государственных отношений положен принцип вассальной зависимости. Сюзерен (господин, государь) наделяет своего вассала за верную службу земельным наделом (феодом). Вместе с феодом в полное распоряжение феодала поступают и люди закрепленные за этой территорией (крепостные). Феодал являясь практически неограниченным владыкой своего феода, в ряде случаев отрицает какую бы то ни было зависимость от центральной государственной власти, что ведет к раздробленности и междоусобным конфликтам. Крепостные крестьяне находясь в полной зависимости от феодала, тем не менее не являются его рабами. Внося за участок земли на котором они проживают своеобразную арендную плату (барщину, оброк), они получают возможность оставлять для своего пользования часть произведенного продукта, что в частности позволяет им покупать у феодала собственную свободу. Политическими правами крепостные не обладали, что (наряду с тяжелым экономическим положением) приводило к многочисленным бунтам и крестьянским восстаниям. Буржуазная формация (капиталистическое государство). Формируется в результате буржуазно-демократических революций. Все без исключения члены сообщества получают личную свободу и наделяются юридически равными возможностями. Основные социальные противоречия переносятся в сферу экономических отношений, связанных с производством материальных ценностей, их распределением и потреблением. Общество разделяется на два класса: капиталистов (владельцев средств производства) и пролетариат (лично свободных сограждан, лишенных какой бы то ни было частной собственности (кроме «своих цепей»), и вынужденных продавать свою рабочую силу капиталистам). Коммунистическая формация (социалистическое государство) является логическим завершением развития государства - органа классового господства и социального принуждения. Преобразование частной собственности в общенародную и слияние классов ведет к исчезновению противоречий и следовательно к отмиранию механизма их силового разрешения. Однако учитывая длительность данного процесса, предполагается существование в переходный (от капитализма к социализму) период существование промежуточной социальной формы - социалистического государства. При социализме сохраняются классы (рабочий класс, крестьянство, прослойка интеллигенции), однако исчезают антагонистические противоречия между ними. Частная собственность временно преобразуется в государственную. Государство осуществляет функции противостояния внешнему враждебному окружению, а также осуществляет борьбу с пережитками прошлого.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Концепция Н.Я.Данилевского: «жизнь каждого народа изменяется и совершенствуется как «повозрастно», так и в зависимости от культурно-историчес-кого типа». Выделяются различия между цивилизациями в религиозной, бытовой, социальной, культурной и т.д. областях. Рассматриваются в качестве типов цивилизаций: 1.Египетская 2.Китайская 3.Ассирийско-вавилонская - финикийская, халдейская или древнесемитская 4.Индийская 5.Иранская 6.Еврейская 7.Греческая 8.Римская 9.Новосемитская (аравийская) 10. Германо-романская (европейская) Концепция Тойнби: «Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову; от дифференциации через интеграцию к новой дифференциации. Этот процесс не имеет пространственных координат, ибо прогресс представляет собой поступательное движение, и кумулятивный (собирательный) характер его проявляется как во внутреннем, так и во внешнем аспектах человеческого развития». К числу самостоятельных цивилизаций относятся: -египетская; -китайская; -западная; -православная; -арабская; -мексиканская; -иранская; -сирийская -дальневосточная и др. (всего 13). Остальные типы общественных объединений представляют побочные варианты самостоятельных цивилизаций Этническая концепция А.Н.Гумилева: «Этнос - это природная общность людей, которые всегда обладают общеповеденческими чертами, передаваемыми из поколения в поколение, вырабатывающимися в процессе адаптации людей в этнической и ландшафтной среде и образующими собой стереотип поведения этноса. Стереотипы поведения служат фундаментом этнической традиции, включающей в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, имеющие в каждом неповторимые особенности» Развитие цивилизации происходит в соответствии с фазами этногенеза: 1) фаза подъема (резкий рост всех видов активности, «завоевание места под солнцем»); 2) фаза акматическая (наивысшее напряжение пассионарности, погашаемое подчас за счет внутренних конфликтов); 3) фаза надлома (рост числа сверхпассивных сограждан, острые конфликты внутри этнической системы); 4) фаза инерции (укрепление государственной власти, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей); 5) фаза обскурации (формирование общества потребления, предшествующего гибели этнической системы); 6) фаза регенерации - возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин. Тема 16. Форма государства.
Форма территориального устройства - административно-территориальное и национальное устройство государства, определение критериев взаимодействия территориальных образований друг с другом и с центральной государственной властью Политический режим - характеристика властеотношений в политической, экономической, социально-культурной сферах
Форма правления
Монархия Республика
Абсолютная Ограниченная Парламентская Президентская (неограниченная)
Сословно-представительная
Конституционная
Дуалистическая
Парламентарная
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (царю, королю). Сословно-представительная монархия -власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием: духовенства, дворянства, купцов, ремесленников) Конституционная монархия - власть монарха значительно ограничена представительным органом. Ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Парламентская монархия - власть парламента в законодательной, исполнительной и судебной сферах фактически отсутствует, она является чисто символической. Дуалистическая монархия - государственная монархия носит двойственный характер. Юридически и практически власть разделена между правительством формируемым парламентом и монархом. Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.
Разновидности республик
Смешанная
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.136 (0.01 с.) |