Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политические идеи альтернативных движений

Поиск

В XX в., несмотря на присущий ему динамизм, появилось не так много но­вых идеологических систем. Основные (либерализм, консерватизм, социализм и производные от них), хотя и апробировались в нынешнем веке, модифицировались, приспосабливаясь к изменившим­ся обстоятельствам, но возникли еще до начала нашего столетия. Уходящий век во многом проверил на практике традиционные социально-политические концепции, показал пределы возможностей общественного развития в русле прежних тенденций. Альтернативные социальные идеи — это попытка выйти за рамки традиционных идеологических систем и осознать синхронно со временем новые обществен­ные проблемы и конфликты, возникающие на исходе этого тысячелетия, прежде всего с позиций гуманизма, через системы категорий и ценностей, где ведущим понятием выступает «человек».

Носителями альтернативного мировоззрения прежде все­го являются участники новых социальных движений. В качестве таковых выступают не классы или партии и даже не социальные группы, а объединения единомышленников, образующиеся на основе общей приверженности к опреде­ленным социальным ценностям. Проблемный спектр аль­тернативных движений и соответственно круг отстаиваемых ими ценностей весьма широки: пацифизм (от лат. pacificus — умиротворяющий), т. е. борьба против всяких войн, за мир на земле; феминизм (от лат. femina — женщина), т. е. утверждение равноправия женщин, повы­шение их роли в социальной жизни; экологизм, т. е. защита окружающей среды; утверждение контркультурных стилей жизни; развитие альтернативных систем образования; куль­тивирование новых религиозных систем. Соответственно и участников таких движений называют «пацифистами», «фе­министами», «зелеными» и т. д. В качестве общих понятий, интегрирующих их многообразие, все чаще используются термины «альтернативные» и «новые» социальные движе­ния.

Появление первых, начальных форм новых социаль­ных движений относится к 70-м годам. За истекшее вре­мя они прошли стадию социальной мобилизации и в ря­де стран уже одержали заметные политические победы. Сформировавшись идейно и организационно, они в опреде­ленной степени вписались* в партийно-политический меха­низм западного общества. В качестве наиболее известных теоретиков альтернативных движений выступают И. Иллич, Э. Шумахер, Р. Трамперт, И. Штрассер, К. Амери, П. Келли, Т. Эберт и другие. Однако произведения этих авторов в нашей республике известны лишь узкому кругу специалистов, причем главным образом на языках оригиналов.

Эти основания достаточно очевидны, в последние десятилетия возник ком-плекс взаимообусловленных проблем, которые не входили в предмет анализа прежних идейно-политических кон­цепций. К таким новейшим проблемам относятся:

o экономические — продолжение экономического роста в новых условиях или отказ от него, поиск возобновляемых источников энергии, разработка «мягких» технологий, определение оптимальных соотношений между концентрацией и децентрализацией производства;

o международные — сохранение мира, отказ от ядерного оружия, преодоление разрыва в уровнях экономического развития между Севером и Югом, поиски форм сосуществования Запада и Востока;

o социальные — достижение нового общественного консенсуса, связанного с изменениями в социальном со­ставе населения, обеспечение равноправия женщин, вы­работка нового отношения к труду, ликвидация безработицы;

o моральные — раскрепощение личности, само­реализация, социальная ответственность;

o политические — дальнейшее развитие и воплощение демократических принципов, политического плюрализма, демократии участия;

o культурные — демассификация культуры, формирование контркультуры.

Конечно, многие из этих проблем существовали и рань­ше. Но уже в 70-е годы принципиально изменились их масштабы и острота. К тому же они приобрели всемирный, а не, как было прежде, локальный или региональный ха­рактер. Это обстоятельство и подвело современную соци­ально-политическую мысль к новому рубежу, к поиску ответов на возникшие проблемы вне рамок прежних идео­логических концепций и постулатов.

Сущность альтернативного подхода к новым социальным реалиям.

Радикальное новшество альтернативного подхода к новым социальным про­блемам не в осознании их серьезности, не в поиске их решения на традици­онных путях, а в изменении оценки перспектив развития общества. Тенденции индустриального общества ныне далеко не все рассматривают как гарантию прогресса. Цивилизация, обеспечившая высокие материаль­ные достижения — доходы, качество и доступность товаров и услуг, прогресс науки, техники, медицины, воспринима­ется очень и очень многими как неспособная удовлетворить духовные запросы человека. Ряд известных на Западе иде­ологов (Л. Браун, А. Горц, Э. Шумахер, Э. Фромм и др.) вообще в конце пути индустриального общества видят тупик или катастрофу. Поэтому проблемы последних 20 лет стали не столько проблемами текущего момента, сколько импе­ративами будущего. Отсюда и поиск альтернативы нынеш­нему общественному развитию.

Имеющиеся на сегодня альтернативные концепции — это сложный идеологический феномен, и потому кратко изложить их суть весьма непросто. Тем не менее все раз­новидности альтернативных идей — экономических, по­литических, экологических, этических — можно свести к нескольким обобщенным положениям.

Отправным моментом концепций альтернативного раз­вития выступает положение об исчерпанности и бесперс­пективности индустриального общества. Основой такого вывода является сознание того, что индустриальный тип развития неизбежно приводит к концентрации и центра­лизации производства, сращиванию крупного производства и государства, образованию на этой базе «мегамашины», противостоящей индивиду, что в сочетании с углубляю­щимся разделением труда он ведет к отчуждению сущностных сил человека. Поэтому теоретики альтернативных движений предпочитают говорить о современном обществе как о «системе», которая представляет безликую центра­лизованную структуру, где личность не имеет возможности не только реализовать цель своего развития, но и зачастую даже осознать свои интересы. При этом социальная природа «системы» отождествляется как с капитализмом, так и с социализмом, под которым в идеологических концепциях альтернативных движений понимается административно-командная модель общественного устройства. С их по­зиций, и то и другое представляет собой две разновид­ности индустриального общества, которые ориенти­руются на экономический рост, максимизацию потреб­ления. В силу этого современная «система», с точки зрения альтернативистов, является антигуманной и без­нравственной, превращая человека не в цель, а в сред­ство безудержного экономического развития. По отно­шению к данной «системе» альтернативные экономиче­ские, социально-политические и духовные установки рассматриваются в качестве антисистемной или внесистем­ной силы.

Ключевую роль в подходе альтернативистов к обще­ственному развитию играет идея децентрализации. Это тре­бование имеет много аспектов: антиэтатизм, т. е. конфликт с государством; разукрупнение и, следовательно, конфликт с господствующей экономической моделью мас­сового товарного производства; самоуправление, требование «прямого участия», а значит, конфликт с механизмом пред­ставительной демократии; снятие отчуждения личности, неизбежного, по мнению проводников альтернативных идей, в больших социальных системах.

Проиллюстрируем это общее положение на примере под­хода альтернативных движений к решению проблем эко­номического развития.

Исходным моментом альтернативных экономических мо­делей является разрыв с традицией индустриальной эпохи. Авторы этих концепций утверждают, что предотвратить экологическую катастрофу можно, только затормозив тех­нологическое развитие, отказавшись от экономического ро­ста и выработав новые принципы социального поведения. Суть этих принципов выражена в постулате, сформулиро­ванном Э. Шумахером: «Малое — это прекрасно». На практике это означает развитие разнообразных мелких ре­месленных предприятий, мастерских по производству по­требительских изделий, альтернативных производственных коллективов, сельскохозяйственных коммун, «экологиче­ских банков» и многих других учреждений, социально це­лесообразных и дружественных по отношению к окружающей природе.

Аналогичные подходы предлагают альтернативисты и в организации деятельности людей в других областях обще­ственной жизни. В сфере услуг это означает формирование туристских бюро, осуществление проектов социальной са­мопомощи молодежи и безработных, создание спортивных организаций, мелких предприятий торговли. В сфере об­щественно-политической деятельности — функционирова­ние различных гражданских комитетов, политических групп, «инициатив заинтересованных» и т. д. В области науки и культуры учреждаются самодеятельные исследовательские институты, издательства, информационные цен­тры, альтернативные газеты и журналы, кинотеатры, видео- и дискотеки, школы и детские сады. Все это, по расчетам альтернативистов, должно привести к раскрепощению че­ловека, освобождению его от жестокого давления нынешней социальной системы, установлению гармонии в его отно­шениях с природой и обществом.

Таким образом, суть предлагаемой альтернативы — об­щество, целью которого является свободное развитие лич­ности. Главная же задача на нынешнем этапе движения к такому обществу осознается альтернативистами как пре­одоление отчуждения в экономике, политике, культуре, частной жизни. И хотя в разработке приемлемых рецептов достижения поставленных целей альтернативисты продви­нулись не дальше других, все же это тоже поиск путей нелегкого движения человечества из «царства необходимо­сти» в «царство свободы».

В целом во всех альтернативных кон­цепциях развития демократическое бу­дущее предполагается осуществить, ориентируясь на складывание по соседству с нынешними институтами государства «власти» какого-то другого сообщества с особым образом жизни, особыми ценностями, нормами, принципами, при условии
взаимной терпимости коалиций по отдельным вопросам и нахождения уравновешивающих компромиссов. Как это вы­глядит на практике, мы показали выше.

Следует отметить, что стратегия новых социальных дви­жений переустройства общества посредством внедрения «ма­лых ниш» альтернативного стиля жизни в «большой социум» выглядит весьма утопично. Но альтернативисты зато нахо­дятся по ту сторону революционного насилия и, как пра­вило, не несут в себе ту, так сказать, пассионарность*, которая на разных этапах была присуща буржуазии или рабочему классу как ведущим силам общественного разви­тия. Стратегия «малых дел», безусловно, представляет собой антипод радикализма в сфере политического действия. Все формы политического действия альтернативистов носят не­насильственный характер. В основе такого подхода лежит убеждение, что достичь высоконравственных целей пере­устройства современного общества можно только ненасиль­ственными средствами. Слишком высокую цену приходится платить за революционные и насильственные действия.

* Пассионарность (лат. passion — страсть, энтузиазм) — термин, используемый некоторыми этнографами для характеристики степени активности социальных общностей в зависимости от имеющегося у них запаса некоей социальной энергии.

Основой своей внутренней организации альтернативные социальные движения считают «принцип базисной демо­кратии». Он означает прямую децентрализованную демо­кратию, стержневой идеей которой является постоянный контроль за должностными и выборными лицами, за ру­ководящим ядром со стороны масс и возможность сменяе­мости руководства любого уровня в любое время. Кроме того, в партиях «зеленых», как правило, действует так называемый «императивный мандат», который предписы­вает партийному руководству и фракциям этих партий в парламентах выполнение установок и требований массового базиса. Существенными элементами внутрипартийной ба­зисной демократии являются принципы гласности и кон­сенсуса.

Понятие «базисная демократия» трактуется не только как организационный принцип новых социальных движе­ний. Этот термин понимается и как политическая органи­зация общества, и как социально-политическая деятель­ность масс, и как программа ненасильственных действий по внедрению новых ценностей в сознание масс путем парламентских акций.

Общая оценка и перспективы альтернативных движений.

Давая общую оценку социальным кон­цепциям и политической стратегии альтернативных движений, следует от­метить такую их особенность, как стремление с максимальной полнотой учесть не только все достижения цивилизации, но и обна­жившиеся опасные пределы развития по пути индустриа­лизма, вобрать в себя как результаты научного знания, так и императивы вечных ценностей, мобилизовать не один лишь разум, но и колоссальный потенциал человеческих эмоций. Нельзя не указать также и на преимущественную ориентацию на будущее. В этом альтернативные идеи род­ственны утопической мысли прошлого. При этом воспро­изводятся и основные слабости последней: антиисторизм, отрыв от реальности, нигилистическое отношение к дейст­вительности, апеллирование к разуму и чувствам людей, убежденность в возможности разрешения всех противоречий общества применением какой-то универсальной схемы. Надо отметить и такую черту альтернативных концепций, как эклектизм: они вбирают в себя многие идеи и либеральных, и консервативных, и социалистических учений.

Хотя альтернативные движения и приняли в целом весь­ма широкий размах, все же пик их подъема уже позади. Тем не менее, социально-политические идеи, которыми они вдохновляются, стали важным фактором политической жиз­ни на исходе XX в. Эскизы альтернативного мира влияют на политику, экономику, культуру во многих странах. Аль­тернативные идеи и практика, которые еще 15—20 лет назад были неприемлемы с точки зрения широких слоев, сейчас рассматриваются многими как перспективные. На этой волне в новой форме возрождается социалистический идеал, получивший название «экосоциалистическое обще­ство». Безусловно, альтернативные идеи являются серьез­ным материалом для исторического творчества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.01 с.)