Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.



Совокупный спросотражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике. В структуре совокупного спроса можно выделить:

· потребление С (С –от англ. consumption – потребление) –спрос на потребительские товары и услуги;

· инвестиции I (I – от англ. investment – инвестиции) – спрос на инвестиционные товары;

· государственные закупки G (G – от англ. government – правительство) – спрос на товары и услуги со стороны государства;

· чистый экспорт Xn – разность между спросом иностранцев на отечественные товары (экспортом) и отечественным спросом на иностранные товары (импортом).

Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию:

AD = C + I + G + Xn.

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие – более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Кривая совокупного спроса AD (от англ. aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

Кривая совокупного спроса ADдает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии (рис. 9.1). Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег: MV=PQ,

отсюда или или ,

где Р – уровень цен в экономике, в данном случае – индекс цен;

Q – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег.

Следовательно, AD находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег и в обратной – от уровня цен.

 
 

 


Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие:

1. «Эффект процентной ставки» (эффект Кейнса), т.е. цены использования ссуды. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, тем самым растет спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается: Р↑,→ М / Р↓,→ i↑,→ I↓,→ AD↓.

2. «Эффект кассовых остатков» (эффект Пигу или «эффект богатства». Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов и, следовательно, совокупного спроса:Р↑,→ М/Р↓,→ С↓,→ AD↓.

3. «Эффект импортных товаров». Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что снижает совокупный спрос в экономике: Р↑,→ Еx↓,→ Xn↓, → AD↓.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы населения (благосостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налогообложении), инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес), государственные расходы, чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д.).

Из уравнения количественной теории денег можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (М) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики. Следовательно, AD является функцией М и V; AD=f (М, V). Влияние неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег. Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (рис.9.1), которая займет положение A1D1. Снижение спроса, например, на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево. Кривая совокупного спроса займет положение A2D2.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.011 с.)