Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в следующем.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в следующем.



Во–первых, она приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и неподдающимся прогнозированию образом. Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Дефицит государственного бюджета, являющийся одним из факторов инфляции, покрывается через инфляционный налог. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Уплачивается он автоматически, поскольку денежный капитал обесценивается во время инфляции. Инфляционный налог показывает снижение стоимости реальных денежных остатков.

Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Он равен количеству реальных ресурсов, которое может получить государство взамен на напечатанные деньги. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков.

Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов. Группы, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько система индексации доходов позволяет им сохранить реальный заработок. Продавцы товаров и ресурсов, занимающих монопольное положение на рынке, могут увеличить свой реальный доход.

Владельцы реальных активов (недвижимости, антиквариата, произведений искусства, драгоценностей и т.п.) наиболее защищены от инфляции, поскольку рост цен на эти товары обгоняет общий уровень инфляции в стране.

При неизменной процентной ставке в результате неожиданной инфляции всегда проигрывают кредиторы и выигрывают заемщики. Пытаясь уменьшить потери, банки повышают ставку ссудного процента. Это в свою очередь уменьшает объем инвестиций в производство. Сохранение такой ситуации в долгосрочном аспекте приведет к сокращению реального объема ВНП и ускорению инфляции.

При прогрессивной системе налогообложения инфляция способствует повышенному изъятию средств у домохозяйств. Поскольку инфляция приводит к обесценению накоплений в денежной форме, то осуществляется перераспределение накопленных доходов от старых к молодым членам общества.

Во–вторых, высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное развитие фирм и домохозяйств). В результате увеличивается неопределенность и риск ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки и прибыли. Инвестиции начинают носить краткосрочный характер, снижается доля капитального строительства в общем объеме инвестиций и повышается удельный вес спекулятивных операций. В будущем это может привести к понижению благосостояния нации и занятости.

В–третьих, уменьшается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества.

В–четвертых, относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей.

В–пятых, возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту. Увеличиваются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что в свою очередь ускоряет рост цен.

В–шестых, снижается реальная стоимость сбережений, накопленных в денежной форме, повышается спрос на реальные активы. В результате цены на эти товары растут быстрее, чем изменяется общий уровень цен. Ускорение инфляции подстегивает рост спроса в экономике, приводит к бегству от денег. Фирмам и домохозяйствам приходится осуществлять дополнительные затраты на покупку реальных активов.

В–седьмых, изменяется структура, и уменьшаются реальные доходы государственного бюджета. Возможности государства для проведения экспансионистской фискальной и монетарной политики сужаются. Возрастают бюджетный дефицит и государственный долг. Запускается механизм их воспроизводства.

В–восьмых, в экономике, функционирующей в условиях неполной занятости умеренная инфляция, незначительно сокращая реальные доходы населения, заставляет его больше и лучше работать. В результате ползучая инфляция является одновременно «платой» за экономический рост и стимулом для него. Дефляции напротив, приводит к снижению занятости и загрузки производственных мощностей.

В–девятых, происходит разнонаправленное движение относительных цен объемов производства различных товаров.

В–десятых, в условиях стагфляции высокий уровень инфляции сочетается с большой безработицей. Значительная инфляция не дает возможности увеличить занятость. Однако прямой взаимосвязи между инфляцией, с одной стороны, объеме производства и безработицей – с другой, не существует.

Цели макроэкономического регулирования

Основной целью макроэкономического регулирования является обеспечение планомерного и наиболее динамичного развития национальной экономики с наименьшей амплитудой колебаний ВВП вокруг линии тренда и возможно большей ее крутизной по отношению к оси абсцисс (рис.10.1).

Основной целью макроэкономического регулирования является обеспечение планомерного и наиболее динамичного развития национальной экономики с наименьшей амплитудой колебаний ВВП вокруг линии тренда

Другими целями макроэкономического регулирования являются следующие:

· сокращение безработицы и снижение ее отрицательных последствий (задача активной политики на рынке труда);

· сдерживание инфляции (задача антиинфляционной политики);

· достижение паритета платежного баланса страны (принимается система мер, направленных на стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств);

· преодоление дефектов рынка.

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно–кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест.

К числу активных мер относятся:

· кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета;

· организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают организацию системы образования и производственно–технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.025 с.)