Психотехническая игра «Улыбка»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психотехническая игра «Улыбка»



Один из членов группы выходит из аудитории. Группа задумывает ему несложное задание. Когда участник вновь приглашается в аудиторию, группа помогает ему, используя улыбку. Чем ближе действия «водящего» к задуманному, тем шире должны быть улыбки членов группы, подкрепляющие правильные действия.

При групповом обсуждении анализируется:

1) что помогало и мешало выполнению задачи;

2) какую можно предложить оптимальную стратегию;

3) что чувствовали участники группы в ходе совместной работы;

4) расширились ли представления членов группы о возможностях невербальных средств коммуникации.

Тренинги коммуникативных навыков

«Секреты хорошего слушания»

Инструкция: «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их.

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.

3. Не давай советов.

4. Не давай оценок.

«Упражнение мы будем выполнять в парах».

Преподаватель сам разбивает на пары, стараясь свести студентов не находящихся радом друг с другом ....

«Распределите между собой роли: один из вас будет – «говорящим», другой – «слуша­ющим».

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчи­тан на определенное время, но вам не надо будет следить за временем. Я каждый раз буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «слушающий».

Итак, «говорящий» в течение пяти минут рассказывает «слушающему» о своих трудностях, проблемах в эффективном общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождаю эти трудности. «Слушающий» соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает «говорящему» рассказывать о себе.

Через 5 минут преподаватель останавливает беседу.

«Сейчас у «говорящего» будет одна минута, в течение которой ему надо будет ска­зать «слушающему», что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому за­данию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того, как 1 минута прошла, преподаватель дает следующее задание.

«Теперь «говорящий» в течение пяти минут будет рассказывать «слушающему» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. «Слушающий», не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть эту информацию, которую он получил от «говорящего» в течение предыдущей минуты».

Через 5 минут преподаватель останавливает беседу и предлагает перейти к следую­щему шагу.

«Слушающий» за три минуты должен повторить «говорящему», что он понял из дух его рассказов о себе, т.е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих трех минут «говорящий» все время молчит и только дви­жением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что неправильно поняли, то «слу­шающий» должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того, как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено, что искажено».

Если позволяет время – пары меняются, в противном случае – на следующем заня­тии доделывается это упражнение;

«Испорченный телефон» («Методические указания к практическим занятиям по общей и медицинской психологии…)

Текст для воспроизведения:

«Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично и просил передать вам, что если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет в облздраве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о постав­ке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все молодые специалисты должны пройти обследование у психо­логов, которые будут работать в 20 комнате с 10 часов утра ежедневно до 6 марта»

Три типа ошибок характерных для передачи сообщений: а) утрата; б) искажение; в) дополнение;

 

Тема 11. Биопсихосоциальный подход к изучению здоровья человека. Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний. Стресс, психологические и психосоматические реакции на него. Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса. Внутренний конфликт и психологическая защита. Отношение человека к болезни и забота о здоровье.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Здоровье как комплексное понятие. Основные особенности исследования физического, психического и нравственного здоровья.

2. Определение понятия здоровья, основных его категорий. Актуальные для психологов социально-гигиенические

3. проблемы охраны здоровья.

4. Общие для психологии, гигиены, медицины проблемы жизни человека. Уровень, стиль, качество жизни. Их значение в формировании здоровья.

5. Здоровый образ жизни в формировании, сохранении и укреплении здоровья. Значение психологии, сознания, культуры в мотивации здорового образа жизни.

6. Психология и культура как источник сохранения и становления здоровья через осознание человека.

7. Роль семьи, общества в формировании мотиваций, потребностей, ценностных установок на здоровье. Воспитание отношения к своему здоровью как главной человеческой ценности.

8. проблемы охраны здоровья.

9. Общие для психологии, гигиены, медицины проблемы жизни человека. Уровень, стиль, качество жизни. Их значение в формировании здоровья.

10. Здоровый образ жизни в формировании, сохранении и укреплении здоровья. Значение психологии, сознания, культуры в мотивации здорового образа жизни.

11. Психология и культура как источник сохранения и становления здоровья через осознание человека.

12. Роль семьи, общества в формировании мотиваций, потребностей, ценностных установок на здоровье. Воспитание отношения к своему здоровью как главной человеческой ценности.

Как часто вы курите? Никогда Очень редко Иногда Каждый день      
Какое количество алкоголя вы потребляете? Не употребляю вообще Не больше одной порции (50 г крепких напитков) в неделю 2-3 порции в неделю, но не больше 2 в день 4-6 порций в неделю и иногда больше 2 в день Больше 6 порций в неделю      
Пытались ли Вы когда-либо бросить пить? Раздражает ли Вас, когда люди спрашивают о том, как Вы пьете? Испытываете ли Вы чувство вины за то, как пьете? Похмелялись ли Вы когда-нибудь по утрам?
Сколько раз в неделю вы завтракаете? Ни разу 1 или 2 3 или 4 5 или 6    
Как часто вы перекусываете между основными приемами пищи? Никогда 1 или 2 раза в неделю 3 или 4 раза в неделю 5 или 7 раз в неделю 8 или 10 раз в неделю Более 10 раз в неделю      
Сколько времени в сутки вы спите? Более 10 ч 9-10 ч 7-8 ч 5-6 ч Менее 5 ч    

Задание №1. Аутоаналитический опросник здоровой личности.

 

ИНСТРУКЦИЯ. Постарайтесь искренне ответить на предложенные в перечне вопросы. Ответ «да» оценивается тремя баллами, ответ «нет»- одним. Надеемся, что ваши ответы помогут вам глубже заглянуть в себя, поразмышлять над тем, что в себе можно изменить, что стоит приобрести, от чего избавиться. Надо помнить, что данный опросник предназначен не столько для того, чтобы дать количественную оценку «зрелости» вашей личности, что в принципе невозможно, сколько для того, чтобы сделать тест средством самоанализа на пути самосовершенствования.

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

  1. Вы отважитесь взять на себя ответственность за собственную жизнь и поступки и не обвиняете других, когда дела идут не так.
  2. Вы достаточно мудры, чтобы не мешать другим жить своей жизнью.
  3. Вы сами, без подсказок, знаете, что для вас хорошо, а что плохо.
  4. При принятии решений вы во многом доверяете интуиции.
  5. Вы понимаете, что сначала нужно быть довольным собой, а потом уже другими.
  6. Вы бережно относитесь к своему телу, развиваете интеллект и духовные качества для того, чтобы обрести целостность и гармоничность.
  7. Вы предпочитаете преодолевать собственные вершины, а не карабкаться на чужие.
  8. Вы способны изменить привычные схемы своего поведения в поиске новых путей общения с миром.
  9. Вы знаете, что свобода- это внутреннее, а не зависящее от обстоятельств состояние.
  10. Вы умеете создать вокруг себя состояние мира и спокойствия, когда вокруг бушует буря.
  11. Вы ощущаете, что ведомы высшей силой и чувствуете себя ее частью.
  12. Вы желаете обрести совершенство, но прощаете недостатки себе и другим.
  13. У вас есть силы находить жизнь прекрасной и удивительной даже во время испытаний и лишений.
  14. Вы понимаете, что в жизни неизбежны перемены и их не надо бояться.
  15. Вы способны видеть за цепочкой случайных событий целостность бытия.
  16. Вы умеете любить и делать добрые дела, ничего не требуя взамен.
  17. Вы готовы искать всегда и везде, чтобы постичь истину.
  18. Вы стараетесь поступать так, как подсказывает вам ваша совесть.
  19. Вы не возмущаетесь критикой в свой адрес, а стараетесь найти в ней полезные для совершенствования моменты.
  20. Вы умеете проигрывать, принимать поражения и разочарования без жалоб и злости.
  21. Вы способны остаться верным себе и своей цели даже перед лицом отвержения и непопулярности.
  22. Вы способны трансцендировать (расширять до масштабов всей Земли) среду и культуру, в которой живете.
  23. Вы умеете принимать комплименты достойно, без ложной скромности.
  24. Вы не беспокоитесь преждевременно, а также по поводу событий, не зависящих от вас.
  25. Вы постоянно и четко осознаете различия между целью и средствами ее достижения.
  26. Вы умеете устанавливать тесные эмоциональные отношения с близкими и друзьями.
  27. Вы не теряете чувства юмора, ни при каких обстоятельствах.
  28. Вы живете спонтанно и естественно, синхронно с жизнью.
  29. Проблемы, на которых вы сфокусированы, лежат вне вас.
  30. Вы обладаете чувством принадлежности ко всему человечеству. Хотя и видите его недостатки.
  31. Вы достаточно изобретательны в своей деятельности и не следуете стереотипами.
  32. Вы знаете, откуда черпать силы и вдохновение, и умеете это делать.
  33. Вы смиряетесь с неизбежным, с тем, что уже произошло.
  34. Вы не уходите от жизни различными способами, а предпочитаете иметь дело с действительностью, какой бы она ни была.
  35. Вы не критикуете других, не разобравшись в сути дела.
  36. Вы терпеливы, потому что знаете: рана заживает постепенно.
  37. Вы не выходите из себя и не «бьетесь головой о стену» по пустякам.
  38. Мораль для вас определяется собственным опытом, а не чужим мнением.
  39. Вы всегда просите о помощи, когда осознаете, что в ней нуждаетесь.
  40. Вы составляете разумный план и реализуете промежуточные цели.

Интерпретация.

Суммируйте баллы. По сумме определите свою ступень на лестнице «взросления личности».

40-70: начало «зрелости»- впереди трудная, но нужная работа над собой.

70-100: умеренная «зрелость»- есть еще резервы к совершенствованию.

100-12: уверенная «зрелость»- вам удалось выйти на новый виток человеческого существования.

 

Задание №2. Диагностика уровня соматического здоровья

С помощью «Шкалы соматического здоровья» определяется энерго­потенциал индивида по методу профессора Г. Л. Апанасенко (1993) на основании следующих первичных данных: рост, вес, жизненная емкость легких, пульс, динамометрия кисти, уровень систолического давления и время восстановления пульса после пробы (20 приседаний за 30 сек).

Уровень здоровья человека оценивается в баллах независимо от того, в каком промежутке альтернативы «здоров—болен» он находится. При этом оценка уровня здоровья осуществляется по следующей градации: 1) низкий, 2) ниже среднего, 3) средний, 4) выше среднего, 5) высокий.

Показатели

1. Масса тела/рост, г/см.

2. ЖЕЛ/масса тела, мл/кг.

3. Динамометрия кисти/масса тела, %.

4. ЧССхАДсист./100, отн. ед.

5. Время восстановления ЧСС, мин, после 20 приседаний за 30 с.

6. Общая оценка уровня здоровья (сумма баллов).

 

Показатели Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего   Высокий
Масса тела/рост, г/см > 501 (-2) 451-500 (-1) < 450 (0) (—) (-)
ЖЕЛ/масса тела, мл/кг < 50 (-1) 51-55 (0) 56-60 (1) 61-65 (2) >66 (3)
Сила кисти/масса тела, % < 60 (-1)   61-65 (0)   66-70 (1)   71-80 (2) >80 (3)
ЧСС умн. на АД сист./100, отн. ед. >111 (-2) 95-110 (-1) 85-94 (0)   70-84 (3) <69 (5)
Время восстанов­ления ЧЧС, мин > 3 (-2)   2-3 (1)   1,5-2,0 (3)   1,0-1,5 (5)   <1 (7)
Общая оценка, баллы < 3 4-6 7-11 12-15 16-18

 

 

Задание №3. Тест самооценки психического состояния.

 

Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

 

I

1) Не чувствую в себе уверенности.

2) Часто из-за пустяков краснею.

3) Мой сон беспокоен.

4) Легко впадаю в уныние.

5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

6) Меня пугают трудности.

7) Люблю копаться в своих недостатках.

8) Меня легко убедить.

9) Я мнительный.

10) Я с трудом переношу время ожидания.

 

II

11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16) Я нередко чувствую себя беззащитным.

17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18) Я чувствую растерянность перед трудностями.

19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

 

III

21) Оставляю за собой последнее слово.

22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23) Меня легко рассердить.

24) Люблю делать замечания другим.

25) Хочу быть авторитетом для других.

26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

30) Я мстителен.

 

IV

31) Мне трудно менять привычки.

32) Нелегко переключать внимание.

33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34) Меня трудно переубедить.

35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

36) Нелегко сближаюсь с детьми.

37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38) Нередко я проявляю упрямство.

39) Неохотно иду на риск.

40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

I 1...10 вопрос - тревожность;

II 11...20 фрустрация;

III 21 ... 30 вопрос - агрессивность;

IV 31 ... 40 вопрос - ригидность.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.014 с.)