Тест «Продуктивность запоминания»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «Продуктивность запоминания»



Тест позволяет оценивать продуктивность запоминания как комплексный показатель уровня памяти. Автор H.H.Корж.

Инструкция:Приготовьте бумагу, ручку и часы с секундной стрелкой. За 40 секунд постарайтесь запомнить предлагаемые слова и их номера.

1. Украинец 5. Hейрон 9. Глина 13. Пирожное 17. Прорыв
2. Экономика 6. Любовь 10. Словарь 14. Логика 18. Дезертир
3. Каша 7. Hожницы 11. Масло 15. Стандарт 19. Свеча
4. Татуировка 8. Совесть 12. Бумага 16. Глагол 20. Вишня

Формула подсчета успешности во всех задания одинакова: число правильных ответов умножить на сто (проценты) и разделить на число задач.

Суммарный результат получается как среднеарифметическое четырех проб. (Результат менее 50 процентов считается не более, чем удовлетворительным.)

Задание № 5. Тест исследования механической памяти.

Инструкция: за 40 секунд постарайтесь запомнить предлагаемые цифры и их номера.

1. 5. 9. 13. 17.
2. 6. 10. 14. 18.
3. 7. 11 15. 19.
4. 8. 12. 16. 20.

Задание № 6.Тест «Пиктограмма»

Задание выполняется на отдельных стандартных листах, приготовленных преподавателем (при гарантиях анонимности возможно совместное обсуждение полученных результатов, возможно написание реферата с использованием этих материалов). Для удобства проведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым придерживаться определенного порядка выполнения задания в виде таблицы. Студентам читаются 16 отдельных слов и словосочетаний, при стандартной инструкции.

Понятие Пикто-грамма Критерий адекватности (+ или -) Критерий вос-произведения спустя отсроченный период (+ или -) Критерий конкретности/ абстрактности образа в баллах (от 1 до 3) Критерий стандартности/ оригинальности образа в баллах (от 1 до 3)
веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, богатство, дружба, тяжелая болезнь, развитие, темная ночь, ум, разлука, теплый ветер, надежда, ядовитый вопрос, радость, одиночество, смелый поступок.            

Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются тетрадями и экспертным образом оценивают пиктограммы. Самый важный критерий – адекватности. Через час эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Засчитываются только полные и точные ответы.

Третий критерий – конкретность / абстрактность – так же оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту (от 1 – конкретность, до 3 – абстрактность).

Четвертый критерий – стандартность / оригинальность пиктограмм – также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности, и в этом случае присваивается, соответственно – 1 балл.

 

Тема 5. Мышление как высшая форма познания действительности. Формирование мышления в онтогенезе. Интеллект. Требования к клиническому мышлению врача.

Цели и задачи:изучение основных психологических характеристик мышления с позиций развития в онтогенезе, видов мыслительных операций, ознакомление с возможностями психологической диагностики основных процессов мышления, интеллектуальных способностей.

Основные понятия:мышление, способности, интеллект, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Взгляд отечественных и зарубежных исследователей на природу мыслительных операций.

2. Психофизиологические аспекты мышления. Вторая сигнальная система.

3. Развитие мышления в онтогенезе. Концепция Ж. Пиаже.

4. Виды и операции мышления. Критерии творческого мышления. Модель Д. Гилфорда.

5. Клиническое мышление врача. Этапы логических операций при постановке диагноза.

 

Классики говоря,что……

«К выводу приходят тогда, когда устают мыслить».

Мартин Х. Фишер

«Человеку свойственно принимать пределы своего видения за границы мироздания».

А. Шопенгауэр

«Сомнения - признак не столько слабого характера, сколько сильного ума».

И. Шевелев

«Заговори, чтоб я тебя увидел»

Восточная мудрость

Задание 1. Анализ логических операций, осуществляемых в процессе диагностического познания.

Cпецифической деятельностью врача является мышление в виде решения диагностических задач. Своеобразными индикаторами движения мысли врача являются диагностические гипотезы. По данным психологических исследований, процесс постановки медицинского диагноза складывается из 3-х этапов.

Прежде всего, на основе первоначальных сведений о состоянии пациента формируется система гипотез о его болезни. Для этого врач извлекает из своей долговременной памяти наиболее вероятные данные, переводя их в оперативную память. Ее объем ограничен «магическим числом» 7 +/- 2, но в действительности число гипотез, которыми оперирует обычно врач, еще меньше: 5 +/- 2. Как правило, эти гипотезы врач формирует очень рано. Было показано, что у терапевта при поликлиническом приеме в 95% случаев они возникают уже в первые 5 минут расспроса пациента и его осмотра, позволяя систематизировать получаемую информацию и целенаправленно искать ее.

На втором этапе врач упорядочивает гипотезы в соответствии с одним или несколькими критериями, такими, как частота болезни, ее опасность, возможность лечения, необычность течения болезни. Например, чем чаще встречается болезнь, чем она тяжелее, чес больше возможностей ее лечения и чем более оригинальным кажется ее течение, тем выше она помещается в иерархии гипотез.

На третьем этапе диагностические гипотезы проверяются. Идет поиск дополнительной информации, и затем формулируется окончательный диагноз. Если же информация противоречит первоначальной системе гипотез, из долговременной памяти извлекаются новые диагностические предположения (ниже будет показано, почему это происходит далеко не всегда). Описанные этапы не обязательно последовательно развертываются во времени и даже могут протекать одновременно. Их очередность зависит от особенностей конкретной диагностической задачи.» (Бедрин Л.М., Урванцев Л.П.)

Чрезвычайно важна в работе врача самокритичность, базирующаяся на рефлексивных умениях специалиста.

Л.М. Бедриным рассмотрена «Ответственность медицинских и фармацевтических работников за профессиональные нарушения» - частью их являются врачебные ошибки. Очевидно, что существенный вклад в появление врачебных ошибок вносят факторы, которые мы может квалифицировать как «психологические». Например, по мнению Л.П. Урванцева: «Нередко к ошибкам ведет стремление врача собрать максимально полную информацию и лишь потом начать ее анализ - это вызывает перегрузку оперативной памяти из-за ее ограниченного объема. Известно, что в некоторых современных клиниках на одного больного приходится до 40 анализов и лабораторных исследований. Во время непосредственного исследования больного врачи мало внимания уделяют анализу невербальной («не словесной») информации о нем. Диагностический поиск обычно направлен на обнаружение частых заболеваний, а не редких, но более серьезных. При двойной патологии распространенной ошибкой является отказ от одной из правильных диагностических гипотез».

Задание 2.Проанализировать следующие рекомендации американских психологов для использования в диагностическом процессе:

1. Сразу после появления нескольких диагностических гипотез не следует пытаться найти все другие возможные в данном случае гипотезы, так как это приведет к перегрузке оперативной памяти.

2. Сначала нужно рассмотреть наиболее частые диагнозы.

3. Надо четко разграничивать оценку вероятности болезни и оценку последствий отсутствия лечения.

4. Не рекомендуется сначала только собирать диагностическую ин­формацию и, лишь затем ее интерпретировать.

5. Для сбора любых данных должна быть причина.

6. Ни одна из гипотез не должна быть более специфичной или более общей, чем это следует из полученных данных.

7. Всегда нужно иметь не менее 2-х-3-х конкурирующих гипотез и оценивать всю получаемую информацию в отношении каждой из них.

8. После появления новой гипотезы или изменения старой уже из­вестная информация должна пересматриваться.

9. Когда для подтверждения правдоподобной гипотезы нужно проводить дорогостоящее или опасное для пациента исследование, надо рассмот­реть сначала другие возможные предположения.

10. Если отсутствие лечения обоих предполагаемых заболеваний мо­жет привести к катастрофическим последствиям и ни одно из них нельзя подтвердить или исключить, действуйте так, как будто бы оба они были обоснованны.

 

Задание 3. Диагностика способностей к абстракции

Инструкция:Предлагаем Вам два слова. Вы должны определить, что общее есть между ними.

Пример: РОЖЬ - ПШЕHИЦА

Правильное решение - зерновые.

Следующий пример: МАСЛО - СЫР

Правильный ответ - молочные продукты.

Старайтесь каждый раз найти минимальное определение общего для двух понятий.

1. ЯБЛОКО - ЗЕМЛЯНИКА

2. СИГАРА - ЛИКЕР

3. ЧАСЫ - ТЕРМОМЕТР

4. НОС - ГЛАЗА

5. ЭХО - ЗЕРКАЛО

6. КАРТИНА - СТИХОТВОРЕНИЕ

7. СЕМЯ - ЯЙЦО

8. ГРОМКО - ТИХО

9. ГЕРБ - ЗНАМЯ

10. КИТ - ЩУКА

11. ГОЛОД - ЖАЖДА

12. МУРАВЕЙ - ДУБ

13. НОЖ - ПРОВОЛОКА

14. ВВЕРХУ - ВЗАДИ

15. БЛАГОСЛОВЕНИЕ - ПРОКЛЯТИЕ

16. ПОХВАЛА – НАКАЗАНИЕ

Совпадение с «ключом» 2 балла; неполное совпадение - 1 балл; несовпадение - 0 баллов;

1- плоды; 2 - наркотические возбуждающие средства; 3 - приборы; 4 - органы чувств; 5 - отражение; 6 - произведение искусства; 7 - зародыши; 8 - сила; 9 - символы; 10 - водные животные; 11 - органические потребности; 12 - живые организмы; 13 - металлические изделия; 14 - положение в пространстве; 15 - пожелания (санкции); 16 - меры воспитания;»

 

Задание 4. Исследование креативности мышления

Инструкция: «30 секунд на обдумывание каждого из десяти вопросов».

1. Как бросить теннисный мяч так, чтобы он, пролетев короткое расстояние, остановился и начал двигаться в противоположном направлении? (При условии, что мяч не должен стукаться о препятствие, его нельзя ударять чем-нибудь, привязывать к чему-нибудь).

2. Отношение возраста одного мальчика к возрасту другого мальчика несколько лет назад было таким же, как и сейчас. Какое это отношение?

3. В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат вперемежку 24 красных и 24 синих носка. Каково наименьшее число носков, которое следует взять из ящика, чтобы можно было составить пару одного цвета?

4. Врач прописал больному три таблетки и велел принимать их через полчаса. Сколько времени уйдет на прием таблеток?

5. Двое подошли к широкой реке. У берега стоит пустая лодка. Как им переправиться на противоположный берег с помощью лодки, что бы та осталась стоять на прежнем месте.

6. У некоей дамы не было при себе прав на вождения автомашины. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении. Все это происходило на глазах полисмена, который не задержал даму, почему?

7. Из одной точки на столе взлетели одновременно 2 мухи под углом 45 градусов к поверхности стола со скоростью 1 м/сек. Через 1 секунду после них из этой же точки взлетела строго вертикально еще одна муха со скоростью 2 м/сек. Когда все мухи окажутся в одной плоскости?

8. Кузнецу принесли 5 обрывков цепи по 3 кольца в каждом обрыве и заказали соединить их в одну цепь, кузнец задумался над тем, сколько колец понадобится для этого раскрыть и вновь заковать. Он решил, что четыре. Нельзя ли выполнить эту работу, раскрыв и заковав меньше колец?

9. Какое наибольшее число можно написать четырьмя единицами?

10. Сколько раз встретится «9» в любом сочетании в ряду натуральных чисел от 1 до 100?

Задание 5. Проведение комплексного изучения интеллекта с использованием методики Р. Амтхауэра.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.014 с.)