Принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах и бессчетных актах многих международных организаций, в тысячах международных договоров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах и бессчетных актах многих международных организаций, в тысячах международных договоров



Развивая нормы Устава, Декларация о принципах МП 1970 г. определила содержание принципа.

Все государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью:

- поддержания международного мира и безопасности, содействия международной стабильности, прогрессу и общему благосостоянию народов;

- установления всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод и ликвидации всех форм дискриминации и нетерпимости;

- принятия совместных и индивидуальных мер, предусмотренных Уставом ООН;

- содействия всеобщему прогрессу в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники, культуры и образования.

В условиях глобализирующегося и все более взаимозависимого мира значение принципа сотрудничества с каждым годом возрастает.

Растет число проблем, которые государства уже не могут решить в одиночку. Появление глобальных проблем современности, новых опасностей, вызовов и угроз миру и безопасности народов обязывает всех субъектов МП сотрудничать друг с другом для противодействия этим угрозам и обеспечения стабильного мирового правопорядка.

В Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г отмечается: «Кардинальная трансформация международных отношений, прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия «холодной войны» и связанных с ней предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций - все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене». «Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды».


6. Принцип равноправия и самоопределения народов

Принцип включает в себя два элемента – право на равноправие и право на самоопределение.

Равноправие – обладание каждым народом равными правами в той или иной социально-политической общности: унитарном государстве, автономии, федерации, мировом сообществе.

Самоопределение – право народа или этнической группы самостоятельно решать вопрос о формах своей социально-политической жизни.

Принцип впервыенашел универсальное признание и закрепление в Уставе ООН. Одна из целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» (п. 2 ст. 1).

Данная цель конкретизируется во многих нормах Устава.

Но формулировки Устава - весьма общие и еще не подразумевали столь радикального права народов – права на независимость (даже для колоний)

Учредители ООН в 1945 г. еще не были готовы признать право народов мира на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

Но деятельность ООН, гуманизация и демократизация мира вошли в противоречие с огромными колониальными империями.

Началась национально-освободительная борьба колоний, которая нуждалась в морально-политической, материальной и правовой поддержке. И она была им оказана.

14 декабря 1960 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, раскрывшей содержание принципа.

Принцип подтвержден и в других актах, в том числе политически – в Декларации 1970 г., и впервые конвенционно - в Международных пактах о правах человека 1966 г.

Согласно этим международным актам, каждый народ имеет право свободно:

- осуществлять свое самоопределение;

- выбирать формы самоопределения, каковыми являются: автономия, субъект федерации, создание государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса;

- определять свой политико-правовой статус и осуществлять свое социальное, экономическое и культурное развитие;

- сопротивляться государству, силой препятствующему его самоопределению, и получать для этого поддержку от других государств и международных организаций.

Праву народов на самоопределение соответствуют следующие обязанности государств:

- воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народ его права на самоопределение;

- не препятствовать независимости народа под предлогом его недостаточной политической, экономической, социальной и культурной подготовленности;

- прекратить любые военные и репрессивные меры против народа с целью обеспечения мирной и свободной реализации им права на независимость;

- уважать целостность территории народа;

- принять срочные меры для передачи власти народу на всей его территории без всяких условий и независимо от расы, религии или цвета кожи.

Положения принципа были направлены тогда против колониальной системы. Но к 70-м годам ХХ в колониальные империи распались, большинство зависимых народов освободились и создали свои государства. Возникла необходимость расширить его содержание.

Это было сделано на региональном уровне - в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., который отошел от прежней антиколониальной линии принципа и распространил его действие на все народы

С развалом колониальных империй вопрос о самоопределении зависимых народов в основном решен.

Но для многих народов принцип самоопределения всё еще весьма актуален. Сейчас положения принципа применимы главным образом лишь к народам суверенных государств.

Новое содержание принципа самоопределения состоит в следующем.

Каждый народ в любом государстве вправе самостоятельно, без внешнего вмешательства, выражая свою волю любыми доступными ему мирными демократическими способами, решать:

- поддерживать ли социально-политический строй и устройство в данном государстве или требовать их трансформации,

- изменять свой политический статус внутри государства или выйти из состава государства.

Вопрос о выходе может решаться только свободным волеизъявлением народа (чаще всего референдумом или плебисцитом), в результате которого народ:

- может отделиться со своей территорией (Сингапур от Малайзии в 1980 г., Латвия, Литва и Эстония от СССР в 1991 г., Черногория от Сербии в 2006 г.)

- или не отделиться (Квебек от Канады в 1989 и 1995 гг.).

Такие вопросы нередко решаются и в ходе вооруженной борьбы (например, отделение Эритреи от Эфиопии в 1993 г.).

В содержании права на самоопределение выделяют и иные аспекты, например, право распоряжаться природными богатствами, право осуществлять свое культурное развитие.

Право народа на самоопределение - это его право, но не обязанность. И оно не абсолютно.

Согласно Декларации 1970 г., недопустим подрыв единства государства, нарушение законных прав других народов ссылками на самоопределение.

В праве самоопределения «ничто не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, …и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий данной территории без различий расы, вероисповедания и цвета кожи».

Мировое сообщество не отрицает право на самоопределение, даже ведущее к нарушению целостности и единства государств, но только там, где не соблюдается принцип равноправия и самоопределения народов, где дискриминируются отдельные этнотерриториальные части страны.

Однако в последние годы стала реальной угроза злоупотребления принципом. Политические, националистические, сепаратистские, криминальные и другие факторы часто становятся побудительным мотивом для его использования в своекорыстных целях, создавая для многих государств угрозу их территориальной целостности.

Попытки отдельных народов, пребывающих в составе какого-либо государства, реализовать принцип породили массу политических и правовых проблем (Курдистан, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Чечня, Приднестровье, Косово и др.).

Возникла глубокая коллизия между двумя принципами:

самоопределения народов и целостности государств

Борющийся народ ссылается на свое право самоопределения, а центральная власть государства объявляет борьбу противоправной, т.к. она нарушает принцип целостности его территории, угрожает его единству, ущемляет прав других народов.

И государства мира в этом вопросе пока непоследовательны, признавая правомерность борьбы за одними народами (например, Косово) и считая её противоправной у других (например, Абхазия или Приднестровье).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.014 с.)