Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах и бессчетных актах многих международных организаций, в тысячах международных договоров
Развивая нормы Устава, Декларация о принципах МП 1970 г. определила содержание принципа. Все государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью: - поддержания международного мира и безопасности, содействия международной стабильности, прогрессу и общему благосостоянию народов; - установления всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод и ликвидации всех форм дискриминации и нетерпимости; - принятия совместных и индивидуальных мер, предусмотренных Уставом ООН; - содействия всеобщему прогрессу в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники, культуры и образования. В условиях глобализирующегося и все более взаимозависимого мира значение принципа сотрудничества с каждым годом возрастает. Растет число проблем, которые государства уже не могут решить в одиночку. Появление глобальных проблем современности, новых опасностей, вызовов и угроз миру и безопасности народов обязывает всех субъектов МП сотрудничать друг с другом для противодействия этим угрозам и обеспечения стабильного мирового правопорядка. В Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г отмечается: «Кардинальная трансформация международных отношений, прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия «холодной войны» и связанных с ней предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций - все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене». «Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды». 6. Принцип равноправия и самоопределения народов Принцип включает в себя два элемента – право на равноправие и право на самоопределение. Равноправие – обладание каждым народом равными правами в той или иной социально-политической общности: унитарном государстве, автономии, федерации, мировом сообществе. Самоопределение – право народа или этнической группы самостоятельно решать вопрос о формах своей социально-политической жизни. Принцип впервыенашел универсальное признание и закрепление в Уставе ООН. Одна из целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» (п. 2 ст. 1).
Данная цель конкретизируется во многих нормах Устава. Но формулировки Устава - весьма общие и еще не подразумевали столь радикального права народов – права на независимость (даже для колоний) Учредители ООН в 1945 г. еще не были готовы признать право народов мира на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Но деятельность ООН, гуманизация и демократизация мира вошли в противоречие с огромными колониальными империями. Началась национально-освободительная борьба колоний, которая нуждалась в морально-политической, материальной и правовой поддержке. И она была им оказана. 14 декабря 1960 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, раскрывшей содержание принципа. Принцип подтвержден и в других актах, в том числе политически – в Декларации 1970 г., и впервые конвенционно - в Международных пактах о правах человека 1966 г. Согласно этим международным актам, каждый народ имеет право свободно: - осуществлять свое самоопределение; - выбирать формы самоопределения, каковыми являются: автономия, субъект федерации, создание государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса; - определять свой политико-правовой статус и осуществлять свое социальное, экономическое и культурное развитие; - сопротивляться государству, силой препятствующему его самоопределению, и получать для этого поддержку от других государств и международных организаций. Праву народов на самоопределение соответствуют следующие обязанности государств: - воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народ его права на самоопределение; - не препятствовать независимости народа под предлогом его недостаточной политической, экономической, социальной и культурной подготовленности; - прекратить любые военные и репрессивные меры против народа с целью обеспечения мирной и свободной реализации им права на независимость;
- уважать целостность территории народа; - принять срочные меры для передачи власти народу на всей его территории без всяких условий и независимо от расы, религии или цвета кожи. Положения принципа были направлены тогда против колониальной системы. Но к 70-м годам ХХ в колониальные империи распались, большинство зависимых народов освободились и создали свои государства. Возникла необходимость расширить его содержание. Это было сделано на региональном уровне - в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., который отошел от прежней антиколониальной линии принципа и распространил его действие на все народы С развалом колониальных империй вопрос о самоопределении зависимых народов в основном решен. Но для многих народов принцип самоопределения всё еще весьма актуален. Сейчас положения принципа применимы главным образом лишь к народам суверенных государств. Новое содержание принципа самоопределения состоит в следующем. Каждый народ в любом государстве вправе самостоятельно, без внешнего вмешательства, выражая свою волю любыми доступными ему мирными демократическими способами, решать: - поддерживать ли социально-политический строй и устройство в данном государстве или требовать их трансформации, - изменять свой политический статус внутри государства или выйти из состава государства. Вопрос о выходе может решаться только свободным волеизъявлением народа (чаще всего референдумом или плебисцитом), в результате которого народ: - может отделиться со своей территорией (Сингапур от Малайзии в 1980 г., Латвия, Литва и Эстония от СССР в 1991 г., Черногория от Сербии в 2006 г.) - или не отделиться (Квебек от Канады в 1989 и 1995 гг.). Такие вопросы нередко решаются и в ходе вооруженной борьбы (например, отделение Эритреи от Эфиопии в 1993 г.). В содержании права на самоопределение выделяют и иные аспекты, например, право распоряжаться природными богатствами, право осуществлять свое культурное развитие. Право народа на самоопределение - это его право, но не обязанность. И оно не абсолютно. Согласно Декларации 1970 г., недопустим подрыв единства государства, нарушение законных прав других народов ссылками на самоопределение. В праве самоопределения «ничто не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, …и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий данной территории без различий расы, вероисповедания и цвета кожи». Мировое сообщество не отрицает право на самоопределение, даже ведущее к нарушению целостности и единства государств, но только там, где не соблюдается принцип равноправия и самоопределения народов, где дискриминируются отдельные этнотерриториальные части страны. Однако в последние годы стала реальной угроза злоупотребления принципом. Политические, националистические, сепаратистские, криминальные и другие факторы часто становятся побудительным мотивом для его использования в своекорыстных целях, создавая для многих государств угрозу их территориальной целостности.
Попытки отдельных народов, пребывающих в составе какого-либо государства, реализовать принцип породили массу политических и правовых проблем (Курдистан, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Чечня, Приднестровье, Косово и др.). Возникла глубокая коллизия между двумя принципами: самоопределения народов и целостности государств Борющийся народ ссылается на свое право самоопределения, а центральная власть государства объявляет борьбу противоправной, т.к. она нарушает принцип целостности его территории, угрожает его единству, ущемляет прав других народов. И государства мира в этом вопросе пока непоследовательны, признавая правомерность борьбы за одними народами (например, Косово) и считая её противоправной у других (например, Абхазия или Приднестровье).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.014 с.) |