Принципы права - это нормы права, но более высокого уровня и общего характера, выступающие как основополагающие и общеобязательные правила поведения субъектов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы права - это нормы права, но более высокого уровня и общего характера, выступающие как основополагающие и общеобязательные правила поведения субъектов.



Тема 4

Принципы международного права:

понятие, виды, система, содержание

В теории и практике права широко используются понятийные категории:

- принципы права,

- общие принципы права,

- основные принципы права,

- общепризнанные принципы права

Каждая из них имеет свое назначение, содержание и сферу действия.

Принципы права в любой правовой системе (и международной, и внутригосударственной) – это исходные начала права;

Принципы права - это нормы права, но более высокого уровня и общего характера, выступающие как основополагающие и общеобязательные правила поведения субъектов.

«Принципы МП» - широкий термин, которым обозначают разнообразные, но важные и общезначимые правила поведения участников межгосударственных отношений.

Термин "принципы" в МП применяется:

Как базовый, родовой для обозначения всей системы основных норм МП,

Как видовой при обозначении важнейших норм этого права в целом, или отдельных его отраслей и институтов, или сфер сотрудничества.

Так, например, относятся к важнейшим принципам:

международного права в целом:

- принцип суверенного равенства государств,

- принцип неприменения силы или угрозы силой,

- принцип мирного разрешения международных споров;

конкретных отраслей МП –

в дипломатическом праве - принцип неприкосновенности дипломатов; в экономическом праве - принцип взаимной выгоды субъектов;

в морском праве - принцип свободы открытого моря;

в космическом праве - принцип демилитаризации небесных тел;

в гуманитарном праве - принцип запрещения применения оружия неизбирательного действия;

в уголовном праве - принцип «накажи или выдай» преступника;

конкретных институтов МП –

в институте правосубъектности - принципы иммунитета государств;

в институте правопреемства – принцип «tabula rasa» («чистой доски»);

В институте ответственности - принцип индивидуальной ответственности за международные преступления.


Возникновение и функционирование принципов МП - исторически закономерно и объективно обусловлено.

МП, возникнув и развиваясь параллельно с зарождением и развитием внутреннего права государств, формировалось в более сложных условиях.

Право внутри государств создавалось сравнительно быстрее благодаря принудительной силе государства, МП прошло более долгий путь.

Над государствами не было властной силы, которая создавала бы для них нормы МП или принуждала бы к их разработке и принятию.

Государства взаимодействовали как формально самостоятельные образования, поэтому согласование взаимоприемлемых правил их связей проходило значительно болезненней, дольше и менее детально.

В этих условиях практика государств пошла по пути выработки и признания наиболее общих правил для регулирования их сотрудничества.

Эти правила в итоге длительной практики их признания и применения постепенно начали складываться в систему базовых норм - принципов МП.

«Общепризнанные принципы МП» - формула, широко распространившаяся в последние годы, нашедшая закрепление и в Конституции России.

Значение данных принципов для российской правоприменительной практики, правовой науки и юридического образования возросло в свете ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что «общепризнанные принципы … международного права являются составной частью её правовой системы» и стали, следовательно, для всех реально применимыми.

Однако ни в практике, ни в науке пока не нет «общепризнанного» ни понимания, ни перечня «общепризнанных принципов».

Под ними понимают:

- либо фундаментальные принципы МП, закрепленные в Уставе ООН и других международных актах,

- либо обычные нормы, складывающиеся в практике государств и признаваемые всеми или абсолютным большинством из них в качестве юридически обязательных.

Представляется, что в общую категорию «общепризнанные принципы МП» входят главнейшие их видовые категории, относящиеся ко всей системе МП, имеющие как обычно-правовую, так и договорно-правовую природу:

- «основные принципы МП»,

- «отраслевые принципы МП».


«Общие принципы права» - категория, широко используемая в МП

Общие принципы права - это правовые формулы, выработанные многовековой практикой государств и свойственны праву как таковому вообще - и внутригосударственному, и международному.

Они, как правило, имеют юридико-технический характер.

Это различные юридические постулаты, содержащие юридико-логические правила, правила юридической техники, которые применяются в процессе уяснения, толкования и применения правовых норм.

Многие из них были в свое время выработаны и «отшлифованы» еще юристами Древнего Рима и дошли до нас как некие правовые аксиомы:

- равный над равным власти не имеет;

- закон обратной силы не имеет;

- последующая норма отменяет предыдущую;

- специальная норма отменяет общую норму;

- норма с большей юридической силой отменяет норму с меньшей силой;

- нельзя другому передать больше прав, чем сам имеешь

И т.п.

Но среди всего комплекса вышеназванных правовых принципов ведущая роль принадлежит такой категории как

«основные принципы международного права».

Понятие и система основных принципов МП

В системе МП основные принципы занимают особое место, играя роль своего рода конституционных принципов мирового сообщества.

В основных принципах проявляется сущность МП, его значение в жизни мирового сообщества.

Процесс признания тех или иных правил международного общения в качестве основных начал МП восходит к древности: например, элементы принципа мирного разрешения споров.

В позднем средневековье берет начало идея суверенного равенства государств, когда монархи признали принцип par in parem non habet imperium (равный над равным не имеет власти).

Но лишь к середине ХХ в., когда был преодолен регионализм международных отношений и начало складываться общее МП, возникла необходимость формулирования и закрепления неких общих правовых положений, охватывающих все мировое сообщество и все сферы сотрудничества.

Эта задача была успешно выполнена при создании в 1945 г. ООН.

Государства-учредители ООН включили в её Устав специальную статью 2 «Принципы», содержащую следующие семь принципов, которыми государства-члены ООН обязались руководствоваться в своих взаимоотношениях:

1. суверенное равенство государств;

2. добросовестное выполнение международных обязательств;

3. разрешение международных споров мирными средствами;

4. воздержание от угрозы силой и её применения;

5. оказание всемерной помощи ООН во всех её уставных действиях;

6. невмешательство во внутреннюю компетенцию государств;

Обеспечение действий государств-нечленов ООН в соответствии с данными принципами.

Со временем ряд норм ст. 1 Устава ООН «Цели» также стал рассматриваться в качестве основных принципов:

- о равноправии и самоопределении народов;

- о равноправном международном сотрудничестве.

В Уставе все эти принципы были закреплены как принципы деятельности самой ООН и её государств-членов.

Но в силу их особой международной важности и практической значимости они постепенно стали признаваться в качестве основных правовых начал всего мирового сообщества.

Этот процесс завершился принятием 24 октября 1970 г. Генеральной Ассамблеи ООН особого акта - Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН.

Декларация закрепила семь принципов, но даже по их терминологии видно, что они выступают уже как принципы общего МП:

- суверенное равенство государств;

- невмешательство во внутренние дела государств;

- воздержание от угрозы силой или ее применения;

- разрешение споров мирными средствами; -

- равноправие и самоопределение народов;

- обязательность международного сотрудничества;

- добросовестное выполнение международных обязательств.

Декларация не просто провозгласила эти принципы, но и конкретизировала их нормативное содержание.

Согласно Декларации, принципы представляют собой «основные принципы МП» и при их истолковании и применении они«являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов».

Однако интенсификация международного сотрудничества расширяет сферы и объем его правового регулирования, а это приводит к появлению новых универсальных норм, которым требуется придание наивысшей юридической силы.

И др.


Таким образом, кодифицированы следующие 10 основных принципов:

Однако интенсификация международного сотрудничества расширяет сферы и объем его правового регулирования, а это приводит к появлению новых универсальных норм, которым требуется придание наивысшей юридической силы.

Эти нормы получают широкое признание и закрепление во множестве международных договоров. В качестве основных принципов в литературе, в частности, называют принципы:

- верховенства права в международных отношениях,

- устойчивого развития государств, регионов и всего мирового сообщества,

- ограничения вооружений и разоружения;

- охраны окружающей среды;

- международной ответственности

И др.


Основные принципы выполняют следующие функции:

Современный мир – это государства, разные по географическому положению, размеру территории, составу и численности населения, характеру и составу природных ресурсов, социально-политическому строю, уровню развития, политическому влиянию, культуре, экономической силе, военной мощи и т.п.

Пример тому - особое правовое положение 5 великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН.

В ряде международных организаций государства-члены отошли от формального равенства при голосовании (одна страна - один голос) и приняли метод взвешенного голосования, когда количество голосов государства зависит от размера его взноса в бюджет организации и иных условий, связанных с её деятельностью.

Причина: в современном мире, где постоянно происходят перемещения людей, товаров, капиталов, услуг, идей, информации, когда внутренние события в каждом государстве - объект внимания других государств, провести четкую грань между дозволенным / недозволенным - сложно.

Оба принципа - две стороны одной медали: равенство государств не допускает правовой гегемонии, давления и вмешательства в дела друг друга и наоборот – вмешательство сводит на нет их равенство и независимость.

Прямое - это явное и неприкрытое принуждение (экономическими, военными, финансовыми, политическими и другими средствами) одним государством (государствами) другого к совершению определенных действий, входящих в его внутреннюю компетенцию.

Решение проблемы о делах, относящихся к внутренней компетенции, на практике часто вызывает споры, что связано с развитием международного сотрудничества и увеличением числа вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию.

Так, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события на территории государства угрожают миру, они перестают быть его внутренним делом, и действия ООН в отношении этих событий уже не будут вмешательством в его внутренние дела.

Территория - важнейший элемент государства, она - материальная основа его существования, географическая среда обитания его населения и пространственный предел осуществления верховенства его публичной власти

До ХХ в. это было невозможно: в условиях существовавшего тогда абсолютного господства права силы территория государств постоянно была объектом нападений, захватов, оккупации, разделов, обменов, продаж и аннексий. Классическое международное право юридически признавая право на войну, тем самым легализовало и захваты иностранных территорий и их аннексию. Веками каждое государство само обеспечивало свою территориальную безопасность.

Наиболее значимые этапы формирования принципа:

Так, транзит любых транспортных средств через территорию государства без разрешения его властей есть нарушение неприкосновенности не только границ, но и территории, поскольку именно она используется для транзита.

Граница – линия, обозначающая на картах и на местности внешние рубежи территории государства, т.е. пространственный предел действия суверенитета государства над его сухопутной и водной территориями, воздушным пространством и недрами.

Издревле считалось, что посягательство на границу составляет casus belli - законный повод пострадавшего государства к войне. Но в прошлые эпохи в условиях постоянных войн и переделов территорий обеспечить безопасность границ для государства было весьма сложно.

Международное сотрудничество – это коллективные действия субъектов МП в какой-либо сфере их взаимных интересов, их совместная деятельность по согласованию своих позиций, координации действий, разрешению общезначимых проблем и принятию взаимоприемлемых решений.

Однако конвенционное закрепление и общее признание принцип сотрудничества получил лишь в ХХ в. В основу Устава ООН положена идея всестороннего сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе.

Растет число проблем, которые государства уже не могут решить в одиночку. Появление глобальных проблем современности, новых опасностей, вызовов и угроз миру и безопасности народов обязывает всех субъектов МП сотрудничать друг с другом для противодействия этим угрозам и обеспечения стабильного мирового правопорядка.

В Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г отмечается: «Кардинальная трансформация международных отношений, прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия «холодной войны» и связанных с ней предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций - все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене». «Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды».


6. Принцип равноправия и самоопределения народов

Однако в последние годы стала реальной угроза злоупотребления принципом. Политические, националистические, сепаратистские, криминальные и другие факторы часто становятся побудительным мотивом для его использования в своекорыстных целях, создавая для многих государств угрозу их территориальной целостности.

Попытки отдельных народов, пребывающих в составе какого-либо государства, реализовать принцип породили массу политических и правовых проблем (Курдистан, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Чечня, Приднестровье, Косово и др.).

Возникла глубокая коллизия между двумя принципами:

самоопределения народов и целостности государств

Борющийся народ ссылается на свое право самоопределения, а центральная власть государства объявляет борьбу противоправной, т.к. она нарушает принцип целостности его территории, угрожает его единству, ущемляет прав других народов.

И государства мира в этом вопросе пока непоследовательны, признавая правомерность борьбы за одними народами (например, Косово) и считая её противоправной у других (например, Абхазия или Приднестровье).

Устав закрепил одной из главных целей ООН - избавление будущих поколений от бедствий войны, создание такой международной системы норм и механизмов, когда военная сила применялась бы только в общих интересах мирового сообщества.

Согласно п. 4 ст. 2 Устава, все члены ООН взяли обязательство отказаться«в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Согласно ст.1 Определения, агрессия - это применение каким-либо государством первым своей вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким либо иным образом, несовместимым с целями и принципами Устава ООН.

Нарушением принципа являются насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить право на самоопределение и т.п.

Недопустимо применение вооруженной силы одним государством против другого в ответ на принятие последним враждебных мер. В подобных ситуациях или даже при наличии угрозы нападения государство может принять ответные меры при соблюдении принципа соразмерности.

СБ ООН в резолюции 1368 от 12 сентября 2001 г. расширил трактовку данной категории, квалифицировав подобные акты терроризма как действия, представляющие собой угрозу международному миру и безопасности, и признал за потерпевшим государством неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН.

Серьезные международные проблемы в последние годы возникли в связи с появлением доктрины и практики «гуманитарной интервенции» или «гуманитарного вмешательства», когда военная сила государств или международных организаций применялась против другого государства под предлогом защиты прав человека, массово нарушаемых в данном государстве.

При проведении «гуманитарных интервенций» может допускаться политизация ситуации, отдаваться приоритет политике, а не праву, применяться непропорциональное использование силы и т.п. Наиболее яркий пример этого - военная акция НАТО против Югославии в 1998 г.; стран антииракской коалиции в 2003 и по н\в; ситуация вокруг Ливии.


Издавна государства использовали такие мирные средства разрешения споров как прямые переговоры спорящих сторон, посредничество третьих государств, арбитраж и т.п., но эти средства использовались как альтернативные, необязательные

Международные договоры, по мере того как они ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства мирного разрешения споров и устанавливали юридическую обязанность государств использовать такие средства.

Гаагские конвенции об ограничении средств и методов ведения военных действий 1899 и 1907 гг. еще не содержали запрета войны, а лишь рекомендовали государствам при возникновении спора, «прежде чем прибегнуть к оружию», обращаться, «насколько позволят обстоятельства», к добрым услугам или посредничеству третьих государств.

Спорящие стороны свободны в выборе таких средств, которые они считают наиболее подходящими. Государства, как правило, в системе средств отдают предпочтение переговорам (прямым или с участием третьих сторон), с помощью которых разрешается большинство споров.

Регламентация и защита прав человека по-прежнему - внутреннее дело каждого государства. Международные нормы о правах человека, как правило, не могут прямо применяться на территории государства и требуют от него определенных мер по своей имплементации.

Согласно принципу субъекты международного права взяли на себя обязательства:

- содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод,

- уважать и обеспечивать всем лицам, находящимся в пределах их юрисдикции, права и свободы без какого-либо различия по какому-либо признаку;

- привести свое законодательство, административную и судебную практику в соответствии со своими международными обязательствами и принять иные меры, необходимые для обеспечения признанных прав и свобод человека;

- обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними;

- гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, включая обращение в международные политические и судебные органы.


10. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Особое значение - понятийная категория «добросовестность», получившая широкое признание и закрепление в международных договорах, резолюциях ООН, в декларациях государств и т.д. Определение точного юридического содержания понятия добросовестности не существует и в реальных ситуациях это вызывает трудности.

Представляется, что юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской конвенции о праве международных договоров, разделы «Применение договоров» (ст. 28-30) и «Толкование договоров» (ст. 31—33).

Принцип применяется только к договорам, заключенным по правомерному объекту правомерными субъектами добровольно, равноправно, в соответствии с принципами международного права. Любой неравноправный договор нарушает, прежде всего, суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН.

Тема 4

Принципы международного права:

понятие, виды, система, содержание

В теории и практике права широко используются понятийные категории:

- принципы права,

- общие принципы права,

- основные принципы права,

- общепризнанные принципы права

Каждая из них имеет свое назначение, содержание и сферу действия.

Принципы права в любой правовой системе (и международной, и внутригосударственной) – это исходные начала права;

принципы права - это нормы права, но более высокого уровня и общего характера, выступающие как основополагающие и общеобязательные правила поведения субъектов.

«Принципы МП» - широкий термин, которым обозначают разнообразные, но важные и общезначимые правила поведения участников межгосударственных отношений.

Термин "принципы" в МП применяется:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.03 с.)