Урок 21. О превосходстве последних десяти дней рамадана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 21. О превосходстве последних десяти дней рамадана



Последние десять дней рамадана имеют ряд особенностей, благодаря которым они превосходят все остальные дни этого благословенного месяца. Это подтверждается многочисленными изречениями Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников.

Передают со слов Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в последние десять дней рамадана проявлял такое усердие, какое он не проявлял в другие дни. i В другом хадисе Аиши говорится: «Когда наступали последние десять дней рамадана, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, потуже затягивал свой изар, бодрствовал по ночам и будил членов своей семьи». ii

Это значит, что в последние десять ночей рамадана Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдалялся от своих жен, чтобы полностью посвятить себя намазу и поклонению. В эти дни он поклонялся с особым рвением, подолгу совершал намаз, читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха, раздавал милостыню и т.д. А по ночам он бодрствовал, простаивая ночи на молитве, читая Коран и поминая Аллаха сердцем, языком и телом.

Как мы уже отметили, причиной этого было величие последних десяти ночей рамадана, которые, по мнению многих богословов, считаются самыми славными ночами в году. А самой величественной среди них является ночь предопределения, которую Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники жаждали провести в поклонении.

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто постился в рамадан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи, и кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи». iii

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал верующих проводить ночь предопределения в усердном поклонении, и это не противоречит словам Аиши: «Я не видела, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выстаивал на намазе всю ночь до самого утра». iv Этот хадис указывает на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не совершал намаз всю ночь, однако это не означает, что он не бодрствовал до утра в последние десять ночей рамадана, так как он совершал разные обряды поклонения, а не только намаз. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Мы уже отметили, что в последние десять ночей рамадана Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будил домочадцев на намаз, чтобы они могли помянуть Всевышнего Аллаха и сполна извлечь выгоду из этих благословенных ночей. Верующему мужу не подобает упускать такую прекрасную возможность – он должен воспользоваться ею сам и призвать к этому членов своей семьи. Ведь месяц поста длится всего лишь несколько дней, но за эти короткие мгновения человек может заслужить милость Аллаха и обрести счастье как в этом мире, так и в мире вечном.

К сожалению, многие мусульмане бесполезно растрачивают эти ценные мгновения, проводя большую часть ночи в пустых развлечениях. Когда же наступает пора встать на ночной намаз, они засыпают и лишаются великого блага. А ведь в следующем году столь прекрасная возможность заработать Рай может и не представиться им! Сатана смеется над ними, обольщает их и сводит с пути Аллаха. Обращаясь к этому дерзкому врагу, Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой» (аль-Хиджр, 42).

Благоразумный человек не станет потакать желаниям сатаны, зная о той ненависти, которую он испытывает к потомкам Адама. Он не скрывает своей вражды к людям и неустанно пытается отвратить их от всего, что приносит им пользу. Поэтому следуют его путем только маловеры, которые поступают вопреки требованиям религии и не прислушиваются к голосу разума. Всевышний сказал: «Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» (аль-Кахф, 50). Он также сказал: «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (Фатир, 6).

Еще одной особенностью последних десяти дней рамадана является уединение в мечети. Известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники уединялись в мечети для поклонения Всевышнему каждый год.

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединился в мечети в первые десять дней рамадана. Потом он продолжил уединение во второй декаде рамадана. Потом он сказал: «Я уединился в мечети в первой декаде рамадана, чтобы застать ночь предопределения. Потом я продолжил уединение во второй декаде. Потом мне было ниспослано откровение о том, что эта ночь – в последней декаде. Поэтому тот из вас, кто хочет уединиться в мечети, пусть делает это в последние десять дней рамадана». v

Передают со слов Аиши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана до тех пор, пока Всемогущий и Великий Аллах не призвал его к себе, а после его смерти также стали поступать и его жены. vi

В другом хадисе, переданном со слов Аиши, сообщается, что каждый рамадан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в мечети на десять дней, а в последний год своей жизни уединился на двадцать дней. vii

А в хадисе Анаса б. Малика говорится: «Обычно Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана. Однажды он не смог сделать это, и на следующий год он уединился в мечети на двадцать дней». viii

Передают, что Аиша рассказывала: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собирался уединиться в мечети, он совершал рассветный намаз, после чего отправлялся к месту уединения». Аиша попросила его разрешить ей установить для себя палатку в мечети, и он разрешил ей сделать это. Услышав об этом, Хафса тоже установила для себя палатку. Вслед за ней Зейнаб услышала об этом и тоже установила для себя палатку. После рассветного намаза посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел четыре палатки и спросил: «Что это?!» Ему рассказали о случившемся, и он сказал: «Что побудило их к такому благочестию? Уберите эти палатки, чтобы я их больше не видел!» В тот год он уединился не в рамадане, а в последние десять дней шавваля». ix

Из этих преданий следует, что уединение в мечети является желательным предписанием. Имам Ахмад сказал: «Я не слышал, чтобы между богословами были разногласия относительно того, что уединение в мечети является желательным предписанием».

Целью этого обряда является полное посвящение себя поклонению Всевышнему Аллаху для того, чтобы снискать Его благоволение и застать благословенную ночь предопределения. Поэтому во время уединения человек должен сторониться не касающихся его мирских бесед, поминать Аллаха, читать Коран, совершать намаз и другие обряды поклонения.

О смысле этого прекрасного обряда писал великий мусульманский ученый Ибн аль-Каййим: «Душевное благополучие и приверженность прямому пути, ведущему ко Всевышнему Аллаху, достигаются тогда, когда человек собирает свои помыслы воедино и полностью посвящает себя Всевышнему Аллаху. Если в душе наступил переполох, то привести ее в порядок можно только благодаря устремлению к Всевышнему Аллаху. Излишняя еда и питье, чрезмерный сон, бесполезные встречи с людьми, пустые разговоры – все это создает беспорядок в душе человека, разбрасывает его помыслы в различных направлениях, перекрывает ему путь, ведущий к Всевышнему Аллаху, ослабляет его, мешает ему и, наконец, останавливает его. Вот почему Могущественный и Милосердный Аллах смилостивился над Своими рабами и повелел им соблюдать пост, который позволяет человеку не излишествовать в яствах и напитках и избавиться от низменных страстей, мешающих ему приблизиться к Всевышнему Господу. Он предписал пост в той мере, которая приносит человеку одну только пользу. И благодаря этому раб извлекает из этого выгоду для своей мирской и будущей жизни. Пост не причиняет человеку вреда и не мешает ему благоустраивать мирскую и будущую жизни. А наряду с этим Аллах предписал Своим рабам уединяться для поклонения Ему. Смысл и мудрость этого предписания заключаются в том, чтобы человек устремился к Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занимался только поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремляться к Нему. Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его благоволение и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в День великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек не найдет собеседников и сможет радоваться общению только с Аллахом. В этом заключается смысл великого уединения. А раз так, то достичь поставленной цели можно только благодаря уединению во время поста. И поэтому уединяться для поклонения Аллаху полагается в самые славные дни поста. Это – последние десять дней рамадана». x

В Священном Коране и Пречистой Сунне ясно изложены правила, которые необходимо соблюдать во время уединения в мечети.

Мы уже упоминали хадис Аиши: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собирался уединиться в мечети, он совершал рассветный намаз, после чего отправлялся к месту уединения». xi

Из этого хадиса следует, что уединение в мечети в последние десять дней рамадана следует начинать двадцать первого числа этого месяца после рассветного намаза. Однако Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и многие другие богословы считали, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, начинал уединение в мечети до закатного намаза двадцатого рамадана. А после рассветного намаза он уединялся в палатке и начинал поклоняться Аллаху отдельно. Это мнение является правильным, поскольку позволяет совместить все предания о том, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в рамадане.

Во время уединения в мечети запрещается вступать в половую близость, а также совершать любые действия, предшествующие этому, например, целовать жену или прикасаться к ней с вожделением. Всевышний Аллах сказал: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях» (аль-Бакара, 187).

Шейх ас-Саади в комментарии к этому аяту писал: «Поскольку позволение вступать в половую близость с женами по ночам в рамадане не распространяется абсолютно на всех постящихся, Всевышний Аллах сообщил, что нельзя вступать в половую близость с женами во время уединения в мечети. Это откровение свидетельствует о законности уединения в мечети для поклонения Всевышнему Аллаху, отрекшись от мирской жизни. Из этого аята также следует, что уединение допускается только в мечетях, причем во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, мечетями считались места, в которых регулярно совершались пять обязательных намазов. Из этого аята также следует, что половая близость нарушает уединение в мечети». xii

Однако нет ничего предосудительного, если во время уединения верующий по необходимости беседует со своей женой или с кем-либо другим. Передают, что мать правоверных Сафийя бт. Хуйей рассказывала: «Я пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он уединился в мечети. Я навестила его ночью и побеседовала с ним. Затем я встала, чтобы уйти, и он встал, чтобы проводить меня». Тогда она оставалась в доме Усамы б. Зейда. xiii

Во время уединения разрешается высовывать из мечети часть тела. Передают, что Аиша рассказывала: «Когда у меня были месячные кровотечения, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уединялся в мечети, он высовывал голову, и я мыла ее». xiv В другом хадисе сообщается, что Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просовывал ко мне голову, оставаясь в мечети, а я причесывала его. Когда он уединялся в мечети, то приходил домой только при необходимости». xv

Что же касается выхода из мечети, то его можно подразделить на три категории.

К первой категории относится выход по необходимости, когда человек выходит из мечети для отправления естественной нужды, омовения, приема пищи и т.д. В этом случае он имеет право выйти из мечети, если не может сделать это, не выходя оттуда. Например, если при мечети имеется туалет и баня, где человек может справить свою нужду и искупаться, или если кто-либо приносит ему еду, то ему запрещается выходить из мечети, поскольку в этом нет необходимости.

Ко второй категории относится выход для совершения праведного деяния, например, для посещения больного или участия в похоронах. В этом случае разрешается выйти из мечети, если человек оговорил это условие, прежде чем начал уединение. Например, если родственник человека сильно болен или находится при смерти, то ему разрешается перед началом уединения сделать оговорку о том, что он будет навещать его.

К третьей категории относится выход из мечети ради того, что противоречит духу уединения в мечети, например, для торговли или половой близости. Если человек выходит из мечети с этой целью, то обряд уединения нарушается и лишается всякого смысла.

Еще одной особенностью последних десяти дней рамадана является ночь предопределения. Эта ночь лучше тысячи месяцев, и в нее происходят важные события, определяющие судьбы творений. О превосходстве этой ночи и том, как мусульмане должны проводить ее, мы поговорим на следующем уроке, если на то будет воля Аллаха.

В завершение этой темы мне осталось лишь добавить, что заключительный этап любого обряда поклонения, любого начинания имеет исключительное значение. Именно от него зависит, будут приняты усилия человека или нет, принесут они пользу или окажутся тщетными и бесполезными.

Передают, что Сахль б. Саад ас-Саиди рассказывал: «Во время одного из походов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретил язычников, и мусульмане вступили с ними в сражение. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в свой лагерь, а язычники – в свой. Среди сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был один человек, который не упускал ни одного случая, чтобы не пуститься в погоню за язычником и не зару­бить его своим мечом, и люди стали говорить: «Сегодня ни­кто из нас не сделал столько, сколько сделал такой-то!» Од­нако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он – из числа обитателей Ада!» Тогда кто-то из людей сказал: «Я буду всюду следовать за ним», и он поехал вместе с ним, останавливаясь там, где тот останавливался, и поспешая, когда тот спешил. А потом этот мужчина был тяжело ранен, и, желая поскорее расстаться с жизнью, он приложил рукоять своего меча к земле, а его острие – к своей груди, бросился на меч и покончил с собой. Тогда тот, кто следовал за ним, пришел к по­сланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Свидетельствую, что ты – посланник Аллаха!» Он спросил: «А что случи­лось?» Тот сказал: «Ты назвал того человека одним из обитателей Ада, и это поразило людей. Тогда я сказал: «Я расскажу вам о нем». Так я стал неот­ступно следовать за ним. Он был тя­жело ранен и, желая поскорее расстаться с жизнью, приложил рукоять своего меча к земле, а его острие – к груди, бросился на меч и покончил с собой». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Рая, тогда как он относится к числу обитателей Ада, и людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Ада, тогда как он из числа обитателей Рая!» В другой версии добавлено: «Поистине, все дела оцениваются по их завершению». xvi

Вот почему мусульмане должны чтить последние дни рамадана, уделять особое внимание поклонению в них и не упускать ни малейшей возможности совершить добрые дела в этот благословенный период.

Комментарии

i Этот хадис передали Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи.

ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

iii Этот хадис передали аль-Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи.

iv Этот хадис передал Муслим.

v Этот хадис передал Муслим.

vi Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

vii Этот хадис передал аль-Бухари.

viii Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи.

ix Этот хадис передал аль-Бухари, а в версиях Муслима и Абу Давуда сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возместил пропущенное уединение в первые десять дней шавваля.

x Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 2, стр. 82-83.

xi Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xii Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 70.

xiii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xiv Этот хадис передал аль-Бухари.

xv Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.

xvi Этот хадис передал аль-Бухари.

Урок 22. О превосходстве Ночи предопределения

Ночь предопределения – это благословенная ночь, которую Всевышний Аллах возвысил над всеми остальными ночами в году. Всевышний оказал великую милость мусульманам, поведав им о том, что она наступает в месяце рамадан и приходится на одну из десяти последних ночей этого месяца.

Говоря о превосходстве Ночи предопределения, Аллах сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания по милости твоего Господа, Слышащего, Знающего, Господа небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью. Нет божества, кроме Него. Он оживляет и умерщвляет. Он – ваш Господь и Господь ваших праотцев» (ад-Духан, 3-8).

Всевышний Аллах назвал эту ночь благословенной, и тому есть несколько объяснений. Прежде всего, в эту ночь был ниспослан Священный Коран. Аллах также отметил, что в эту ночь решаются мудрые дела. Это означает, что благородные ангелы-писцы получают из Хранимой Скрижали сведения о том, что произойдет в будущем году. Помимо всего прочего, они узнают о том, каким будет пропитание людей, кому из обитателей земли суждено расстаться с этим миром в будущем году, какие хорошие и плохие события их ожидают. Всевышний назвал эти дела мудрыми, потому что любое повеление Господа преисполнено великой мудрости и не содержит недостатков, изъянов, бессмыслицы и лжи.

Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (аль-Кадр, 1-5).

Арабское слово «кадр» переводится на русский язык как «предопределение» и «величие». Эта ночь величественна, и Всевышний Аллах предопределяет в ней все, что произойдет в наступающем году. Всевышний сообщил, что Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. Это означает, что она превосходит тысячу месяцев по своему величию и по той награде, которую получает верующий, поклоняющийся Аллаху этой ночью. Поэтому тот, кто проводит эту ночь в поклонении с верой в Аллаха и надеждой на вознаграждение, заслуживает прощение прошлым грехам.

Существует еще одно мнение, согласно которому название этой ночи произошло от глагола «кадара», означающего «суживать», «стеснять». Прежде всего, в эту ночь на землю спускается великое множество ангелов, от которых на земле становится тесно. Кроме того, точная дата ее бывает известна лишь узкому кругу избранных рабов.

Всевышний также поведал о том, что ангелы нисходят с дозволения их Господа для того, что выполнить Его мудрые повеления. Ангелы – послушные рабы Аллаха, беспрекословно выполняющие любые Его приказы. Всевышний сказал: «Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле. А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали» (аль-Анбийа, 19-20). Нисходя на землю, ангелы приносят с собой добро, благословение и милость. А поскольку самым величественным и славным среди них является ангел Джибрил, Аллах упомянул о нем в отдельности.

Всевышний Господь поведал и о том, что Ночь предопределения благополучна вплоть до наступления зари. Ибн Аббас сказал: «Сатана поднимается вместе с солнцем каждый день, кроме Ночи предопределения, и поэтому в этот день солнце восходит без лучей». Муджахид сказал, что в эту ночь люди не заболевают, и дьяволы в эту ночь не могут творить зло. В другом сообщении, переданном от его имени, говорится: «Ночь предопределения – это благополучная ночь, в которую не творится зло, и не посылаются дьяволы». Ибн Аббас также сказал: «В эту ночь заковываются в цепи мятежные джинны, и связываются могучие джинны, и раскрываются все врата небесные, и покаяние принимается от всех кающихся, и поэтому Аллах сказал: «Она благополучна вплоть до наступления зари» (аль-Кадр, 5).

В эту ночь верующие защищены от всякого зла и любых неприятностей, потому что они проводят ее в усердном поклонении, благодаря которому они спасаются от мучений в Адском Пламени. Господь отметил, что Ночь предопределения длится вплоть до наступления зари. Это указывает на то, что верующие должны поспешить совершить как можно больше праведных деяний до наступления времени рассветного намаза, дабы Всемогущий Покровитель многократно приумножил их награду.

Таким образом, в суре «аль-Кадр» отмечается сразу несколько достоинств Ночи предопределения.

Во-первых, Всевышний Аллах ниспослал в эту ночь Коран, чтобы указать людям на прямой путь и сделать их счастливыми как в этом мире, так и в Будущей Жизни.

Во-вторых, слова Всевышнего «Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)?» указывают на то, что человек не в состоянии осознать все величие этой благословенной ночи.

В-третьих, эта ночь превосходит тысячу месяцев, которые не содержат в себе Ночи предопределения.

В-четвертых, ангелы нисходят в эту ночь, выполняя мудрые веления Господа и неся с собой добро, благословление и милость.

В-пятых, она приносит великое благо верующим, поклоняющимся Господу, поскольку благодаря этому они избавляются от наказания в Аду.

В-шестых, Всевышний Аллах ниспослал целую суру, повествующую о величии этой ночи, и мусульмане будут читать ее вплоть до наступления Судного Дня.

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха, тому будут прощены совершенные им ранее грехи». i Это значит, что верующий должен этой ночью выстаивать намазы, всей душой устремляясь к Аллаху и надеясь на обещанное Им вознаграждение. При этом не имеет значения, знает человек о том, что поклоняется в Ночь предопределения, или нет, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не говорил о таком условии.

По поводу точной даты Ночи предопределения мусульманские богословы высказывали разные мнения. Более сорока из них приводятся в книге «Фатх аль-Бари» выдающегося богослова Ибн Хаджара. Тем не менее, достоверно известно, что она наступает в рамадане, так как Всевышний Аллах сообщил о том, что он ниспослал Коран в эту ночь и ниспослал его в рамадане. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)» (аль-Кадр, 1). В другом аяте говорится: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 185). Из этих откровений становится ясно, что Ночь предопределения приходится на месяц рамадан.

Милость и награда этой ночи дарована только мусульманской общине, также как ей была дарована пятница и некоторые другие превосходства. Тем не менее, Ночь предопределения наступала раз в году во все времена, и так будет продолжаться вплоть до наступления Судного Дня. Передают со слов Абу Зарра, что он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха! Поведай мне о Ночи предопределения: в рамадане ли она или нет?» Он ответил: «В рамадане». Абу Зарр спросил: «Это продлится только, пока живы пророки, или до Судного Дня?» Он сказал: «До Судного Дня». ii

Ночь предопределения наступает в последнюю декаду рамадана. Передают, что Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ищите Ночь предопределения в последние десять ночей рамадана, когда останется девять, или семь, или пять ночей». iii

Наиболее вероятно, что она находится среди нечетных ночей последней декады. Передают со слов Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ищите Ночь предопределения среди нечетных ночей последней декады рамадана». iv

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Мы уединились вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, во второй декаде рамадана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: «Воистину, мне была показана Ночь предопределения, а потом случилось так, что я забыл ее. Но ждите ее в одну из нечетных ночей последней декады рамадана. Я видел во сне, что совершаю земной поклон в воду с глиной. Пусть все, кто уединялся вместе с посланником Аллаха, вернутся». Мы вернулись, и в то время мы не видели на небе ни облачка. Но вдруг появились тучи, и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале намаза, и я увидел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершает земные поклоны в воду с глиной, и я также увидел следы глины на его лбу». v

Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел, чтобы сообщить нам о Ночи предопределения, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о Ночи предопределения, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца рамадана!» vi

Еще более вероятно, что она является одной из последних семи ночей рамадана. Передают со слов Ибн Умара, что нескольким людям из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было открыто во сне, что Ночью предопределения будет одна из семи последних ночей рамадана, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждет Ночь предопределения, ожидает ее наступления в течение семи последних ночей». vii

Передают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Ищите ее среди последних десяти ночей. Если же кто-нибудь из вас почувствует слабость или не сможет выстоять все десять ночей, то пусть постарается найти ее среди семи последних». viii

Наиболее вероятной ночью из последних семи является двадцать седьмая ночь. Убей б. Кааб, да будет Всевышний Аллах доволен им, сказал: «Аллаху лучше известно, на какую ночь приходится Ночь предопределения. Однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал нам выстаивать двадцать седьмую ночь». ix

Ибн Хаджар сказал: «Согласно наиболее предпочтительному мнению, она является одной из последних десяти ночей месяца рамадан и приходится на нечетную ночь, причем в разные годы она приходится на разные числа, что явствует из хадисов этой главы». Таким образом, в разные годы Ночь предопределения приходится на разные числа рамадана, но непременно приходится на одну из последних десяти ночей.

По Своей милости Всевышний Аллах скрыл эту ночь от Своих рабов, чтобы они усердно поклонялись Ему в каждую из ночей этого благословенного месяца, совершали намаз, поминали Его и взывали к Нему со страхом и надеждой. Таким образом Аллах выявляет среди Своих рабов тех, кто действительно жаждет провести эту ночь в поклонении. Иногда Аллах дает знать о наступлении этой ночи, как это однажды было с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, увидевшим во сне, что он совершает земной поклон в воду с глиной. В тот год это произошло во время утреннего намаза двадцать первого рамадана.

Мусульмане должны не упускать возможность приблизиться к своему Господу в Ночь предопределения. Такой шанс предоставляется человеку только раз в году, и, может быть, усердие, проявленное в ту ночь, когда записывается судьба каждого потомка Адама, поможет человеку уберечься от зла и заслужить милость Господа в наступающем году. Если же человек пропускает эту ночь или же проводит ее в грехах и ослушании, то он должен упрекать только себя самого. Поистине, его грехи удержали его от великого блага и лишили его большого вознаграждения. Однажды, когда люди пришли к Ибн Масуду и сказали, что они не могут совершать ночной намаз, он ответил: «Ваши грехи заставляют вас сидеть!» Аль-Фудейл же сказал: «Если ты не можешь совершать ночной намаз и соблюдать пост днем, то знай, что ты лишен удела, и твои грехи уже сковали тебя». Уберечь же от этого может только Всевышний Аллах!

Комментарии

i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

ii Этот хадис передали Ахмад и ан-Насаи.

iii Этот хадис передали аль-Бухари, Ахмад и Абу Давуд.

iv Этот хадис передал аль-Бухари.

v Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и Ибн Маджа.

vi Этот хадис передал аль-Бухари.

vii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

viii Этот хадис передал Муслим.

ix Этот хадис передал Муслим.

Урок 23. Прелести Рая

Всевышний Аллах повелел потомкам Адама стремиться к Раю, уготованному для богобоязненных праведников. Там их ожидает то, что не видывал взор, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа. Всевышний Аллах сообщил нам о прелестях Рая во многих коранических аятах.

Аллах сказал: «Вот описание Рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень. Таков конец богобоязненных, а концом неверующих будет Огонь» (ар-Раад, 35); «Вот описание Рая, обещанного богобоязненным! В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного меда. В нем для них уготованы любые фрукты и прощение от их Господа. Неужели они подобны тем, которые вечно пребывают в Огне и которых поят кипящей водой, разрывающей их кишки?» (Мухаммад, 15); «Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: «Это уже было даровано нам прежде». Но им будут давать нечто похожее. У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (аль-Бакара, 25); «Они будут лежать на ложах, прислонившись, и не увидят там ни солнца, ни стужи. Тени будут близки к ним, и плоды будут подчинены им полностью. Обходить их будут с сосудами из серебра и кубками из хрусталя – хрусталя серебряного, соразмерных размеров. Поить их там будут из чаш вином, смешанным с имбирем, из источника, названного Салсабилем. Их будут обходить вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за рассыпанный жемчуг. Взглянув же, ты увидишь там благодать и великую власть. На них будут зеленые одеяния из атласа и парчи. Они будут украшены серебряными браслетами, а их Господь напоит их чистым напитком» (аль-Инсан, 14-21); «Они будут довольны своими стараниями в Вышних садах. Они не услышат там словоблудия. Там есть источник текущий. Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки, и разостланы ковры» (аль-Гашийа, 9-16); «А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Там они будут украшены золотыми браслетами и жемчугом, а их одеяния будут из шелка» (аль-Хаджж, 23); «Они будут лежать, прислонившись, на зеленых подушках и прекрасных матрацах» (ар-Рахман, 76); «Воистину, богобоязненные пребудут в безопасном месте, в Райских садах и среди источников. Они будут облачены в атлас и парчу, и будут они восседать друг против друга. Вот так! Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами. Там они будут просить любые фрукты, будучи в безопасности» (ад-Духан, 51-55); «О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены. Вы были теми, которые уверовали в Наши знамения и были мусульманами. Войдите же в Рай радостными вместе со своими женами (или вместе с себе подобными). Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза. Вы пребудете там вечно. Этот Рай дан вам в наследство за то, что вы совершали. Для вас там уготованы многочисленные фрукты, которые вы будете есть» (аз-Зухруф, 68-73); «Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они подобны рубинам и кораллам» (ар-Рахман, 56-58); «Там есть девы хорошие, прекрасные. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они – черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах» (ар-Рахман, 70-72); «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (ас-Саджда, 17); «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще (они получат возможность взглянуть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения. Они – обитатели Рая, в котором они пребудут вечно» (Йунус, 26). Есть и другие коранические откровения, повествующие о великолепии и прелестях Райских садов.

Удивительные рассказы о райских усладах содержатся и в хадисах Божьего посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды мы попросили: «О посланник Аллаха! Расскажи нам о Рае: каковы его строения?» Он ответил: «Его кирпичи из золота и серебра, штукатурка – из мускуса, камешки – из жемчуга и яхонта, песок – из шафрана. Кто войдет в него, будет благоденствовать и не познает горя, будет жить вечно и никогда не умрет. Его одежда не испортится, а молодость не увянет». i

Передают, что однажды Утба б. Газван обратился к людям с проповедью. Он воздал хвалу Всевышнему Аллаху, а затем сказал: «Поистине, ближняя жизнь объявила о своем уходе и быстро удалилась. От нее осталась всего лишь ничтожная толика, подобная остатку воды на дне сосуда. Вы перейдете из нее в вечную обитель. Перейдите же в нее с имеющимся у вас добром! Нам было сообщено о том, что расстояние между двумя створками врат Рая равно сорока годам пути, и наступит день, когда этот промежуток будет переполнен от столпотворения». ii

Передают со слов Сахля б. Саада, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у Рая есть восемь врат. Одни из них называются ар-Раййан, и в них не войдет никто, кроме постящихся». iii



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.064 с.)