Золото, серебро и бумажные деньги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Золото, серебро и бумажные деньги



Всевышний сказал: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (ат-Тауба, 34). Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек, владеющий золотом или серебром, не выплачивает из них должного, то в День воскресения для него будут уготовлены пластины из огня. Они будут раскалены в Адском Пламени, и ими будут прижигать его бока, лоб и спину. Всякий раз, когда они остынут, их вновь раскалят. Это продлится День, равный пятидесяти тысячам лет, пока будет вершиться суд над рабами». xii

Облагаемый закятом минимум равен 85 граммам золота, или 595 граммам серебра, или эквивалентной этим количествам золота или серебра сумме денег. Передают со слов Али б. Абу Талиба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати динаров xiii. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год». xiv Двадцать золотых динаров эквивалентны 85 граммам золота.

В другом хадисе, рассказанном со слов Али б. Абу Талиба, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов xv выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов». xvi Двести серебряных дирхемов эквивалентны 595 г. серебра.

Закят выплачивается с золота и серебра независимо от того, хранится оно в виде денег, слитков или драгоценностей, так как священные тексты, свидетельствующие о необходимости выплаты закята с золота и серебра, носят общий характер.

Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла женщина с дочерью, на руках которой были два больших золотых браслета. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ее: «Ты выплатила с них закят?» Она ответила: «Нет». Он сказал: «Тебе хотелось бы, чтобы в День воскресения Аллах надел на тебя вместо них два браслета из огня?» Женщина сняла их, передала Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «Я жертвую их в пользу Аллаха и Его посланника». xvii

Передают со слов Аиши, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к ней и увидел у нее на руке большие серебряные кольца. Он спросил: «Что это, Аиша?» Она ответила: «Я изготовила их, чтобы принарядиться для тебя, о посланник Аллаха». Он спросил: «Ты выплачиваешь с них закят?» Она ответила: «Нет». Или же она сказала: «Если так будет угодно Аллаху». Тогда он сказал: «Этого достаточно, чтобы попасть в Ад». xviii

В другом хадисе говорится, что мать правоверных Умм Салама носила золотые украшения и спросила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, считается ли это, что я накапливаю сокровища?» xix Он ответил: «Нет, если ты надлежащим образом выплачиваешь закят». xx

Облагаемый закятом минимум бумажных денег определяется из расчета по серебру. Это значит, что если человек в течение года располагал суммой, равной стоимости 595 г. серебра, то он обязан выплачивать с нее закят.

Закят с указанных трех наименований выплачивается по прошествии одного года в размере 2,5%. Если человек не владеет этими ценностями в течение целого года, то он не обязан выплачивать с них закят.

При этом если количество золота или серебра в отдельности не достигает облагаемого закятом минимума, то их нельзя объединять. Однако их следует объединять с бумажными деньгами и товарами. Кроме того, золото и серебро объединяются, если они предназначены для торговли.

Закят с украшений выплачивается деньгами в размере 2,5% от общей стоимости золотых и серебряных украшений. При этом стоимость бриллиантов и драгоценных камней не учитывается, потому что они облагаются закятом только в том случае, если предназначены для продажи. Закят выплачивается и в том случае, если мужчина носит золотой перстень или женщина носит украшение с изображением человека или животного, несмотря на то, что такой поступок сам по себе является грехом.

Что касается денег или украшений, взятых в долг, то они также облагаются закятом. И если даже у мусульманина есть долг, с вычетом которого его имущество уже не достигает облагаемого минимума, он все равно должен выплачивать закят. В пользу этого свидетельствует то, что священные тексты, предписывающие выплачивать закят, имеют общий смысл, и в них не делается оговорок для имущества, взятого в долг.

Возможен и такой случай, когда у мусульманина всего 1000 долларов наличными, а ему предстоит вернуть долг, составляющий 1000 долларов, и выплатить 1000 долларов закята с других видов имущества. В этом случае он должен, в первую очередь, выплатить закят, потому что долг перед Аллахом важнее долговых обязательств перед Его рабами.

Закятом облагается и имущество, данное в долг, если кредитор может получить свои деньги обратно, когда пожелает. В этом случае он может либо ежегодно выплачивать закят с данной в долг суммы из своего имущества, либо выплатить с него закят сразу после того, как ему вернут долг. Если же кредитор не может получить свой долг из-за неплатежеспособности должника, или если тот отказывается вернуть долг вовремя, то он обязан выплатить закят только за тот год, когда ему вернут долг. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Зерновые и плоды

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» (аль-Бакара, 267). В другом аяте говорится: «Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки» (аль-Анам, 141).

Передают со слов Абдуллаха б. Умара, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если растения питаются дождевой водой, водой источников или подземными водами, то выплачивается одна десятая часть урожая, если же они орошаются при помощи рабочих верблюдов или другим путем, то выплачивается половина одной десятой». xxi

Из этого хадиса следует, что размеры закята, который взимается с посевов, орошаемых естественным и искусственным путем, различаются. Мудрость этого предписания состоит в том, что крестьянин, который орошает свои посевы или сады искусственным путем, затрачивает намного больше усилий и материальных средств, нежели крестьянин, посевы или сады которого орошаются естественным путем.

Таким образом, если посевы или сады орошались естественным путем, то крестьянин должен выплачивать в качестве закята одну десятую часть урожая. Естественным путем орошаются посевы и сады, которые совершенно не нуждаются в орошении, либо которые орошаются водами рек и источников, либо которые орошаются дождевой водой. Если крестьянин вырыл канал, чтобы его посевы орошались водами реки, то считается, что его посевы орошаются естественным путем. Если он вырыл родник, из которого вода бьет ключом, то также считается, что его посевы орошаются естественным путем, потому что он не прилагает усилий для того, чтобы вода дошла до его земельного участка. Но если он переносит воду в сосудах или качает воду посредством насосов и других средств, то такое орошение считается искусственным. При искусственном орошении крестьянин должен выплачивать половину одной десятой части урожая. Если посевы или сады орошались в равной степени естественным и искусственным путем, то крестьянин должен выплачивать три четверти одной десятой части урожая. Такое возможно, например, если шесть месяцев сады орошались искусственным путем, а шесть месяцев – естественным путем. Если при смешанном орошении крестьянин не может точно определить, какая из двух форм орошения была преобладающей, то он должен ориентироваться на ту форму орошения, которая лучше способствует созреванию урожая. Например, если урожай фруктов лучше созревает при искусственном орошении, то крестьянин должен выплачивать закят в размере половины одной десятой части урожая. Но если при смешанном орошении крестьянин не знает, какая форма орошения лучше способствует созреванию урожая, то ему надлежит выплачивать одну десятую часть урожая. Причина этого предписания состоит в том, что закят с урожая взимается в размере одной десятой части до тех пор, пока не доказано, что урожай орошается искусственным путем.

Передают со слов Джабира б. Абдуллаха, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Закятом не облагается серебро, если его меньше пяти окий. Закятом не облагаются верблюды, если их меньше пяти голов. Закятом также не облагаются финики, если их меньше пяти васков». xxii

Богословы единодушны в том, что один васк вмещает 60 саа. xxiii Поскольку в настоящее время люди чаще пользуются мерами веса, а не мерами объема, крестьяне должны уметь переводить их друг в друга. В частности, пять васков вмещают 612 кг пшеницы высшего сорта.

Передают, что Абу Муса аль-Ашари и Муаз б. Джабал рассказывали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Собирайте закят только с четырех видов зерновых и плодов: ячменя, пшеницы, изюма и фиников». xxiv

Опираясь на этот хадис, многие богословы считали, что закят следует выплачивать только с ячменя, пшеницы, изюма и фиников. Однако не все богословы разделяли это мнение. Абу Ханифа считал, что закят следует выплачивать со всего, что произрастает на земле, кроме травы, дров, соломы и пальмовых ветвей. Малик и аш-Шафии считали, что закят следует выплачивать со всех видов зерновых и плодов, которые можно отмерить и хранить в течение целого года, если они являются основными продуктами питания. Ахмад, Абу Йусуф, Мухаммад и некоторые другие считали, что закят следует выплачивать со всех видов зерновых и плодов, которые можно отмерить и хранить в течение целого года, даже если они не являются основными продуктами питания. Согласно последнему мнению, закят обязательно выплачивать даже с кукурузы и риса, маиса и гречихи, черного тмина и кориандра, оливок и миндаля, фисташек и грецкого ореха, земляного ореха и т.п. Однако достоверные хадисы свидетельствуют о том, что закят обязательно выплачивать только с пшеницы, ячменя, изюма и фиников. Эти хадисы ограничивают смысл коранического откровения, в котором предписано выплачивать пожертвования из того, что произрастает на земле. Это мнение является самым достоверным, и поэтому со всех остальных плодов и зерновых закят можно взимать только по доброй воле хозяина урожая.

Следует отметить, что закят не взимается с перечисленных продуктов, если их количество не достигает облагаемого закятом минимума в отдельности. Пшеницу нельзя объединять с ячменем, а изюм нельзя объединять с сухими финиками, если количество каждого из них в отдельности меньше облагаемого закятом минимума. Однако если урожай одного из этих продуктов собирается более одного раза в год, то их следует объединять. Например, если урожай зимой пшеницы и урожай яровой пшеницы вместе достигают облагаемого закятом минимума, то мусульманин обязан выплачивать с них закят. Для законности взимания закята также необходимо, чтобы мусульманин был владельцем урожая, достигшего облагаемого закятом минимума, в тот период, когда необходимо подсчитывать закят. Срок подсчета закята с плодов наступает, когда они созревают, но не падают на землю. А срок подсчета закята с зерновых наступает, когда зерна и колосья становятся крепкими, но не отламываются. Мусульманин должен выплачивать закят только в том случае, если в этот период урожай принадлежал ему. Если же мусульманин приобрел урожай, который достигает облагаемого закятом минимума только вместе с попадавшими фруктами или отломившимися колосьями, то он не обязан выплачивать закят, потому что не был владельцем поля или сада тогда, когда наступил срок подсчета закята.

Закят не выплачивается с зелени и овощей. Передают со слов Мусы б. Тальхи, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Овощи не облагаются пожертвованиями». xxv

Закятом также не облагается мед, хотя богословы высказывали по этому поводу разные мнения. Абу Ханифа, Ахмад и Исхак считали, что закят с меда взимается сразу после его получения. Согласно одному из двух различных сообщений, этого мнения также придерживался имам аш-Шафии. Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при жизни взимал с каждых десяти мехов меда один мех средних размеров. xxvi В другой версии хадиса сообщается, что мужчина по имени Хиляль из племени Мутан привез посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, десятую часть собранного меда и попросил его сохранить за ним долину, которую называли Салабой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сохранил за ним эту долину. А во времена правления Умара б. аль-Хаттаба Суфьян б. Вахб спросил у него, как поступить с ней. Умар б. аль-Хаттаб написал ему: «Если он будет выплачивать тебе десятую часть собранного меда, которую он выплачивал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то сохрани за ним Салабу. В противном же случае знай, что пчелы – насекомые дождя, мед которых может употреблять в пищу любой, кто пожелает». xxvii

Из этих сообщений не следует, что закят с меда является обязательным. Сподвижники, которые выплачивали закят, поступали так по собственной инициативе. Именно поэтому Умар б. аль-Хаттаб предоставил племени Мутан право выбора. Но будь закят с собранного меда обязательным, он обязал бы их выплачивать его.

Что касается рыбы, жемчуга, кораллов, хризолита, амбры и других даров моря, то закят с них также не является обязательным. Передают, что Ибн Аббас сказал: «Амбра не облагается закятом, ибо ее выбрасывает море». xxviii Кроме того, нет ни одного достоверного сообщения о том, что мусульмане выплачивали закят с даров моря во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и праведных халифов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.017 с.)