Товары, предназначенные для торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товары, предназначенные для торговли



Передают, что Самура б. Джундуб рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нам выплачивать закят со всего, что мы собираемся продавать». xxix

Этот хадис свидетельствует о том, что выплачивать закят с предназначенного для торговли имущества обязательно, и этого мнения придерживается большинство мусульманских богословов. Оно подтверждается следующим высказыванием Всевышнего: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ…» (аль-Бакара, 267). Муджахид сказал, что этот аят ниспослан о торговле.

Ибн аль-Мунзир сказал: «Большинство богословов считают, что выплачивать закят с предназначенного для торговли имущества обязательно. Этого мнения придерживались семь выдающихся правоведов из числа последователей сподвижников. Однако те, которые не разделяют этого мнения, не считаются неверующими, потому что по этому вопросу существуют разногласия».

Следует отметить, что имущество человека считается предназначенным для торговли с того момента, как хозяин вознамерился продать его для получения прибыли. Например, если человек приобрел автомобиль для частного пользования, а затем решил сделать его стоимость начальным капиталом для коммерции, то по прошествии года он обязан выплатить закят. Но если человек решил просто продать автомобиль и получить наличные деньги, то по прошествии года он не обязан выплачивать закят с торговли. Если человек решил продать земельный участок для того, чтобы купить другой, он также не обязан выплачивать закят с торговли, потому что у него не было намерения заниматься коммерцией.

Также следует отметить, что закят с товаров нельзя выплачивать досрочно или задерживать, потому что цены на товар могут вырасти или упасть. Выплачивается он деньгами, и при этом учитывается рыночная цена товаров. Если товары продаются в розницу, то учитывается их розничная цена. А если товары продаются оптом, то учитывается их оптовая цена.

Также следует отметить, что если в начале отчетного года стоимость предназначенного для торговли имущества достигала облагаемого закятом минимума, а затем опустилась ниже облагаемого закятом минимума, то торговец освобождается от выплаты закята. Если же в конце отчетного года стоимость предназначенного для торговли имущества выросла, то торговец обязан выплачивать закят со всего предназначенного для торговли имущества. Это объясняется тем, что прибыль от торговли неразрывно связана с основным капиталом. И поэтому закят с прибыли от торговли надлежит выплачивать в конце отчетного года, даже если торговец не владел ею в течение целого года.

Облагаемый минимум товаров составляют товары, стоимость которых эквивалентна стоимости 595 г. серебра.

По истечении лунного года хозяин должен оценить все имеющиеся у него товары, и если их общая стоимость (с учетом товаров, взятых в долг) достигла облагаемого минимума, то он обязан выплатить деньгами 2,5% стоимости товаров, независимо от того, осталась их стоимость равной покупной цене, упала или возросла. Закят выплачивается и в том случае, если хозяин товаров собирался подарить или раздать их или же копил их, чтобы жениться или выплатить долг и т.п. Хозяева бакалейных и автомобильных магазинов и прочие торговцы обязаны вести тщательный учет всех товаров, как крупных, так и мелких, и выплачивать с них закят. Если же подсчитать стоимость всего сложно, то в целях предосторожности следует выплатить закят так, чтобы не испытывать угрызений совести.

Закят не выплачивается с техники, автомобилей, домашней утвари, одежды и прочих предметов, которые человек приобрел для индивидуального использования. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не облагается пожертвованием со своего раба и со своего коня». xxx Закят также не выплачивается с тех вещей, которые человек использует для заработка, например, с автомобиля, который он использует как такси.

Закят не выплачивается с недвижимости, которую хозяин сдает в аренду. Но закят выплачивается с полученной от этого арендной платы, если хозяин владеет этой суммой в течение одного года, и если она достигла облагаемого минимума отдельно или в сочетании с другими наличными деньгами. Закят также не выплачивается с земель, приобретенных для строительства дома, предназначенного для своей семьи или для сдачи в аренду. Он выплачивается только с земель, предназначенных для коммерции.

Домашний скот

Закят взимается только с четырех видов домашнего скота: верблюдов и верблюдиц, быков и коров, баранов и овец, коз и козлов. Скот должен быть молочным, племенным и пастбищным, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Молочной считается скотина, предназначенная для доения молока. Племенной считается скотина, предназначенная для размножения стада. Закят не выплачивается с рабочей скотины, предназначенной для перевозки грузов или других тяжелых работ. Пастбищным скот считается лишь в том случае, если он питался на пастбище в течение всего года или большую его часть. Если же скот не пастбищный, то закятом он облагается только тогда, когда предназначен для продажи. Когда скот является источником получения доходов посредством купли и продажи, он переходит в категорию товаров и облагается закятом в соответствии с установленными правилами. В этом случае закят выплачивается как с пастбищного скота, так и со скота, находящегося на фуражном откорме при стойловом содержании, если его стоимость достигает облагаемого товарного минимума отдельно или в сочетании с другими товарами.

Облагаемый минимум верблюдов – 5 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 5 до 9 голов, закят составляет одну овцу; от 10 до 14 голов – две овцы; от 15 до 19 голов – три овцы; от 20 до 24 голов – четыре овцы; от 25 до 35 голов – однолетка; от 36 до 45 голов – двухлетка; от 46 до 60 голов – трехлетка; от 61 до 75 голов – четырехлетка; от 76 до 90 голов – две двухлетки; от 91 до 120 голов – две трехлетки; более 121 головы – три двухлетки; и далее с каждых сорока голов взимается двухлетка, а с пятидесяти – трехлетка.

Облагаемый минимум коров – 30 голов, с которых взимается одна однолетка. Со стада, включающего от 30 до 39 голов, закят составляет одну однолетку; от 40 до 59 голов – одну двухлетку; более 60 голов – две однолетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов – двухлетка.

Облагаемый минимум овец – 40 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 40 до 120 голов, закят составляет одну овцу; от 121 до 200 голов – две овцы; более 201 головы – три овцы; и далее с каждой сотни взимается одна овца.

В качестве закята нельзя отдавать больных, истощенных, старых, беременных и прожорливых животных, а также скот с физическими недостатками или изъянами. Также не взимаются козлы, если только на это не согласится сборщик закята.

Это – лишь некоторые правила взимания закята с имущества. Более подробно эти предписания изложены мной в комментариях к сборнику хадисов «Достижение цели» выдающегося мусульманского ученого Ибн Хаджара аль-Аскалани, да смилостивится над ним Аллах.

Комментарии

i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

ii Этот хадис передали Муслим и Ахмад.

iii Этот хадис передал аль-Бухари.

iv Этот хадис передал Муслим.

v Имеется в виду, что родственные связи установлены Аллахом в соответствии с Его божественной мудростью, и поэтому люди обязаны поддерживать их.

vi Этот хадис передал Ахмад с достоверной цепочкой рассказчиков.

vii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

viii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

ix Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

x Имеется в виду, что человек обязан расходовать часть своего имущества и обучать приобретенным знаниям тех, кто нуждается в этом, выполняя тем самым свою обязанность перед Аллахом.

xi Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным.

xii Этот хадис передал Муслим.

,exiii Динар – золотая монета, которая во времена Пророка Мухаммада, весила один мискаль. Это эквивалентно 4,25 г. чистого золота.

xiv Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и аль-Бейхаки, и аль-Бухари назвал его достоверным.

xv Дирхем – серебряная монета, которая во времена Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, весила 0,7 мискаля. Двести дирхемов весили 190 мискалей, что эквивалентно 595 г. чистого серебра.

xvi Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи сказал, что аль-Бухари считал его достоверным.

xvii Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи, ад-Даракутни и аль-Бейхаки с хорошей цепочкой рассказчиков.

xviii Этот хадис передали Абу Давуд, аль-Хаким, ад-Даракутни и аль-Бейхаки.

xix Она имела накопление сокровищ, за которое Аллах Всевышний пригрозил мучительными страданиями в суре «ат-Тауба».

xx Этот хадис передали Абу Давуд, аль-Хаким, ад-Даракутни и аль-Бейхаки. Аль-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари, и с ним согласился аз-Захаби.

xxi Этот хадис передал аль-Бухари.

xxii Этот хадис передал Муслим.

xxiii Саа – арабская мера сыпучих тел, равная четырем муддам.

xxiv Этот хадис передали ат-Табарани и аль-Хаким, причем последний назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби.

xxv Этот хадис передал ад-Даракутни, однако цепочка его рассказчиков является отосланной, потому что Муса б. Тальха был последователем сподвижников. Знатоки хадисов признали его заслуживающим доверия, и поэтому это сообщение является одним из самых сильных отосланных хадисов.

xxvi Этот хадис передали Абу Убейд, аль-Асрам и Ибн Маджа, и аль-Албани назвал его достоверным.

xxvii Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков.

xxviii Этот хадис передали Ибн Абу Шейба и Абу Убейд. Аль-Бухари передал его без цепочки рассказчиков. Ибн Абу Шейба и Абу Убейд передали похожее сообщение и со слов Джабира.

xxix Этот хадис передал Абу Давуд. Ибн Абд аль-Барр назвал его хорошим, но Абу Давуд и аль-Мунзири воздержались от его оценки. Ибн Хаджар и многие другие хадисоведы считали его слабым, потому что одним из его рассказчиков был Сулейман б. Самура, который не был известен авторитетным знатокам хадисов. Тем не менее, хадисы от его имени рассказывали ад-Даракутни и аль-Баззар.

xxx Этот хадис передал аль-Бухари.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.015 с.)