Территория РФ. Принципы российского федерализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территория РФ. Принципы российского федерализма



 

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, территория РФ включает в себя территории всех субъектов РФ, а также внутренние воды (реки, озера, иные водоемы, все берега которых занимает территория РФ) и территориальное море (в пределах 12‑мильной зоны, если иное не установлено международным договором РФ, напр. о делимитации Государственной границы РФ на море, в частности, с Норвегией, Украиной, США и Японией). Помимо этого, к территории РФ относится воздушный столб (воздушное пространство) над наземной и водной территорией РФ. Причем верхняя граница этого столба четко не определена (космическое пространство не относится к территории ни одного из государств).

Хотя континентальный шельф и морская исключительная экономическая зона РФ и не являются в собственном смысле этого слова территорией РФ, наша страна, в соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции РФ, обладает там суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законодательством и международно‑правовыми нормами.

Суверенитет России распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию (ст. 4 Конституции РФ). Гарантом государственной целостности РФ является глава государства – Президент РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Федерализм – способ организации системы органов государственной власти, соответствующий федеративной форме государственного устройства.

Цель федерации – оптимальное сочетание большого и малого в едином.

Принципы федерализма, закрепленные в ст. 5 и гл. 3 Конституции РФ, Федеративном договоре и некоторых других актах, можно структурировать следующим образом:

1. Россия – сложная федерация, субъекты РФ сформированы как по территориальному (края, области, города федерального значения), так и по национальному (республики, автономные округа, автономная область) признакам, более того, некоторые субъекты РФ входят в состав других субъектов РФ (автономные округа в составе краев и областей).

2. Россия – открытая и динамичная федерация, существуют возможности изменения границ и конституционно‑правового статуса субъектов РФ, образования новых субъектов РФ в составе РФ, принятия в состав РФ новых субъектов РФ.

3. Равноправие субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти и между собой.

4. Государственная целостность РФ.

5. Единство системы государственной власти (по вопросам исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ).

6. Равноправие и самоопределение субъектов РФ.

7. Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ

 

Конституционный статус субъектов РФ определяется ст. 5 и 66 Конституции РФ, конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. Все субъекты РФ поименованы в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.

Субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область – равноправны. Республики вправе устанавливать для граждан РФ, постоянно проживающих на территории соответствующей республики, дополнительно гражданство данной республики. Республики вправе, в дополнение к государственному языку РФ, вводить свой государственный язык (на нем, в частности, может, наряду с государственным языком РФ, осуществляться судопроизводство в некоторых судах, расположенных на территории соответствующей республики).

Система федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ образует единую систему, основывающуюся на конституционном принципе разграничения предметов ведения и полномочий между ними (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ).

Изменение конституционно‑правового статуса субъекта РФ производится на основании федерального конституционного закона, по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта РФ.

Каждый субъект РФ имеет свою территорию, границы которой могут изменяться Советом Федерации с согласия соответствующего субъекта РФ.

Субъекты РФ участвуют в решении общефедеральных вопросов – органы государственной власти субъектов РФ направляют своих представителей в Совет Федерации, обладают правом законодательной инициативы и правом запроса в Конституционный Суд РФ, одобряют конституционные поправки и пр.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ РФ И СУБЪЕКТАМИ РФ

 

Распределение предметов ведения в РФ осуществляется на основании Конституции РФ, иных договоров (соглашений) о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти отдельных субъектов РФ.

В исключительном ведении РФ находятся основные вопросы регулирования и защиты прав человека, государственного строительства, регулирования экономики и социального развития, внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона и охрана границ, создание правовой системы и системы правоохранительных органов, а также вопросы метеорологии, метрологии, бухгалтерского и статистического учета, государственных наград и почетных званий РФ.

По предметам исключительного ведения РФ принимаются ФКЗ, ФЗ, иные федеральные нормативные акты.

К вопросам совместного ведения относятся следующие: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗ; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; к) административное, административно‑процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

По вопросам совместного ведения, помимо федеральных актов, на их основе и в соответствии с ними могут приниматься законы и иные акты субъектов РФ.

Все иные вопросы находятся в исключительном ведении субъектов РФ, регулируются законами и иными актами субъектов РФ.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИИ

 

В 2001 г., в соответствии с ч. 2 ст. 65 Конституции РФ, принят ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».

По инициативе иностранного государства, на основании международного договора, федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта в качестве нового субъекта РФ может быть принято иностранное государство (образуется субъект РФ, имеющий по общему правилу статус республики, международным договором может быть предусмотрено предоставление такому новому субъекту статуса края либо области) либо часть иностранного государства (в соответствии с международным договором такому новому субъекту РФ предоставляется статус республики, края, области, автономного округа либо автономной области).

Новый субъект в составе РФ может быть образован по инициативе заинтересованных субъектов РФ только в результате объединения двух или более граничащих между собой субъектов (путем объединения может быть образован новый субъект либо один или несколько субъектов присоединены к другому субъекту). Предложение об образовании нового субъекта в составе РФ направляется Президенту. В заинтересованных субъектах по этому поводу проводятся референдумы, объединение возможно только в случае положительного исхода референдумов во всех заинтересованных субъектах. Далее Президентом вносится проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта в составе РФ.

Во всех случаях образования новых субъектов РФ соответствующие изменения вносятся в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ. Уже решен вопрос об объединении Пермской области и Коми‑Пермяцкого автономного округа в новый субъект РФ – Пермский край, которое состоится в 2007 г.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ

 

Избирательная система – способ распределения замещаемых выборным путем государственных должностей (мандатов). Основные типы избирательных систем: 1. Пропорциональная, получила распространение в XX в. Используется при выборах коллегиального органа (напр., парламента) в многомандатном избирательном округе, избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за список кандидатов (напр., выдвинутый политической партией). При этом законом устанавливается «избирательный барьер», т. е. минимальное количество голосов, которое надо получить избирательному объединению, чтобы участвовать в распределении мандатов (в России на выборах депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу – 7 %). Количество полученных избирательным объединением (блоком) депутатских мандатов определяется путем деления общего количества поданных за него голосов на избирательную квоту (по разным методикам). Помимо используемой в России на выборах всего состава депутатов Государственной Думы и как минимум половины состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ (ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ») пропорциональной избирательной системы закрытых списков (т. е. избиратель голосует за партийный список в целом), существуют варианты пропорциональной избирательной системы открытых списков (с разной степенью свободы выбора внутри списка: выбор 1 кандидата, выбор более 1 кандидата из одного списка и выбор любых кандидатов из любого списка (панаширование)).

2. Мажоритарная. Победитель получает все распределяемые по данному избирательному округу мандаты (обычно применяется в одномандатном избирательном округе). В России применяется при выборах Президента РФ, также может применяться при выборах не более половины состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, на муниципальных выборах. Могут существовать следующие варианты мажоритарной избирательной системы: с возможностью проведения второго тура (напр., при выборах Президента РФ, причем, дабы быть выбранным уже в первом туре, кандидат должен набрать либо абсолютное (более 50 % – на выборах Президента РФ), либо квалифицированное (напр., 75 % – в России не применяется) большинство голосов избирателей); в один тур (применяется при выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти в ряде субъектов РФ).

3. Различные виды смешанных (модифицированных) избирательных систем (напр., система единственного непередаваемого голоса или система дораспределения мест на уровне страны при голосовании в регионах) – в России не применяются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.153 (0.011 с.)