Источники конституционного права РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники конституционного права РФ



 

1. Конституция РФ.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

3. Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

4. Федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1999 г. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»).

5. Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ).

6. Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ).

7. Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1997 г. указ Президента РФ, которым утверждается Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

8. Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ (напр., принятое в 2002г. Постановление Правительства РФ, которым утверждается Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание).

9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ (напр., в 1999 г. Министерством юстиции РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации). Некоторые исследователи также полагают постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера источником конституционного права.

10. Конституции (уставы) субъектов РФ.

11. Законы субъектов РФ конституционно-правового содержания (напр., законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ).

12. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ (в частности, о толковании конституции (устава) субъекта РФ).

13. Некоторые нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (напр., решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ).

14. Уставы муниципальных образований.

15. Некоторые нормативные акты органов местного самоуправления (напр., регламент заседаний представительного органа местного самоуправления, утвержденный его постановлением).

 

НОРМЫ, ИНСТИТУТЫ И ПОДОТРАСЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ

 

Норма конституционного права в традиционном ее понимании представляет собой правило поведения субъектов правовых отношений, выраженное в виде их прав и обязанностей. Существуют нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи, а также регулятивные (обязывающие, управомочивающие и запретительные) и правоохранительные нормы конституционного права.

Выделяют обычно следующие подотрасли конституционного права (и важнейшие правовые институты в рамках указанных подотраслей):

1. Парламентское право (институты права законодательной инициативы, чтений законопроекта, принятия закона одобрения закона, наложения «вето» главой государства, статуса депутата, депутатского запроса и др.).

2. Судебное право (институты назначения судей, органов судейского сообщества, статуса судей, удаления судьи в отставку и др.).

3. Избирательное право (институты избирательных комиссий, регистрации кандидата, предвыборной агитации, финансирования выборов, повторного голосования и др.).

4. Муниципальное право (институты форм прямого волеизъявления граждан, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, финансово-экономической основы местного самоуправления и др.).

5. Выделяют также ряд правовых институтов конституционного права, которые обычно не включают в ту или иную подотрасль конституционного права (например, институты пересмотра Конституции РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и др.).

Наука конституционного права РФ изучает конституционное законодательство, как отечественное, так и зарубежное, а также пути и возможности его оптимизации.

Разработки конституционалистов находят свое выражение на практике, в частности, в деятельности Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Большинство судей этих судов обладают учеными степенями докторов и кандидатов юридических наук, являются профессорами и доцентами ведущих юридических вузов (факультетов).

 

ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

 

Конституционный строй – тип национальной системы права, в условиях которой верховенство принадлежит конституции, то есть основному закону, принимаемому и изменяемому в особом порядке и обладающем высшей юридической силой.

Впервые конституционный строй формируется в условиях буржуазных революций XVII–XVIII вв., в странах Западной Европы и Северной Америки, когда бурно развивается капиталистическое производство, буржуазное общественное устройство. В связи с этим возникла насущная необходимость введения и закрепления политических и прочих прав и свобод личности, включая формально-правовое равенство перед законом и судом, равное гражданство, всеобщее избирательное право и пр. Вследствие социальной структуризации общества появляется представительный выборный орган законодательной власти (парламент).

Признаками современного конституционного строя являются формально-правовое равенство граждан перед законом и судом; признание и последовательное конституционное закрепление принципа разделения властей; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равное и единое гражданство.

В условиях конституционного строя государство с помощью права ограничивается в интересах личности и общества.

На современном этапе конституционный строй – неотъемлемый атрибут демократического государства. Такая система организации власти ориентирует государство на охрану прав и свобод личности.

Конституционный строй устанавливает необходимость и возможность участия каждого гражданина в управлении государством, ставит государство на службу права и законным интересам личности.

Именно с помощью конституционного строя государство в своей деятельности вынуждено учитывать многообразные общественные интересы, при этом государство не превращается в силу, противостоящую обществу.

Конституционный строй, наряду с правами человека и демократией, следует отнести к важнейшим универсальным достижениям человеческой цивилизации.

 

КОНСТИТУЦИЯ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И ФУНКЦИИ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Сущность конституции – ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права.

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы: институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности); институт государственного (территориального) устройства; институт (систему) государственных органов; государственную символику; механизм защиты конституции. В формально-правовом аспекте конституция (устав, ордонанс, уложение) – особый основной закон государства.

Обычно в начале текста конституции выделяется декларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты частей, разделов, глав, статей и параграфов.

Содержание и форма конституции взаимозависимы.

Форма конституции в узком (формально-правовом) аспекте – основной закон.

Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте – вся нормативная структура, составляющая конституционный строй страны (все источники норм конституционного права).

Из сущности конституции вытекают ее основные функции: 1. Социальная – является тем социальным компромиссом, которого достигло общество (общественным договором). 2. Политическая – отражает основополагающее влияние конституции на политическую сферу общественной жизни (придает государству правовую форму). 3. Юридическая – выражает социальный компромисс в общеобязательных основополагающих правовых нормах. 4. Учредительная – обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения.

Основными социальными чертами конституции являются легитимность, реальность, стабильность.

Основными юридическими свойствами конституции являются верховенство, высшая юридическая сила, прямое действие.

Предметом конституционного регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с определением правового статуса личности и по поводу организации и осуществления государственной власти, которые делятся на следующие смысловые блоки:

1. Взаимоотношения общества и государства (институты выборов, референдума).

2. Взаимоотношения личности и государства (институты прав и свобод человека и гражданина, участия граждан в государственном управлении).

3. Взаимоотношения между государственными органами, учреждениями и организациями.

4. Соотношение права и государства (правовые ограничения государственной власти).

В конституционном праве используются общеправовые методы дозволения, обязывания, запрета.

Большинство конституционных норм изложено в общем виде (нормы-принципы), следовательно, метод конституционного права связан также с задачей определения общих основ (принципов) действия государства и положения человека в обществе.

 

7. КОНСТИТУЦИОННО‑ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

 

Основанием конституционно-правовой ответственности является нарушение норм конституционного права.

Субъектами конституционно-правовой ответственности являются государственные органы (органы местного самоуправления) и должностные лица.

Типичная мера конституционно-правовой ответственности – досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) государственного органа либо органа местного самоуправления (должностного лица).

Также выделяют конституционную ответственность политического характера, наступающую без вины субъекта ответственности (напр., выражение недоверия правительству).

В России легально нет такой формы правовой ответственности, как конституционная. Вместе с тем Конституцией РФ предусмотрен механизм отрешения от должности Президента РФ (правда, здесь есть элемент уголовно-правовой ответственности), типичная конституционно-правовая ответственность просматривается в недавно принятых Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (расформирование избирательной комиссии за неисполнение судебного решения либо решения вышестоящей избирательной комиссии) и Федеральном законе «Об основных принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в случае неотмены (неизменения) ими в течение определенного времени акта, признанного судом не соответствующим нормативному правовому акту более высокой юридической силы). Похожий механизм предусмотрен уставами ряда субъектов РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.022 с.)