Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники конституционного права РФСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Конституция РФ. 2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ. 3. Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. 4. Федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1999 г. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»). 5. Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ). 6. Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ). 7. Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1997 г. указ Президента РФ, которым утверждается Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища). 8. Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ (напр., принятое в 2002г. Постановление Правительства РФ, которым утверждается Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание). 9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ (напр., в 1999 г. Министерством юстиции РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации). Некоторые исследователи также полагают постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера источником конституционного права. 10. Конституции (уставы) субъектов РФ. 11. Законы субъектов РФ конституционно-правового содержания (напр., законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ). 12. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ (в частности, о толковании конституции (устава) субъекта РФ). 13. Некоторые нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (напр., решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ). 14. Уставы муниципальных образований. 15. Некоторые нормативные акты органов местного самоуправления (напр., регламент заседаний представительного органа местного самоуправления, утвержденный его постановлением).
НОРМЫ, ИНСТИТУТЫ И ПОДОТРАСЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ
Норма конституционного права в традиционном ее понимании представляет собой правило поведения субъектов правовых отношений, выраженное в виде их прав и обязанностей. Существуют нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи, а также регулятивные (обязывающие, управомочивающие и запретительные) и правоохранительные нормы конституционного права. Выделяют обычно следующие подотрасли конституционного права (и важнейшие правовые институты в рамках указанных подотраслей): 1. Парламентское право (институты права законодательной инициативы, чтений законопроекта, принятия закона одобрения закона, наложения «вето» главой государства, статуса депутата, депутатского запроса и др.). 2. Судебное право (институты назначения судей, органов судейского сообщества, статуса судей, удаления судьи в отставку и др.). 3. Избирательное право (институты избирательных комиссий, регистрации кандидата, предвыборной агитации, финансирования выборов, повторного голосования и др.). 4. Муниципальное право (институты форм прямого волеизъявления граждан, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, финансово-экономической основы местного самоуправления и др.). 5. Выделяют также ряд правовых институтов конституционного права, которые обычно не включают в ту или иную подотрасль конституционного права (например, институты пересмотра Конституции РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и др.). Наука конституционного права РФ изучает конституционное законодательство, как отечественное, так и зарубежное, а также пути и возможности его оптимизации. Разработки конституционалистов находят свое выражение на практике, в частности, в деятельности Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Большинство судей этих судов обладают учеными степенями докторов и кандидатов юридических наук, являются профессорами и доцентами ведущих юридических вузов (факультетов).
ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Конституционный строй – тип национальной системы права, в условиях которой верховенство принадлежит конституции, то есть основному закону, принимаемому и изменяемому в особом порядке и обладающем высшей юридической силой. Впервые конституционный строй формируется в условиях буржуазных революций XVII–XVIII вв., в странах Западной Европы и Северной Америки, когда бурно развивается капиталистическое производство, буржуазное общественное устройство. В связи с этим возникла насущная необходимость введения и закрепления политических и прочих прав и свобод личности, включая формально-правовое равенство перед законом и судом, равное гражданство, всеобщее избирательное право и пр. Вследствие социальной структуризации общества появляется представительный выборный орган законодательной власти (парламент). Признаками современного конституционного строя являются формально-правовое равенство граждан перед законом и судом; признание и последовательное конституционное закрепление принципа разделения властей; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равное и единое гражданство. В условиях конституционного строя государство с помощью права ограничивается в интересах личности и общества. На современном этапе конституционный строй – неотъемлемый атрибут демократического государства. Такая система организации власти ориентирует государство на охрану прав и свобод личности. Конституционный строй устанавливает необходимость и возможность участия каждого гражданина в управлении государством, ставит государство на службу права и законным интересам личности. Именно с помощью конституционного строя государство в своей деятельности вынуждено учитывать многообразные общественные интересы, при этом государство не превращается в силу, противостоящую обществу. Конституционный строй, наряду с правами человека и демократией, следует отнести к важнейшим универсальным достижениям человеческой цивилизации.
КОНСТИТУЦИЯ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И ФУНКЦИИ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сущность конституции – ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права. Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы: институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности); институт государственного (территориального) устройства; институт (систему) государственных органов; государственную символику; механизм защиты конституции. В формально-правовом аспекте конституция (устав, ордонанс, уложение) – особый основной закон государства. Обычно в начале текста конституции выделяется декларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты частей, разделов, глав, статей и параграфов. Содержание и форма конституции взаимозависимы. Форма конституции в узком (формально-правовом) аспекте – основной закон. Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте – вся нормативная структура, составляющая конституционный строй страны (все источники норм конституционного права). Из сущности конституции вытекают ее основные функции: 1. Социальная – является тем социальным компромиссом, которого достигло общество (общественным договором). 2. Политическая – отражает основополагающее влияние конституции на политическую сферу общественной жизни (придает государству правовую форму). 3. Юридическая – выражает социальный компромисс в общеобязательных основополагающих правовых нормах. 4. Учредительная – обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения. Основными социальными чертами конституции являются легитимность, реальность, стабильность. Основными юридическими свойствами конституции являются верховенство, высшая юридическая сила, прямое действие. Предметом конституционного регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с определением правового статуса личности и по поводу организации и осуществления государственной власти, которые делятся на следующие смысловые блоки: 1. Взаимоотношения общества и государства (институты выборов, референдума). 2. Взаимоотношения личности и государства (институты прав и свобод человека и гражданина, участия граждан в государственном управлении). 3. Взаимоотношения между государственными органами, учреждениями и организациями. 4. Соотношение права и государства (правовые ограничения государственной власти). В конституционном праве используются общеправовые методы дозволения, обязывания, запрета. Большинство конституционных норм изложено в общем виде (нормы-принципы), следовательно, метод конституционного права связан также с задачей определения общих основ (принципов) действия государства и положения человека в обществе.
7. КОНСТИТУЦИОННО‑ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Основанием конституционно-правовой ответственности является нарушение норм конституционного права. Субъектами конституционно-правовой ответственности являются государственные органы (органы местного самоуправления) и должностные лица. Типичная мера конституционно-правовой ответственности – досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) государственного органа либо органа местного самоуправления (должностного лица). Также выделяют конституционную ответственность политического характера, наступающую без вины субъекта ответственности (напр., выражение недоверия правительству). В России легально нет такой формы правовой ответственности, как конституционная. Вместе с тем Конституцией РФ предусмотрен механизм отрешения от должности Президента РФ (правда, здесь есть элемент уголовно-правовой ответственности), типичная конституционно-правовая ответственность просматривается в недавно принятых Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (расформирование избирательной комиссии за неисполнение судебного решения либо решения вышестоящей избирательной комиссии) и Федеральном законе «Об основных принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в случае неотмены (неизменения) ими в течение определенного времени акта, признанного судом не соответствующим нормативному правовому акту более высокой юридической силы). Похожий механизм предусмотрен уставами ряда субъектов РФ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.227 (0.008 с.) |