Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедический проект «Абвгдейка»



Тип проекта:

Информационно-практико-ориентированный

Вид:

Групповой

Длительность:

Долгосрочный – 9 месяцев (15 сентября —30 мая);

 

Участники:

§ учитель-логопед Должикова Марина Николаевна;

§ Дети старшей группы;

§ Родители воспитанников;

§ Воспитатели старшей группы.

 

Актуальность проблемы:

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Кроме того одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

§ взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;

§ непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Пять лет считается началом периода старшего дошкольного возраста. В это время родители и воспитатели в детских дошкольных учреждениях должны активно заниматься их физическим, психологическим, эмоциональным и речевым развитием. Не многие знают, что одной из основных составляющих полноценного развития речи является формирование хорошего фонематического слуха.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие? Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение. Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д. Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает.

Ребёнок пяти лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позицию в слове (в начале, в середине, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.

Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать.

При неразвитом фонематическом слухе ребёнок в школе во время чтения путает буквы, пропускает их. В письме же ребёнок заменяет глухие на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

Когда ребенок приходит в первый класс, он получает огромное количество информации по всем учебным предметам. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

Таким образом, данная тема является актуальной.

Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Абвгдейка», направленного на взаимодействие с родителями воспитанников подготовительной группы в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками.

Задачи:

1. Развитие фонематического слуха детей.

2. Узнавать наличие конкретного звука в слове.

3. Различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрами т.п.;

4. Различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.

5. Знакомить с понятиями «гласный», «согласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой» звуки.

6. Учить давать характеристику речевым звукам.

7. Создание предпосылок к обучению грамоте.

8. Развитие у детей потребности в общение, как первейшем условии успешной деятельности.

9. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.

10. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.

Основные принципы реализации проекта

В процессе логопедической работы по формированию навыка правильного использования предлогов в падежных конструкциях наиболее значимыми, как и при коррекции других нарушений речи, являются следующие принципы:

1. Принцип доступности– обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности.

2. Принцип гуманистичности– предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности– знакомство с предлогами осуществляется через различные виды детской деятельности. При этом для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

4. Принцип интеграции– необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении и интеграция образовательных областей.

5. Принцип системности– решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ, города и семьи.

6. Принцип преемственности– организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.35.193 (0.007 с.)