Планирование себестоимости продукции
Содержание книги
- Раздел III. Функционирование организации
- Тема 8. Система планирования, производственная программа и производственная мощность промышленной организации
- Текущее технико-экономическое планирование деятельности промышленной организации
- Производственная программа: понятие, структура, показатели
- Анализ выполнения производственной программы, ее экономическая диагностика
- Цели проведения анализа показателей производственной программы
- Анализ производства продукции
- Этапы разработки производственной программы и ее обоснование производственной мощностью
- Производственная мощность промышленной организации
- Планирование реализации продукции
- Формирование производственной программы с использованием инновационных подходов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тема 9. Оплата труда в промышленной организации
- Сущность, принципы, функции заработной платы и основные элементы ее регулирования
- Тарифная система заработной платы
- Формы и системы заработной платы, сфера их эффективного применения
- Сдельная форма заработной платы
- Повременная форма заработной платы
- Фонд заработной платы, его состав и анализ
- Планирование фонда заработной платы работников промышленной организации
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тема 10. Расходы и себестоимость продукции промышленной организации
- Себестоимость продукции: понятие, виды, показатели, структура и экономическое значение ее оптимизации
- Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- Анализ себестоимости продукции
- Планирование себестоимости продукции
- Планирование себестоимости продукции укрупненным способом с использованием системы «директ-костинг»
- Планирование себестоимости произведенной продукции укрупненным индексным способом
- Планирование себестоимости продукции по технико-экономическим факторам
- Способы расчета себестоимости продукции в отечественной и зарубежной практике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Производительность труда, показатели и методы ее измерения
- Пособие для студентов экономических специальностей и слушателей специального факультета по переподготовке кадров осп «институт повышения квалификации и переподготовки кадров»
Цель: изучить методику планирования себестоимости продукции в перспективном и текущем планах на различных этапах планирования (укрупненным индексным методом, по технико-экономическим факторам и др.) с учетом различных типов производства.
Для обеспечения эффективности работы промышленной организации важнейшее значение имеет обоснованное планирование себестоимости продукции.
Для разработки плана по себестоимости продукции используется следующая информация:
· планируемый объем производства продукции, в том числе по ее видам;
· нормы расхода материальных и трудовых ресурсов на единицу продукции;
· договоры на поставку материальных ресурсов и сбыт готовой продукции;
· экономические нормативы (ставки налогов, сборов, отчислений, включаемых в себестоимость продукции);
· план инновационного развития промышленной организации;
· мероприятия, разработанные по результатам анализа себестоимости продукции, произведенной в базисном периоде, и направленные на устранение излишних затрат и потерь.
План по себестоимости продукции включает:
1. Смету затрат по экономическим элементам.
2. Себестоимость произведенной и реализованной продукции.
3. Плановые калькуляции себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг).
4. Расчет снижения себестоимости продукции по технико-эконо- мическим факторам.
Соответственно, важнейшими показателями плана по себестоимости продукции являются:
· себестоимость произведенной и реализованной продукции;
· себестоимость важнейших видов продукции;
· затраты на один рубль произведенной продукции;
· процент снижения себестоимости продукции по технико-эконо- мическим факторам;
· процент снижения себестоимости сравнимой продукции.
Промышленные организации, выпускающие широкий ассортимент продукции, планируют снижение себестоимости сравнимой продукции и затраты на один рубль произведенной продукции.
Планирование себестоимости продукции может осуществляться различными методами:
· с помощью системы «директ-костинг»;
· индексным методом;
· по технико-экономическим факторам;
· нормативным методом и др.
Данные методы должны применяться во взаимосвязи, а выбор метода зависит в основном от этапа планирования себестоимости продукции и наличия исходной информации.
На предварительном, начальном этапе планирования может использоваться укрупненный метод с использованием системы «директ-костинг» и индексный метод.
Затем на последующем этапе планирования себестоимости продукции, когда показатели производственной программы (объем производства, номенклатура и ассортимент продукции) конкретизированы с учетом инновационных мероприятий и других условий, может быть использован метод планирования по технико-экономическим факторам.
При планировании себестоимости новой (несравнимой) продукции используется нормативный метод.
|