Экономическое обследование района тяготения транспортных предприятий
17.Экономическое обследование района тяготения транспортных предприятий
Для проведения экономического обследования (сплошного или выборочного) составляется специальная программа проведения этих работ (рисунок 2.1) в виде последовательных этапов аналитических исследований специалистами.
При разработке анкет-опросов потребителей следует учитывать, что они должны быть достаточно лаконичными и ясными, их содержание должно носить уважительный характер к потребителю, а также возможно стимулирование корреспондентов за правильные и полные ответы на вопросы анкеты. В анкетах должны быть указаны объемы и пункты отправления и прибытия по родам грузов, типам подвижного состава, условиям выполнения грузовых работ, таре и упаковке, периодам и срокам доставки и т. п.
Важым вопросом является установление оптимальных границ местных и транзитных районов тяготения транспортных предприятий с учетом возможного обслуживания потребителей разными видами транспорта. На этот счет существует большое количество методов определения эффективности и сфер применения различных видов транспорта (по тарифам, приведенным затратам, скорости доставки и т. п.). При этом нельзя считать, что наличие подъездного железнодорожного пути у грузовладельца автоматически "тянет" его к железной дороге. В ряде случаев необходимы специальные расчеты.
18.Критерии сегментации рынка транспортных услуг и потребителей услуг.
Вопрос о существенности группировочных критериев (признаков) сегментации рынка в каждом случае решается по-разному. Если потребности какого-либо единственного потребителя достаточно уникальны, то он может рассматриваться как отдельный сегмент. В теории маркетинга критерии сегментации рынка условно объединяются в три основные группы:
· по типам потребителей;
· видам товаров и способам их потребления;
· основным конкурентам.
Обычно потребители группируются по родам грузов, качеству перевозок видам отправки и "чувствительности" к провозной плате. Представляет большой интерес группировка потребителей по качеству транспортного обслуживания, требующего:
· регулярности или равномерности доставки грузов при общих условиях транспортировки (в основном это топливно-сырьевые грузы);
· гарантированной доставки грузов к определенному сроку (это, как правило, комплектующие изделия и оборудование);
· срочной доставки грузов (скоропортящиеся и остродефицитные грузы):
· особых индивидуальных условий перевозок (негабаритные, ядовитые, взрывоопасные грузы).
|