Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика видов исполнительской техники игры на классической гитаре



 

 

Л.В. КАРПОВ

 

Целью настоящей статьи являются классификация, характеристика и описание целевого назначения и применения основных видов исполнительской техники, используемых в игре на классической гитаре.

Практическое освоение и развитие данных видов исполнительской техники в практике гитаристов требует отдельных публикаций по описанию наиболее эффективных методов работы.

 

Гитара является одним из наиболее известных старинных интернациональных музыкальных инструментов, продолжающих активно развиваться и в настоящее время.

Искусство игры на различных видах гитары занимает особое место в культурной жизни современного общества и составляет значительную долю в общем объёме мирового музыкального наследия.

Профессиональная и любительская игра на музыкальных инструментах всегда имела и имеет большое значение в жизни человеческого сообщества, вот почему изучение, научное исследование и дальнейшее практическое применение результатов исследований, являются важнейшими научными и практическими задачами.

До сих пор в достаточной мере не изучены и не исследованы как в зарубежной, так и в отечественной научно-методической области знаний виды исполнительской техники гитаристов.

Для эффективного освоения и обучения исполнительской технике, весьмаактуальным является классификация, анализ и характеристика различных видов исполнительской техники, используемой современными гитаристами.

В середине XX века в связи с появлением электронной разновидности гитары произошло разделение видов этого инструмента на две самостоятельные группы: акустическая и электронная.

В профессиональном лексиконе появились термины «классическаягитара» и «электрогитара». Такое разделение было вызвано назревшей необходимостью изучить, характеризовать и конкретизировать отдельно развивающиеся направления и стили исполнительского искусства игры на различных видах гитары.

В современной практике используются следующие основные виды гитары. Акустические: «старинная»; «романтическая»; «классическая»; «семиструнная»; «восьмиструнная»; «десятиструнная»; «двенадцати струнная»; «гавайская»; «укулеле»; «акустическая бас-гитара»; «гитара фламенко»; «гитара мануш» и др. Электронные: «электрогитара»; «сенсорная гитара»; «миди-гитара», «электронная бас-гитара» и др.

«Классическая» гитара считается базовым инструментом, однако является скорее современным, чем старинным музыкальным инструментом, хотя и несёт в себе традиционные конструктивные элементы и принципы, а также приемы исполнительской техники игры на гитарах, бытующих в предшествующие исторические периоды.

На современной «классической» гитаре используются струны, изготовленные из новейших полимерных синтетических материалов. Корпус и длина рабочей части струны (мензура) на современной «классической» гитаре используется увеличенного размера.

В «классических» гитарах сегодня, наряду с традиционными деревянными элементами конструкции корпуса, используются искусственные синтетические материалы, такие как «номикс», «углепластик» и другие, а также искусственные полимерные лаки и клей для склейки и покрытия поверхности гитары. Широкое распространение в последнее время получили концертные гитары с так называемыми «дополнительными», или «слоёными» верхними деками «Double top Guitar».

Внедрение различных новшеств в конструкцию гитары, освоение современных искусственных материалов, использование новых необычных приёмов в исполнительской технике гитаристов, отличают гитару от большинства других музыкальных инструментов.

Со второй половины XX века, начинается активный период развития отдельных направлений исполнительского искусства игры на акустических и электронных видах гитары. Происходит взаимовлияние и взаимообогащение различных стилей в этнической, классической, популярной, джазовой, инструментальной рок-музыки, исполняемой на различных видах гитары. Например, стиль «фламенко», привнес в творчество композиторов и гитаристов-исполнителей на «классической» гитаре большое количество необычных приёмов, тем самым значительно обогатив технический арсенал для  «классической» гитары.

В научных исследованиях настоящего периода сформулировано основное понятие исполнительской техники музыканта, а также выявлены, сформулированы и охарактеризованы два основополагающих аспекта исполнительской техники музыканта-инструменталиста – художественно-эстетический и двигательный.[6, с. 22]

Исполнительская техника есть индивидуальное, приобретённое в результате специфической интеллектуально-двигательной деятельности комплексное свойство личности музыканта, с помощью которого осуществляется формирование, контроль, коррекция, объединение и управление музыкальными звуками в процессе игры на музыкальном инструменте[1].[6, с. 22]

К художественно-эстетическому аспекту исполнительской техники музыканта-инструменталиста, в частности гитариста, относятся все необходимые психофизиологические процессы интеллектуально-творческой (художественной) деятельности в их неразрывном единстве. Наиважнейшую роль здесь играют такие психофизиологические функции (процессы) как: ощущение; воображение; представление; мышление; восприятие; эмоции; внимание; память; воля и другие. [6, с. 23]

С помощью навыков совокупной интеллектуально-творческой и двигательно-механической деятельности гитарист способен выполнять определенные действия необходимые для решения музыкально-художественных задач во время исполнения.

Двигательный аспект исполнительской техники основан на выработанных навыках особых физических действий опорно-двигательного аппарата музыканта, состоящих из отдельных элементов:

· исходные положения или позиции готовности (постановка)

· движения (игровые и неигровые)

· приёмы (комбинации движений)

· комплексы(комбинации) приемов

Процесс управления игровыми элементами опорно-двигательного аппарата музыканта представляет собой «…постоянное корректирование рабочих действий в соответствии с намеченной «программой» и с необходимыми поправками на объективно складывающуюся обстановку» [14, c. 32].

В настоящей статье предложена классификация и характеристика основных видов исполнительской техники гитариста, а также краткое описание практических назначений перечисленных видов исполнительской техники для решения художественных задач.

Основные виды исполнительской техники гитариста-исполнителя на классической гитаре:[2]

 

1. Техника формирования и управления звуком «Звукоизвлечение».

2. Техника управления громкостью звуков «Динамика».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 1; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.62 (0.005 с.)