ц$ю. Эту тему разрабатывал уже И. Кант: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ц$ю. Эту тему разрабатывал уже И. Кант:

Поиск

ц$ю. Эту тему разрабатывал уже И. Кант:

«Видимость, которая просто обманывает, нс нравится, но та, которая играет, очень нравится и доставляет наслаждение» (в латинской речи о поэтической иллюзии: ЗсЬпжй В.А. Етс Ы$Ьсг ипЬскапте 1а(ст1$сЬс Ксс1с иЬег 5т- пс$1аи$с1и1П$» ит! росПхсНс Пкиоп. Кат-Зикйсп. 1911. Н. I. 8. 8).

В немецкой эстетике 2-й пол. XIX - нач. XX вв. И. по-нимается как участие реципиента в эстетической иллюзии, в «добровольном обмане» искусства и литературы: «Эстетическая иллюзия есть обман, который я произвожу сам в добровольной игре внутреннего подражания» (Сгоо$, $. 191-192); зритель (участник) эстетического процесса «поддастся обману лишь играя» (Еап$»с, $. 256). Современная герменевтика, усматривая вслед за Й. Хейзингой в И. универсальный принцип культуры, склонна само эстетическое считать частным моментом И.; игра •• «саморепрсзснтация», которая благодаря «преобразованию в структуру» «достигает своего завершения и становится искусством» (Гадамер, с. 147, 156). В современной поэтике И. понимается как авторская стратегия, включаюшая широкий спектр приемов, соответствующих разным типам И. К таким приемам относятся скрытые а.глюти, разнообразные «шифры», неочевидные возможности прочтения (например, неявный акро-стих в последнем стихотворении Г. Р. Державина «Река времен в своем стрсмлсньи...»); ложные, уводящие читателя

«в сторону» ходы сюжета; прием пше сп аЬутс («помещение и бездну»), при котором аналогичные элементы разных уровней подобны направленным дру| на друга зеркалам, бесконечно отражающим друг друга («пьеса в пьесе» и т. п.); введение метатекста (комментарий, предисловие), про- блсматнзнрующего смысл основною текста и тем самым создающего эффект игровой неопределенности. Данные приемы приближают произведение к тому или иному типу И., уподобляя его И.-загадке. И. -соревнованию (автор «со-стязается» с читателем, например, скрывая от него подлинное направление развития сюжета), комбинаторноконструктивной И. (читатель должен «сконструировать» произведение в процессе чтения, приняв во внимание все скрытые тонкости сто формальной организации), И. случая (читатель выбирает между вариантами чтения, полагаясь на случай) и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.172 (0.009 с.)