Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на развитие внимания и памяти.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Реферат на тему: «Логоритмика при ОНР». Выполнили студенты 5 курса специальности логопедия: Жукова Т. Увапрва В. Проверил: Казанцева Е.Л. Введение С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной ритмики в этот процесс и ее адаптации в зависимости от речевого нарушения. Александрова Н. Г., Збруева Н. П., Г.Р.Шашкина и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции нарушенных функций, речевых нарушений. Упражнения, используемые в логопедической ритмике, оказывают большое воздействие на развитие и психических функций, и речи в целом, и общей, мелкой моторики, и эмоционально-волевой сферы, чувства ритма, темпа, и т. д. Они важны для детей, нормально развивающихся и, особенно, для детей с речевыми нарушениями, в том числе с ОНР. Проблема влияния логоритмики на развитие детей с ОНР актуальна, так как обучение детей затруднено ввиду недоразвития речи, у таких детей недостаточно сформированы фонематический слух и психические процессы: восприятие, память, внимание, логическое мышление; наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере; недоразвитиие моторики характеризуется общей моторной неловкостью, нарушениями
1.1 Теоретический аспект ОНР - это такая патология речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, которая характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы. В соответствии с тяжестью проявления дефекта условно выделяют четыре уровня речевого развития. Первые три уровня выделены Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой. ОНР 1 уровня характеризуется отсутствием речи, соотносится с первым периодом усвоения родного языка в онтогенезе (в норме), условно назван «однословное предложение, предложение из двух слов-корней».
В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у детей с ОНР 1 уровня вербальных средств коммуникации. Для общения, ребенок использует в основном лепетные слова, звукоподражания, отдельные существительные и глаголы бытового содержания, обрывки лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Очень часто свою речь ребенок подкрепляет мимикой и жестами. ОНР 2 уровня описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «усвоение грамматической структуры предложения». Он характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Начинающееся различение некоторых грамматических форм, происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол — столы; поет — поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи проявляется достаточно выражено. Речь детей с ОНР 2 уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий, без установления временных и причинно-следственных связей. Детям с ОНР 2 уровня крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. ОНР 4 уровня характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.
В речи детей с ОНР четвертого уровня встречаются элизии, в основном заключаются в сокращении звуков, и редко – пропуски слогов. Также наблюдаются парафазии, перестановки звуков, редко слогов. Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Имеются недостатки фонематического слуха. Для обучения и воспитания детей с ОНР проведение логоритмических занятий является желательным. Это один из важных элементов интегративного обучения. Применяются следующие виды работ: Ходьба (используется на каждом занятии на протяжении всего курса как вводное упражнение. От занятия к занятию, включаются все более сложные виды ходьбы) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса (используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. Способствуют совершенствованию умений управлять своими движениями. Большая и меньшая сила мускульного напряжения соотносятся с понятиями "громко", "тихо" в музыке) Упражнения на развитие дыхания. Упражнения на развитие координации движений и речи (используется стихотворная речь. Ритм стиха соотносится с движениями. В стихотворении должны быть сюжет, глагольная лексика, определенное действующее лицо или предмет) Упражнения на развитие речевого внимания. Упр. на развитие мелкой моторики (движения выполняются одновременно с речью) Упр. с предметами (Эти упражнения сложны для детей с 1 уровнем ОНР. Они развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений. Разучивание движений проводится по частям под звучащий текст или музыку, в медленном темпе, затем темп увеличивается) Упражнения с элементами танцев. Упр. на развитие эмоционально-волевой сферы (это могут быть упражнения на рисование в воздухе, на дорисовывание предметов с использованием предложенной детали, упр. с элементами психогимнастики) Упр. на развитие произвольного внимания (по музыкальному или речевому сигналу дети, разбившись на группы, выполняют простые действия) Заключительные упражнения (с помощью этих упражнений дети приходят в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Например, ходьба, дыхательные упражнения, на релаксацию, простые общеразвивающие упр.) Структура занятия: Вводная часть. Упражнения на различные виды ходьбы и бега. Упражнения для развития темпа движений, развитие речевого дыхания. Основная часть. Упр. для развития диафрагмального дыхания. Упражнения для развития голоса. Упражнения на координацию речи с движением. Игры с мячом и с речевым сопровождением. Заключительная часть. Упр. на регуляцию мышечного тонуса. Упр. для развития эмоционально-волевой сферы.
При ОНР 1 уровня. Задачи: 1. Развивать координацию движений, ориентацию в пространстве, переключаемость движений. 2. Развив. мелкую моторику кистей и пальцев рук. 3. Разв. артикуляционный праксисю 4. Формировать понимаеие обращенной речи. 5. Вызывать естественные речевые реакции При ОНР 2 уровня. Задачи:
1. Совершенствовать умение двигаться в соответствии с характером музыки. 2. Развивать мимическую и мелкую моторику. 3. Развивать объем физиологического дыхания. 4. Развивать речевое внимание, силу и выразительность голоса. 5. Развивать чувство ритма, эмоционально-волевую сферу. 6. Обогащать словарь по лексическим темам, формировать грамматические категории, формировать диалогические формы общения. При ОНР 3 уровня в логоритмические занятия включаются все речевые средства логоритмики. Особое внимание уделяется введению в занятия речевых и подвижных игр с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. На первый план выступают диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции. Задачи: 1. Развивать статическую и динамическую координацию движений, мышечный тонус. 2. Развивать диафрагмальное дыхание, фонационное дыхание, качества голоса, артикуляцию и дикцию. 3. Добиваться четкой переключаемости движений. 4. Формировать лексико-грамматические представления. 5. Развивать монологическую речь. Заключение. Логоритмика используется в коррекционной работе при заикании, при ОНР и ФФНР. Логоритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений, как правило входит в систему комплексной коррекции различных речевых нарушений. Занятия по логоритмике проводятся как в специально отведенное время, так и включаются в структуру логопедического занятия. Цель логоритмики - развитие речи, посредством движения. Цель ритмики - развитие движения. Ритм - основа правильного формирования речи, в том числе ее правильного восприятия. Умение воспроизводить ритм способствует восприятию ритмического рисунка слов, слоговой структуры и развитию лингвистических способностей. Благодаря развитию двигательной функции, стимулируется развитие двигательных центров (мелкая моторика) пальцев рук и артикуляционная. Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития. У детей с ОНР речевое развитие протекает замедленно и неравномерно, своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными.
Логопедическая ритмика является необходимой для всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, сегодня она представляет собой одно из средств преодоления общего недоразвития речи. Приложение.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.222 (0.006 с.) |