Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническая и тактическая подготовка



На посадке велосипедиста и технике педалирования мы уже кратко останавливались. К другим техническим особенностям езды можно отнести прохождение поворотов, преодоление подъемов стоя ва педалях ("танцовщицей"), старт с места, рывок, финиширование, прыжки через препятствия, лидирование и другие. Большинство этих приемов тесно связано с выполнением тактических замыслов.

Особо остановимся на лидировании, которое во многих случаях определяет технику и тактику в велоспорте. Как вы помните, осно­вное сопротивление движению велосипедиста оказывает сопротивле­ние воздуха (на 90 % при скорости около 40 км/ч). Поэтому испо­льзование в качестве укрытия впереди идущего велосипедиста су­щественно снижает затраты сил идущего за ним. Такой прием обычно называют "сидеть ва колесе" или "ехать в колесе" идушего впереди. Поочередное лидирование в группе велосипедистов может повысить скорость на 5-20 % в зависимости от количества участвующих в коллективной "работе" и ее слаженности. Групповая езда велосипе­дистов напоминает массовые перелеты птиц, когда в зависимости от направления ветра меняется конфигурация стаи. Лидирующий ведет группу о таким расчетом, чтобы чаще всего при боковом ветре ос­тальным, образовавшим друг за другом для укрытия от ветра "ко­сяк", не приходилось бы ехать по обочине или, напротив, по встречной полосе. Оптимальная продолжительность лидирования равных по силам партнеров при соревновательной скорости составляет около 300 м (25-30 с). Это соответствует примерно 40 оборотам шатунов, которые легко сосчитать "про себя" под каждый нажим. Кроме нормирования вклада каждого в коллективную работу, таккой счет "про себя" задаст и определенный ритм, облегчающий волевые усилия, и настраивает на скорейшее достижение заветного числа, за которым последует отдых. После "отработки своей смены" лиди­рующий "дает смену" отходом в сторону ветра примерно на полметра, предварительно еще раз убедившись, что переднее колесо сзади иду­щего находится с другой стороны, в противном случае, как прави­ло, неминуемо групповое падение. Касание (притирание) передним колесом о заднее впереди идущего очень опасно. Спасти положение, если еще не сильно потеряно равновесие, может только очень рез­кое нажатие передним колесом на заднее и отскакивание от него. При отходе лидирующего на смену влево нужно убедиться, что нет опасности со стороны обгоняющего транспорта.

В групповых гонках эффект лидирования либо сохраняет группу монолитной в отсутствии явно выраженного бокового ветра, либо разрывает ее на части при сильном боковом. Это происходит, когда впереди идущие гонщики, построившись "косяком", начинают пооче­редно интенсивно лидировать и давать место для отдыха в конце "косяка" отработавшим свою смену. Такая "вертушка" вытягивает группу в "струну" вдоль обочины шоссе, так как количество мест в "вертушке" ограничено шириной проезжей части. В струне нет воз­можности отдыхать, поэтому эта цепочка вскоре разрывается и от­ставшие гонщики образуют новый "косяк". Такой цепной распад груп­пы происходит до тех лор, пока шоссе не войдет в защищенную от бокового ветра местность, и тогда отдельные группки могут опять слиться в общую. Но, как правило, лидирующая группа (первый "от­рыв"), состоящая из более сильных и активных гонщиков, в дружной и заинтересованной работе наращивают преимущество над остальны­ми. Перед финишем в этой группе также разгорается острая такти­ческая борьба за преимущество на финише. Если разрыв до остальных надежный, дружность работы нарушается, кое-кто начинает бе­речь силы для финиша, сокращая свои "смены" или вовсе их пропус­кая. Еще ближе к финишу гонщики, не рассчитывающие на свои способности финишера, активно пытаются оторваться от конкурентов. Финишеры, напротив, "отсиживаются у них на колесе" до решающего броска.

Образование разрыва (отрыва) в группе происходит также, ко­гда отрывающиеся на некоторое расстояние по одному или нескольку гонщиков объединяются в дружной работе, а в основной группе одни ждут, кто будет тратить силы на погоню, а другие, напротив, пре­пятствуют организации погони из-за командных интересов.

Лучшей школой технического и тактического мастерства вело­гонщика является участие в многодневных гонках, отличающихся бо­льшим разнообразием трасс, погодных условий и ситуаций.

 

3. Морально-волевая подготовка

Это наиболее, лично для вас и общества, важная сторона вос­питательного воздействия спортивной деятельности. Не только для успеха и признания в спорте нужны трудолюбие, мужество, чест­ность, чувство коллективизма, воля, выдержка, оптимизм, твер­дость убеждений, - эти качества нужны прежде всего в жизни, и спорт является мощным средством юс развития и укрепления.

Когда спорт становится самоцелью, возможны и отрицательные его воздействия на личность: проявление эгоизма и индивидуализ­ма, болезненное честолюбие, стремление добиться успеха любой ценой, звездная болезнь, неумение найти себя в жизни после ухода на спорта и другие.

Если вы увлеклись спортом, то на основании общепризнанных нравственных убеждений старайтесь давать себе отчет в духовной стороне своего спортивного роста. В здоровом теле должен быть здоровый дух.

Велосипедный спорт дает широкие возможности воспитанию вы­соких моральных и волевых качеств. Уже о первых выездов обнару­жатся трудности, которые вы будете целеустремленно преодолевать. Потребность к способность преодолевать - одно из важнейших ка­честв человека. Вы научитесь преодолевать усталость, холод и жа­ру, жажду и голод. Не малого терпения и находчивости потребует­ся и при ремонте велосипеда. Неудачи послужат вам уроками для продвижения вперед, а удачи настроят на оптимистический лад. Вы познаете предстартовое волнение, и со временем оно не будет вас пугать, научитесь управлять своим психическим состоянием, прояв­лять самообладание. Особенно важно почувствовать, что продолже­ние занятий спортом особенно в грудные монеты жизни помогают справиться с нервным напряжением, восстановить душевное равнове­сие и физические силы. Для студентов такими моментами являются, например, экзаменационные сессии.

Велосипедный спорт как коллективное занятие предоставляет широкие возможностя добровольному, товарищескому общению, демон­стрирует силу слаженных, дружных действий при достижении общих целей, учит соразмерять личные интересы с интересами коллектива.

Не считайте спорт уделом только физически одаренных. На возможном, достижимом для каждого в результате рациональной трени­ровки уровне физического развития можно участвовать в спортивной борьбе, испытывать радость и совершать не менее важные победы, прежде всего над собой. Счастливого пути!

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. БЕЛОУСОВА В.В. Воспитание в спорте. М.: ФПС, 1974. 120 с.

2. ПОЛИЩУК Д.А. Велосипедный спорт. Учебное пособие для студен­тов институтов физической культуры. Киев: Вища школа, 1986. 295 с.

3. АРХИПОВ Е.М. Велосипедный спорт. М.: ФИС, 1967. 397 с.

4. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ спорт. Ежегодники. М.: ФИС.

5. ЮНКЕР Д., МИКЕЙН Д., ВЕЙСБРОД Г. Велосипедный спорт. М.: ФИС, 1982. 118 с.

6. АНКЕТИЛЬ Ж., ШАНИ П., СКОБ М. Велосипедный спорт. М.: ФИС, 1978. 96 с.

7. ГОСТА Г. Гонки на треке. М.: ФЙС, 1966. 133 с.

8. КАПИТОНОВ В.А. И снова спиц мелькание. М.: Сов. Россия, 1978. 187 с.

9. КУЧМИЙ В.М. Гонщик.: Сов. Россия, 1984. 128 с.

10. ГОЛУБЕВ А.Д. Мир без милосердия. И.: Мол. Гвардия, 1986.557с.

11. КУПРИЯНОВ А.А. Велоспорт - моя жизнь. М.: ФИС, 1987. 143 с.

12. ШКЛЕШНЕВ Л.М. Раздумья тренера. М.: ФИС, 1987. 128 с.

13. СЕДОВ А.В. Техника велосипедиста. М.: ФИС, 1972. 141 c.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.166.131 (0.007 с.)