Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неудовлетворение запроса иначе можно назватьотказом,т. Е. Невыдачей затребованного документа, какими бы причинами она ни объяснялась.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Запросом считают любое требование пользователя о выдаче ему конкретного документа. Запрос квалифицируют по различным основаниям, главное из которых — результат его исполнения. По этому признаку он делится на удовлетворённый и неудовлетворённый (рис. 14).
Рис. 14. Классификация видов удовлетворения запроса Удовлетворённый запрос фиксируют в величине документовыдачи, судя по ней о качестве сформированного фонда. Это, однако, лишь самое первое приближение к достоверной картине, поскольку качество имеет разные степени. Запрос выполнен отлично (высококачественно), если он выполнен полно, точно, досрочно. Он выполнен хорошо (просто качественно), т. е. своевременно (в нормативные сроки); если взамен запрошенного выдан неполноценный документ: либо имеющий физические изъяны материальной основы (сильно выцветший текст или отсутствие его части, плохая видеозапись и др.), либо не тот, что запрошен, а иной, по своим качествам более или менее приближающийся к затребованному. Конечно, если библиотекарем предложен взамен документ лучший по сравнению с запрошенным, исполнение запроса переходит в разряд отличного. Свидетельством удовлетворительного (низкокачественного) исполнения запроса является отложенное его исполнение — когда профильный запрос библиотека не в состоянии удовлетворить своим фондом и отсылает его на исполнение в другие библиотеки или в Интернет; несвоевременная выдача в связи с постановкой запроса на очередь и др. Неудовлетворительное (некачественное) выполнение запроса — это исполнение пользовательского требования позже нормативного, заранее обусловленного срока; а также неполное, неточное исполнение. Методы непосредственного обращения к пользователям библиотеки. Анализ пользования фондом, проведённый по библиотечной документации, дополняют материалами, полученными в ходе непосредственных контактов с пользователями. Это анкетные опросы, интервьюирование пользователей, устные беседы с ними, изучение их откликов на использованные документы и т. п. Особый интерес представляют мнения членов совета по комплектованию и лидеров чтения. Методы опосредованного анализа. Формирование фонда корректируют с учётом сведений, полученных из средств массовой информации, всё шире освещающих мнение пользователей о лучших документах (книгах, фильмах и т. д.) года, месяца и даже недели. При сплошном просмотре книжных формуляров (паспортов книг) или листков сроков возврата устанавливают обращаемость каждого отдельного документа в пределах тематической рубрики, отраслевого отдела фонда и т. д. за исследуемый период. Для её расчёта число выдач документа делят на срок его нахождения в фонде (в годах). Если такая обращаемость в два или более раза выше оптимальной для данного подфонда, документ относится к используемым сверхактивно, и в этом случае требуется увеличить его экземплярность. Если же конкретная обращаемость ниже оптимальной в два раза и более, то документ считается малоспрашиваемым. К числу малоспрашиваемых относят также документы, которые оправданно не запрашивают в течение 3-5 лет в массовых, 5-10 лет — в научных библиотеках. Документы, не используемые по субъективным причинам, — это пассивная часть фонда, или пассив. В него входят незаслуженно забытые ценные и редко спрашиваемые документы, обеспечивающие фонду запас надёжности. Объективно обусловленное отсутствие спроса на документы предопределяет причисление их к балластовой части фонда, или балласту. Это документы морально устаревшие, окончательно износившиеся, дефектные и т. п. Наглядное представление о степени соответствия фонда характеру информационных запросов даёт и метод ранжирования структуры запросов и тематического профиля фонда. Если показатели удельного веса запросов по темам, зафиксированным в профиле фонда, отметить на графике в порядке убывания спроса на них (т. е. ранжировать), получится нисходящая экспонента. На том же графике фиксируют значение удельного веса соответствующего тематического раздела фонда (его укомплектованности). Полученная при этом картина свидетельствует о расхождении или совпадении доли документов по данной теме и доли запросов на неё (рис. 15). Количество запросов
Рис. 15. Сопоставление удельного веса пользовательских запросов с разделами фонда
Изменением политики комплектования ломаную линию стремятся сделать по возможности плавной и придать ей вид экспоненты. Формульно это находит отражение в так называемом коэффициенте использования фонда — частном от деления удельного веса запросов по тому или иному тематическому разделу фонда на удельный вес документов этого раздела. Если результат колеблется в пределах 1,Зн-0,7, то фонд укомплектован оптимально. Один из современных способов анализа библиотечного фонда — бенчмаркинг — метод анализа библиотечного фонда, при котором характеризующие его показатели сравнивают с показателями, считающимися эталонными для подобных фондов. За эталон обычно принимают идеальные количественные модели фонда, стандарты и нормативы. Сочетание различных методов расчёта позволяет довольно точно определить оптимальную величину фонда и другие важнейшие показатели комплектования библиотечного фонда, ориентированного на утилитивную функцию. Фонд, исполняющий мемориально-кумулятивную функцию, анализируют по критерию полноты отражения им соответствующего документного ресурса. Анализ отказов. Изучение отказов для управления библиотечным фондом имеет не меньшее значение, чем анализ удовлетворённых запросов, так как наилучшим образом позволяет обнаружить недостатки библиотечного фонда. В общем случае наличие некоторой доли отказов — явление естественное. Библиотека представляет собой систему массового обслуживания, для которой свойственно существование очередей и отказов. Безотказным может быть библиотечное обслуживание в целом, т. е. с привлечением внешних документных ресурсов. Отказы образно сравнивают с жёлтым сигналом светофора, требующим, как известно, повышенного внимания. Не всякий отказ свидетельствует об ошибках в формировании библиотечного фонда (вспомним, что библиотечный фонд — это система с отказами), но каждый требует внимательного изучения его характера и причин появления, с тем чтобы в необходимых случаях отказы предупредить или ликвидировать. Если запросы профильные и правильно оформлены, но отражают единичное в интересах пользователя, то их выполняют по Интернету, межбиблиотечному абонементу, заочному абонементу или иным путём; квалифицируют как отложенное исполнение запроса и учитывают отдельно. Их можно также выполнить, перенаправив пользователя в соответствующую библиотеку. В отличие от неудовлетворённого запроса и отложенного исполнения заявки, собственно отказ — это подлежащее исполнению, но не удовлетворенное в нормативный срок правильно сформулированное и оформленное устное или письменное требование пользователя на существующий в системе информационных коммуникаций профильный фонду документ. Явный отказ тоже может быть обоснованным или необоснованным. Отказ обоснован, если запрошенный документ отсутствует (ещё не вышел в свет, не существует в принципе и т. д.), непрофилен для данного фонда, не выдаётся данному пользователю по уважительным причинам (педагогическим, государственной тайны и др.). Впрочем, неверно оформленные запросы могут быть уточнены библиографом, и в этом случае возможны иные варианты оценки качества их удовлетворения. Необоснованный отказ (в обиходе — просто «отказ») — это отрицательный ответ на подлежащее выполнению, но не удовлетворённое в нормативный срок устное или письменное требование на профильный фонду или координационной системе документ. Отказ не обоснован, если он вызван такими причинами, как: ♦ профильный документ не приобретён; ♦ документ отсутствует на месте, ибо занят, заставлен, утрачен, находится в ремонте, переплёте, заштабелирован; ♦ документ не может быть доставлен из-за неисправности технических средств и т. п. Не обоснован отказ на документ ядра библиотечного фонда; на документ по основному профилю библиотечного фонда; если пользователь имеет приоритет на получение документа. Категорически недопустимы отказы, вызванные нежеланием обслужить пользователя. Они свидетельствуют о полном непрофессионализме библиотекаря, даже если поводом послужило некорректное поведение пользователя. Постоянный анализ отказов позволяет принять меры к улучшению состава фонда. Важно знать долю необоснованных отказов в общем объеме спроса, объективно представлять причины, тематику, частоту и иные признаки отказов. Уменьшить количество отказов позволяют: ♦ доукомплектование фонда требующимися названиями или экземплярами документов: ♦ усиление контроля своевременности возврата и отсутствия повреждений взятых в библиотеке документов; ♦ сокращение срока обработки, ремонта, реставрации документа, пользования им, повторной расстановки; перераспределение фонда в пределах библиотеки; ♦ территориальное приближение наиболее часто спрашиваемых документов к местам их выдачи или пользования ими. Сопоставление количества отказов и обращаемости фонда даёт следующие четыре варианта состояния фонда, ориентированного на выполнение утилитивной функции: 1. Если показатель обращаемости для данного фонда оптимален и количество или удельный вес отказов находятся в пределах нормы (а она может составлять, с учётом отказов на запросы, отражающие единичное в интересах данного контингента пользователей, до одной трети общего числа запросов), значит состав и объём фонда оптимальны. 2. Если показатель обращаемости оптимален, а отказов больше нормы, значит по составу фонд оптимален, но экземплярность наиболее спрашиваемых документов нуждается в увеличении. 3. Если обращаемость чрезмерно низка, но и отказов мало, значит фонд оптимален, но имеет избыточную полноту. Требуется устранить из него балласт и, возможно, уменьшить экземплярность. 4. Если показатель обращаемости низок и отказов много, — это свидетельство того, что фонд имеет сверхнормативный объём и, кроме того, имеет изъяны в составе. Для его оптимизации надо исключить лишние документы и привести комплектование в соответствие с информационными потребностями пользователей. Данные об отказах в сочетании с другими данными позволяют действенно управлять библиотечным фондом. Анализ спроса и отказов заканчивается разработкой мероприятий по улучшению функционирования фонда и полноте удовлетворения информационных и духовных потребностей пользователей. Анализ фонда и спроса на него дополняют анализом действий субъектов управления, т. е. фондистов, что позволяет обнаружить слабые места в системе управления фондом и своевременно укрепить их. * * * Рассмотренные функции управления библиотечным фондом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Исполнение каждой функции заранее планируют. Планирование, как и остальные функции, организуют, координируют. Анализ невозможен без учёта, регулирование — без анализа. И так далее. Функции реализуются по отношению как к управляющей, так и управляемой подсистемам. Они проявляются на каждом уровне управления — как при формировании фонда в целом, так и в отдельных процессах и операциях его создания и развития. Резюме Управлять библиотечным фондом — это значит приводить его в желаемое состояние, исходя из предполагаемых результатов его функционирования, соответствующих выработанной политике. Управлению подвержены все технологические циклы и процессы функционирования библиотечного фонда. Необходимость управления вызывается постоянной динамикой внешней по отношению к библиотечному фонду среды, а также изменениями, происходящими внутри самого фонда. Управление библиотечным фондом характеризуется целесообразностью. Цель управления состоит в обеспечении желательного состояния библиотечного фонда, т. е. выполнения им намеченных функций по удовлетворению информационных потребностей пользователей и сохранению документов в течение установленного времени. По времени достижения выделяют цель и подцели краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Структура управления библиотечным фондом включает в себя две подсистемы — управляемую, или объект управления, и управляющую, или субъект управления, — и информационные связи между подсистемами и внешней средой. Субъект — это фондист (в том числе коллективный), объект — библиотечный фонд. Социальное управление функционированием библиотечного фонда — это, иными словами, руководство функционированием библиотечного фонда, технологическое управление — это управление функционированием библиотечного фонда, а совокупность этих двух видов — управление библиотечным фондом. Структура субъекта управления — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений (отделов, секторов, филиалов и т. п.), предназначенная для того, чтобы установить устойчивые взаимодействия и взаимоотношения между фондистами в процессе их совместной деятельности по достижению цели формирования документного фонда. При управлении библиотечным фондом и объект, и субъект управления последовательно выполняют следующие функции: планирование, организацию, регулирование, учёт, контроль и анализ. Любая функция представляет собой процесс, из которого складывается содержание управленческого цикла. Вопросы для самопроверки 1. Зачем нужно управлять библиотечным фондом? 2. Как соотносятся между собой структура и функции управления библиотечным фондом? 3. На какие подсистемы разделяется управление библиотечным фондом? Что такое социальное управление библиотечным фондом? Что такое технологическое управление библиотечным фондом? 4. Кто входит в управляющую подсистему и какова её структура? 5. Назовите основные связи в системе управления библиотечным фондом. 6. Перечислите последовательность функций управления библиотечным фондом, используя мнемонический приём — слово «ПОРУКА». 7. Относятся ли функции управления библиотечным фондом только к субъекту управления? Относятся ли они только к объекту управления? Относятся ли они к субъекту и объекту управления одновременно? 8. Какие аспекты объекта управления изучают в границах исполнения функции анализа управления библиотечным фондом? 9. Опираясь на свои представления о будущем библиотек, спрогнозируйте, что будет представлять собой фонд библиотек через 50 лет. Сохранится ли он и в каком виде?
Глава в. Субъект управления библиотечным фондом Требования к субъекту управления Решающую роль в функционировании библиотечного фонда играет личность библиотекаря, так как именно он в значительной мере определяет содержание и успех всей библиотечной работы. На операциях, связанных с технологическим циклом функционирования библиотечного фонда, в библиотеках занято до половины персонала. Без него нельзя обойтись даже в полностью механизированной и автоматизированной библиотеке. Его деятельность регулируется профессиональными стандартами специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. Управленцы самого низшего уровня, т. е. исполнители, имеют самостоятельные профильные направления деятельности: 1. Комплектование, учёт, обработку и систематизацию библиотечных фондов ведут: ♦ библиотекарь-комплектатор (по категориям): ♦ библиотекарь-каталогизатор (по категориям). 2. Хранение библиотечных фондов осуществляют: ♦ хранитель библиотечного фонда (по категориям): ♦ специалист по работе с книжными памятниками. Профессиональные качества фондиста, как и любого работника, разделяют на три группы, требующиеся для успешной работы в любой отрасли, общие для всей профессии и специфические для той или иной специальности, специализации. Специалисту в области функционирования библиотечного фонда необходимо свободно владеть соответствующим государственным языком, а также русским языком как языком межнационального общения. При оперировании документами, опубликованными на других языках, надо в требуемых пределах знать и их. От фондиста требуется повышенный, по сравнению со средним, уровень речевой и особенно письменной грамотности. Любая ошибка в каталожной карточке, шифре, учётном документе отрицательно сказывается не только на обслуживании пользователей, но и на престиже библиотеки и библиотекаря. Устойчивые познавательные интересы являются специфической чертой библиотекаря-профессионала вообще, а фондиста в особенности. Разносторонняя эрудиция фондиста позволяет значительно ускорять отбор и оценку документов. Фондист должен ориентироваться в системе издания и распространения документов, в структуре фондов региона, отрасли, своей библиотеки. Он должен обладать специфической памятью: ему надо запоминать фамилии авторов, заглавия их произведений, ассоциативно связывая их с внешним видом документов, шифром и местом их расположения на полках. Ему свойственны критичность мышления, объективность в оценках документов, своё мнение он отстаивает твердо, но корректно. Фондисту присущ особый тип внимания: мгновенное концентрирование его на отдельном участке деятельности и столь же мгновенное переключение на иной вид деятельности. Он быстро отбирает и перерабатывает нужную информацию, делая правильные выводы о её ценности для библиотечного фонда, даже если эта информация противоречива. Поскольку библиотечный фонд состоит из огромного множества мелких и крупных элементов (книг, дисков, формуляров, ярлыков и т. д.), каждому из которых строго определено его место, фондистом может быть лишь человек аккуратный, собранный, усидчивый, наделённый известной долей педантизма. Ему постоянно приходится осуществлять большое количество мелких, но важных операций, и безошибочность их выполнения существенно сказывается на качестве всего библиотечного фонда. Важным профессиональным качеством комплектатора является способность предвидеть степень использования приобретаемых (исключаемых) документов. Он должен свободно владеть методами библиографического поиска; уметь анализировать соответствие заказов, поступающих от структурных подразделений библиотеки и пользователей, их действительным информационным потребностям: мотивированно отстаивать своё мнение при решении вопроса об отборе, брать на себя ответственность в этом ключевом для всей библиотеки деле. Ему свойственна малая внушаемость, чтобы не поддаваться влиянию даже со стороны авторитетных лиц. Наиболее ценное качество фондохранителя — умение продуктивно и продолжительно работать в одиночку. От фондохранителя требуется хорошая зрительная память, внимательность, сообразительность (быстрота ориентации), расторопность, повышенная добросовестность и честность. Перечисленные качества не просто желательные черты личности библиотекаря — специалиста по функционированию библиотечного фонда. Всё это — характеристики профессиональные, свидетельствующие об уровне его квалификации и мастерства. Факторы специализации. Возможность постоянного пополнять свои знания благодаря общению с документами как произведениями человеческого гения — один из самых мощных факторов удовлетворённости фондиста своей работой. По значимости этот фактор сопоставим с научной организацией труда в отделе. Привлекают его условия и режим труда (односменность, стабильность выходных дней, скользящий график и др.). Самое большое моральное удовлетворение от выполняемой работы приносит высокий профессионализм. Но на его работу влияют и неблагоприятные факторы. Прежде всего это физическое утомление, вызываемое монотонностью и чрезмерно высоким темпом выполняемых операций. Труд в отделах обработки и хранения наиболее регламентирован, рабочий день максимально уплотнён. Занятость, напряженность усилий здесь значительны. Для смягчения этих факторов следует постоянно совершенствовать технологию функционирования библиотечного фонда и организацию труда сотрудников. Специализация фондиста нуждается настолько в широком спектре психофизиологических качеств, что для овладения ею не имеется профессиональных ограничений. Но было бы утопией требовать, чтобы необходимые качества были представлены у каждого сотрудника в равной и необходимой мере. Главное, чтобы в «ансамбле» личностных качеств одними из них максимально восполнялись другие. К тому же многие из недостающих вначале способностей могут быть развиты в процессе трудовой деятельности. Вместе с тем отсутствие профессиональных ограничений не означает, что работу с фондом можно поручить всякому желающему. К этой специализации имеются и противопоказания: наличие идеалов, противоречащих интересам общества; корыстно-эгоистическая направленность личности; низкий интеллектуальный уровень, отсутствие специальных знаний и умений; безволие, несобранность. В процессе овладения специализацией и при желании эти недостатки могут быть исправлены. Фондисту противопоказаны резко выраженные дефекты зрения, опорно-двигательного аппарата. Круг обязанностей фондистов зависит от типа и вида библиотеки, определяется характером занимаемой должности и проявляется в уровне квалификации. Квалификацией считают совокупность общего и специального образования, а также опыта, накопленного в процессе выполнения той или иной деятельности. Уровень квалификации фондиста отражён в квалификационных характеристиках библиотекаря-библиографа. Особенно глубоко фондисту требуется знать формы и методы ведения закреплённых за ним процессов и операций на своём рабочем месте. Профессиональные знания приходится постоянно обновлять, чтобы всегда быть на уровне достижений библиотечного фондоведения и передовой библиотечной практики. Каждый фондист обязуется знать основы управления и организации труда, основы трудового законодательства, систему делопроизводства, правила внутреннего трудового распорядка, правила охраны труда и пожарной безопасности. Помимо этого, должность соответствующего специалиста предполагает знание и выполнение им соответствующих производственных особенностей обеспечения безопасности библиотечного фонда. Поскольку деятельность субъекта управления иерархически структурирована, к разным её звеньям предъявляют дополнительные требования. Из всех процессов функционирования библиотечного фонда самой высокой квалификации требует комплектование фонда. Для того чтобы стать кадровым комплектатором, требуется в среднем около пяти лет. Средний эшелон управления — это сотрудники, имеющие высшую квалификацию. Они отвечают за самые ответственные участки работы. С 1971 г. в крупных библиотеках существует должность главного библиотекаря, ответственного за комплектование библиотечного фонда. Он организует все виды комплектования, взаимодействует с источниками документоснабжения, обеспечивает изучение фондов, их перераспределение. Впоследствии ввели также должность руководителя (директора), отвечающего за сохранение библиотечного фонда. Более того: в 2011 г. в «Справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» к названным выше добавились должности специалистов, непосредственно обеспечивающих функционирование библиотечного фонда: главный хранитель фондов, специалист по учётно-хранительской документации, специалист по превентивной консервации библиотечных фондов, специалист по массовой консервации библиотечных фондов, специалист по организации безопасности библиотечных фондов. Рядовые сотрудники-исполнители — это низший эшелон управления. Они осуществляют технологические операции над документами, ведут делопроизводство, выполняют отдельные распоряжения руководителей. Специфика отделов обработки и фондохранения позволяет чётко описывать и закреплять обязанности за конкретными участниками или группами исполнителей. Требования, предъявляемые к комплектаторам, обработчикам, фондохранителям, подробно излагаются в должностных и технологических инструкциях. Залогом эффективной работы фондовых отделов является рациональное сочетание должностных обязанностей работников, имеющих разную квалификацию, навыки взаимозаменяемости сотрудников. Резюме Личность фондиста играет решающую роль в функционировании библиотечного фонда. Специфической чертой фондиста являются устойчивые познавательные интересы, особый тип внимания, аккуратность, собранность, усидчивость, повышенная добросовестность и честность и другие. Круг обязанностей фондистов зависит от типа и вида библиотеки, определяется характером занимаемой должности и проявляется в уровне квалификации. Уровень квалификации фондиста отражён в квалификационных характеристиках библиотекаря-библиографа. Для достижения наилучших результатов труда фондистам создают соответствующие условия труда. На сохранение здоровья фондистов нацелен и раздел науки гигиены, изучающий влияние химических, физических, биологических и социальных факторов на здоровье людей и разрабатывающий мероприятия по предупреждению и устранению неблагоприятного воздействия этих факторов на организм человека. Фонд периодически проверяют и на предмет радиоактивного заражения. Вопросы для самопроверки 1. Ответьте себе: какими требующимися фондисту качествами личности располагаете лично вы? Способны ли вы выработать у себя недостающие качества? 2. На каком участке, связанном с функционированием библиотечного фонда, вы себя видите? Что придаёт вам уверенность, что вы с ним справитесь? 3. Готовы ли вы стать руководителем структурного подразделения, связанного с функционированием библиотечного фонда? Какой стиль управления изберете в этом случае? 4. Кому работа в фондохранилище показана, а кому — абсолютно противопоказана? Литература 1. Захаренко М. П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход : науч.-практ. пособие / М. П. Захаренко. – Санкт- Петербург : Профессия, 2013. – 238 с. 2. Столяров Ю. Н. Управление библиотечным фондом : учеб. пособие / Ю. Н. Столяров. — Орёл, 2015. — 153 с.
§3. Моделирование библиотечного фонда Конкретно Политика функционирования библиотечного фонда выражается в моделях библиотечного фонда. Модели служат действенным рычагом управления библиотечным фондом. Общие требования к моделированию Подмоделью понимается идеальный условный образ фонда, отражающий его реальное или желаемое состояние в виде словесного описания, схемы, статистического показателя, норматива, библиографического указателя или другой формы. Технологически создание фонда начинается именно с его моделирования. В ходе моделирования задаются параметры и границы фонда, которые служат ориентиром для всех остальных процессов функционирования библиотечного фонда. При моделировании более сложная система (в нашем случае — библиотечный фонд) воспроизводится в менее сложной, т. е. модели. Благодаря своей относительной простоте по сравнению с моделируемым объектом, модель облегчает его изучение, измерение и преобразование. Преимущество модели фонда перед самим фондом состоит в том, что она позволяет выделить главное, не отвлекаясь на детали. Целью моделирования является определение оптимальных границ фонда, характеристик его профиля, объёма, структуры. Конечным результатом моделирования является создание, фиксирование и регулярное корректирование представления о желаемом состоянии документного фонда. Модель может и предшествовать возникновению фонда, и отражать реальный библиотечный фонд. Для изучения уже существующего фонда используют реальные модели, а для планирования его будущего состояния — идеальные, или эталонные модели. Сведения в модели могут быть представлены в виде описания (вербальная модель), графика (графическая модель), формулы (математическая модель) или ином. Вид модели выбирают в зависимости от решаемых задач. Один и тот же фонд отражают в нескольких моделях, представленных в комплексе. Чем более глубокие, сущностные свойства модель отражает, тем дольше она служит. Однако ни одна модель не бывает застывшей, годной на все времена; время от времени модели уточняют или составляют заново. Информационная база моделирования. Составлению моделей предшествует сбор и анализ информации обо всех параметрах, существенных для библиотечного фонда и тенденций его развития. Эта информация сосредоточена в следующих материалах: ♦ миссии библиотеки, долгосрочных целях и стратегических направлениях её развития: ♦ Политике функционирования фонда как исходном документе, регламентирующем функционирование библиотечного фонда; ♦ Паспорте библиотечного фонда; ♦ сведениях об информационных потребностях реальных и потенциальных пользователей; ♦ данных о состоянии других документных фондов по смежному профилю, с которыми возможны или имеются координационные связи; ♦ характеристике материальных, финансовых, кадровых ресурсов и перспективах их динамики, поскольку ресурсные возможности существенно влияют на формирование документного фонда. На этих основаниях делают заключение о состоянии фонда библиотеки: его величине, составе, качестве. В результате создаётся целостное представление о том, каким должен быть моделируемый фонд. Первейшей основой моделирования являются задачи, стоящие перед библиотекой. Они находят отражение в исходном организационно-правовом документе библиотеки — её Уставе или Положении. Здесь сформулирована социальная миссия библиотеки, её долговременная стратегическая политика. Не менее важно иметь представление о контингенте реальных и потенциальных пользователей, т. е. распределении их по профессиям и роду деятельности, квалификации, литературным вкусам, возрасту и иным признакам. Важно иметь обобщённое представление о специфике их информационных потребностей. Фондист должен иметь представление о цели, с которой пользователь обращается к документу: самообразование, учёба, коммерция, научная, производственная деятельность, повышение квалификации или иное. Эти материалы дают представление о требующихся темах, жанрах, видах документов, их общем количестве. Вот здесь существенно знать, какие запросы являются общими, а какие — групповыми для данного контингента пользователей. Сведения для базы данных берут из официальных статистических источников, планов и отчётов внешней для библиотечного фонда среды. Большие возможности предоставляют сайты, домашние странички, социальные сети. Выяснив, какие объекты расположены в зоне обслуживания библиотеки, собирают правомерно размещённую информацию о них из общедоступных источников. Собрав все исходные материалы, приступают к составлению моделей библиотечного фонда. Описательные модели Описательная (вербальная) модель ставит задачу дать самое общее представление о целях, тенденциях формирования фонда; о его зависимости от основных характеристик обслуживаемой зоны, контингента пользователей и их информационных потребностей, перспективах развития библиотеки; о методических решениях по отбору документов, перечне приоритетных тем, видов документов, экземплярности, хронологической глубины и других существенных для данной библиотеки признаков фонда, его структуре и объёме. Главный вид описательной модели — это Положение о библиотечном фонде (системе фондов, отдельном подфонде). В отличие от паспорта, который имеет регистрирующий характер, Положение — это организационно-правовой документ, детально регламентирующий статус, структуру, организацию, порядок деятельности структурных подразделений и должностных лиц по формированию данного фонда, определяющий их функции, компетенцию, взаимоотношения между собой. Названные виды относятся к реальным моделям фонда. Идеальная описательная модель, отражающая желаемое состояние фонда, — это его профиль. Профиль библиотечного фонда — это регламентирующий документ, который отражает принципы, направления и стратегию, особенности комплектования фонда, определяет источники комплектования, тематику, виды, экземплярность приобретаемых документов, а также их распределение по подфондам. В профиле детально расписана структура документного фонда и особенности комплектования каждого под- фонда. Математические модели Общее количественное представление о фонде дают математические модели. С их создания обычно и начинают определять его желаемые численные характеристики. Фонд каждой библиотеки должен иметь рациональную величину и структуру. Идеальные количественные модели задают, а реальные количественные модели отражают — в абсолютных и относительных показателях — параметры документного фонда в целом или его отдельных подфондов. Такие модели могут относиться ко всему технологическому циклу формирования библиотечного фонда или к отдельным процессам этого цикла. Каждая библиотека в обязательном порядке имеет и постоянно поддерживает такую важнейшую реальную количественную модель, как книга суммарного учёта, В ней постоянно фиксируется число поступающих и выбывающих документов, итоги движения фондов на момент последней записи. Эта и другие реальные количественные модели отражают характеристики сложившегося на данный момент фонда, позволяя статистически изучать его, тогда как идеальные модели создают в расчёте на его желаемое состояние. При моделировании будущего фонда важно изначально представлять его величину, потому что она влияет на архитектурно-планировочную композицию всех библиотечных помещений. Влияет она и на численность штата фондистов различных специализаций. Рассчитывают также количественное соотношение между подфондами; пропорции между структурными частями фонда (например, доли литературы по различным отраслям знания, языкам, читательскому или целевому назначению); количественные характеристики первичного и вторичного отбора, обрабатываемой литературы, дислокации фонда; количественное развитие фонда. Расчёт необходимого объёма документного фонда ведут исходя из нормативного показателя книгообеспеченности. Этот термин укрепился в фондо- ведении с давних времён и в настоящее время стал условным. С внедрением собирательного термина «документ» термину «книгообеспеченность» придают значение «документообеспеченности», сохраняя, однако, привычное словоупотребление. Книгообеспеченность — это среднее количество документов, приходящееся на одного реального или потенциального пользователя или жителя, члена местного сообщества, обслуживаемого библиотекой. Этот норматив принимают библиотеки, ведущие обслуживание по территориальному признаку и выполняющие утилитивную функцию. Рассчитывают книгообеспеченность (К) по формуле: К = Ф: А, где К — книгообеспеченность: Ф — реальный объём фонда: А — количество пользователей — жителей, учащихся и т. д. Обозначение «А» тоже утвердилось с тех времён, когда собирательным для библиотечных пользователей был термин «абонент». По нормативам ИФЛА, объём фонда ставится в зависимость от числа жителей зоны обслуживания: при населении до 5 тыс. человек их книгообеспеченность должна составлять 2,5 тома на человека, до 10 тыс. — 2 тома, до 20 тыс. — 1,5 тома, и свыше 20 тыс. — 1 том. Оптимальная обращаемость — 3. Норматив исключения документов из фонда —12%, или до 10% бюджета на комплектование фонда. Прирост фонда считается нормальным, если он приближается к 3% ежегодно. Эти стандарты в целом приемлемы и для наших условий. В Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки, разработанном РБА, рекомендуется ориентироваться на средний показатель 4,9 томов на одного жителя, в том числе в городе — 5-7 томов; на селе — 7-9 томов. Количественные модели разрабатывают и для всего фонда (подфонда, системы фондов), и для отдельных технологических процессов его функционирования. Например, рассчитывают потребный объём новых поступлений. Фонд можно считать укомплектованным оптимально и по составу, и по величине, если им удовлетворяют до 70% общего числа требований по профилю фонда данной библиотеки. Остальные (около 30%) удовлетворяют из фондов других библиотек. Существуют нормативные количественные модели для отдельных видов документов и для разных подфондов. Так, для учебных библиотек низового образовательного звена установлены следующие нормативы книгообеспеченности: • для фонда учебных изданий — 0,5-1,0 на каждого учащегося; • для фонда дополнительной литературы: научной, научно-познавательной и художественной литературы, периодических изданий: • 0,1-0,2 на каждого учащегося в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования; • 0,2-0,25 — для высших учебных заведений. По этим нормативам оценивают деятельность учебного заведения при государственном лицензировании и аккредитации. Более точно подойти к расчёту соотношения между отраслевыми подфондами, а также между подфондами, выделенными по иному признаку, позволяет сопоставление их структуры со структурой книговыдачи. Результат такого сопоставления называют коэффициентом соответствия: Кс = Вi:Фi, где Кс — коэффициент соответствия; Вi — удельный вес (процент) документов, выданных из данного отраслевого (или иного) подфонда в общей книговыдаче; Фi — удельный вес (процент) подфонда в общем объёме фонда. Фонд укомплектован нормально, если коэффициент соответствия составляет 0,7/1,3. Ещё более точно о качестве фонда можно судить по соотношению доли удовлетворённых запросов и доли отказов. Если доля отказов доходит до трети общего количества запросов, то такую ситуацию можно считать оптимальной — при условии, что отказы из собственного фонда компенсируются удовлетворением запросов из других библиотек координационной (корпоративной) системы или из Интернета. Математический подход способствует выбору оптимальных решений, когда существует логически строгая постановка задачи, известны методы её решения и имеются необходимые цифровые данные. Если же моделируемый процесс слишком сложен, недостаточно ясен или еще не объяснён теоретически, нерешаем количественными методами даже приблизительно, пользуются моделями иных видов. Структурная модель Структурная модель описывает границы профиля документного фонда в виде перечня рубрик. Такая модель даёт ориентиры для отбора из внешних документопотоков имеющихся и вновь выходящих профильных документов. Задача структурной модели — детально определить семантические границы профиля (на уровне тем и предметов) фонда с уточнением его целевого и читательского назначения. Структурная модель — документ, регламентирующий создание и развитие библиотечного фонда в средней или дальней перспективе. Она определяет необходимые для эффективной и качественной работы библиотеки параметры и иные признаки фонда. Этот вид модели воспроизводит в упрощённом виде структуру фонда по видам документов и их экземплярности в рамках определённой темы. «Тематико-типологический план» предусматривает развитие фонда библиотеки на много лет вперед, определяя его общее направление и политику комплектования. Обычно структурная модель состоит из двух разделов. Первый из них — пояснительная записка. В ней приводят паспорт фонда, фиксируют сведения о библиотеке, её задачах, контингенте пользователей, структуре, особенностях формирования фонда, отвечающих местным условиям и требованиям. Здесь описывают экономический профиль региона или предприятия, обслуживаемого библиотекой, особенности культурного развития, наличие других библиотек, профиль их комплектования. Второй раздел отражает существенные параметры моделируемого фонда — тематику, виды документов, экземплярность, языковой состав, принадлежность к структурным подразделениям библиотеки и т. п. Структурную модель представляют в табличной, карточной, книжной, электронной или иной удобной для фондиста форме. Аналогично созданию структурной модели фонда отдельной библиотеки составляют и сводные структурные модели тех библиотек, которые координируют формирование своих фондов. Библиографические модели Библиографические модели представляют собой перечни (списки, картотеки, библиографические базы данных) конкретных документов, которые имеются (реальные модели) или должны быть (идеальные модели) в данном документном фонде. Такие модели наиболее точно и подробно отражают его состав. Сопоставление библиотечного фонда с библиографическими пособиями позволяет, с одной стороны, приобрести недостающие экземпляры, а с другой — выявить излишне дублетные и непрофильные. Реальными, т. е. максимально приближенными к его действительному состоянию, моделями фонда являются: ♦ инвентарная книга и другие формы реализации аналитического учёта; ♦ система ведущихся библиотекой каталогов и картотек. К числу идеальных моделей относятся также картотека (банк данных) дезидерат — отсутствующих, но желательных документов. К ним могут относиться документы, случайно пропущенные при комплектовании, пользующиеся постоянным спросом, утраченные документы, имеющиеся в недостаточном количестве экземпляров. Библиографические модели дезидерат ориентированы на целенаправленное восполнение лакун (пробелов, пропусков в фонде). Набор моделей разного вида и назначения создаёт системную модель библиотечного фонда. Она включает полный набор элементов, включая: типы, виды изданий, количество пользователей, заинтересованных в конкретной теме, хронологическую глубину комплектования, языковой диапазон и пр. Моделями руководствуются во всех процессах функционирования библиотечного фонда: и при его комплектовании, и при учёте, и при обработке, и при размещении, и при хранении. Видовое разнообразие моделей библиотечного фонда позволяет разносторонне отразить параметры его желаемого состояния. Каждый вид моделей решает собственную группу задач. Поэтому для того, чтобы технологию формирования библиотечного фонда выстроить оптимально, требуется иметь полный набор реальных и идеальных моделей. Резюме Важнейшим рычагом управления служит документационное обеспечение этого процесса. При управлении фондом используют комплекс служебных документов различного рода: правовых, экономических, социальных, организационных, производственных, технологических и иных. Служебный документ является основанием и средством регуляции управленческих действий руководства библиотеки и отдельных должностных лиц. Исходные установки, воплощающие цель создания и поддержки библиотечного фонда, называются политикой функционирования библиотечного фонда. Различают политику функционирования фонда, выполняющего, главным образом, утилитивную функцию, и фонда, выполняющего, главным образом, мемориальную функцию. Политическое значение имеет сохранение библиотечного фонда. Применительно к отдельной библиотеке регламентация политики — это обозначение рамок ответственности и комплекса параметров, с которыми работают персонал и пользователи. Благодаря «Политике» влияние субъективного фактора на принятие решений в процессе управления библиотечным фондом уменьшается, ответственность за развитие фондов распределяется точнее. Пересматривают «Политику» при существенных изменениях в библиотечной деятельности. Ещё один важный фондоуправленческий документ — паспорт библиотечного фонда. В нём приводят основные сведения о фонде. Эффективному управлению библиотечным фондом содействуют его модели, т. е. образы, отражающие его реальное или желаемое состояние. Главный признак модели — её подобие оригиналу. Один и тот же фонд отражают в нескольких видах моделей (вербальных, или описательных; математических, структурных), представленных в комплексе. Вопросы для самопроверки 1. Что входит в понятие «документационное обеспечение управления библиотечным фондом»? 2. Насколько актуально говорить сегодня о политике функционирования библиотечного фонда? Какой смысл вкладывают в это понятие? Зачем нужно моделировать формирование библиотечного фонда? 3. Может ли библиотека обойтись без Паспорта библиотечного фонда? 4. В чём принципиальная разница между реальными и идеальными моделями? Приведите примеры реальных и идеальных моделей. Литература 1. Морева О. Н. Документные фонды библиотек и информационных служб / О. Н. Морева. — Санкт-Петербург: Профессия, 2010. — С. 90-116. 2. Петрова Т. А. Библиотечный фонд : учеб.-метод. пособие / Т. А. Петрова. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 25-36. 3. Столяров Ю. Н. Формирование библиотечного фонда : практ. пособие / Ю. Н. Столяров. — Санкт-Петербург: Профессия, 2015. — С. 289-314. 4. Столяров Ю. Н. Управление библиотечным фондом : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Ю. Н. Столяров. — Орел, 2015. — 153 с. 5. Столяров Ю. Н. Эволюция библиотечного фондоведения / Ю. Н. Столяров, Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник. — Москва : Изд-во «ФАИР», 2007. — 688 с. — (Специальный издательский проект для библиотек). 5. Эйдемиллер И. В. Документный фонд. Моделирование библиотечного фонда / И. В. Эйдемиллер, Г. В. Тараченко // Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Профессия, 2010. — С. 70-79.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.015 с.) |