Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление библиотечным фондомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теоретической основой функционирования библиотечного фонда служит концепция выделения в структуре информационных и духовных потребностей личности общего, особенного и единичного. Общее свойственно всему контингенту пользователей библиотеки, особенное – каждой их группе, выделенной по тому или иному признаку, единичное характеризует неповторимость потребностей того или иного пользователя. Понятия общего, особенного и единичного в потребностях относительны: то, что представляет собою общее или особенное в одной библиотеке, может быть единичным в другой, и наоборот. Поэтому структуру и величину своего фонда каждой библиотеке приходится определять самостоятельно. Несмотря на относительную равноценность каждого из видов потребностей, вызываемых той или иной их структурной составляющей, при формировании собственного фонда, библиотека ориентируется только на общее и особенное в потребностях своего контингента пользователей. Иными словами, общественная библиотека существует для удовлетворения потребностей, характерных для большинства её пользователей. Единичное в силу его исключительного разнообразия и непредсказуемости удовлетворяют с помощью тех библиотек, где такие запросы имеют не единичный, а групповой или общий характер. Такой подход к функционированию библиотечного фонда является реальным воплощением представления о нём как целостной системе, а не конгломерате изолированных друг от друга фондов. Залог успешного функционирования библиотечного фонда состоит в умении определить, предвосхитить будущие информационные и духовные запросы, что требует от фондиста не только знать теорию, но и владеть искусством отбора. Если удастся найти формализованные способы определять соответствие, то появится возможность достигать его не только на уровне интуиции, как главным образом происходит теперь, но на строгой математической основе. Успешность функционирования библиотечного фонда напрямую зависит от достаточной численности фондистов и уровня их квалификации. Здесь уровень соответствия фонда и библиотечного персонала прослеживается наиболее наглядно. Состав и величина фонда непосредственно обусловлены материально-технической базой библиотеки: месторасположением фондохранилищ в структуре библиотечного здания, их площадью, кубатурой и конфигурацией, наличием и номенклатурой стеллажного и иного библиотечного оборудования, мебели, технических средств поиска и доставки документов, ситуации с их оцифровкой. Технодокументы имеет смысл приобретать и хранить только при наличии средств, позволяющих воспроизводить, хранить, передавать их содержание. Соответствия достигают не только с внешней, но и с внутренней средой библиотечного фонда как системы. Фонд приспосабливают к особенностям того или иного вбираемого в его состав вида документа: к его конструкции, специфике, источнику его получения, требованиям хранения и использования. Это положение имеет в фондоведении тоже силу закона — закона метаморфизма (от греч. metamorphodmai — «подвергаюсь превращению, преображаюсь»). Закон метаморфизма-, библиотека периодически трансформирует или видоизменяет формы комплектования, хранения и предоставления документов пользователям параллельно с появлением новых видов документа, развитием технологий записи, хранения и передачи данных, а также средств коммуникации. Метаморфизм есть одно из следствий более общего закона — закона адекватности: соответствие библиотечной деятельности задачам, ставящимся перед нею внешней средой, и собственным, т. е. внутрибиблиотечным, возможностям достигается, в частности, метаморфизмом её элементов, структуры и функций при сохранении их сущности. Прагматические предпосылки функционирования библиотечного фонда Помимо теоретических для оптимального функционирования библиотечного фонда существуют прагматические (от греч. pragma — «действие, дело») предпосылки. Прагматические — значит нацеленные на извлечение пользы, выгоды, на рациональную организацию деятельности. Предпосылкой нормального функционирования библиотечного фонда является достаточное финансирование комплектования, обработки и сохранения документных ресурсов. Экспериментально установлено, что на поддержание сохранности требуется тратить средств приблизительно столько же, сколько их выделяют на комплектование и обработку. Кроме того, денежные средства нужны для оплаты труда фондистов, для приобретения документовых средств и обеспечения технологического процесса. Предварительным прагматическим условием успешного функционирования библиотечного фонда является наличие помещений, соответствующей библиотечной и офисной мебели, а также технического оборудования. Заблаговременно создают также микроклиматические, световые и иные материальные условия, соответствующие стандартам на производственные библиотечные процессы и консервацию документов. Ещё одной прагматической предпосылкой является наличие достаточного количества квалифицированных кадров, способных осуществлять технологические процессы функционирования библиотечного фонда. §3. Движущие силы функционирования библиотечного фонда Движущими силами функционирования библиотечного фонда являются постоянные противоречия нескольких видов: • между фондом и внешней средой; • между фондом и остальными подсистемами библиотеки; • внутри самого библиотечного фонда. Самые острые из них — противоречия между фондом и внешней средой, ставящей перед библиотеками всё новые социальные задачи, а также между фондом и контингентом пользователей с их непрерывно изменяющимися и возрастающими информационными и духовными потребностями, с одной стороны, и возможностями по их полноценному удовлетворению и развитию — с другой. Фонд испытывает также возмущающее воздействие со стороны потока всё новых документов, причём возможности их приобретения ограничены рядом факторов; профилем фонда, финансовыми ресурсами, помещениями для хранения и иными. Кроме того, он обязан реагировать на факт старения как самих документов (физического — ветхость, изношенность материальной основы документов), так и содержащейся в них информации (моральная устареваемость). Такие документы подлежат либо выводу из фонда, либо их переводу на пассивный уровень хранения, либо реставрации. Противоречие с подсистемой «Библиотечный персонал» состоит в том, что для повышения качества фонда библиотекарям, занятым его формированием и хранением, необходимо постоянно повышать свою квалификацию. По мере увеличения объёма, включения новых видов и разновидностей документов библиотечный фонд предъявляет изменяющиеся требования к материально-технической базе библиотеки — условиям хранения фондов, системе доставки документов. Имеются постоянные противоречия и внутри самого фонда и процесса его функционирования: нарастающее с течением времени несоответствие технологии новым техническим возможностям и методам научной организации труда, постепенное переполнение отдельных фондохранилищ или их частей и другие. Технологически цель функционирования библиотечного фонда реализуется активным пользованием им при одновременном обеспечении его сохранности. Основным способом снятия противоречий и поддержания таким образом соответствия являются: ♦ ввод документов по профилю фонда; ♦ придание фонду целостности; ♦ целесообразное распределение документов по структурным подразделениям библиотеки и их сохранение в течение всего времени, пока они представляют реальный и потенциальный интерес для пользователей; ♦ перераспределение документов в связи с меняющимися условиями работы библиотеки; ♦ вывод тех документов, которые по различным причинам перестают отвечать основной цели функционирования библиотечного фонда. Содержание функционирования состоит в превращении неупорядоченного конгломерата документов в систематизированное их собрание, т. е. в библиотечный фонд. Такое превращение представляет собой постоянный мониторинг внешнего и внутреннего документного ресурса (т. е. из потока и массива документов), извлечение из него нужных документов, их приобретение, учёт, обработку, включение в фонд (первичный отбор), а затем — перемещение внутри фонда либо исключение из него (вторичный отбор). Вторичный отбор служит продолжением первичного и составляет вместе с ним диалектическое единство функционирования библиотечного фонда. Содержанием вторичного отбора служат: ♦ ♦ отсеивание ставших излишними документов из уже сформированного фонда; их передислокация внутри фонда, т. е. их перевод на другие уровни хранения в зависимости от интенсивности спроса на них, их ценности и иных факторов; ♦ увеличение экземплярности имеющихся документов; ♦ приобретение дезидерат и восполнение лакун. Таким образом, сердцевиной функционирования библиотечного фонда является многоцелевой отбор документов. Теория отбора составляет одну из частей библиотечного фондоведения. Резюме Для того чтобы успешно формировать и сохранять библиотечный фонд, результативно управлять им, требуется строить эту деятельность на основе исходных теоретических постулатов, общих для всего цикла работ, связанных с деятельностью библиотечного фонда. Все эти постулаты объединяются понятием «функционирование библиотечного фонда». Содержание этого понятия составляют теоретические и прагматические предпосылки, движущие силы функционирования библиотечного фонда. Практически понятие «функционирование библиотечного фонда» объединяет все процессы, связанные с движением фонда в пространстве и во времени, т. е. его создание, оформление, сохранение и управление им. Теоретическими предпосылками функционирования фонда является закон адекватности, предполагающий, что своим составом и величиной фонд соответствует условиям своей внешней и внутренней среды (миссии библиотеки, библиотечной политике, информационным потребностям пользователей, а также уровню квалификации фондиста, возможностям материально-технической базы библиотеки). В удовлетворении своим фондом библиотекарь ориентируется на общее и особенное в инфопотреб- ностях пользователей. Для удовлетворения единичного широко используют документные фонды других фондодержателей, вплоть до Всемирной паутины. Другую теоретическую предпосылку составляет закон метаморфизма, требующий от библиотеки периодически трансформировать формы комплектования, хранения и предоставления документов пользователям параллельно с появлением новых видов документов, развитием технологий записи, хранения и передачи данных, а также средств коммуникации. Прагматическими предпосылками функционирования библиотечного фонда являются достаточное финансирование этого цикла, наличие помещений, соответствующей библиотечной и офисной мебели, а также технического оборудования, наличие достаточного количества квалифицированных кадров, способных осуществлять технологические процессы функционирования библиотечного фонда. Движущими силами функционирования библиотечного фонда являются постоянные противоречия между фондом и внешней средой. Содержание работы фондиста состоит в повседневном снятии этих противоречий. Вопросы для самопроверки 1. Всё ли понятно вам в изученном тексте? Перечислите непонятные термины или их объяснения. 2. Как вы полагаете: зачем нужна теория функционирования библиотечного фонда? В этой главе использованы самые широкие фондоведческие понятия: библиотечное фондоведение, формирование библиотечного фонда, функционирование библиотечного фонда, сохранение библиотечного фонда и др. Какое из этих понятий наиболее точно выражает всё самое общее, что объединяет все процессы, связанные с предпосылками функционирования библиотечного фонда, его политикой, моделированием, комплектованием, обработкой, размещением, сохранением, предоставлением в пользование? Предложите свой термин, если считаете, что применённые здесь самые общие терминосочетания неудачны. Ваше удачное предложение будет оценено высшим баллом безотносительно к тому, насколько правильно вы ответите на другие вопросы. 3. Какие не освещённые здесь фондоведческие вопросы общего характера нуждаются в теоретическом исследовании? 4. Насколько приложимы изученные вами общефондоведческие теоретические положения к фонду библиотеки того вуза, в котором вы обучаетесь? Убедились ли вы в процессе изучения этой темы в важности теории и в её практической значимости? Насколько трудным оказалось для вас освоение этого и в самом деле трудного материала?
Глава 3. Принципы функционирования библиотечного фонда Фонд формируют исходя из основных правил, исходных положений, установок, или, иными словами, принципов. В отличие от законов, которые проявляются объективно, отражая наиболее существенные, глубинные, устоявшиеся связи, принципы устанавливаются людьми и в зависимости от изменения конкретной исторической конъюнктуры и ряда привходящих факторов могут меняться. Результат действия принципов проявляется независимо от того, сформулированы они явно или всего лишь присутствуют в виде интуитивных представлений. Если фондист принципов не знает, не имеет, не соблюдает, значит, он беспринципен, и его труд бесцелен и безрезультативен. Принципом называется основное положение мировоззрения, которым руководствуются в практической деятельности. Принцип — это ещё и внутреннее убеждение, определяющее нормы поведения личности. В данном случае имеется в виду библиотекарь-профессионал. При функционировании библиотечного фонда стоят перед необходимостью выбрать один документ из множества возможных, альтернативных. Этот выбор осуществляют в соответствии с критерием предпочтительности, в свою очередь, определяемом законом адекватности. Селективность. Достигнуть соответствия библиотечного фонда требованиям внешней и внутренней среды можно, только выбрав (или оставив в фонде) из всей массы существующих документов нужные. нужные. Основной, сущностный принцип функционирования библиотечного фонда — селективность (от лат. selectus — «избранный, выбранный»). Реализацией принципа селективности является процесс отбора. Без отбора фонд превращается в случайное, хаотичное множество документов, исключающее возможность достижения поставленных целей. Иными словами, без отбора функционирование библиотечного фонда становится нецелесообразным, неуправляемым. Благодаря отбору реализуется кумулятивная функция фонда, т. е. нужные документы извлекаются из их потока, оснащаются необходимым реквизитом для связи с другими документами, а также пользователями библиотеки, т. е. превращаются в документы библиотечного фонда. Осуществить отбор — это значит установить необходимость документа библиотечному фонду с последующим его извлечением из потока (внешней среды) или массива (сформированного фонда, или внутренней среды) по критерию ценности, т. е. в наибольшей степени реализующего закон адекватности. Затем фондист выбирает структурное подразделение библиотеки, в которое было бы предпочтительно этот документ поместить. Содержание отбора составляют: а) распознавание образа (модели) документа; б) сопоставление этого образа с признаками модели фонда и критериями его формирования. С системной точки зрения он является результатом взаимодействия библиотечного фонда с внешней средой, реакцией фонда на входящие связи. Нет смысла приобретать (хранить в фонде) документы, которые ничем не могут обогатить пользователя, содержание которых ему известно, не представляет для него интереса и т. д. Нецелесообразно иметь и произведения, которые он не может освоить в силу языкового или иного барьера. Суть отбора — выделять документы, совпадающие с информационным тезаурусом пользователя, но одновременно дающие ему новое знание. Лишь учёт феномена, так сказать, полузнания (вести в неведомое, опираясь на знаемое) обеспечивает успех пользования библиотечным фондом. Отбор — это установление необходимости наличия документов в библиотечном фонде с последующим их извлечением из потока (внешней среды) или массива (сформированного фонда, или внутренней среды) по критерию ценности, т. е. в наибольшей степени соответствующих задачам библиотеки, а также информационным и духовным потребностям её пользователей. Формирование фондов национальных библиотек предполагает не отбор, а практически исчерпывающий сбор отечественных документов. Он позволяет осуществлять статистику печати, вести полный библиографический учёт документной продукции, хранить всё интеллектуальное достояние общества, выраженное в документарной форме. Четвёртая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (2006) определяет права и ограничения библиотек в отборе документов с точки зрения соблюдения прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. К этим результатам причисляются все видь; документов, включая трёхмерные, составляющие библиотечный фонд. Без ограничений библиотеки имеют право комплектовать служебные произведения, прежде всего официальные документы. О том, что автор документа защищён законом, свидетельствует специальный знак — копирайт (©), помещаемый на самом документе. Информация такого рода может существовать в любой другой форме, лишь бы она идентифицировала произведение, его автора или иного правообладателя, или условия использования произведения. В Кодексе предусмотрены и другие права и ограничения, распространяющиеся на библиотеки. При отборе документов, организации их хранения в фонде и выдаче пользователям фондист обязан строго следовать статьям Четвёртой части Гражданского кодекса, иначе правообладатель будет вправе требовать возмещения убытков или выплаты компенсации. Селективность проявляется в дифференциации технологических операций и действий по приёмке поступающих документов, их учёту, обработке, сохранению, доставке пользователям. Численно селективность может колебаться в очень широком диапазоне — от практически полного отказа от содержания в фонде того или иного документа (нулевой отбор) до включения в фонд всех без исключения профильных документов (исчерпывающая полнота). В процессе отбора реализуется сущностная, кумулятивная функция библиотечного фонда, т. е. нужные документы извлекаются из их потока, оснащаются необходимыми реквизитами, находят своё место на библиотечной полке, получают соответствующие условия хранения. Пользователь относится к библиотечному фонду тоже избирательно. Следовательно, селективность имеет место во всех фазах бытия библиотечного фонда. Селективность — это исходный, сущностный принцип функционирования библиотечного фонда. Остальные принципы базируются на нём. Правильную позицию в выработке отношения к отбору документов можно выстроить, опираясь на важнейшие государственные, международные и общественные документы. Первостепенная роль среди них принадлежит Федеральному закону Российской Федерации «О библиотечном деле», устанавливающему гарантии приобщения населения к ценностям национальной и мировой культуры. Согласно статье 13 библиотеки функционируют в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах. Из этого следует, что если в уставе прописаны социальная миссия библиотеки и вытекающие из нё меры обеспечения информационной защиты пользователей, библиотека обязана осуществлять отбор, строго следуя статьям закона «О библиотечном деле» и своим уставным документам. Юридическим и этическим основанием излагаемой политики функционирования библиотечного фонда и принципа селективности отбора служит также Федеральный закон Российской Федерации № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. с последующими изменениями и дополнениями. Экстремизмом считается, среди прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также содействие экстремистской деятельности «в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы <...> или оказание информационных услуг» (ст. 1). Непринятие мер по пресечению экстремистской деятельности влечёт за собой установленную законодательством ответственность (ст. 14). Экстремистскими информационные материалы признаёт федеральный суд. Список таких материалов размещают в Интернете и в СМИ (ст. 13). Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в 1989 г. и ратифицированная Советским Союзом в 1990 г., исходит из уважения права ребёнка на сохранение своей индивидуальности. Ему гарантируется право формировать свои собственные взгляды, право свободно и в любой форме выражать эти взгляды. Предусмотрены и ограничения в осуществлении этого права: если они противоречат законам государства, правам и репутации других лиц, охране государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Этими ограничениями руководствуются и при отборе документов в фонд. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) в статье «Свобода самовыражения» предполагает, что применение свобод влечёт за собой обязанности и ограничения, необходимые в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, для защиты здоровья или морали, для защиты репутации или прав других людей, а также по другим соображениям. Эти же идеи проводятся в Международном пакте по гражданским и политическим правам (1996), Обращении Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ «О предотвращении информационных войн» (1998), в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой на Саммите стран «большой восьмерки» в Японии (2000), а также на Саммите тысячелетия в Нью-Йоркской штаб- квартире ООН, в котором приняли участие главы 187 государств и правительств (2000). В России с 2012 г. действует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он регулирует отношения, связанные в том числе с информационной продукцией. Специально оговаривается, что закон распространяется на общедоступные библиотеки. Необходимость защиты своих культурных приоритетов зафиксирована в Кодексах профессиональной этики многих стран. Например, американские библиотекари честно признают: «Мы в значительной мере оказываем влияние и контролируем отбор, организацию, сохранность и распространение информации». На фоне этого утверждения заявление о защите интеллектуальной свободы и свободы доступа к информации следует понимать следующим образом: эта защита и эта свобода осуществляются по отношению к документам, предварительно отобранным и просеянным библиотекарем в соответствии с его представлением об истинных американских ценностях. Такой подход правомерно принять и российским фондистам. Кодекс этики школьных библиотекарей, разработанный Русской школьной библиотечной ассоциацией, принятый на I съезде российских школьных библиотекарей в 2007 г., полностью соответствует социальной миссии библиотек, обслуживающих детей. Большое место в нём отведено вопросам функционирования фондов. Признано, что школьный библиотекарь в значительной степени определяет первичный контакт ребенка с информационным полем культуры, оказывая влияние на подбор, организацию и хранение документов. В Кодексе взвешенно соотносятся между собой положения о свободе и ограничениях: «Мы следуем принципам интеллектуальной свободы, не допускаем цензуры имеющейся литературы и других источников информации, вместе с тем оберегая детей от пропаганды насилия, порнографии, других противозаконных или специализированных видов информации». Дети больше, чем взрослые, нуждаются в защите от «информационного шума» и суггестивной пропаганды, способной травмировать их, отвратить от стремления к знаниям, исказить восприятие мира. Разъясняется отношение библиотекаря к своей профессиональной деятельности, к вопросам религии и политики: «Мы руководствуемся интересами всестороннего развития детей, стремясь привить им актуальное понимание свободы и социальной ответственности, любовь к идеалам добра и справедливости, понимание национальных и культурных традиций народов России, её исторического прошлого, уважение к прошлому и настоящему культур народов мира, ко всем людям Земли. Мы сознаём недопустимость религиозной и политической пропаганды в стенах школы». Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря, принятый в 2010 г. РБА, также ориентирует библиотекаря в принципиальном подходе к отбору документов. Российский библиотекарь, провозглашается в Кодексе, способствует сохранению и распространению культурного достояния России, всего многообразия культур и языков, общественному развитию, социальной стабильности и справедливости, руководствуется чувством социальной ответственности. При формировании фонда он исходит из принципов профессионализма библиотечной деятельности, а не из политических, моральных либо других предпочтений отдельных лиц или социальных групп. Противостоя любым формам цензуры и экономическим барьерам, он вместе с тем препятствует ограничению доступа к информации в связи с расширением прав авторов. В защиту прав авторов и издателей выступают многие, пора подумать о защите прав библиотекарей, которые, в свою очередь, защищают конституционное право пользователей на беспрепятственное получение информации. Библиотеки общественного пользования руководствуются при отборе «Основами законодательства о культуре» и другими законами, международными соглашениями, кодексами профессиональной этики, но главное — высшими этическими ценностями, заботой о нравственном здоровье народа, социальной миссией и политикой функционирования библиотечного фонда. О принятых ограничениях в отборе и выдаче документов по морально- этическим соображениям библиотека широко информирует пользователей в Правилах пользования библиотекой, рекламной и иной документации. Идея полной и безграничной свободы библиотечного доступа к любой информации — не более чем миф, причём миф опасный и вредный. Информационная безопасность страны требует выработки защитных барьеров по отношению к деструктивной информации, способной деформировать духовный и нравственный мир пользователей. Своим фондом библиотека отражает, как того требует закон «О библиотечном деле», сложившееся в обществе политическое и идеологическое многообразие. Но тот же Закон нормирует установку на предпочтение тем идеям, которые считает разумными, гуманными и справедливыми, наиболее соответствующими социально полезным информационным и духовным потребностям личности. Их библиотека закладывает в свои организационно-правовые документы, утверждает у учредителя и широко оповещает обслуживаемый контингент о своём профессиональном кредо. Своё понимание соответствия библиотека конкретизирует в структурной Модели библиотечного фонда и затем формирует его, руководствуясь этой Моделью. Фонды личных библиотек, в отличие от фондов библиотек общественного пользования, формируют исходя из личных интересов и этических ценностей их владельцев, сообразуясь при этом с Конституцией страны и соблюдая законодательные ограничения. Толерантность. Отбор осуществляют исходя из принципа терпимости к различным общественным взглядам и позициям. В принятой в 1995 г. ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности сказано, что в мире нет народов — изгоев, нет и не может быть народов неполноценных, нецивилизованных. Нет и народов, имеющих право воспитывать и наказывать другие народы. Терпимость и миролюбие должны противостоять всем видам экстремизма, межэтническим и межконфессиональным конфликтам. В Декларации тысячелетия, принятой ООН в 2000 г., терпимость объявлена фундаментальной международной ценностью. При всём многообразии вероисповеданий, культур, языков люди должны уважать друг друга. При отборе фондист исходит из того, что людей объединяет, а не разъединяет. Для успеха своей деятельности он стремится ориентироваться во всех особенностях национальных культур обслуживаемого населения и формирует фонд таким образом, чтобы всемерно и в позитивном плане отражать эти особенности. Комплектаторы избегают включать в фонд документы, разжигающие религиозную нетерпимость, оскорбление чувств либо верующих любой конфессии, либо атеистов. Статья 14 российской Конституции устанавливает, что наша страна — «светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Та же статья отделяет от государства все религиозные объединения. Применительно к библиотекам, содержащимся за счёт государственного или местного бюджета, это означает, что библиотеки не обязаны работать в пользу или против какого-либо религиозного или атеистического учреждения. Короче говоря, фондист занимает равноудалённую позицию от всего, что вызывает конфронтацию в обществе. Напротив, он стремится к тому, чтобы собранные в фонде документы сближали людей, олицетворяли культурное многообразие, пропагандировали высшие этические ценности. Вместе с тем в интересах библиотеки адекватно реагировать на повышенный интерес читателей к религиозной, эзотерической или литературе иной подобной тематики. Приобретать такую литературу, содержать её в фонде и выдавать по запросам можно лишь при одобрении читательской общественности, обслуживаемого населения и учредителя. При этом ориентируются на тематику, интересующую именно данный читательский контингент. Поэтому, если библиотека обслуживает однородные национальные, религиозные, атеистические, экологические или иные общности, отбор осуществляют в соответствии с теми убеждениями, которых придерживается эта общность. В случае когда мировосприятие фондиста в корне отличается от этих убеждений, ему следует поменять работу. Узкий круг крупнейших библиотек включает в свой фонд конфессиональную и атеистическую литературу в силу закона об общегосударственном или местном обязательном экземпляре. Профилирование-координирование. Все библиотеки строят свой фонд на основании принципа профилирования-координирования. Этот принцип предусматривает специализацию, т. е. сознательное ограничение тематики и других параметров и всего фонда, и его составных частей в зависимости от решаемых задач и информационных/духовных потребностей (общего и особенного в них) данного контингента пользователей. Такая специализация оправдывает себя только при условии, что недостающие документы можно получить из фондов иных библиотек или подфон- дов других структурных подразделений данной библиотеки, с которыми налажено взаимодействие, в том числе сетевое, в комплектовании и использовании документов. Профилирование предполагает пропорциональное соотношение составных частей фонда во всех существенных для библиотеки аспектах: с точки зрения тематики, экземплярности, видов, языка, назначения и т. п. содержащихся в нём документов. Учитываются также тип, вид, задачи и объём работы библиотеки; профиль обслуживаемого микрорайона; контингент пользователей, их национальный и возрастной состав, особенности интересов; состав и особенности фондов библиотек, функционирующих в данной зоне обслуживания. Наиболее полно подбирают документы по основной тематике. По смежным отраслям знания библиотека комплектуется тем более выборочно, чем менее выражена их связь с основным профилем фонда библиотеки. Аналогично обстоит дело и с другими признаками. Этот принцип предполагает также пропорциональное распределение документов по структурным подразделениям библиотеки. Поскольку факторам, определяющим состав фонда, свойственна стохастичность, более точные нормы соотношения каждая библиотека устанавливает самостоятельно. Разумное соотношение частей фонда зависит от вида библиотеки, контингента её пользователей. Так, в массовых библиотеках научно-популярная литература составляет до четверти фонда, а в научных она в несколько раз меньше. Фонды научных библиотек более чем наполовину состоят из документов на иностранных языках, а в массовых библиотеках их доля незначительна. Профилирование позволяет библиотекам в максимальной степени подчинить свою работу социальным и хозяйственным задачам, стоящим перед зоной библиотечного обслуживания, а содержание и структуру фонда в наибольшей мере приблизить к информационным и духовным потребностям пользователей данной библиотеки. Общий подход к составу фонда с точки зрения его профиля был обоснован ещё в 1914 г. библиотековедом В. А. Невским. Он считал, что есть три группы книг: а) книги ядра, которые должны быть везде (во всех без исключения массовых библиотеках) и всегда; б) книги (например, составляющие национальное достояние той или иной народности), которые должны быть всегда, но не везде; в) книги (уже не входящие в ядро), имеющие общий, но быстро преходящий интерес, которые должны быть везде, но не всегда. Добавим, что если выделить ещё и г) книги, которые должны быть не везде и не всегда, получится законченная модель фонда. В отношении документов групп б и г профилирование приносит эффект лишь в сочетании с координированием. Достаточно упразднить координацию фондов (выступающую средством практического воплощения принципа координирования), как лишается смысла и специализация (профилирование) фондов. В свою очередь, неопределённость, нечёткость профиля фонда (выступающего средством практического воплощения принципа профилирования) не позволяет координировать формирование фондов, поскольку порождает неуверенность в возможности получения документов из библиотек — участниц координированной системы. Владимир Александрович Невский (1888- 1974) — библиотековед, библиограф. С 1911 г. служил в земских учреждениях, с 1921 г. — в Наркомпросе РСФСР, с 1932 г. — сотрудник Центрального управления народно-хозяйственного учёта, где занимался организацией всесоюзной переписи библиотек. Печататься начал в 1914 г. Автор указателей и методических материалов в помощь библиотекарям и читателям, занимающимся самообразованием. Его труды отличаются новизной, радикальными взглядами, остротой. Этим он привлекал профессионалов, но и вызывал острую критику с их стороны. Осн. тр: Библиотечный сборник / под ред. В. А. Невского (1921); Беллетристика на социальные темы : краткий тематический указатель по художественной литературе для общественных библиотек и для самообразования. 7-е изд. (1924). Профилирование-координирование проводится с учётом общего, особенного и единичного в информационных и духовных потребностях своих пользователей. Те документы, которые отражают общее (литература ядра, общественно-политическая и др.), имеются в каждой библиотеке, и такое дублирование фондов оправдано. Эта часть фонда имеет самую высокую экземпляр- ность, т. е. каждое название документа представлено в таком количестве изданий, которым можно без труда удовлетворить всех желающих. Поскольку каждый пользователь принадлежит одновременно к нескольким социально-демографическим группам (например, он учитель — притом учитель физики или географии и одновременно любитель поэзии или музыки), в его интересах выделяется особенное, позволяющее сформировать в читательском контингенте родственные группы пользователей. Формировать фонд отдельно взятой библиотеки в расчёте на единичные запросы пользователей нецелесообразно, но относиться к ним нужно с максимальным уважением. Ведь чтение каждого человека тем и дорого, что разнообразно, что его интересы отличны от интересов другого человека. Именно своеобразие чтения создаёт уникальную, неповторимую личность, и очень часто из индивидуальных читательских интересов вырастают новые направления науки, литературы и искусства. Для удовлетворения единичных запросов привлекают фонды других библиотек, имеющих другой профиль фонда, тех, где такие запросы многочисленны, т. е. составляют либо особенное, либо даже общее в инфопотребностях пользователей иных библиотек. Особенно эффективен в этом отношении Интернет. Относительность категорий общего, особенного и единичного обусловливает разницу в профиле различных библиотек и позволяет координировать формирование и взаимоиспользование их фондов. Документы, в равной мере отвечающие общему и особенному в интересах пользователей различных библиотек (в частности, ядра фонда), координированию не подлежат. Координирование предполагает учёт профилей фондов других библиотек общей системы, взаимодействие между ними, взаимодополнение, взаимоподдержку. В корпоративном фонде документы согласованно распределяются между библиотеками, и это позволяет повысить полноту и оперативность удовлетворения запросов, сократить неоправданный рост и дублирование фондов, обеспечить рациональное расходование средств на приобретение и хранение документов. Одновременно этой мерой повышается совокупный информационный потенциал библиотек — участниц координационной системы. Благодаря интегративному свойству целостности взаимодействующих фондов координация оказывается наиболее экономичным способом достижения полноты и эффективности пользования библиотечным фондом. Систематичность. Поскольку библиотечный фонд представляет собой систему, все его составные части, все входящие в него элементы тесно сопрягаются друг с другом. Система потому представляет собою целостность, что в ней имеется всё нужное и ничего лишнего, причём нужное находится в пропорции, соответствующей профилю фонда. «Систематичность, закруглённость, законченность» Н. А. Рубакин считал обязательным принципом подбора, делающим библиотеку «книжным отражением Вселенной». За минувшие со времени обоснования этого принципа сто лет стало ясно, что его правомерно распространить на все процессы функционирования библиотечного фонда: моделирование, комплектование, учёт, обработку, размещение, расстановку, хранение, доставку и выдачу в пользование. Каждый из этих процессов и все они в совокупности представляют целостность, систему. Систематичность функционирования библиотечного фонда проявляется в трёх аспектах. Первый аспект — комплементарность (от лат. complementum — «дополнение»), или дополнительность. Фонд ценен своей цельностью, при которой каждый документ восполняет своим содержанием некую лакуну в раскрытии того или иного вопроса, темы. В итоге один документ дополняет собою содержание других, так что тема или вопрос оказывается раскрытым полностью и на таком уровне, который доступен восприятию каждой группы пользователей данной библиотеки. Конгломерат разрозненных документов вообще не имеет права называться библиотечным фондом. Второй аспект относится к семантивной составляющей каждого процесса функционирования библиотечного фонда. При моделировании систематичность проявляется в раскрытии фондом всех существенных для библиотеки аспектов. При комплектовании со всей возможной строгостью следуют системной модели библиотечного фонда. Принцип систематичности требует выстраивать и поддерживать оптимальные соотношения между долей нонэлектрон- ных и электронных документов, а внутри первых — между долей книг, журналов, газет, других видов печатных и рукописных произведений. Он также требует выдерживать пропорциональность величины подфонда абонемента, читальных залов, других структурных подразделений библиотеки. При учёте фонда систематичность проявляется в исчерпывающей полноте: регистрации подлежат буквально все приобретаемые и экс- регистрации — все исключаемые документы. Поскольку разные виды документов учитывают по-разному, учётная документация в целом представляет собой рационально устроенную систему, позволяющую в любой момент дать представление о величине, содержании и структуре фонда, о местонахождении каждого документа. Обработка фонда может быть охарактеризована как систематичная, если все технологические операции протекают слаженно, ритмично, в соответствии с плановыми нормативами трудозатрат в единицу времени. В хранилище документы расставляют по системе, заранее разработанной для каждого вида документов, для каждого структурного подразделения библиотеки-фондодержателя. В основном фондохранилище ведут топографический каталог, дающий целостное представление о местонахождении каждого элемента библиотечного фонда. Системно подходят и к сохранению фонда. Все факторы, влияющие на сохранность, учитывают в комплексе, имея в виду, что нарушение любого из них сводит на нет всю систему сохранения библиотечного фонда. Наконец, третий аспект систематичности имеет организационноплановое содержание. Функционирование библиотечного фонда достигает цели, если документы включаются в фонд планомерно, регулярно, оперативно, т. е. систематически. В этом случае под систематичностью понимают: выполнение заранее намеченной системы мероприятий, соблюдение последовательности и сроков выполнения операций, постоянную повторяемость и непрерывность процессов, составляющих цикл. Синонимом слова «систематичность» в этом смысле является слово «планомерность». Аттрактивность. С точки зрения читателя — а именно для него, как мы уже знаем, в конечном счёте и создаётся библиотечный фонд, — принципиально важно, чтобы документами было удобно и приятно пользоваться. Поэтому фонд функционирует на основе принципа аттрактивности (лат. attrahere — «привлекать», ср. «аттракцион»), или привлекательности, обеспечения максимально возможной в данных условиях комфортности при пользовании библиотекой. То же по смыслу означает менее строгий (по- ных и электронных документов, а внутри первых — между долей книг, журналов, газет, других видов печатных и рукописных произведений. Он также требует выдерживать пропорциональность величины подфонда абонемента, читальных залов, других структурных подразделений библиотеки. При учёте фонда систематичность проявляется в исчерпывающей полноте: регистрации подлежат буквально все приобретаемые и экс- регистрации — все исключаемые документы. Поскольку разные виды документов учитывают по-разному, учётная документация в целом представляет собой рационально устроенную систему, позволяющую в любой момент дать представление о величине, содержании и структуре фонда, о местонахождении каждого документа. Обработка фонда может быть охарактеризована как систематичная, если все технологические операции протекают слаженно, ритмично, в соответствии с плановыми нормативами трудозатрат в единицу времени. В хранилище документы расставляют по системе, заранее разработанной для каждого вида документов, для каждого структурного подразделения библиотеки-фондодержателя. В основном фондохранилище ведут топографический каталог, дающий целостное представление о местонахождении каждого элемента библиотечного фонда. Системно подходят и к сохранению фонда. Все факторы, влияющие на сохранность, учитывают в комплексе, имея в виду, что нарушение любого из них сводит на нет всю систему сохранения библиотечного фонда. Наконец, третий аспект систематичности имеет организационноплановое содержание. Функционирование библиотечного фонда достигает цели, если документы включаются в фонд планомерно, регулярно, оперативно, т. е. систематически. В этом случае под систематичностью понимают: выполнение заранее намеченной системы мероприятий, соблюдение последовательности и сроков выполнения операций, постоянную повторяемость и непрерывность процессов, составляющих цикл. Синонимом слова «систематичность» в этом смысле является слово «планомерность». Аттрактивность. С точки зрения читателя — а именно для него, как мы уже знаем, в конечном счёте и создаётся библиотечный фонд, — принципиально важно, чтобы документами было удобно и приятно пользоваться. Поэтому фонд функционирует на основе принципа аттрактивности (лат. attrahere — «привлекать», ср. «аттракцион»), или привлекательности, обеспечения максимально возможной в данных условиях комфортности при пользовании библиотекой. То же по смыслу означает менее строгий (поскольку страдает антропоморфизмом, т. е. очеловечением неодушевлённого предмета) принцип западного фондоведения «friendly» — дружественность по отношению к пользователю. Главное, чем фонд привлекает читателя, — это, разумеется, наличие нужных документов. Важно, чтобы они предоставлялись по первому требованию и учтиво, без излишних расспросов и выяснения цели обращения к данному источнику информации. Ещё более привлекателен для читателя свободный, непосредственный доступ1 к фонду, когда документным ресурсом можно пользоваться без обращения за посторонней помощью, бесплатно, в полном объёме потребностей. Для этого фонды раскрывают перед читателем самым доступным образом, чтобы ему было можно самостоятельно ориентироваться в системе расстановок. Стеллажи снабжают средствами визуального информирования: вывесками, надписями, указателями, разделителями. Важны и их содержание — понятность, лаконичность, и внешний вид — эстетичный, удобочитаемый, красочный. При обеспечении условий обращения к фонду стремятся сгладить затруднения, которые могут возникнуть из-за физических недостатков человека, языкового или психологического барьеров, неумения грамотно сформулировать информационный запрос, по другим причинам. Можно руководствоваться и другими принципами функционирования библиотечного фонда, вырабатывая их для каждой конкретной библиотеки или ситуации. В отличие от законов и закономерностей, принципы устанавливают люди — в зависимости от своего представления о том, как следует действовать в тех или иных конкретно-исторических обстоятельствах. Они вправе как ввести те или иные принципы и руководствоваться ими, так и отменить или заменить их другими, более соответствующими изменившимся обстоятельствам общественной жизни. Резюме Фонд формируют, опираясь на основные правила, изначальные положения, установки, или, иными словами, принципы. Исходным среди них является принцип селективности, требующий отбирать/оставлять в фонде, обрабатывать, группировать, хранить только те документы, которые соответствуют задачам библиотеки и информационным потребностям её пользователей. При этом библиотека из принципиальных соображений формирует свой фонд только теми документами, которые защищают пользователей от документов, которые могут нанести вред его нравственности, психическому и социальному здоровью. Составом своего фонда библиотеки проводят принцип толерантности во всех социально важных аспектах. Реализуя принцип селективности применительно к составу фонда, фондисты разрабатывают профиль фонда, стремясь максимально конкретно перечислить в нём тематику, целевое и читательское предназначение требуемых документов. При этом они опираются на общее и особенное в информационных потребностях своих пользователей, для удовлетворения единичных запросов богатейшие возможности других библиотек координационной системы. Профилирование осуществляется в тесном единстве с координированием функционирования фонда, поэтому профилирование и координирование рассматриваются как две стороны одного и того же принципа. Кроме того, при функционировании фонда соблюдают принцип систематичности. Важен также принцип аттрактивности, настраивающий библиотекарей на создание пользователю максимально благоприятных условий пользования документами. Для этого документы содержат опрятными, принимают во внимание их эстетический вид, предоставляют со всей возможной оперативностью, создают наилучшие условия пользования ими. Вопросы для самопроверки 1. Как найти золотую середину между свободой чтения и обеспечением информационной защиты библиотечного фонда? Какой из раскрытых в этой главе принципов самый важный? Соподчиняются ли и, если да, то как именно, принципы функционирования библиотечного фонда? Литература 1. Морева О. Н. Документные фонды библиотек и информационных служб / О. Н. Морева. — Санкт-Петербург: Профессия, 2010. — С. 59-67. 2. Столяров Ю. Н. Формирование библиотечного фонда : практ. пособие / Ю. Н. Столяров. — Санкт-Петербург : Профессия, 2015. — С. 220-246. Столяров Ю. Н. Эволюция библиотечного фондоведения / Ю. Н. Столяров, Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник. — Москва : Изд-во «ФАИР», 2007. — 688 с. Раздел III УПРАВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДОМ Гии 7. Управление библиотечным фондом как система §1. Общие положения Необходимость управления библиотечным фондом. Зная общие положения библиотечного фондоведения, фондист получает возможность на научных основах управлять библиотечным фондом. Управлять — это значит приводить его в желаемое состояние, исходя из предполагаемых результатов его функционирования, соответствующих выработанной политике. Управление библиотечным фондом — это постоянное, целесообразное упорядочение, изменение (при сохранении качественной специфики) состава, величины и структуры библиотечного фонда, его постоянное приведение в соответствие с задачами библиотеки и информационными потребностями её пользователей. Управлению подвержены все технологические циклы и процессы функционирования библиотечного фонда. Более того, фондист стремится влиять на предпосылки функционирования фонда, участвует в выработке политики его развития, анализирует действенность самого управления функционированием библиотечного фонда и при необходимости корректирует его. Необходимость управления вызывается постоянной динамикой внешней по отношению к библиотечному фонду среды. Цель управления библиотечным фондом. Рассмотрение фонда как целостной системы означает, что все её компоненты возникают, чтобы достичь той цели, ради которой эта система создана. Цель определяется ещё до создания системы, её кладут в основу будущего функционирования библиотечного фонда, т. е. управлению библиотечным фондом предшествует целеполагание. Управленческая деятельность начинается с постановки цели и продолжается в непрерывном принятии мер по её достижению. Целеполагание — это первый и наиболее ответственный этап управления, поскольку предполагает определение того, к чему следует стремиться всем фондистам вместе и каждому по отдельности. Деятельность каждого компонента системы сообразуют с поставленной целью, т. е. управление библиотечным фондом характеризуется целесообразностъю. На достижение этой цели направлена вся управленческая деятельность фондиста, в целенаправленности состоит самая суть управления фондом. Цель управления библиотечным фондом — благодаря направленным и слаженным усилиям фондистов достичь желательного состояния библиотечного фонда, т. е. выполнения им намеченных функций по удовлетворению информационных потребностей пользователей и сохранению документов в течение установленного времени. Цель описывает, каким должно быть состояние фонда в тот или иной момент. Она является ориентиром, указывающим, в каком направлении следует двигаться, чтобы достичь успеха, преодолеть существующие проблемы. Кроме того, она помогает определить пути достижения намеченного результата, распределить и координировать усилия фондистов, просчитать потребные ресурсы. Цель выступает как способ интеграции трудовых усилий людей, превращения их совокупности в единый коллектив, она организует совместную деятельность. Цель является также и мерилом контроля, потому что с ней сравнивают состояние объекта управления и оценивают адекватность выбранного направления развития. Правильной постановкой цели функционирования библиотечного фонда определяется успех всей библиотечной деятельности. В противном случае усилия и средства направляются по ложному пути и не могут дать ожидаемого эффекта. В формулировке цели управления заявляют ключевой, самый значимый результат, который обеспечит требуемое состояние фонда в запланированный срок. Различают технологические цели, направленные на создание библиотечного фонда как продукта, и ресурсные цели, преследующие поиск и привлечение необходимых материально-технических, финансовых, информационных и кадровых ресурсов формирования фонда. Соответственно этому управление библиотечным фондом разделяют на технологическое управление и на ресурсное управление. В совокупности два этих вида образуют управление библиотечным фондом. §2. Структура управления библиотечным фондом Как всякая кибернетическая система, управление библиотечным фондом имеет собственную структуру и выполняет управленческие функции, реализует системные связи. Структура включает в себя две подсистемы — управляемую, или объект управления, и управляющую, или субъект управления, — и информационные связи между подсистемами и внешней средой. Субъект — это фондист (в том числе коллективный), объект — библиотечный фонд. С системно-кибернетической точки зрения управление — это целенаправленное систематическое воздействие субъекта управления на его объект на основе законов, закономерностей, особенностей, тенденций его функционирования для достижения поставленной цели. Объектом управления библиотечным фондом является поток документов, циркулирующий в процессах создания, развития и эксплуатации фонда. Этот объект имеет функциональную структуру, соответствующую технологическим процессам функционирования библиотечного фонда. Субъектом управления библиотечным фондом выступает лицо (лица), которому (которым) поручено управлять либо подчинёнными ему людьми, занятыми формированием фонда, либо непосредственно самим формированием фонда. Соответственно выделяются две подсистемы управления библиотечным фондом — социальное управление как способ воздействия на сотрудников библиотеки (субъект-субъектные отношения), и технологическое управление (управление технологическими процессами) функционирования библиотечного фонда (субъект-объектные отношения). Социальное управление функционированием библиотечного фонда как способ воздействия на сотрудников библиотеки, обеспечивающих функционирование библиотечного фонда. Иными словами, это руководство функционированием библиотечного фонда. Технологическое управление — это управление функционированием библиотечного фонда, а совокупность этих двух видов — социального и технологического — есть управление библиотечным фондом (рис. 12).
Рис. Структура понятия «Управление библиотечным фондом» Руководство функционированием библиотечного фонда — это воздействие на организационные, экономические, моральнопсихологические отношения между людьми, формирующими фонд. Содержание руководящей деятельности состоит в: ♦ определении цели и выработке политики функционирования библиотечного фонда, выстраивании программы действий сотрудников; ♦ обеспечении процесса функционирования фонда достаточными финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами; ♦ распределении общих задач между исполнителями, координации их повседневной деятельности; ♦ контроле за достижением поставленных задач. Управление осуществляется непрерывно, повседневно. В ходе него складываются производственные отношения, охватывающие весь персонал, имеющий отношение к фонду, начиная от верхнего звена и кончая низовыми исполнителями. Лица, принимающие управленческие решения либо реализующие технологические процессы, образуют структуру субъекта управления, т. е. упорядоченную совокупность взаимосвязанных подразделений (отделов, секторов, филиалов и т. п.), предназначенную для того, чтобы установить устойчивые взаимодействия и взаимоотношения между фондистами в процессе их совместной деятельности по достижению цели формирования документного фонда. Эта структура предусматривает распределение полномочий (прав) и ответственность за выполнение тех или иных работ, устанавливает соподчинённость и координационные связи между подразделениями и/или сотрудниками. Кроме того, она создаёт возможность формальных управленческих коммуникаций, необходимых для успешного осуществления производственной деятельности. Масштабность подсистем управления зависит от объёма работы с фондом. Этот фактор определяет сложность аппарата управления, количество занятых в нём сотрудников. Фонд библиотеки расчленяют с такой степенью дробности, чтобы им было удобно управлять, ибо лишь при этом условии он выполняет свои функции наилучшим образом. Подсистема субъекта управления имеет, как правило, иерархическую структуру, которая позволяет дифференцировать характер решаемых задач и тем облегчать их решение. Высший эшелон руководства — руководители библиотечного дела страны, субъекта Российской Федерации, отдельно функционирующей библиотеки — решает стратегические задачи, т. е. обеспечивает перевод фонда из реального состояния в желаемое, моделируемое. С этой целью намечают перспективы развития библиотечного фонда, распределяют и перераспределяют финансовые, материальные и трудовые ресурсы, вырабатывают политику комплектования фонда и т. п. На средних уровнях — заведования отделом, сектором — решают не менее важную, но тактическую задачу: поддерживать библиотечный фонд в состоянии динамического равновесия, его организационную устойчивость к постоянно меняющимся в зависимости от динамики общественной жизни задачам библиотеки, информационным потребностям пользователей, условиям труда, квалификации сотрудников и т. д. Решение этой задачи предполагает создание и поддержание таких форм соединения людей, предметов и орудий их труда, технологических процессов и т. д., при которых функционирование фонда осуществлялось бы в заданном режиме, в соответствии с намеченным планом и с наивысшей эффективностью. Специалист низшего уровня иерархии управления реализует технологию функционирования фонда: принимает документы, обрабатывает их, расставляет на полках фондохранилища, обеспечивает сохранность и т. д. Руководство сочетает в себе единоначалие и коллегиальность в обсуждении и решении всех вопросов по функционированию библиотечного фонда. Оно требует строгого соответствия структурных подразделений положениям и должностным инструкциям, распределения ответственности и функций руководства на каждом технологическом участке. При выстраивании структуры субъекта управления ориентируются на объём работы по формированию и сохранению библиотечного фонда: чем этот объём выше, тем более дробную управленческую структуру выстраивают. Руководство персоналом строится по принципу единоначалия. Этот принцип состоит в том, что каждый сотрудник подотчётен в своей работе только одному, т. е. своему непосредственному руководителю. Принцип единоначалия в руководстве функционированием библиотечного фонда сопрягается с демократическими началами: решения принимают с учётом мнения профессиональной общественности, руководители периодически отчитываются перед коллективом. Коллегиальным органом руководства функционированием библиотечного фонда является совет при директоре (дирекция), в который входят ведущие работники библиотеки (заместитель директора, заведующие филиалами, отделами и т. п.), имеющие отношение к формированию, сохранению и использованию фонда. Право принимать решения сопряжено с ответственностью за их последствия. Руководитель или сотрудник, наделённый полномочиями, отвечает за свои действия или бездействие. Фондист несёт ответственность за выполнение порученной работы и её результаты только в том случае, если она соответствует уровню его полномочий. При этом он избегает возможности вторгаться в сферу полномочий другого руководителя или сотрудника, даже если тот занимает более низкую должность. Полномочия и ответственность распределяют по уровням управления таким образом, чтобы они не пересекались и не дублировались. При управлении важно достигать однотипности управленческих воздействий при схожих производственных ситуациях. Однако полной алгоритмизации поддаются лишь около четверти принимаемых решений. В остальных случаях в большей или меньшей степени присутствует творчество, основой которого являются креативные способности человека. При этом к категории ярко выраженных творческих, когда отсутствуют аналоги для подражания, относятся до 7% управленческих решений. §3. Связи в системе управления библиотечным фондом Для нормального управления библиотечным фондом требуется постоянно владеть как оперативной, так и стратегической информацией. Управленческий процесс по своей сути сводится к сбору, обработке, передаче, хранению, поиску и использованию информации с целью выработки управленческого решения. Без информации управление просто невозможно. Выполнение управленческих функций предполагает систематический обмен информацией как между подсистемами управления фондом, так и между этими подсистемами и внешней средой. Располагая полной информацией, библиотекарь всегда имеет представление о состоянии фонда, о степени достижения фондом поставленной цели. Это позволяет управленцу воздействовать на фонд в нужном направлении. Управление представляет собой непрерывный сбор и передачу информации о состоянии и использовании библиотечного фонда; логическую переработку этой информации (т. е. её анализ, осмысление, оценку); принятие решения и выдачу управляющих воздействий. Контроль того, как выполняется принятое решение, позволяет готовить новую информацию для следующего витка управления. В то же время отсутствие информации, её недостаточность, избыточность, недостоверность, неоперативное поступление или игнорирование могут полностью разрушить управление, а с ним и саму управляемую систему. Информация циркулирует по линиям связи внутри и вовне системы управления библиотечным фондом. Как объект управления библиотечный фонд имеет четыре рода связей (рис. 13).
Рис. 13. Социально-кибернетическая схема управления библиотечным фондом
На входе он получает, во-первых, информацию от внешней среды — о цели формирования фонда данной библиотеки, о стоящих перед нею в настоящее время и в обозримом будущем задачах, характере и тенденциях развития информационных потребностей и запросов обслуживаемых пользователей; о профиле фондов смежных библиотек. На схеме о ней свидетельствует датчик Д2. Во-вторых, он получает управляющие воздействия (УВ) от субъекта управления. В-третьих, фонд, в свою очередь, передаёт библиотечному персоналу информацию о своём состоянии (Д3). В-четвёртых, фонд имеет связь на выходе — с внешней средой. Эта связь предстаёт в виде результатов использования (либо неиспользования, т. е. отказов) фонда (Д4). Библиотечный персонал как субъект управления также имеет прямые и обратные связи. Он получает информацию непосредственно от внешней среды — о финансовых возможностях библиотеки, состоянии рынка документов, наличии в нём источников информации по профилю фонда и вероятности их приобретения и др. (Д1), а также о тех сигналах, которые поступают на вход управляемой подсистемы (Д2). Входящей для него является информация о состоянии фонда (Д3) и его воздействии на внешнюю среду (Д4). Для фонда та же информация (Д3 и Д,) является, наоборот, исходящей. От субъекта управления исходят управляющие воздействия, направленные на библиотечный фонд. Связи фондиста с внешней средой имеют двусторонний характер. Библиотечный персонал тоже оказывает обратное воздействие на внешнюю среду (Д5). Это воздействие имеет качественно иной характер, нежели влияние библиотечного фонда. С помощью датчиков, в роли которых выступают, главным образом, показатели использования фонда, библиотекарь корректирует цикл его функционирования. От библиотекаря в определённой мере зависит, с каким источником снабжения и на каких условиях целесообразно контактировать, какие документы приобретать, а какие — не приобретать или возвращать источнику документоснабжения и т. д. Информацию, поступающую от субъекта управления к объекту управления и в обратном направлении, обобщают и конкретизируют в той мере, в какой это необходимо для принятия и исполнения решения. Поэтому библиотекарь, непосредственно работающий с фондом (самый нижний уровень управления), имеет дело с наиболее конкретными данными. По мере поступления исходящей от него информации на верхние уровни управления — к заведующему сектором, отделом, директору библиотеки и ещё выше — учредителю, в органы статистики, и т. п. — она всё более обобщается, сжимается. И наоборот: руководящее указание по мере доведения до непосредственного исполнителя всё более раскрывается, приобретая в итоге предельно конкретный вид.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.021 с.) |