Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цветовое зрение и виды его нарушения

Поиск

Правильное различение цветов и их оттенков характери­зует нормальное цветовое зрение. Согласно одной из наи­более принятых теорий цветового зрения Ломоносова — Юнга — Гельмгольца, глаз человека чувствителен к вос­приятию красного, зеленого и синего цветов (трехкомпонентная теория цветового зрения). В зависимости от сте­пени возбуждения трех видов рецепторов возникает вос­приятие того или иного цвета. Восприятие белого цвета, согласно теории, обусловлено одинаковой степенью воз­буждения всех трех видов рецепторов, которые восприни­мают красный, зеленый и синий цвета.

Согласно последним данным формирование цветово­го зрения у детей раннего и дошкольного возраста про­исходит поэтапно. Так, первым возникает цветоощуще­ние к красному цвету примерно к 1 г. и 2 мес. жизни, а к зеленому — в возрасте от 1 г. и 4 мес. до 1 г. и б мес. И, наконец, последним формируется цветоощущение к си­нему цвету — 1 г. 6 мес. — 1 г. 8 мес. Резкие скачки в разви­тии цветоощущения -— в период от одного года до 2,5 лет и от 3 до 9 лет. Интересно отметить, что цветоощущение лучше и раньше формируется у девочек по сравнению с мальчи­ками (Н.А. Новохатский).

Цветоощущение развивается одновременно с совершен­ствованием остроты зрения, так как оно является резуль­татом деятельности колбочек — фотоактивных элементов. Поэтому для развития цветоощущения с раннего возраста надо давать детям игрушки, окрашенные в яркие красные, зеленые и синие цвета. Гирлянды шариков в детской кро­ватке или коляске следует развешивать на расстоянии 50 см от глаз ребенка.

В 1794 г. английский естествоиспытатель Д. Дальтон описал свое собственное врожденное нарушение восприя­тия красного цвета, что послужило началом изучения изменений цветового зрения (дальтонизма). Дальнейшие ис­следования показали, что врожденные дефекты цветового зрения чаще встречаются у мужчин (8—10%) и реже у жен­щин (0,5%).

Все нарушения цветового зрения подразделяются на врожденные иприобретенные. Врожденные передаются по наследству иобычно сохраняются в течение всей жизни без изменений, при этом оба глаза страдают в одинаковой степени. При этих видах нарушения преимущественно на­рушается степень восприятия красного и зеленого цветов. При нарушении восприятия красного цвета дети обычно путают светло-красный с темно-зеленым, пурпурный с фи­олетовым и синим, красный с серым. При снижении спо­собности к восприятию зеленого цвета дети путают свет­ло-зеленый с темно-красным, зеленый с синим ит.д.

Так как нарушение функции цветоощущения может быть врожденным и проявляться с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться нарушения цветового восприятия, тем будет легче проводить специально разработанную методи­ку тренировки цветового зрения (Т.Л. Соснова).

В отличие от врожденных нарушений цветового зрения встречаются приобретенные изменения восприятия цветов. Они касаются восприятия преимущественно синего и жел­того цветов. Этот тип нарушения, как правило, бывает вто­ричным ипоявляется в результате заболеваний органа зре­ния (неврит зрительного нерва, атрофия зрительного нер­ва, катаракта) ицентральной нервной системы (опухоли головного мозга, энцефалопатии).

Если во время проведения занятий у детей наблюдается отклонение в функции цветоразличения, то ребенок мо­жет путать цвета, что неосведомленными людьми может приниматься за невнимание или за шалость. Таким детям делают замечание, снижают оценки за проведенную рабо­ту и даже наказывают. Все это может тяжело отразиться на нервной системе ребенка, повлиять на его дальнейшее раз­витие и поведение. Поэтому в тех случаях, когда ребенок путает или долго не может усвоить те или иные цвета, его следует показать врачу-офтальмологу, чтобы выяснить, не является ли это результатом врожденных (красные, зеленые цвета) или приобретенных (желтые, синие цвета) дефек­тов цветового зрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.136 (0.006 с.)