Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции зрения. Профилактика их нарушений↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В системе органон чувств зрительному анализатору принадлежит исключительно важная роль. Благодаря зрению воспринимается более 90% всей информации из окружающего мира. С помощью зрения осуществляется определение формы, величины, цвета, объемности предметов, расстояние и местоположение в пространстве. Работники дошкольных учреждений должны заботиться об охране зрения воспитанников, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, уметь выявлять эти нарушения и их причины, чтобы вовремя принять все необходимые меры по ликвидации или хотя бы смягчению их влияния на здоровье и деятельность ребенка. Иногда дети с практически здоровыми глазами, хорошим общим состоянием в условиях отличного освещения могут быть слабовидящими. Это объясняется тем, что соотношения между преломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и переднезадним размером (длиной) глаза бывают различными и лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки — желтом пятне. Эмметропия, или нормальная рефракция, характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке, в области желтого пятна. При этом отмечается большая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения. При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие, особенно близкие, предметы кажутся расплывчатыми, неконтрастными. Маленьким детям свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен. Так, у 95% новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, она с возрастом компенсируется большой силой преломляющих сред глаза и не требует очков; лишь в сильной степени дальнозоркости ребенку выписывают очки. Близорукость (миопия), или сильная рефракция, имеет противоположную дальнозоркости особенность: лучи света фокусируются перед сетчаткой. При этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане. Установлено (Аветисов Э.С.), что в развитии близорукости можно выделить три основных звена: 1) наследственная предрасположенность; 2) несоответствие между аккомодационной способностью глаза и зрительной нагрузкой при работе на близком расстоянии; 3) ослабление прочностных свойств склеральной оболочки глаза под влиянием внутриглазного давления. Через эти основные звенья опосредуется влияние таких факторов, способствующих развитию близорукости, как повышенная зрительная нагрузка, неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы, общие заболевания, недостаточное физическое развитие, гиподинамия. У детей при ослабленной аккомодационной способности (врожденной или приобретенной) напряжение зрения, работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной нагрузкой. Если организм не справляется с этой зрительной нагрузкой, то он вынужден соответственно перестроить глаза, сделать их близорукими, приспособив их к работе на близком расстоянии. Протеканию этого процесса способствует ослабление склеральной оболочки, коллагеновых волокон, которое может возникнуть вследствие каких-либо хронических искажений соединительной ткани, снижения иммунных свойств (кариес зубов, аденоиды, хронический тонзиллит и пр.). Напряжение зрения особенно возрастает в тех случаях, когда на занятиях не соблюдаются гигиенические требования к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игрушкам (мелкие, неяркие), с которыми дети имеют дело. На возникновение близорукости влияет также общее состояние здоровья ребенка, его режим, питание, образ жизни (ребенок мало двигается, редко бывает на свежем воздухе). Исследования последних лет, проведенные В.Ф. Базарным показали, что к основным причинам развития близорукости у детей относятся: патология беременности, низкий уровень физической активности детей раннего и дошкольного возраста, резкий переход с произвольного зрительного режима в условиях детского сада на школьный режим занятий с длительными нагрузками на аккомодационный аппарат глаза. В процессе наблюдения за детьми с нормальным зрением было установлено, что в процессе занятий они подавляющую часть времени проводили с «низко склоненной головой». По мнению В.Ф. Базарного синдром «низко склоненной головы» (СНСГ) является первичным, а нарушение остроты зрения — вторичным. Им разработаны простейшие и общедоступные методы профилактики близорукости и повышения нервно-психической и физической активности детей дошкольного возраста. Близорукость и дальнозоркость принято характеризовать по величине (степени), для чего существует такая единица, как диоптрия. Чем больше величина близорукости, тем хуже ребенок видит вдаль. Миопия до 3 диоптрий считается слабой, от 3 до 6 — средней и свыше 6 — высокой. Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опущенной головой, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться головные боли, жалобы на боль в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, утомлении начинают косить. Ребенка с указанными симптомами надо направить к врачу-офтальмологу. Детей с плохим зрением во время занятий обычно сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, которым выписаны очки, обязательно пользовались ими. Очки должны быть правильно подобраны к глазам ребенка (центры стекол должны точно совпадать с центром глаз, а дужки очков — удобно иплотно держаться за ушами). При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными идаже вредными. Если соблюдаются все гигиенические правила, близорукость может не прогрессировать в течение многих лет. В настоящее время является бесспорным тот факт, что физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные занятия оказывают мощное влияние на профилактику близорукости и других нарушений зрения, так как способствуют общему укреплению организма иактивизации его функций, повышают работоспособность глазных мышц, укрепляют склеральную оболочку. Э.С. Аветисовым и его школой разработан комплекс занятий, направленных на предупреждение и снижение близорукости, который включает в себя: утреннюю гигиеническую гимнастику, гимнастику для глаз, занятия физкультурой по специальной программе, закаливающие процедуры. Косоглазие возникает при неправильном от рождения или нарушенном в дальнейшем строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глазных яблок, осуществляющегося глазодвигательными мышцами. При этом совместное (бинокулярное) зрение нарушается, предметы перед глазами начинают расплываться, двоиться, ребенок не видит их четкого изображения. Стремясь найти для глаз такое положение, при котором бы предметы были видны четко, больной начинает косить. Сначала такое косоглазие бывает заметным только при утомлении, раздражении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, в дальнейшем оно может усиливаться и становится постоянным. При этом острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем, пользоваться стереоскопическими приборами. Обычно косоглазие появляется рано, на втором и третьем году жизни, иногда становясь заметным после какой-либо тяжелой болезни иди испуга. Косоглазие может быть сходящимся (при дальнозоркости), расходящимся (при близорукости), постоянным или периодическим. У одних может косить один глаз, у других — попеременно то правый, то левый. В начальных стадиях косоглазие можно полностью вылечить, поэтому очень важно вовремя обнаружить его и показать ребенка врачу. Своевременно выявить косоглазие важно еще и потому, что при возникновении его в одном глазу ребенок непроизвольно переносит всю зрительную нагрузку на здоровый глаз, в результате больной глаз постепенно атрофируется. Лечение косоглазия начинается с назначения ребенку даже в возрасте 1—2 лет очков. Для правильного подбора очков детям в течение 30 дней в оба глаза вводят лекарство, расширяющее зрачок и позволяющее точно определить степень нарушения зрения. В течение этого времени п двух недель после введения лекарства ребенок плохо видит на близком расстоянии, плохо переносит яркий свет, ему не следует разрешать рисовать, играть в игры, связанные с рассматриванием мелких предметов. Надо также следить за тем, чтобы выписанные очки дети носили постоянно, снимая их только при умывании и перед сном. Чтобы избежать косоглазия и не допустить снижения зрительных функций здорового глаза, его временно закрывают специальной наклейкой. При этом вся зрительная работа осуществляется больным глазом, и при усиленной нагрузке нормальная острота зрения в нем, как правило, постепенно восстанавливается.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.31 (0.007 с.) |