Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции зрения. Профилактика их нарушений



В системе органон чувств зрительному анализатору при­надлежит исключительно важная роль. Благодаря зрению воспринимается более 90% всей информации из окружаю­щего мира. С помощью зрения осуществляется определе­ние формы, величины, цвета, объемности предметов, рас­стояние и местоположение в пространстве.

Работники дошкольных учреждений должны заботить­ся об охране зрения воспитанников, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, уметь выявлять эти нарушения и их причины, чтобы вовремя принять все необходимые меры по ликвидации или хотя бы смягчению их влияния на здоровье и деятельность ре­бенка.

   Иногда дети с практически здоровыми глазами, хоро­шим общим состоянием в условиях отличного освещения могут быть слабовидящими. Это объясняется тем, что со­отношения между преломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и переднезадним размером (дли­ной) глаза бывают различными и лучи света не всегда фо­кусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки — желтом пятне.

Эмметропия, или нормальная рефракция, характеризу­ется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке, в области желтого пят­на. При этом отмечается большая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения.

При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие, особен­но близкие, предметы кажутся расплывчатыми, неконтра­стными.

Маленьким детям свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен. Так, у 95% новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, она с возрастом компенсируется большой силой преломляющих сред глаза и не требует очков; лишь в сильной степени дальнозоркости ребенку выписывают очки.

Близорукость (миопия), или сильная рефракция, имеет противоположную дальнозоркости особенность: лучи све­та фокусируются перед сетчаткой. При этом хорошая ост­рота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане.

Установлено (Аветисов Э.С.), что в развитии близору­кости можно выделить три основных звена:

1) наследственная предрасположенность;

2) несоответствие между аккомодационной способнос­тью глаза и зрительной нагрузкой при работе на близ­ком расстоянии;

3) ослабление прочностных свойств склеральной обо­лочки глаза под влиянием внутриглазного давления.

Через эти основные звенья опосредуется влияние таких факторов, способствующих развитию близорукости, как повышенная зрительная нагрузка, неблагоприятные гиги­енические условия зрительной работы, общие заболевания, недостаточное физическое развитие, гиподинамия.

У детей при ослабленной аккомодационной способнос­ти (врожденной или приобретенной) напряжение зрения, работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной нагрузкой. Если организм не справляется с этой зрительной нагрузкой, то он вынужден соответственно пе­рестроить глаза, сделать их близорукими, приспособив их к работе на близком расстоянии. Протеканию этого про­цесса способствует ослабление склеральной оболочки, коллагеновых волокон, которое может возникнуть вследствие каких-либо хронических искажений соединительной тка­ни, снижения иммунных свойств (кариес зубов, аденоиды, хронический тонзиллит и пр.).

Напряжение зрения особенно возрастает в тех случаях, когда на занятиях не соблюдаются гигиенические требова­ния к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игрушкам (мелкие, неяркие), с ко­торыми дети имеют дело. На возникновение близорукости влияет также общее состояние здоровья ребенка, его ре­жим, питание, образ жизни (ребенок мало двигается, ред­ко бывает на свежем воздухе).

  Исследования последних лет, проведенные В.Ф. Базар­ным показали, что к основным причинам развития близо­рукости у детей относятся: патология беременности, низ­кий уровень физической активности детей раннего и до­школьного возраста, резкий переход с произвольного зрительного режима в условиях детского сада на школь­ный режим занятий с длительными нагрузками на аккомо­дационный аппарат глаза.

В процессе наблюдения за детьми с нормальным зрени­ем было установлено, что в процессе занятий они подавля­ющую часть времени проводили с «низко склоненной го­ловой». По мнению В.Ф. Базарного синдром «низко скло­ненной головы» (СНСГ) является первичным, а нарушение остроты зрения — вторичным. Им разработаны простей­шие и общедоступные методы профилактики близорукос­ти и повышения нервно-психической и физической ак­тивности детей дошкольного возраста.

Близорукость и дальнозоркость принято характеризо­вать по величине (степени), для чего существует такая еди­ница, как диоптрия. Чем больше величина близорукости, тем хуже ребенок видит вдаль. Миопия до 3 диоптрий счи­тается слабой, от 3 до 6 — средней и свыше 6 — высокой.

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, быстро утом­ляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривает­ся, ходит с низко опущенной головой, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться головные боли, жалобы на боль в глазах, на то, что предметы перед глаза­ми расплываются, двоятся. Некоторые дети при сосредо­точенном рассматривании предметов, утомлении начина­ют косить. Ребенка с указанными симптомами надо на­править к врачу-офтальмологу.

Детей с плохим зрением во время занятий обычно са­жают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Вос­питатель следит за тем, чтобы дети, которым выписаны очки, обязательно пользовались ими. Очки должны быть правильно подобраны к глазам ребенка (центры стекол должны точно совпадать с центром глаз, а дужки очков — удобно иплотно держаться за ушами). При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бес­полезными идаже вредными. Если соблюдаются все гиги­енические правила, близорукость может не прогрессиро­вать в течение многих лет.

В настоящее время является бесспорным тот факт, что физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные занятия оказывают мощное влияние на про­филактику близорукости и других нарушений зрения, так как способствуют общему укреплению организма иакти­визации его функций, повышают работоспособность глаз­ных мышц, укрепляют склеральную оболочку. Э.С. Аветисовым и его школой разработан комплекс занятий, направ­ленных на предупреждение и снижение близорукости, который включает в себя: утреннюю гигиеническую гим­настику, гимнастику для глаз, занятия физкультурой по спе­циальной программе, закаливающие процедуры.

Косоглазие возникает при неправильном от рождения или нарушенном в дальнейшем строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глаз­ных яблок, осуществляющегося глазодвигательными мышцами. При этом совместное (бинокулярное) зрение наруша­ется, предметы перед глазами начинают расплываться, дво­иться, ребенок не видит их четкого изображения. Стремясь найти для глаз такое положение, при котором бы предметы были видны четко, больной начинает косить. Сначала такое косоглазие бывает заметным только при утомлении, раз­дражении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, в дальнейшем оно может усиливаться и стано­вится постоянным. При этом острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно опре­делять расстояние между предметами, их размеры, объем, пользоваться стереоскопическими приборами.

Обычно косоглазие появляется рано, на втором и тре­тьем году жизни, иногда становясь заметным после какой-либо тяжелой болезни иди испуга.

Косоглазие может быть сходящимся (при дальнозор­кости), расходящимся (при близорукости), постоянным или периодическим. У одних может косить один глаз, у других — попеременно то правый, то левый.

В начальных стадиях косоглазие можно полностью вы­лечить, поэтому очень важно вовремя обнаружить его и показать ребенка врачу. Своевременно выявить косоглазие важно еще и потому, что при возникновении его в одном глазу ребенок непроизвольно переносит всю зрительную нагрузку на здоровый глаз, в результате больной глаз по­степенно атрофируется.

Лечение косоглазия начинается с назначения ребенку даже в возрасте 1—2 лет очков. Для правильного подбора очков детям в течение 30 дней в оба глаза вводят лекар­ство, расширяющее зрачок и позволяющее точно опреде­лить степень нарушения зрения. В течение этого времени п двух недель после введения лекарства ребенок плохо ви­дит на близком расстоянии, плохо переносит яркий свет, ему не следует разрешать рисовать, играть в игры, связан­ные с рассматриванием мелких предметов.

Надо также следить за тем, чтобы выписанные очки дети носили постоянно, снимая их только при умывании и перед сном.

Чтобы избежать косоглазия и не допустить снижения зрительных функций здорового глаза, его временно закрывают специальной наклейкой. При этом вся зрительная ра­бота осуществляется больным глазом, и при усиленной нагрузке нормальная острота зрения в нем, как правило, постепенно восстанавливается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.232.187 (0.008 с.)