П. Постановка учебной задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П. Постановка учебной задачи.



-Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Природа».

4. Составить правила защиты птиц и их потомства. Нарисовать знак(и), запрещающий(е) вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)

1. Отгадай загадки:

-Не птичка, а с пёстрыми крыльями. (Бабочка.)

Рогат - да не бык, шесть ног - да без копыт. (Жук.)

Летит — пищит, сядет - молчит;

Кто его убьёт, тот свою кровь йрольёт. (Комар.)

2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:

1. Внешний вид.

2. Место обитания.

3. Чем интересно насекомое.

4. Чем питается.

5. Почему человек его потребляет.

3. Прочитайте, ответьте на вопросы:

Г. ЛАДОНЩИКОВ. «СЕМЬЯ МУРАВЬЯ»

Кузнечик встретился в лесу С рабочим муравьем. Он нёс такой огромный сук, Что не поднять вдвоём. «Давай попрыгаем с тобой!» Кузнечик предложил. «Нет, не могу, спешу домой»

«А где твой дом, скажи?»

«Наш дом под ёлкой, возле пня», -Ответил муравей. «А какова у вас семья?» «На свете нет дружней!» «И много вас?» «Не сосчитать. щ$с Наверно, тысяч двадцать пять Работников и воинов У нас под крышей хвойной».

Вопрос: Что ты знаешь о муравьях?

4. Составить правила защиты насекомых. Нарисовать знак(и),
запрещающий(е) вредить насекомым.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1. Отгадайте загадки:

Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель.)

Хоть не огонь, а жжётся. (Крапива.)

Стоит красавица на поляне:

в белом сарафане, в зелёном полушалке. (Берёза.)

2. Расскажите об одном из этих растений по плану:

1. Внешний вид.

2. Где растёт.

3. Чем интересно растение.

4. Как человек его использует.

3. Прочитайте, ответьте на вопросы.

Н. СЛАДКОВ. «ДУБ И ВЕТЕР»

· Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?

От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой лю­бопытный. Помню, только ещё из жёлудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А что там, за травой, скрывается?».

· Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там даль­не, за кустами?». Ни днём, ни ночью покою не было: так и хоте­лось узнать, чта за низенькими деревцами, что за высокими? Всё тянулся да тянулся - эвон, какой вымахал!

Вопросы:

1. Как вырастить дуб?

2. Какая польза животным от дуба?

4. Составьте правила защиты растений. Нарисовать знак(и), за-
прещающий^) вредить растениям.

IV. Итог урока.

Все нарисованные знаки крепятся на доске в специально отведённом месте.

-Какое решение вы приняли для себя по отношению к расте­ниям и животным?

Домашнее задание: учебник, с. 90-93; рабочая тетрадь, с. 35, задание 3. Написать несколько предложений на тему: «Я - защит­ник природы».

 

 

29 ноября 2016
ТЕМА: ВОЗЬМИ ПОД ЗАЩИТУ

Цели: 1. ознакомить с некоторыми редкими и охраняемыми рас­тениями и животными своей области; 2.выявить причины исчезнове­ния отдельных видов растений и животных; обучить навыкам рабо­ты с гербарием и Красной книгой.3.воспитывать бережное отношение к природе

Ход урока

Этот урок учитель может строить по своему усмотрению. Слишком вы­сока его информационная насыщенность. Материал о редких и охраняемых растениях и животных можно заранее заготовить учащимся в качестве до­машнего задания и сделать сообщения на уроке, иллюстрируя их собствен­ными рисунками или картинками из дополнительной литературы.

Можно провести обзорный урок по материалам Красной книги своей области с опорой на гербарии и иллюстративную базу. 1

На первом этапе урока следует вскрыть причины исчезновения неко­торых видов растений и животных. Стоит провести небольшой экскурс в географическое и биологическое прошлое своей области. В оставшееся время проводится практическая работа по узнаванию отдельных видов растений и животных (некоторые из них уже знакомы детям из их жиз­ненного опыта.

Для учителя.

В связи с усиливающимся неблагоприятным воздействием че­ловека на биосферу отдельные виды животных и растений оказа­лись поставленными на грань исчезновения. Среди них как редкие, так и бывшие до недавнего времени вполне обычными, но по раз­личным причинам в последние годы резко сократившие числен­ность и оказавшиеся под угрозой исчезновения виды.

В первую очередь в список охраняемых включены виды, кото­рые быстро сокращаются по численности из-за своей декоративно­сти (тюльпаны, ирисы, хохлатки и др.), ценности как лекарственно­го сырья

(валериана, горицвет и др.), из-за изменения и исчезнове-ния основных местообитаний (ковыли, папоротники и др.)

Особую группу составляют виды растений, почти полностью исчезнувшие в ходе хозяйственного освоения человеком целинной степи.

Почти полная распашка земель, интенсивная химизация сель­ского хозяйства, всё расширяющаяся мелиорация и орошение сель­хозугодий - всё это оказывает существенное влияние и на живот­ный мир нашей области. Одни животные становятся всё более ред­кими или даже находятся под угрозой исчезновения, другие, напротив, оказавшись в благоприятных условиях, резко увеличи­вают свою численность.

Современные картины природы не являются раз и навсегда за­стывшими, они представляют собой результат сложной истории развития земной поверхности, истории длительной и динамичной. Как известно, основными факторами, влияющими на эволюцию растений и животных, являются изменения климата и земной по­верхности. Так, от количества выпадающих атмосферных осадков, величины испарения и температурного режима зависит, какие рас­тительные сообщества получат развитие.

Примерно пятьдесят миллионов лет назад произошло потепле­ние климата. Мелководные моря преобладали на большей части Нижней Волги. Однако существовала и невысокая суша, обуслов­ленная поднятиями земной коры. Эта равнина была покрыта тро­пическими лесами.

В четвертичном периоде тёплый климат стал охлаждаться. По­нижение температуры и увеличивающаяся влажность привели к тому, что в полярных районах всё более разрастались шапки льда: Лёд постепенно продвигался к югу, вытесняя леса, засыпая глиной и валунами реки и срезая холмы. Площадь лесов в ледниковую эпоху сократилась, отдельные теплолюбивые виды растений - пла­тан, вечнозелёные дубы, каштан - не могли уже приспособиться к новым суровым условиям и исчезли навсегда с равнин нашего края.

Вместе с растениями ушли из приледниковой зоны и многие животные, некоторые, например, саблезубый тигр, вымерли. Им на смену пришли громадные мамонты, покрытые густой бурой шер­стью, носороги, приспособленные к суровому климату, большерогий олень, пещерный медведь.

Постепенно климат становился более тёплым, лёд растаял, и теплолюбивая флора и фауна вытеснила эти виды. Ледник, хотя и покинул наши края, однако ещё неоднократно наступал на Русскую равнину.

К уроку предлагается краткая характеристика некоторых видов охраняемых растений.

1. При упоминании слова «орхидея» невольно возникает ассоциация с великолепными ажурными цветками, напоминающими крылья бабочки, жуков. И действительно, природа щедро одарила семейство орхидных необычайной красотой и разнообразием цвет-
ков. Поэты посвящали орхидеям стихи, художники изображали их на своих полотнах, ботаники давали им имена богинь и красавиц.

В настоящее время очень многие орхидные находятся на грани исчезновения. Их срывают на букеты «любители природы», выкапывают для лекарственных целей. Но особенно страдают орхидеи при изменении условий их местообитаний в результате деятельности человека.

Один из представителей орхидных - любка двулистная (ноч­ная фиалка). Русское название «любка» обязано тому, что в прошлом знахарки приготавливали из этого растения «любовное зе­лье». Наименование «ночная фиалка» получило за усиление запаха в вечернее и ночное время с целью привлечения определённых на­секомых-опылителей. Любка - многолетнее травянистое растение. Цветёт в конце мая - начале июня. Встречается рассеянно по глу­хим, затенённым байрачным лесам. Декоративное и лекарственное растение.

2. Валериана лекарственная (маун). Латинское название рода происходит от слова «валере», что означает быть здоровым. На­родное название «маун» связано с большим пристрастием к этому растению кошек. Многолетнее травянистое, довольно высокое (до 100 см) растение. Цветёт в середине лета. В конце августа часто полностью засыхает. Часто встречается в поймах рек. Около насе­лённых пунктов валериана часто полностью истреблена. Широко используется в научной и народной медицине. Большой спрос на её корни приводит к сокращению запасов этого растения.

3. Безвременник прекрасный. Русское название связано с поздним, осенним цветением (без.времени). Многолетнее растение. Цветёт в конце августа - начале сентября, когда почти все растения степной зоны заканчивают своё развитие. Летом его найти практи­чески невозможно, так как оно находится под землёй. Высоко де­коративное растение, истребляется местным населением на букеты, ядовито.

4. Тюльпан Шренка. Латинское название рода происходит от искажённого персидского слова «дульбенд», что означает название головного убора тюрбана. В народе его называют лазоревым цвет­ком. Многолетнее растение с невысоким стеблем (15-30 см). Цвет­ки разнообразной окраски: красной, жёлтой, белой, розовой. Очень декоративное растение.

2. Рябчик русский. Латинское название рода происходит от слова «фритиллус», что означает стакан, кувшин, русское соответ­ствует окраске цветка (рябая). Многолетнее растение 30-50см в вы­соту. Цветки крупные, снаружи тёмно-пурпурные, внутри желтова­тые. Цветёт в конце апреля — начале мая. Собирается населением в букеты.

2. Ирис низкий. Невысокий (8-15 см) травянистый многолет­ник. Цветки жёлтые, фиолетовые, кремовые и других оттенков. Цветёт в апреле - мае. Уничтожается на букеты.

3. Кувшинка чисто-белая. Латинское название происходит от греческого «нимфа» — невеста (а также название божеств, олице­творяющих силы природы). Травянистое водное растение, с пла­вающими крупными листьями и белыми цветками с большим чис­лом лепестков (в народе их называют водными лилиями). Вблизи населённых пунктов почти повсюду истреблено. Не выдерживает загрязнения воды отходами производства. Разнообразно практиче­ское значение кувшинок. Очень мощные, богатые крахмалом кор­невища съедобны. Из семян делают муку для добавления в хлеб.

На суше и в водоёмах области постоянно или временно обитает свыше 370 видов животных.

1. Степной орёл. Крупная птица с массивным телосложением, большим клювом и мощными ногами, покрытыми перьями, размах крыльев до двух метров. Гнездятся как на земле, так и на всевоз­можных возвышениях. Основной добычей степного орла являются малые суслики, которых они подстерегают у норки или ловят, охо­тясь пешком. До 50-х годов, когда началась массовая распашка це­линных и залежных земель, степной орёл был обычной и широко распространённой в области птицей. В настоящее время его чис­ленность резко сократилась. Уменьшение численности степного орла до сих пор связано с разорением его гнёзд охотниками и пас­тухами. В настоящее время серьёзной угрозой для жизни степных орлов стали средней мощности ЛЭП (линии электропередач), опо­ры которых не оборудованы защитными устройствами.

2. Особо охраняемую группу насекомых Нижней Волги состав­ляют шмели. У нас их около 17 видов. Шмель моховой ещё встре­чается на лесных полянах и в поймах рек. Тело его средней вели­чины, имеет яркую золотисто-жёлтую окраску и оранжевую спин­ку. Гнездится наземно под сухими листьями. Словно одетые в меховую шубу, насекомые работают с раннего утра и после захода солнца, почти в сумерках.

Для домашнего задания отводится материал на с. 88-89. Можно пред­ложить детям найти материал о некоторых проиллюстрированных живот­ных и растениях и подготовить сообщения для следующего урока.

Домашнее задание: учебник с. 9Ф-95.

 

 

Раздел 3. ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА (12 часов)

Уроки 25-26. ГОРОД И СЕЛО (Урок-игра)

Цели: рассказать об особенностях городской и сельской жизни; развивать умения рассуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы.

Ход урока

I. Условия игры.

Класс делится на три команды: 1-я команда — 5 учащихся («семья»); 2-я команда — «сельские» жители; 3-я команда — «городские» жители. Учитель - ведущий.

По условию игры каждая команда (2-я и 3-я) должна убедить 1-ю команду переехать на постоянное местожительство в их населённый пункт (город или село).

Агитировать за переезд в свою местность следует убедительно, ар­гументированно, но без негативных высказываний в адрес «противника».

Учитель начинает игру примерно так: «Эта семья (1-я команда) решила поселиться на новом месте, только они никак не могут ре­шить, где поселиться: в городе или в селе. Убедите их, что ваш го­род (село) - самое лучшее место жительства».

Примерный диалог: «В городе есть многоэтажные дома и в них множество квартир. В квартирах не надо топить печь, есть отопление, газовая плита. Это очень удобно».

«У нас в селе в каждый дом проведён газ, и мы тоже не топим печки. Мы тоже готовим на газовой плите. Зато в селе живёт не так много людей. Все друг друга знают, здороваются, ходят в гости, по­могают соседям. А в городе люди почти незнакомы. В городе много заводов и фабрик, которые загрязняют воздух, а у нас много деревь­ев, дышится легко, красивая река. Мы часто ходим купаться».

«У нас в городе тоже есть река, и мы тоже ходим купаться. У нас много разных автобусов, трамваев, троллейбусов. Можно бы­стро съездить в любой край города. В селе транспорта нет. Прихо­дится ходить пешком. Это долго и утомительно» и т. д.

Учитель постоянно следит за диалогом, его корректностью, убедительностью. Если требуется, задаёт вопросы, направляет диа­лог в нужное русло. «Семья» подсчитывает доводы обеих сторон.

Обсуждают условия жизни, красоту природы, наличие куль­турных заведений, транспорта, экологическую обстановку, то есть всё, что может привлечь и является особенностью городской и сельской жизни.

В итоге «семья» решает, где им хочется поселиться.

Или: учитель, посовещавшись с «семьёй», подводит итог, что жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Но зато на уроке; услышали много интересного. Теперь можно по-другому взглянуть! на любимый город, любимое село.

Домашнее задание: учебник, с. 98-103; рабочая тетрадь, с. 36.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.033 с.)