Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П. Постановка учебной задачи.
-Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Природа». 4. Составить правила защиты птиц и их потомства. Нарисовать знак(и), запрещающий(е) вредить птицам. Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых) 1. Отгадай загадки: -Не птичка, а с пёстрыми крыльями. (Бабочка.) Рогат - да не бык, шесть ног - да без копыт. (Жук.) Летит — пищит, сядет - молчит; Кто его убьёт, тот свою кровь йрольёт. (Комар.) 2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану: 1. Внешний вид. 2. Место обитания. 3. Чем интересно насекомое. 4. Чем питается. 5. Почему человек его потребляет. 3. Прочитайте, ответьте на вопросы: Г. ЛАДОНЩИКОВ. «СЕМЬЯ МУРАВЬЯ» Кузнечик встретился в лесу С рабочим муравьем. Он нёс такой огромный сук, Что не поднять вдвоём. «Давай попрыгаем с тобой!» Кузнечик предложил. «Нет, не могу, спешу домой» «А где твой дом, скажи?» «Наш дом под ёлкой, возле пня», -Ответил муравей. «А какова у вас семья?» «На свете нет дружней!» «И много вас?» «Не сосчитать. щ$с Наверно, тысяч двадцать пять Работников и воинов У нас под крышей хвойной». Вопрос: Что ты знаешь о муравьях? 4. Составить правила защиты насекомых. Нарисовать знак(и), Карточка № 4 (Отдел охраны растений) 1. Отгадайте загадки: Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель.) Хоть не огонь, а жжётся. (Крапива.) Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зелёном полушалке. (Берёза.) 2. Расскажите об одном из этих растений по плану: 1. Внешний вид. 2. Где растёт. 3. Чем интересно растение. 4. Как человек его использует. 3. Прочитайте, ответьте на вопросы. Н. СЛАДКОВ. «ДУБ И ВЕТЕР» · Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло? От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой любопытный. Помню, только ещё из жёлудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А что там, за травой, скрывается?». · Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там дальне, за кустами?». Ни днём, ни ночью покою не было: так и хотелось узнать, чта за низенькими деревцами, что за высокими? Всё тянулся да тянулся - эвон, какой вымахал! Вопросы: 1. Как вырастить дуб? 2. Какая польза животным от дуба? 4. Составьте правила защиты растений. Нарисовать знак(и), за-
IV. Итог урока. Все нарисованные знаки крепятся на доске в специально отведённом месте. -Какое решение вы приняли для себя по отношению к растениям и животным? Домашнее задание: учебник, с. 90-93; рабочая тетрадь, с. 35, задание 3. Написать несколько предложений на тему: «Я - защитник природы».
29 ноября 2016 Цели: 1. ознакомить с некоторыми редкими и охраняемыми растениями и животными своей области; 2.выявить причины исчезновения отдельных видов растений и животных; обучить навыкам работы с гербарием и Красной книгой.3.воспитывать бережное отношение к природе Ход урока Этот урок учитель может строить по своему усмотрению. Слишком высока его информационная насыщенность. Материал о редких и охраняемых растениях и животных можно заранее заготовить учащимся в качестве домашнего задания и сделать сообщения на уроке, иллюстрируя их собственными рисунками или картинками из дополнительной литературы. Можно провести обзорный урок по материалам Красной книги своей области с опорой на гербарии и иллюстративную базу. 1 На первом этапе урока следует вскрыть причины исчезновения некоторых видов растений и животных. Стоит провести небольшой экскурс в географическое и биологическое прошлое своей области. В оставшееся время проводится практическая работа по узнаванию отдельных видов растений и животных (некоторые из них уже знакомы детям из их жизненного опыта. • Для учителя. В связи с усиливающимся неблагоприятным воздействием человека на биосферу отдельные виды животных и растений оказались поставленными на грань исчезновения. Среди них как редкие, так и бывшие до недавнего времени вполне обычными, но по различным причинам в последние годы резко сократившие численность и оказавшиеся под угрозой исчезновения виды. В первую очередь в список охраняемых включены виды, которые быстро сокращаются по численности из-за своей декоративности (тюльпаны, ирисы, хохлатки и др.), ценности как лекарственного сырья (валериана, горицвет и др.), из-за изменения и исчезнове-ния основных местообитаний (ковыли, папоротники и др.)
Особую группу составляют виды растений, почти полностью исчезнувшие в ходе хозяйственного освоения человеком целинной степи. Почти полная распашка земель, интенсивная химизация сельского хозяйства, всё расширяющаяся мелиорация и орошение сельхозугодий - всё это оказывает существенное влияние и на животный мир нашей области. Одни животные становятся всё более редкими или даже находятся под угрозой исчезновения, другие, напротив, оказавшись в благоприятных условиях, резко увеличивают свою численность. Современные картины природы не являются раз и навсегда застывшими, они представляют собой результат сложной истории развития земной поверхности, истории длительной и динамичной. Как известно, основными факторами, влияющими на эволюцию растений и животных, являются изменения климата и земной поверхности. Так, от количества выпадающих атмосферных осадков, величины испарения и температурного режима зависит, какие растительные сообщества получат развитие. Примерно пятьдесят миллионов лет назад произошло потепление климата. Мелководные моря преобладали на большей части Нижней Волги. Однако существовала и невысокая суша, обусловленная поднятиями земной коры. Эта равнина была покрыта тропическими лесами. В четвертичном периоде тёплый климат стал охлаждаться. Понижение температуры и увеличивающаяся влажность привели к тому, что в полярных районах всё более разрастались шапки льда: Лёд постепенно продвигался к югу, вытесняя леса, засыпая глиной и валунами реки и срезая холмы. Площадь лесов в ледниковую эпоху сократилась, отдельные теплолюбивые виды растений - платан, вечнозелёные дубы, каштан - не могли уже приспособиться к новым суровым условиям и исчезли навсегда с равнин нашего края. Вместе с растениями ушли из приледниковой зоны и многие животные, некоторые, например, саблезубый тигр, вымерли. Им на смену пришли громадные мамонты, покрытые густой бурой шерстью, носороги, приспособленные к суровому климату, большерогий олень, пещерный медведь. Постепенно климат становился более тёплым, лёд растаял, и теплолюбивая флора и фауна вытеснила эти виды. Ледник, хотя и покинул наши края, однако ещё неоднократно наступал на Русскую равнину. К уроку предлагается краткая характеристика некоторых видов охраняемых растений. 1. При упоминании слова «орхидея» невольно возникает ассоциация с великолепными ажурными цветками, напоминающими крылья бабочки, жуков. И действительно, природа щедро одарила семейство орхидных необычайной красотой и разнообразием цвет- В настоящее время очень многие орхидные находятся на грани исчезновения. Их срывают на букеты «любители природы», выкапывают для лекарственных целей. Но особенно страдают орхидеи при изменении условий их местообитаний в результате деятельности человека. Один из представителей орхидных - любка двулистная (ночная фиалка). Русское название «любка» обязано тому, что в прошлом знахарки приготавливали из этого растения «любовное зелье». Наименование «ночная фиалка» получило за усиление запаха в вечернее и ночное время с целью привлечения определённых насекомых-опылителей. Любка - многолетнее травянистое растение. Цветёт в конце мая - начале июня. Встречается рассеянно по глухим, затенённым байрачным лесам. Декоративное и лекарственное растение.
2. Валериана лекарственная (маун). Латинское название рода происходит от слова «валере», что означает быть здоровым. Народное название «маун» связано с большим пристрастием к этому растению кошек. Многолетнее травянистое, довольно высокое (до 100 см) растение. Цветёт в середине лета. В конце августа часто полностью засыхает. Часто встречается в поймах рек. Около населённых пунктов валериана часто полностью истреблена. Широко используется в научной и народной медицине. Большой спрос на её корни приводит к сокращению запасов этого растения. 3. Безвременник прекрасный. Русское название связано с поздним, осенним цветением (без.времени). Многолетнее растение. Цветёт в конце августа - начале сентября, когда почти все растения степной зоны заканчивают своё развитие. Летом его найти практически невозможно, так как оно находится под землёй. Высоко декоративное растение, истребляется местным населением на букеты, ядовито. 4. Тюльпан Шренка. Латинское название рода происходит от искажённого персидского слова «дульбенд», что означает название головного убора тюрбана. В народе его называют лазоревым цветком. Многолетнее растение с невысоким стеблем (15-30 см). Цветки разнообразной окраски: красной, жёлтой, белой, розовой. Очень декоративное растение. 2. Рябчик русский. Латинское название рода происходит от слова «фритиллус», что означает стакан, кувшин, русское соответствует окраске цветка (рябая). Многолетнее растение 30-50см в высоту. Цветки крупные, снаружи тёмно-пурпурные, внутри желтоватые. Цветёт в конце апреля — начале мая. Собирается населением в букеты. 2. Ирис низкий. Невысокий (8-15 см) травянистый многолетник. Цветки жёлтые, фиолетовые, кремовые и других оттенков. Цветёт в апреле - мае. Уничтожается на букеты. 3. Кувшинка чисто-белая. Латинское название происходит от греческого «нимфа» — невеста (а также название божеств, олицетворяющих силы природы). Травянистое водное растение, с плавающими крупными листьями и белыми цветками с большим числом лепестков (в народе их называют водными лилиями). Вблизи населённых пунктов почти повсюду истреблено. Не выдерживает загрязнения воды отходами производства. Разнообразно практическое значение кувшинок. Очень мощные, богатые крахмалом корневища съедобны. Из семян делают муку для добавления в хлеб.
На суше и в водоёмах области постоянно или временно обитает свыше 370 видов животных. 1. Степной орёл. Крупная птица с массивным телосложением, большим клювом и мощными ногами, покрытыми перьями, размах крыльев до двух метров. Гнездятся как на земле, так и на всевозможных возвышениях. Основной добычей степного орла являются малые суслики, которых они подстерегают у норки или ловят, охотясь пешком. До 50-х годов, когда началась массовая распашка целинных и залежных земель, степной орёл был обычной и широко распространённой в области птицей. В настоящее время его численность резко сократилась. Уменьшение численности степного орла до сих пор связано с разорением его гнёзд охотниками и пастухами. В настоящее время серьёзной угрозой для жизни степных орлов стали средней мощности ЛЭП (линии электропередач), опоры которых не оборудованы защитными устройствами. 2. Особо охраняемую группу насекомых Нижней Волги составляют шмели. У нас их около 17 видов. Шмель моховой ещё встречается на лесных полянах и в поймах рек. Тело его средней величины, имеет яркую золотисто-жёлтую окраску и оранжевую спинку. Гнездится наземно под сухими листьями. Словно одетые в меховую шубу, насекомые работают с раннего утра и после захода солнца, почти в сумерках. Для домашнего задания отводится материал на с. 88-89. Можно предложить детям найти материал о некоторых проиллюстрированных животных и растениях и подготовить сообщения для следующего урока. Домашнее задание: учебник с. 9Ф-95.
Раздел 3. ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА (12 часов) Уроки 25-26. ГОРОД И СЕЛО (Урок-игра) Цели: рассказать об особенностях городской и сельской жизни; развивать умения рассуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. Ход урока I. Условия игры. Класс делится на три команды: 1-я команда — 5 учащихся («семья»); 2-я команда — «сельские» жители; 3-я команда — «городские» жители. Учитель - ведущий. По условию игры каждая команда (2-я и 3-я) должна убедить 1-ю команду переехать на постоянное местожительство в их населённый пункт (город или село). Агитировать за переезд в свою местность следует убедительно, аргументированно, но без негативных высказываний в адрес «противника». Учитель начинает игру примерно так: «Эта семья (1-я команда) решила поселиться на новом месте, только они никак не могут решить, где поселиться: в городе или в селе. Убедите их, что ваш город (село) - самое лучшее место жительства». Примерный диалог: «В городе есть многоэтажные дома и в них множество квартир. В квартирах не надо топить печь, есть отопление, газовая плита. Это очень удобно». «У нас в селе в каждый дом проведён газ, и мы тоже не топим печки. Мы тоже готовим на газовой плите. Зато в селе живёт не так много людей. Все друг друга знают, здороваются, ходят в гости, помогают соседям. А в городе люди почти незнакомы. В городе много заводов и фабрик, которые загрязняют воздух, а у нас много деревьев, дышится легко, красивая река. Мы часто ходим купаться».
«У нас в городе тоже есть река, и мы тоже ходим купаться. У нас много разных автобусов, трамваев, троллейбусов. Можно быстро съездить в любой край города. В селе транспорта нет. Приходится ходить пешком. Это долго и утомительно» и т. д. Учитель постоянно следит за диалогом, его корректностью, убедительностью. Если требуется, задаёт вопросы, направляет диалог в нужное русло. «Семья» подсчитывает доводы обеих сторон. Обсуждают условия жизни, красоту природы, наличие культурных заведений, транспорта, экологическую обстановку, то есть всё, что может привлечь и является особенностью городской и сельской жизни. В итоге «семья» решает, где им хочется поселиться. Или: учитель, посовещавшись с «семьёй», подводит итог, что жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Но зато на уроке; услышали много интересного. Теперь можно по-другому взглянуть! на любимый город, любимое село. Домашнее задание: учебник, с. 98-103; рабочая тетрадь, с. 36.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.033 с.) |