IV. Связь неживой и живой природы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Связь неживой и живой природы.



Составление схемы взаимосвязи неживой и живой природы.

На столе учителя лежат карточки - составные части схемы: неживая природа, вода, воздух, солнце, живая природа, животные, растения, человек.

Беседа.

· Что необходимо растениям и животным для жизни?

· К какой природе относят эти компоненты?

· На что оказывают влияние солнце, воздух и вода? (На живую природу.)

· Что относят к живой природе? (Животные, растения, человек.)

Так в процессе беседы на доске появляется схема, но её части пока не соединены.

· Посмотрите, какая схема у нас получилась.

· Всё понятно на схеме? (Нет связи между частями.)

Как бы вы расставили стрелки, чтобы показать связь и взаи­мовлияние неживой и живой природы?

- Подумайте и расскажите, что произойдёт с представителями живой природы, если исчезнет солнце (вода, воздух).

Домашнее задание: учебник, с. 20-21; рабочая тетрадь, с. 8 за­дания 4, 5.

 

 

Урок 5. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Цели: выявить знания о назывном порядке явлений природы; развивать умения классифицировать природные явления по сезо­нам, анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: картины природы по сезонам, альбомные листы, краски.

Ход урока

I. Определение явлений природы.

Вопросы и задания учащимся.

- К неживой природе мы относим Солнце, камни, воздух, воду. А в какую группу отнести облака, ураган, снегопад, дождь и др.?

- Как долго существуют тела неживой природы?

А как долго мы видим молнию, слышим гром, как долго идёт снег?

То есть мы можем сказать, что они появляются и через неко­торый период времени исчезают. Это явления природы.

· Прочитайте текст на с. 24 (первый абзац).

· Рассмотрите рисунки с. 24.

- Назовите явления природы (образование льда - сосулька, до­ждевая туча, снег, полнолуние, перелёт птиц, развитие земновод­ных и насекомых, созревание и рассеивание семян).

· Расскажите, как это происходит.

· Приведите свои примеры явлений в неживой и живой природе.

II. Сезонные изменения в природе.

Задания учащемся.

- Приготовьте альбомный лист и краски.

· Разделите лист на четыре равные части (простым каранда­шом).

· Каждую часть вам надо будет закрасить краской одного или двух цветов, но так, чтобы этот цвет как можно полнее характери­зовал смысл слова, которое я произнесу.

Дети закрывают глаза. Учитель произносит одно слово, например, «осень», делает паузу, чтобы дети осмыслили и закрасили одну из частей подходящим цветом.

- Расскажите, что у вас получилось.

Доказывают выбор каждого цвета яркими сезонными явлениями.

Как называется смена времён года? (Сезоны.)

· На листах вы показали наиболее яркие и узнаваемые краски для каждого сезона.

· Приведите примеры сезонных явлений в природе. (Появление листьев из почек, таяние снега, цветение растений, пожелтение листьев и листопад, снегопад и т. д.)

III. Итог урока.

· Что нового узнали на уроке?

· О чём вам хотелось бы рассказать родителям?

Домашнее задание: учебник, с. 24-25; рабочая тетрадь, с. 9, задания 1,2.

 

 

Урок 6. КАК ИЗМЕРЯЮТ ТЕМПЕРАТУРУ?

Цели: рассмотреть виды и устройство термометра; формиро­вать умение пользоваться термометром в быту.

Оборудование: термометры: уличный, медицинский, вод-Вый, комнатный; стаканы с тёплой и холодной водой.

Ход урока

I. Введение в тему.

Разгадать кроссворд и ответить на вопросы.

 

Что такое термометр? (Прибор для измерения колебаний тем­пературы.)

II. Изучение нового.

Беседа.

· Какие термометры вы знаете?

· Найдите их на столе учителя и покажите.

· Рассмотрите термометр.

· Из чего он состоит?

· Для чего нужна жидкость в трубочке?

· Что означают деления на шкале?

Нужно показать эти деления и добиться, чтобы все дети нашли их. Иначе они за один градус могут принять расстояние между большими делениями.

— Что показывает ноль?

— Какую температуру показывает термометр, когда его столбик ниже нуля? Выше нуля?

III. Демонстрация опытов.
Опыт № 1.

Цель: показать, как работает термометр в тепле.

Ход опыта: опустить термометр в стакан с тёплой водой. Повернуть термометр так, чтобы хорошо просматривалась шкала с делениями. Проследить за движением жидкости.

Вопросы кучащимся.

· В каком направлении движется жидкость?

· Температура повышается или понижается?

Вывод: при потеплении среды показания термометра изме­няются в сторону повышения.

Опыт № 2.

Цель: показать, как работает термометр в холоде.

Ход опыта: опустить второй термометр в стакан с холод­ной водой. Провести наблюдения, аналогичные предыдущим.

Вопросы кучащимся.

· В каком направлении движется жидкость?

Температура повышается или понижается?

Вывод: при похолодании среды показания термометра изме-мяются в сторону понижения.

IV. Работа с учебником, с. 27.

Выполнить задание № 3. Прочитать текст под № 4.

VI. Итог урока.

Что такое термометр?

Домашнее задание: учебник, с. 26-27; рабочая тетрадь, с. 10 задание 2

 

 

Урок 7. ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА?

Цели: объяснить, что такое погода, как она меняется, каково течение предсказания погоды для человека; дать представление о риботе метеослужбы; научить проводить наблюдения и предсказы- тмъ погоду по местным признакам изменений в живой природе.

Оборудование: фотографии или рисунки метеоспутников, ш шнчных приспособлений наблюдения за погодой (можно ис­пользовать приборы географической площадки).

Ход урока

I.Введение в тему.
Прочитать текст на с. 28.

Вопросы по тексту.

· Зачем Серёже нужно знать, какая погода сегодня?

· А вы узнаёте о погоде?

· Как вы это делаете?

Прочитать слова на с. 29 и выбрать те, которыми можно оха-рик гсризовать сегодняшнюю погоду.

II. Изучение нового.

В недалёком прошлом погодой, или вёдром, называли сол-1счиые безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель или па­дин густой снег, то говорили, что на улице непогода, ненастье.

- А что понимают под названием «погода» в наши дни?

Погода — определённое состояние окружающей нас атмо­сферы, которое зависит от передвижения огромных масс возду­ха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влаж­ности.

Задания и вопросы кучащимся.

· Прочитайте в учебнике на с. 29 определение понятия «погода».

· Так из чего складывается погода?

· Охарактеризуйте каждое из явлений погоды. •

· Прочитайте в учебнике с. 29.

· Данные явления погоды мы можем наблюдать ежедневно.';Щг

· Что можете о них рассказать?

· Какие интересные случаи, связанные с погодными явлениями, вам известны?

• Для учителя.

24 июня 1904 года в Москве выпал крупный град. Вес градин достигал 400 г и более. Они имели острые шипы. Град падал отвес­но и с такой силой, что стёкла теплиц и оранжерей были словно прострелены ядрами. В почве градины выбивали углубления до 6 см.

Торнадо - это очень сильный вихрь. Его предвестником явля­ется появление облака в виде воронки, а также грозовых туч. Осно­вание такой воронки достигает всего лишь сотни метров в диамет­ре, но она разрушает всё, что встречается на пути. Разрушающей мощью обладает огромная сила ветра. Рушатся стены домов, раз­рушаются здания. Торнадо несут такие разрушения, что в тех рай­онах, где они наиболее часты, жители строят специальные укрытия, где прячутся при приближении торнадо.

III. Предсказание погоды. Народные приметы.

Вопросы кучащимся.

· Как же человеку сохранить своё здоровье, выбрать одежду и обувь, которые соответствуют погоде?

· Каким прибором вы пользуетесь для определения температу­ры воздуха? (Уличным термометром.)

· По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?

Задание. Прочитать народные приметы на с. 31.

• Для учителя.

1. Если дым костра поднимается столбом - к ветру. Если он
стелется по земле - быть ненастью.

2. Перестали птички петь в лесу - будет ненастье.

3. Комары вьются кучей - к хорошей погоде. Но если они пи-
щат ижалят, будет дождливо.

4. Звёзды сильно блестят зимой - к морозу, летом - к жаре.
3. Облака идут низко - будет стужа.

IV. Предсказание погоды. Метеослужба.

Рассказ учителя с элементами беседы.

· Подумайте, как узнают погоду на несколько дней вперёд мо­ряки дальнего плавания, лётчики, машинисты поездов, люди раз­ных профессий, которые находятся в пути несколько дней.

· Прочитайте текст, с. 30.

· Чем пользуются работники метеостанций для определения погодных условий?

После уроков можно привести детей на школьную географическую Шющадку: показать флюгер, барометр, осадкомер и другие приборы и подробнее рассказать об их использовании.

- Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и за­кладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру!, давление воздуха, влажность, скорость и направление негра для тысяч мест нашей планеты. Результаты наносятся на кар­ту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газе­тах, передают в специальные службы движения.

Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спут­ники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки.

Дети рассматривают фотографии спутников.

Погодные спутники ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Фотографии со спутников ценны тем, что по НИМ можно предсказать погоду на две недели вперёд.

V. Итог урока.

- В чём ценность умения человека предсказывать погоду?

Домашнее задание: учебник, с. 28-31; рабочая тетрадь, с. 12, задание 3.

 

 

30сентября
ТЕМА: В ГОСТИ К ОСЕНИ

Цели: 1.научить выделять осенние изменения в живой и неживой природе; 2развивать умения анализировать, обобщать, 3.воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Ход урока

I. Введение в тему.

Учитель наизусть читает отрывок из романа А. Пушкина «Ев­гений Онегин»:

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Десов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Вопросы кучащимся.

· Какие чувства испытывали вы при прослушивании стихотво­рения?

· Что на вас повлияло?

· Рассмотрите картины художников. *

· Какая тема их объединяет?

· Назовите приметы осени на картинах.

П. Беседа об изменениях в неживой природе.

Учитель.

· Посмотрите в окно. Что объединяет сегодняшний день и изо­бражение на картинах?

· Сегодня на уроке нам важно выделить основные изменения в неживой и живой природе осенью.

· Назовите предметы неживой природы (необходимо добиться, чтобы в числе предметов неживой природы учащиеся называли облака, осадки, ветер).

Какая сегодня погода?

· Какое небо?

· А каким оно бывает летом?

· Сильнее или слабее греет солнце?

· Как изменилась погода с приходом осени?

· Сравните продолжительность дня и ночи.

· Бывают ли осенью дожди?

· Чем они отличаются от летних?

· Сыро, неуютно и тоскливо становится нам в такие дни. Даже с прекращением дождя воздух ещё долго пропитан влажностью и пронзительным холодом.

· Чем туманы в городе опасны для здоровья?

Щ Осенью мы замечаем ещё очень интересное явление природы -первые заморозки.

Задания учащимся.

· Прочитайте текст с. 32-33

· Найдите перечисление осенних явлений в неживой природе.

· На с. 36-37 рассмотрите осенние зарисовки.

Назовите фотографии, которые сделал Серёжа, и рисунки его папы.

· На каких из них деревья готовы к листопаду?

· Что такое листопад?

III. Беседа об изменениях в живой природе.

· Как повлияли изменения, происшедшие осенью в неживой природе, на жизнь растений? (Похолодание, затяжные дожди, частые ветры осенью повлияли на растения: у них вначале измени­лась окраска листьев, затем листья с деревьев и кустарников опа­ли, а у травянистых — завяли. С понижением температуры возду­ха изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после замо­розков. У большинства растений созрели и опали плоды и семена.)

· Как повлияли изменения в неживой природе и мире растений на жизнь животных? (Осеннее похолодание и увядание растений повлияли на насекомых. Их стало меньше, а к концу осени они со­всем исчезнут. Увядание растений, исчезновение насекомых, а в некоторых случаях замерзание водоёмов влекут за собой отлёты перелётных птиц. С понижением температуры и отсутствием корма связаны изменения в жизни зверей: запасание корма, линька, залегание в зимнюю спячку.)

· Прочитайте статью на с. 34-35.

· Как называются птицы, покидающие осенью родные края?

· Приведите примеры перелётных птиц.

• Для учителя.

Отлёт птиц идёт в определённом порядке. Ранее других улета­ют на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, щурки, иволги, кукушки, ласточки и др. Такой порядок вполне понятен, так как этот птичий корм исчезает ранее другого. Птицы, частично или полностью питающиеся растительной пищей, могут находить корм и позднее; с этим связан поздний отлёт дроздов, перепелов, куро­паток.

Внутри вида не все птицы улетают одновременно. Первыми улетают от нас те птицы, которым' не удалось вывести птенцов. За ними летят молодые, но уже окрепшие птенцы. Через некоторое время - самцы, а затем - самки.

Перед отлётом птицы собираются в стаи. Некоторые виды, прежде чем окончательно улететь, кочуют с места на место. Ку­кушка, выросшая в чужом гнезде, вне общения с другими кукуш­ками, удод и некоторые другие улетают в одиночку.

На местах зимовья птицы ведут себя иначе: там они не вьют гнёзд, не выводят птенцов, не поют.

IV. Итог урока.

- Какие серьёзные изменения происходят осенью в природе?

Домашнее задание: учебник, с. 32-37; рабочая тетрадь, с. 14, задание 5.

 

 

4 ОКТЯБРЯ
ЗВЁЗДНОЕ НЕБО

Цели: 1.дать элементарные сведения о Солнце, звёздах и созвез­диях; 2.научить ориентироваться по карте звёздного неба в атласах, находить наиболее известные созвездия на ночном небе. 3. ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Оборудование: карта ночного неба, атлас-определитель, иллюстрации созвездий.

Ход урока

I. Введение в тему. Отгадать кроссворд.

1. Холодное время года. (Зима.)

2. Домик скворца. (Скворечник.)

3. Быстрое движение воздуха. (Ветер.)

4. Животные, тело которых покрыто шерстью. (Звери.)

5. Крупный населённый пункт. (Город.)

Древесное растение с белой корой. (Берёза.)

П. Изучение нового.

Беседа.

· Какую звезду можно видеть на небе днём?

· Расскажите, что вы знаете о Солнце.

· В какое время суток можем видеть остальные звёзды? Почему?

· Как называются группы звёзд?

· Какие созвездия вам известны?

· Можете вы найти их на ночном небе?

· По каким признакам?

· Рассмотрите карту ночного неба.

· Покажите известные вам созвездия.

· Прочитайте текст, с. 39.

· С помощью атласа-определителя найдите описанные созвез­дия.

· Почему созвездия имеют такие интересные названия?

· Прочитайте статью «Путешествие по зодиаку».

· Найдите свой знак зодиака.

Что вы о нём знаете?

• Для учителя.

Ещё в древности наблюдатели разделили всё небо на участки -созвездия, каждое из которых характеризуется своеобразным узо­ром входящих в него (ярких) звёзд. В настоящее время небо разде­лено на 88 созвездий. Созвездия были выделены по признаку ви­димой близости звёзд, но эта близость — явление кажущееся. В дей­ствительности звёзды одного и того же созвездия могут быть удалены от нас на различные расстояния.

Звёзды движутся в мировом пространстве. Но они находятся на огромных расстояниях от нас, и их перемещения на небе - собст­венные движения звёзд — незаметны для глаза. Поэтому люди из поколения в поколение видят одни и те же созвездия - взаимное расположение звёзд в них остаётся почти неизменным.

Фантазия древних наблюдателей помогла им в расположении отдельных групп звёзд увидеть очертания сказочных героев или животных. Почти с каждым созвездием связаны какая-нибудь древняя легенда или миф.

Одна из древнегреческих легенд рассказывает, как всемогущий бог Зевс взял себе в жёны прекраснейшую нимфу Каллисто. Чтобы избавить Каллисто от преследований ревнивой Геры, Зевс обратил Каллисто в медведицу и взял к себе на небо. Отсюда - на небе Большая Медведица.

Вместе с Каллисто Зевс обратил в медведицу её любимую собаку. Это Малая Медведица.

О созвездиях Кассиопеи, Цефея, Андромеды, Пегаса и Персея сложилась другая легенда. Когда-то, в незапамятные времена, Ё мифического царя эфиопов Цефея была красавица-жена царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать красотой своей дочери Андромеды в присутствии нереид - мифи­ческих жительниц моря. Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудо­вище, пожиравшее людей. Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Он приковал её к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ожидала гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. Главных участников этого мифа фанта­зия древних греков поместила на небо. Так появились созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Пегаса, Персея.

Интересно созвездие Большой Медведицы. По расположению семи наиболее ярких звёзд оно напоминает ковш или кастрюлю. Большую Медведицу легко отыскать на небе, только в разное вре­мя ночи и в разное время года это созвездие видно то низко над горизонтом, то высоко, то в восточной стороне небосвода, то в за­падной. По Большой Медведице можно найти полярную звезду, проведя для этого через две крайние звезды ковша воображаемую прямую. Она-то и укажет Полярную звезду. Под Полярной звездой на горизонте всегда находится точка севера. Когда вы смотрите на Полярную звезду, лицо ваше обращено к северу, за спиной будет юг, направо - восток, налево - запад. Отправляясь от созвездия Большой Медведицы, можно отыскать не только точку севера, но и разные созвездия.

Домашнее задание: учебник, с. 38-41; рабочая тетрадь, с. 15, задания 1-2.

 

 

7 октября
ТЕМА:ЗАГЛЯНЕМ В КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ

 

Цели: 1.объяснить, что представляют собой полезные ископае­мые; 2.научить определять гранит и составляющие его минералы. 3.воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: образцы горных пород, лупа, карта полез­ных ископаемых.

Ход урока

I. Общие сведения о горных породах.

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Как вы понимаете словосочетания «горные породы», «полез­ные ископаемые»?

К горным породам относятся не только те породы, из которых образованы горы, но и те, из которых образованы равнины.

Школа, в которой вы учитесь, дом, где вы живёте, леса и озёра, моря и океаны расположены на различных горных породах, зале­гающих в толще земли.

Все вещества, которые залегают в земле большими массами, называются горными породами.

В земной коре горных пород очень много.

Они залегают под почвой на разных глубинах: одни находятся на глубине 2-3 км, другие чаще встречаются на глубине 10-15 км, а третьи (песок и глина) близки к поверхности земли.

· Какие полезные ископаемые вам известны? (Рассматривают образцы.)

· Каким образом их использует человек?

· Расскажите об известном вам полезном ископаемом по плану (на доске):

 

1. название;

2. свойства (твёрдый - жидкий; плотный - рыхлый; цвет; горю­честь);

3. где применяется;

4. добывается ли в нашем крае;

5. насколько бережно используется.

II. Практическая работа № }.

Цель: определить составные части гранита, его общие свойства.

Содержание работы.

Беседа.

· Что вы знали о граните раньше?

· Где он Црименяется? Почему?

· Рассмотрите кусочки гранита.

· Однороден он по составу?

Чем это доказать?

Вывод. Составление схемы (рабочая тетрадь, с. 16, задание 1).

Ш. Работа с учебником, с. 42-43.

Используя карту полезных ископаемых России, учитель пока­зывает месторождения самых известных полезных ископаемых и рассказывает о них.

IV. Итог урока.

- Что такое горные породы?

Домашнее задание: учебник с. 42-45; рабочая тетрадь, с. 16, задание 2.

• Для учителя.

Что мы понимаем под названием «полезные ископаемые»? Они наверняка полезны, если так называются. Почему же? Попробуем разобраться. Металлы, каменный уголь, природный газ, песок, гли­на, известняк, гранит, различные минералы, удобрения, соль - всё это человек использует в хозяйстве и достаёт из недр земли. Там эти полезные вещества залегают в виде горных пород, руд и мине­ралов, поэтому их назвали ископаемыми - это то, что необходимо выкопать, прежде чем использовать. Располагаются они в виде скоплений на различной глубине, на поверхности земли, на дне мо­рей и океанов - это месторождения полезных ископаемых.

Месторождения полезных ископаемых формировались в глу­бинах Земли и на её поверхности в течение четырёх миллиардов лет.

Таким образом, минералы и горные породы, которые исполь- j зуются и могут быть применены в народном хозяйстве, называются полезными ископаемыми. Понятие это относительно, потому что с годами полезными ископаемыми становятся всё новые продукты земных недр. Например, сравнительно недавно выяснилась исклю­чительная ценность урановых руд; началась добыча калийных со­лей, бокситов...

Скопления, залежи полезных ископаемых называют месторож­дениями.

Каждая геологическая эпоха оставила нам залежи разнообраз­ных полезных ископаемых. Например, отложения древнейшей, до-кембрийской эпохи богаты железом, никелем, медью. А в совре­менных речных осадочных породах встречаются россыпные место­рождения золота, платины, алмазов.

Бурные реки, которые текут в узких горных ущельях, несут с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в моря, и вместе с речной водой в них «впадают» камни, песок и глинистые частички..Они оседают на дно морей.

Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы - песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и мор­ские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огром­ное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода - известняк.

Вокруг мелких озёр и болот растёт множество деревьев. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпают песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь - это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

Прежде чем искать залежи, геологам требуется основательно изучить геологическое строение района, определить состав и воз­раст распространённых здесь пород.

Обнаружить в земле скопления полезных минералов или гор­ных пород - ещё полдела. Следует новый этап: разведка месторождения. Для этого проводятся детальные исследования качества руды, особенностей её залегания, подсчитываются запасы полезного ископаемого. После этого разрабатываются способы добычи пере­работки руды.

Обычно в первую очередь открывают месторождения полезных ископаемых, залегающие близ земной поверхности. А разрабаты­ваются вначале наиболее богатые концентрированные руды. Одна­ко со временем легкодоступных и богатых месторождений стано­вится всё меньше и меньше. Человек в поисках подземных кладо­вых всё глубже проникает в недра.

В наше время полезные ископаемые необходимы всюду. Мине­ральное сырьё называют пищей промышленности. Чёрная и цвет­ная металлургия полностью работает на минеральном сырье. Для химической промышленности доля его достигает 75 %. Большая часть электроэнергии вырабатывается на тепловых и атомных станциях, использующих уголь, газ, мазут, радиоактивные вещест­ва. Почти весь транспорт действует на энергии полезных ископае­мых. Основа промышленности строительных материалов - горные породы. Кроме того, полезные ископаемые необходимы современ­ному сельскому хозяйству. Очень широко применяются минераль­ные удобрения: калийные соли, фосфатное сырьё, известняки.

Потребность в полезных ископаемых постоянно растёт, увели­чивается добыча минерального сырья. В естественных условиях месторождения полезных ископаемых формируются за многие ты­сячи и миллионы лет, разрабатываются они обычно за десятилетия. Это заставляет с предельной бережливостью и наиболее полно ис­пользовать минеральные ресурсы. Иногда удаётся восстанавливать запасы некоторых полезных ископаемых. Но пока главная задача охраны недр - рациональная эксплуатация подземных богатств, бережное и наиболее полное, комплексное их использование.

Что такое мел? Во всём мире не найдётся человека, которые бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов на Земле школьники пишут медом на доске. А что бы делал учитель без* мела?

Оказывается, вначале мел был животным. В водах океанов; су­ществуют различные виды мельчайших растений и животных. Од­ним из них является одноклеточное существо под названием «фораминифера» с панцирем из извести.

Отмирая, они (Спускаются на океанское дно. Со временем обра­зуется толстый слой из этих панцирей. Конечно, на это уходят миллионы лет. Постепенно этот слой цементируется и превращает­ся в мягкий известняк, который мы называем мелом.

Как мы уже знаем, различные изменения на Земле превращали морское дно в сушу. Слои мела, находившиеся на морском дне, были подняты над поверхностью моря. Наиболее рыхлые участки были размыты водой, оставив высокие меловые скалы.

Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся в классе, смешивают со связующими сме­сями, чтобы он не крошился. Лучший мел для школы на 95 % со­стоит из мела. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета.

После пульверизации, промывки и фильтрации из мела полу­чают белый порошок, который применяется для добавления в за­мазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!

Торф. Там, где из болот отводят воду, где их осушают, обна­жаются залежи торфа, одной из разновидностей горючих полезных ископаемых. Его образование начинается ещё до того, как появи­лось болото. На дне озера накапливаются остатки отмирающих растений и животных. Образуется чёрный ил, богатый соедине­ниями углерода с водородом, из которых состоят и нефть, и уголь. Торф способен гореть именно потому, что в нём присутствуют уг­леводороды.

В болотах растения разлагаются почти без доступа кислорода. Через несколько лет такого процесса образуется коричневая сме­шанная масса веточек, корней и листьев. Если из этой массы уда­лить воду (торф на 3/4 состоит из воды), высушить, разрезать на брикеты, то получим неплохое топливо, на котором могут работать даже электростанции.

Торф - начальная стадия образования угля. С течением време­ни он превращается в бурый уголь. Более твёрдый, чем торф, но всё же достаточно мягкий, он крошится при перевозке на большие расстояния и используется в основном для бытовых целей.

Торф может использоваться не только в качестве топлива, но и как удобрение. У нас в стране имеются большие залежи торфа в болотах Западной Сибири, на севере Европейской России.

Нефть и газ - горные породы, хотя одна из них - жидкая, дру­гая — газообразная.

По своей ценности нефть вполне соизмерима с золотом. В ис­тории человечества ей принадлежит огромнейшая роль, и особенно значительной она стала в последнее столетие.

Нефть была известна уже в древнем Египте - её добавляли в состав для бальзамирования мумий. В 220 году до н. э. один китай­ский император повелел бурить землю в поисках соли. Когда бамбуковые трубы погрузились в недра на несколько десятков метров, вдруг ударил фонтан чёрной горючей жидкости. Собранная нефть была использована для освещения жилищ.

В древности нефть применялась и в военных целях. Был извес­тен, например, «греческий огонь», состав которого хранился в строгой тайне. Сосуд с таинственным веществом привязывали к метательному копью, запускавшемуся гигантской пращой. Когда снаряд достигал цели, происходил взрыв. Пламя быстро распро­странялось, и вода не могла его погасить.

Лишь во второй половине XIX столетия стали ясны удивитель­ные возможности нефти. Тогда её и стали называть «чёрным золо­том». Именно нефть дала развивающейся промышленности многие смазочные материалы, более дешёвое и калорийное, чем уголь, то­пливо, совершенно новые источники света.

Производство жидкого и газообразного топлива в жизни со­временного человека заняло важное место. Если бы вдруг источни­ки нефти и газа неожиданно иссякли, мировая цивилизация оказа­лась бы на краю катастрофы. Прежде всего остановился бы транс­порт: автомобили, самолёты, корабли разных видов, стал бы невозможен запуск ракет в космическое пространство. Прекрати­лось бы производство пластмасс, строительных материалов, тка­ней, красителей и моющих средств, медицинских препаратов, взрывчатых веществ, парфюмерных товаров, удобрений и многого другого.

Из всего разнообразия полезных ископаемых пока нет таких, которые могли бы заменить нефть.

Уголь - это топливо, причём почти самое древнее. Ещё не так давно с дровами и углем был знаком каждый — ими топили в лю­бом доме. Сейчас жителям современных домов тепло в квартиру приносит центральное отопление. Но это не значит, что уголь стал не нужен. Всё равно без угля мы во многих случаях не получим ни тепла, ни электричества.

Что же такое уголь? Откуда он берётся?

Основная масса угля находится в земле. Его называют камен­ным углем, иногда окаменевшим солнечным светом. Он образуется в земных недрах в результате термического разложения отмерших древних растений без воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет.

Наиболее древний каменный уголь - антрацит. При нагревании (без доступа воздуха) из него образуется спёкшаяся масса - кокс, который применяется для выплавки чугуна в доменных печах.

В недрах Земли залегает ещё бурый уголь. Он «моложе» ка­менного, и на нём заметны следы исходных древесных пород в ви­де причудливых папоротниковых растений.

На угле работают тепловые электростанции, им отапливают дома. Продукты сгорания угля не безвредны для окружающей при­роды и здоровья людей. Тем не менее, уголь - во многих случаях незаменимый и дешёвый источник энергии, а также сырьё для хи­мической промышленности. Поэтому он ещё долго будет одним из главных источников тепла, электроэнергии и основной пищей ме­таллургии.

 

 

11 октября
ТЕМА: ПРО ВОЗДУХ...

Цели:1. рассмотреть вопросы о значении воздуха для представи­телей живой и неживой природы, естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, важней­ших мерах по ее охране; 2.развивать умения анализировать, обоб­щать, делать выводы.3.воспитывать бережное отношение к окружающей среде

Оборудование: рисунки завода (фабрики), автомобиля, че­ловека, животного, растения.

Ход урока

I. Введение в тему.

- Отгадайте загадку:

Есть невидимка:

в дом не просится,

а прежде людей

бежит, торопится. (Воздух.)

· Почему воздух назвали «невидимкой»?

· Где находится воздух?

· Как вы можете доказать присутствие воздуха в классной ком­нате?

П. Изучение нового.

Беседа с использованием статей из учебника.

- Воздух — это нижний слой атмосферы. Мы живём на дне воз­душного океана. Он простирается над нами на несколько сотен ки­лометров. У этого океана нет берегов, он окружает весь земной шар.

· Прочитаем статью на с. 48.

· Что вам понравилось в описании?

- Давайте рассмотрим и сами опишем небо сегодняшнего дня. (Рассматривают небо из окна.)

· Почему воздух так необходим? (Он нужен для дыхания.)

· Назовите те объекты природы, которые без воздуха погибнут.

Дети называют животных, растения и человека. Учитель крепит вер­тикально на доске карточки с их изображениями.

Всему живому на Земле, кроме некоторых бактерий, необходим кислород. Мы дышим воздухом, в котором кислород находится в определённом соотношении с другими газами. Когда в воздух по­падают отходы промышленного производства, это соотношение изменяется, что может оказаться губительным для растений, жи­вотных и человека.

На уроке Серёжа нарисовал вот такую схему.

Учитель добавляет рисунок завода (фабрики) к уже выстроенным вертикально рисункам и проводит к ним стрелки от рисунка завода.

• Для учителя.

Пока человек не вмешивался в природные процессы, они про­исходили так, что равновесие элементов атмосферы поддержива­лось само собой. Даже естественные катастрофы - извержение вулканов, гигантские пожары и т. д. — не могли серьёзно нарушить извечный баланс. Но постепенно технология развилась настолько, что человеческая деятельность стала серьёзно влиять на естествен­ный ход событий. Выбросы газов и пыли с химических, металлур­гических и энергетических предприятий приводят к тому, что за­щитные слои атмосферы разрушаются, пропускают ультрафиоле­товые лучи; смешиваясь с ядовитыми химическими соединениями, водяные пары проливаются на землю кислотными дождями и губят всё живое. Всё это ведёт к нарушению природного баланса.

В декабре 1952 года от городского дыма, смешанного с тума­ном, в Лондоне погибли 4000 человек. Это было очень серьёзным предупреждением жителям городов всей планеты. В срочном по­рядке правительство Англии приняло закон о запрещении приме­нения в городах топлива, оставляющего дым. И всё-таки до сих пор проблема задымлённости городов не решена. В том же Лондоне за год на 1 м осаждается до 1 кг сажи. Темнеют здания, разрушаются памятники архитектуры, в лёгких людей накапливаются вредные вещества.

Вопросы кучащимся.

- Какой ещё фактор загрязнения воздуха вы можете назвать?

Если дети затрудняются, учитель вывешивает на доске рядом с ри­сунком завода (фабрики) рисунок автомобиля.

· Докажите, что автомобиль не только удобное, но и вредное изобретение человека.

· Знаете ли вы, каким другим топливом можно заменить бензин, чтобы оздоровить городской воздух?

Для учителя.

Некоторые виды горючего гораздо меньше загрязняют атмо­сферу, чем бензин и дизельное топливо. Например, в Бразилии ав­томобили иногда заправляют спиртом, который добывают из са­харного тростника и других видов тропических растений. В этом случае выхлопные газы практически безвредны для здоровья. Бра­зильцы проводят также опыты по использованию растительных масел в качестве горючего для дизельных двигателей. Так назы­ваемые альтернативные источники энергии в той или иной степейй знакомы всем. Это использование энергии ветра и солнца. Так, на­пример, в Австралии построены опытные образцы гелеомобилей.

Они используют энергию Солнца. И хотя скорость их не так вели­ка, как автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, гелеомоби-ли абсолютно безвредны для окружающей природы и человека.

Вопросы и задания к учащимся.

· Какие меры по оч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.183 с.)