Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хрестоматия по истории музыки↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хрестоматия по истории музыки Тема 1 Становление музыкального искусства В условиях первобытнообщинного строя 1 На этапе перехода от обезьяны к человеку звукопроизводство человекообезьяны было, по-видимому, шумовым, глиссандирующим, неупорядоченным, нечленораздельным... Ведь вам известно, какими завзятыми ревунами являлись иные из наших ближайших четвероногих предков... В дремучем лесу Римба, – именно там, где обитают кубу (на острове Суматра. – Прим. сост.), –...пришлось наблюдать один из обычных предутренних «концертов» сиамангов (разновидность обезьян. – Прим. сост.)... …Рано утром меня будят странные звуки: не то многоголосное немелодичное пение, не то мелодичный рев. Из леса доносится глухой и низкий голос, протяжно-жалобно он выводит «ху-уу, ху-уу, хо-оо!». К нему присоединяются высокие визгливые голоса: «ху-уит, ху-уит, уит, уит, вит-вит», их перебивают совсем тонкие и звонкие: «хей-хей-хей», а могучий бас продолжает петь простодушно и глухо, как контрабас. Пронзительные крики разрастаются. Высокие ноты мало-помалу замирают, и бас все медленнее и тише испускает глухое: «ху-уу, хо-о». Концерт кончается, чтобы после короткой паузы начаться снова. Это – утреннее пение сиамангов. В продолжение часа оно звучит то вблизи, то вдалеке. Ему вторят другие обезьяньи семьи и, как наблюдается при токовании тетеревов, весь лес ритмично подпевает в тон. Томительно и жутко звучит резкий вой, и не верится, что его издают человекоподобные обезьяны... Данное свидетельство этнографа В. Фольца Приводится по книге: Грубер Р. И. История музыкальной культуры. – Т. I. Кн. 1. – С. 27, 39–40. 2 С древних времен известен «трудмагический» характер музыки, скажем, крики и шум, связанные с охотой. Так, в коллективных облавах австралийцев на кенгуру загонщики с криками гнали стадо в ту сторону, где заранее устраивали засаду. Однако возможны были и иные пути возникновения зачатков музыки. По книге: Грубер Р. И. История музыкальной культуры. – Т. I. Кн. 1. – С. 8. 3 Вот обычный факт в трудном и опасном промысле добывания меда из ульев пчел у племени ведда... …Цейлон. Джунгли. Ночь. У костра – группа дикарей. Дым окутывает окрестность, где – высоко на обрывистых склонах грандиозных скалах – расположены ульи крупных горных пчел «бамбара». Дикари возбуждены. Готовясь к нападению на ульи, они поют: “Пчелы, пчелы, поддай огня, поддай огня! Хо, пчелы улетают (бамбару, бамбару, тапита, тапита, тапита. Хо, бамбару, туапе)!.. Гидди, гидди, гидди; рунг, рунг, рунг – подражают дикари звуку полета пчел... Чем явственнее доносится дыхание встревоженных пчел, тем энергичнее выкрики и движение дикарей. Но вот наступает решительный момент: по утлой камышовой лесенке с петлями из лианы вместо ступеней, прикрепленной к выступу скалы и поддерживаемой одним из коллектива охотников, движется резак меда – «капункарайя». В одной руке у него горящий факел из растительной смолы, в другой – традиционный деревянный «зубчатый нож» – наследие «деревянного века». Цепляясь коленями за петли раскачивающейся над пропастью лесенки, рискуя сорваться в ночной темноте, задыхаясь от дыма, резак отбивается от роящихся пчел, укус которых ужасен (подчас смертелен. – Прим. авт.), и в эту опасную для жизни минуту, требующую напряжения всех жизненных сил,...поет песню! Вот он на уровне ульев. Поставив ногу между двумя ступеньками так, что его ступня помещается на нижней, его согнутое колено на верхней, а голова между другими ступеньками таким образом, что шея прислонена сзади к ступеньке; непрестанно обороняясь факелом от пчел, он окуривает улей и одновременно начинает резать соты и бросать их в кожаный мешок. И тут ни на секунду резак не перестает петь. Он поет «песнь резака меда». Эхо скал вторит его пению... По книге: Никольский В. К., Бердоносов М. Б. По книге: Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. С. 9. 5 Убитых в битве дикари индейского племени (ботокуды) уносили с собой, чтобы сварить и пожрать на празднестве победы. Их воинствующий пыл разгорался во время дикой пляски до безумного бешенства. По книге: Тейлор Э. По книге: Грубер Р. И. Т. I. Кн. 1. – С. 9. 7 Ограничивается ли роль музыки трудовыми песнями? Отнюдь нет. Дело в том, что женщины ведда не принимали участие в охоте или сборе меда. Они оставались «дома» (т.е. под начесом скал, в пещерах и гротах) и в ожидании возвращения охотников женщины пели песни, по тематике опять-таки связанные с процессом собирания меда или охоты. Они мысленно там – со своими мужьями и братьями; они кровно заинтересованы в удачном исходе охоты. Хотя песни женщин перекликаются с песнями мужчин, но в них есть новые темы о предательском убийстве мужа во время собирания меда, о том, что муж возвращается с неудачной охоты вовсе без меда и семья остается голодной. В этих напевах значительно большую роль, нежели в натуралистическом воспроизведении трудового процесса, играет воображение. Женские песни связаны с отношением поющих к сюжету, с выражением своих переживаний. Не здесь ли зародыш будущей лирики? По книге: Грубер Р. И. Т. I. Кн. 1. – С. 11–12. 8 По книге: Грубер Р. И. Т. I. Кн. 1. – С. 13. 9 По книге: Путилов Б.Н. На берегу Маклая. – С. 250–251. 10 О том, что ритмические движения – «танцы» и соответствующее им музыкальное сопровождение (Разр. сост.) – существовали уже в палеолите, могут свидетельствовать находки отпечатков следов на полу пещер, а также находки музыкальных инструментов – «флейт» – на палеолитических стоянках (Верхнепалеолитическое общество исчезло около 10–12 тысяч лет тому назад. – Прям. сост.). По книге: Абрамова З.А. Древние мимические танцы были источником возникновения драмы (особый вид игры в театральных действах). Они столь же древни, как и само человечество. До сих пор подобные танцы исполняются племенами, стоящими на примитивной стадии развития. При помощи театральных средств они символически осуществляют связь с силами, которые покровительствуют животным, растениям и так далее. До сих пор нас удивляют способности танцоров, их врожденный артистизм. Если такие представления, называемые мистерией, угнетающе действовали на психику зрителей, то в этот момент появлялся смешливый образ и своим действием старался вызвать смех у всех присутствующих. Он прыгал и танцевал вокруг актеров, восхищая публику своими импровизациями. 3 По книге: Липс Ю. По книге: Грубер Р.И. Кто такие «мукиши»? 13 Древнейшим музыкальным инструментом является человеческое горло. Песни первобытных народов всегда бывают одноголосными... Древнейшие мелодии состоят из текста, исполняемого предводителем хора, короткого припева, часто в виде бессмысленных, изобилующих гласными слогов, которые повторяет хор: Солист: Твое тело в Вэйшемате, Но твой дух явился сюда. И пробудил меня ото сна. Хор: Га-а, га-а, га-а, га! По книге: Липс Ю. По книге: Гошовский Р.Л. По книге: Путилов Б.Н. Собр. соч. – Т. 3. Ч. 1. – С. 70; Т. 1. – С. 162; Басилов В.Н. Собр. соч. Т. 3. Ч. 1. – С. 105–106, 109–110. 18 Большинство папуасских инструментов употреблялось лишь во время празднеств и обрядов, в которых участвовали одни мужчины (Разр. сост.)... Запрещение для женщин и детей присутствовать на праздниках в местах сборищ мужчин, входить в мужские дома последовательно распространялось и на слушание музыки, и на музыкальные инструменты... Связано это было с верой в магическую силу музыки (Разр. сост.), возможности ее тайного воздействия. Отсюда игра на инструментах была мужским делом. Женщины и дети не берут в руки инструменты, а когда они поют, то свободно обходятся без инструментального сопровождения. Когда к детям или женщинам присоединялись мужчины, тотчас появлялись бембу или окамы (ручной барабан, папуасская разновидность барабана, сопровождал церемониальные и обрядовые танцы). На берегу Маклая. – С. 236–237. 19 Остальные инструменты совершенно примитивны; создателям их понадобилось совсем немногое, чтобы заставить звучать предметы окружающей природы – куски бамбука, раковину, пластинки дерева, пустой орех, сухую тыкву. Искусство состояло в том, чтобы выявить скрытые в этих предметах музыкальные возможности, но собственно техническая сторона дела была совершенно элементарна. На берегу Маклая. – С. 236. 20 До сих пор существуют дикие племена, которые живут по традициям предков. В укладе их жизни, быту, в труде и других процессах у них мало что изменилось. Точно так же, как и тысячи лет назад, они слагают свои песни, делают музыкальные инструменты из того же материала, что и их предки. От составителя. ВОПРОСЫ: Звукосигнальный язык не обладал коммуникативной функцией, так как им нельзя было выразить отвлеченные понятия, передать на расстояние более сложные сообщения и получить ответ. Для этой цели нужно было создать более совершенную систему – звуковой язык, обладающий, во-первых, 6ольшим запасом звуковых знаков, во-вторых, вторичной системой диакритических (распознавательных) знаков-понятий и, в-третьих, набором элементарных музыкально-грамматических правил. Каковы были эти грамматические правила, мы ничего знать не можем, но о диакритической системе звукового языка можно сделать некоторые предположения. При общении на большом расстоянии диакритическими знаками могли быть: транспозиция сигнала-знака на другой звуковысотный уровень, повторность знаков и их различная тембровая окраска, далее, музыкальная артикуляция, изменение темпа, динамики, ритма и мелодических устоев. Звуковой язык неандерталоидов, поскольку применялся без участия членораздельной речи, должен был содержать в себе достаточное количество чисто музыкальных выразительных средств. Умение распознавать музыкальные знаки и пользоваться ими предполагает достаточно высокий уровень музыкальных и психических способностей человека. В то же время при непосредственном общении на первый план выступала иная диакритическая система, более пригодная для этой цели, а именно система жестов, мимики и телодвижений. Этот тип диакритических знаков получил впоследствии свое развитие в танцах. Отсутствие у неандерталоидов художественных предметов и произведений изобразительного искусства дает основание предполагать, что на этой стадии развития человека еще не существовало музыкальное искусство. Но обнаруженные следы магического культа медведя и похоронного ритуала свидетельствуют все-таки о наличии определенного уровня духовной культуры, и вместе с тем о потребности музыкального оформления ритуалов. Владея достаточно развитым звуковым языком, неандерталоиды могли создать нечто вроде музыки, то есть применить некоторые элементы звукового языка специально для ритуальных целей. С возникновением новой функции звукового языка (магической, а не коммуникативной или информативной) данный звуковой язык должен был отличаться от обыкновенного, следовательно, создались и новые музыкально-грамматические правила и диакритические знаки. Так возникли, вероятно, первые музыкальные артефакты – простейшие продукты музыкально-эстетического мышления первобытного человека. По книге: Гошовский Р.Л. По книге: Гошовский В.Л. Дай мне белых жемчужин, Дай мне мясо казуара, Дай мне красивые перья, Дай мне много саго. Называя вещь за вещью, он ударял в такт бамбуковой палочкой по зеленым листьям. Потом он взял кору дерева ароа, растер ее в маленькой чашке в порошок, налил туда много воды и все перемешал. Получилась жидкая красная масса. Сомайа выпил ее и после этого стал как одержимый. Он извивался, прыгал, вращал глазами, высовывал язык и без конца плевался. Слюна его была красная как кровь, и он топтал ее ногами. Наконец он скрылся в хижине. Когда Хобо проснулся утром, он увидел, что брата все еще нет. Хобо снова отправился к маленькой хижине в лесу, где он видел Сомайу в последний раз. Но вместо брата он напел его скелет. Под левой рукой скелета висела маленькая плетеная сумка. Хобо положил в нее мизинец брата, немного белых камней и повесил сумку на левое плечо. Потом он взял бамбуковые палочки и повторял все то, что делал накануне брат. Потом Хобо побежал в лес и долго бродил там. Он стая ходить по деревням и лечить там больных, высасывая болезнь из их тела и выплевывая ее. В конце концов, он пришел в деревню Фимага на берегу озера – Кутубу и поселился там. А перед смертью он научил и других мужчин лечить больных. Когда мужчина посвящается в братство, он обязан пройти множеств испытаний и ритуалов. Он должен спеть миф о Сомайе и Хобо, выпить напиток, приготовленный из красной коры, танцевать и плеваться, будто и он стал одержимым. Наконец, посвященный получает маленькую палочку, покрашенную в красный и белый цвета. Она называется «палка молчания». Палка молчания должна напоминать членам братства, что им нельзя ничего говорить непосвященным. Будут ягоды косабуту. Плоды баруа. Кава каби. Часов По книге: Бьерре Йенс. Примечание: На берегу Маклая. – С. 246–250. ВОПРОСЫ: Тема 2 Древние люди использовали при создании своих напевов такие свойства тона, как сила, продолжительность звучания, тембр, словом, звуковые средства, органически связанные с жестом, движением, моторной разрядкой (выкрик, втаптывание земли и т.п.). По книге: Грубер Р.И.. По книге: Грубер Р.И. По книге: Грубер Р.И. По книге: Путилов Б.Н. Песенно-музыкальный фольклор бонгуанцев // На берегу Маклая. – С. 235. 7 Язык каждого сигнала отличается предельной сжатостью. Сигнал, сообщающий о чрезвычайном происшествии, полон напряженной тревоги и призывает к готовности. Сигнал, извещающий о смерти, звучит скорбно и глухо. Напротив, ощущением радости наполнен сигнал, возвещающий о том, что пора готовиться к празднику. Словно удары плотницкого топора, звучат сигналы, сообщающие о начале постройки дома. Нетерпение и раздражение слышится в сигнале, передающем требование проголодавшихся мужчин к женщинам – незамедлительно возвращаться с огородов... Сообщения, связанные с новыми бытовыми отношениями, передаются другими средствами, например, староста собирает жителей деревни на общественные работы ударами в металлический брус, который висит на площади. По книге: Путилов Б.Н. Песенно-музыкальный фольклор бонгуанцев // На берегу Маклая. – С. 235. 8 Ритмическая организация напевов у древнейших народов была очень простой, чаще всего сопровождающей ритм работы. Когда эти ритмы исполнялись на барабанах или тамтамах, то они становились сигнальными. Вот несколько таких сигнальных ритмов: 1 2 3 4
5 По книге: Грубер Р.И. Хрестоматия по истории музыки Тема 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.165 (0.009 с.) |