По совершенствованию навыков звукового анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По совершенствованию навыков звукового анализа



По совершенствованию навыков звукового анализа

и обучению грамоте


Содержание: произнести слова по одному, выделяя голосом звук У, затем определить — в конце или в начале слова

слышится этот звук. При затруднениях использовать зрительную опору в виде схем, которые позволяют детям

наглядно представить позицию звука в слове, а также быстрее запомнить изучаемую букву.

Примечание: 3 части прямоугольника обозначают начало, середину и конец слова, количество звуков в котором может быть любым.

Утка, усы, отойду, зову, удочка, указка, узор, утренник, удав, крашу, прошу, пляшу, удар, укротитель, удобный, кричу, урожай, улетел, уплыл, ускакать, слышу, поверну,

     
 

Упражнение №2

Содержание: проговорить слова, выделяя голосом звук А, затем определить — в начале слова или в конце слышится этот звук и показать соответствующую схему. (Взрослый кон- тролирует осознанность выбора ребёнком позиции звука).

 

Август, альбом, стена, крыша, река, кошка, абрикос, ад- рес, апрель, арбуз, вышла, труба, бочка, Айболит, аист, доч- ка, кочка, мышка, астры, крышка, печка, рыба.

В заключении упражнения ребенку предлагается самосто- ятельно назвать по 5 слов со звуком А в начале и в конце.

     
 


Упражнение №3

Содержание: прочитать сочетания из знакомых букв

слитно, не прерывая голоса, который можно дополнительно контролировать с помощью тыльной стороны ладони, приложенной к горлу.

АУ. УА. АУА. УАУ. УАУА. АУАУ.

ПРИМЕЧАНИЕ: данное упражнение позволяет формиро- вать у детей слитность чтения, что особенно важно при пе- реходе к соединению согласных букв с гласными.

Упражнение №4

Содержание: определить позицию звука И (начало, конец) в каждом слове, показать соответствующую схему.

Игорь, игра, проходи, изюм, изгородь, имя, искры,

Девочки, коньки, отойди, инструмент, индюшка, индеец, Иван, маки, скамейки, хомяки, иголка, очки, уходи, ишак, иволга, круги.

     
 

Упражнение №5

Содержание: прочитать слитно, не прерывая голоса, со- четания из 2-х и 3-х знакомых букв.

ИА. ИУ. ИУА. ИАУ. АУИ. УАИ. АИУ. УИА.


Содержание: определить позицию звука К в каждом слове (начало, середина, конец), показать соответствующую схему. Наибольшую трудность представляют слова, содержащие 2 звука К. При анализе этих слов ребенку следует самостоятельно вписать дополнительную букву К в выбранную схему.

 

Канава, компот, мак, венок, каток, мука, рукав, буква, кони, колено, кубик, зонтик, блокнот, укроп, тыква, паук, утёнок, пенёк, маяк, холодильник, знакомый, сумка, кусок, кустик, кофейник, кактус, кукла, винтик, куры.

         
   

Упражнение № 7

Содержание: прочитать слитно сочетания букв.

АК. ИК. УК. АУК. УАК. ИАК. АИК. УИК. ИУК.

 

 

Упражнение №8

Содержание: определить позицию звука Т в словах (начало, середина, конец), показать соответствующую схему. При наличии 2-х звуков Т в слове, вписать ещё одну букву Т в выбранную схему.

 

Упражнение №10

Содержание: определить позицию звука П (начало, сере- дина, конец) в словах, указать на соответствующую схему, при необходимости дописать в схему 2-ю букву П.

Упражнение №11

Содержание: слитно прочитать сочетания букв, устно дополнить некоторые из них до целого слова.

Упражнение №13

Содержание: произнести слова, выделяя голосом гласные звуки, соотнести каждое слово с одной из схем, объяснить свой выбор. К каждой схеме самостоятельно подобрать по 2-3 слова.

 

Упражнение№ 14

Содержание: определить позицию звука Ы в словах (се- редина, конец), указать на соответствующую схему.

 

Упражнение №16

Содержание: определить количество слогов в названии каждого животного (птицы, насекомого, зверя), а затем показать, на каком кораблике (с учётом количества труб) ка- питану следует перевозить пассажиров с волшебного острова.

 

Упражнение №18

Содержание: определить количество слогов в каждом слове со звуком С и подобрать нужный домик (по числу окошек) всем

«жильцам».

Ступеньки, лес, свист, стук, стакан, автобус, овёс, нос, абрикос, песок, суп, сумка, сосна, плясун, косынка, фасоль, солянка, сосиски, троллейбус, усы, сок, сон, свет, снег, кекс, касса, гусак, самокат, колос.

Самостоятельно назвать по 5 «жильцов» (слов со звуком С)

для каждого домика.

 

С

С

С


Содержание: определить пропущенный согласный звук в начале каждого слова, показать соответствующую букву.

Примечание: помимо навыков звукового анализа, данное

упражнение позволяет детям быстрее запомнить согласные буквы

Ш Р М Н Л С

-апка, -акета, -ожницы, -амолёт, -асточка, -аска, -алат, -ужа.

-укавица, -учеёк, -оги, -агазин, -ампунь, -каф, -камейка, - ука, -апоги, -убашка, -амокат, -абота, -арик, -кола, - ампочка, -ужьё, -ожка, -окоть, -ышка, -алыш.

Упражнение № 20

Содержание, определить гласный звук в середине каждого слова и показать к нему соответствующую схему. Дописать в каждую схему знакомые буквы, чтобы получилось слово.

             
     

Сор, суп, сын, мак, пар, рак, рот, сам, сыр, хор, шум, шут, шар, кот, ток, мох, мал, лак, лук, лом, жар, жук, зал, бак, дом, дым.

Упражнение №21

Содержание: назвать все звуки по порядку в словах, показать к каждому слову соответствующую схему.

О А        А Ы             У  Ы           У  А

О    Ы

Упражнение № 23

Содержание: слитно, не прерывая голоса, прочитать об ратные слоги, длительно произнести оба звука (гласный

и согласный).

ОР. УР. ИР. АЛ. ОЛ. ИЛ. УЛ.

Упражнение № 24

Содержание: слитно прочитать прямые слоги с согласными звуками, которые можно произнести длительно. При трудностях слияния тянуть первый (согласный) звук, пока не будет прочитана вторая (гласная) буква.

 

Упражнение №26

Содержание: определить количество слогов в каждом слове, а также позицию звука М (начало, середина, конец), подобрать слова (по 2-3) к каждой схеме.

 

Упражнение №28

Содержание: по слогам прочитать слова, содержащие со- гласные звуки, которые можно произнести длительно. При раздельном (побуквенном) чтении тянуть согласный звук до тех пор, пока ребёнок зрительно не воспримет следующую букву и не произнесёт слог слитно. Объяснить значение каждого слова.

 

РАМА. ЛАРЛ. МАША. ШУРА. ЛУНА. МАМА. ШАРЫ. НОША. РАНА. РОМА. ЛУША. ЗАЛЫ. ВАЗЫ. РОЗА СОВЫ.


Содержание: определить количество слогов в каждом слове, а также позицию звука X (начало, середина, конец). Подобрать к каждой схеме по 2-3 слова.

 

Упражнение №30

Содержание: слитно прочитать слова, содержащие

согласные звуки, которые нельзя произнести длительно и поэтому более сложные для чтения. Объяснить значение каждого слова.

 

Упражнение №31

Содержание: слитно прочитать двусложные слова, с че- редованием согласных и гласных букв. Объяснить значение каждого прочитанного слова.

 

Упражнение №33

Содержание, слитно прочитать односложные слова, со- держащие 2 согласные буквы рядом (наиболее сложный для чтения тип слов). Объяснить значение каждого прочитанного слова.

 

БРАТ. БАНТ. МОСТ. КРОТ. ТРОН. КУСТ. КОРМ. КРАН. ПЛАН. СТУК. МРАК. ПАРК. ПОРТ. ТОРТ. СТОЛ. СТУЛ. ШТАМП. СТРАХ.


Содержание: из первых звуков в названиях каждых 4-х картинок составить слово. Под каждой картинкой написать букву, соответствующую первому звуку в названии, затем прочитать получившееся слово.

 

 


Содержание: из первых звуков в названиях каждых 4-х картинок составить слово. Под каждой картинкой написать букву, соответствующую первому звуку в названии, затем прочитать получившееся слово.

Маска  ослик  санки  туфли                 (мост)

Кошка улитка  стол  труба                     (куст)

Коляска розы  арбуз  ножницы              (кран)

Торт  облако  рак  туфли                      (торт) Труба аквариум  нож  колокольчик       (танк) Собака топор  утюг  лампа                                         (стул)

 

Упражнение №35

Содержание: прочитать слова, написанные одинаковым шрифтом.

 

Ш А Р М А К


Содержание: прочитать слова, расположив буквы по ве- личине (от самой высокой к самой низкой).

 

УКЫР         ОМТС

УАКМ  АЫМР

ТУКС         ТРБА

АРКУ     АЫШР

РТТО     РКНА


Содержание: прочитать слова, расположив буквы по ши- рине (от самой широкой к самой узкой)

УАБШ ЫЛПА ЫЗБУ АПЛИ


Содержание: подобрать к каждому слову соответствующую схему (чёрный квадрат — гласный звук, белый квадрат —

согласный). Объяснить свой выбор. Назвать количество гласных и согласных звуков в слове, число слогов, а также перечислить все звуки по порядку.

 

Упражнение №39

Содержание, назвать все звуки по порядку в словах, по- добрать к каждому слову соответствующую схему (белый квадрат — согласный звук, чёрный квадрат — гласный звук), объяснить свой выбор.

 

 

Воск, брат, шрам, холм, торт, порт, клык, спорт, штамп, штык, парк, крот, рост, гром, воск, куст, стол, план, мост, флот, корм, врач, двор, бант, прут, квас, волк.


Содержание: прочитать слова, «спрятанные» в одинаковых геометрических формах.

 

К         М    Р      Т       А

Ш     А     Ы    К      О

(кот, мак, шары)

 

Р       К             К        Б            О

Н     А       С        Ы             У

(рак, нос, рука)

 

Л       Н           А         С           К

О     Н      Ы               М      У

(сын, луна, ком)


Содержание: прочитать слова, «спрятанные» в одинаковых геометрических формах.

 

С      Л            Л       Б

У                Т           К

А                 У            Ы                 Р

(стул, рыба, лук)

 

З            П          А           С

Ы                     С          Р

О         У                       Р

(роза, сыр, суп)


Содержание: сначала прочитать слова, написанные в больших геометрических формах, затем — в маленьких.

 

 

C           А            Р

О

Н           Л

Н                К

(слон, кран)

Л
В
Н

Б

К
О
А

Т

(волк, бант)


Упражнение № 43

Содержание: составить из букв слово и отгадать— что спрятано в нарисованном предмете.

 

 


(КОЛЯСКА)


(карта)


Упражнение№44

Содержание: заменить одну букву в названии предмета и отгадать вновь получившееся слово.


Упражнение№45

Содержание: используя буквы-подсказки, определить -что следует вписать в каждую геометрическую форму. Написать буквы, прочитать получившиеся слова.

 

С
Р     А                                     О      К


Содержание: поменять буквы в словах так, как подсказывают цифры. Прочитать получившиеся слова.

4 3 1 2            3 2 1 4 5

КУСТ     ПАЛКА

3 2 1                3 2 4 5 1

КОТ        КУЛАК

3 4 5 1 2       4 2 3 1

ТКАНИ  ПАРК

3 4 5 1 2    3 2 1 4

МЫШКА ЛИСА

3 2 1                 3 2 5 1 4

НОС        БАНКА


Содержание: вспомнить — какие звуки издаёт каждое из животных, изображённых на картинках. Прослушать

стихотворение:

 

Каркал ворон: «Я — Макар, в этом мире всё на КАР. КАРнавал, КАРман, КАРтуз, КАРамель и КАРапуз». Ох, хвастун же ты, Макар! Ну а что ещё на КАР —?

Написать общее начало слов, объединённых одной картинкой. Прочитать получившиеся слова.


Содержание: вспомнить предлоги и отгадать ребусы. За- писать получившиеся слова.

 

 

 


Содержание: вписать любые буквы в свободные клеточки так, чтобы получились слова.

         
   

 

Упражнение №50

Содержание: вписать буквы в свободные клеточки кроссворда.

 

 

Р                                                              К

А                                                             У

М                                                             С

А                                                             Т

  М      
      Ы

 

 

Ш      
      К

 

 

  А      

 

Ш А П К А


К                                                       Т

О                                                       Р

Ш                                                                          А

К                                                       В

А                                                       Ы

Р                                                              Ш

Ы                                                            У

Б                                                              Р

А                                                             У

К                                                             П

К А Р М А Н


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Банка, булка, банты, вафли, горка, галка, гонка, Жучка, зайка, корка, каска, карта, кукла, кошка, лапша, мышка, мушка, марка, маска, майка, мойка, ночка, норка, парта, пышка, пушка, палка, полка, паста, кофта, кусты, ранка,

Блуза, грозы, врачи, враги, груша, знаки, знали, брала, Клава, крыса, крыша, круги, краны, пруды, труды, рвали, тросы, трусы, травы, трубы, тропы, стоны, слива, спица, стужа, стали, споры, Слава, скала, спина, шкафы, школа, штука, шкура, шпага, шпалы.


6 группа (односложные слова со стечением согласных звуков): СХЕМЫ

 

болт, брат, брал, бант, блок, волк, врун, воск, гром, грач, двор, драп, ждал, звал, знал, крот, корм, квас, куст, клок, лифт, лист, мост, мрак, план, край, клык, парк, порт, прут, писк, пуск, рост, рвал, сорт, стол, стул, стон, смотр, сноп,

ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИКТАНТОВ

Примечание: данный текстовой материал даётся в допол- нение к Приложениям №1 и №2, когда его написание усвоено ребёнком. Слова, предложения и рассказы пишутся в отдель- ной тетради печатными буквами под диктовку взрослого

(слова произносятся целиком, а не побуквенно). Если в предло- жении имеется предлог, его значение и раздельное написание оговариваются заранее.

Сумка с булками. Кошка Мурка ловит крысу. В окнах видны лампы. Саша заснул у палатки. Рома шагал в школу. Наташа жарит картошку. Кролики грызут капусту. Наташа кормит кролика. Шкаф с шубами закрыт. Лара нашла ландыш.


СТИХИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ                         ОБРАЗОВ БУКВ

Примечание: в стихах внешний вид буквы соотносится с предметом, имеющим сходную форму. Кроме того, для запо- минания в текст вводятся слова с аналогичным звуком, что дополнительно способствует закреплению зрительного образа букв, которые расположены в порядке их изучения на занятиях (авторские тексты совмещены со стихами С.Маршака, С.Михалкова, А.Шибаева и др.)

У. Чьи-то два Ушка видны У дорожки... Может быть, это Улиткины рожки?

А. Вот буквА вроде шАлАшА, не правда ль, буква хорошА.

И.     Я калИтку мастерИл, верх из трёх дощечек сбИл, сколько здесь дощечек? ТрИ! А какая буква? И!

Ж, К. Буква Ж и буква К — целый ЖуК и полЖуКа.

Т.   ВоТ Так Топорик у сТула сТоиТ, мастер теперь ТабуреТ смастериТ.

П. Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали, на хоккее и в футболе буква П — ворота в Поле.

О.  О — как Обруч, захочу — по дороге покачу.

Ы.   УвЫ, бедняжка буква Ы. И ходит с палочкой, увЫ.

С.   Сыра вкуСного куСок или тонкий пояСок.

3.    Спину выгнула Змея: «Вроде Завитушки Я!».

Ш. Три Шипа, а снизу палка, чьи-то Шины очень жалко!

Н. Вот Носилки Носят дети, Нам НужНы Носилки

эти!

М. Москвичам известно всем - где Метро, таМ буква М.


В данном пособии представлены занимательные упражнения, используемые на занятиях по обучению грамоте

Источник: Ткаченко Т.А. «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте» М. 1999г.

по совершенствованию навыков звукового анализа

и обучению грамоте


Содержание: произнести слова по одному, выделяя голосом звук У, затем определить — в конце или в начале слова

слышится этот звук. При затруднениях использовать зрительную опору в виде схем, которые позволяют детям

наглядно представить позицию звука в слове, а также быстрее запомнить изучаемую букву.

Примечание: 3 части прямоугольника обозначают начало, середину и конец слова, количество звуков в котором может быть любым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.124 с.)