Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ
При проведении коррекционно- развивающей работы следует учитывать требования. По возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся. Обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ. Дать возможность достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником. Создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха. Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Признанным подходом в обучении детей выступает системно-деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности. В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое актуализируется перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса. 2.3 Специально коррекционно- развивающие методики, применяемые в условиях инклюзивного образования Для более эффективной коррекционно-развивающейся работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала с детьми с ЗПР используются различные методы. 1. Словесные. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических. 2.Наглядные. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. Иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей. 3. Практические. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т.д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. При использовании в работе всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.
В дополнении к традиционным методам воздействия, необходимо использовать нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. К таким методам можно отнести: Манкотерапия – этот метод поможет снизить у детей импульсивность, тревожность, агрессивность и уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение, поможет развитию активности, любознательности в процессе познавательной деятельности. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д. Бусотерапия – способствует развитию мелкой моторике, формированию навыков пространственной ориентировки, знакомит с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина). Сказкотерапия – является игровой технологией интеллектуальнотворческого развития детей. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Игры песочной терапии (крупотерапия) – совершенствуют умения и навыки практического общения и способствуют более качественной коррекции речи, песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоционально-волевое состояние.[17] Арт-терапия – развитие, коррекция, воспитание и социализация ребёнка при помощи художественного творчества. Су-Джок – способствует повышению тонуса, работоспособности и оказывает общие профилактическое действие Играем с блоками Дьениша – с помощью игр с блоками Дьениша можно развивать у детей логическое и аналитическое мышление, творческие способности, а так же восприятие, память, внимание и воображение. Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром. Палочки Кюизенера – набор цветных палочек способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструктивных способностей. Таким образом, в коррекционно-развивающей работе педагогов с детьми с ЗПР практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала учреждения и родителей ребенка.
Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Авторами данной программы являются С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Программы предназначены для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах и классах. Цель программы: повысить уровень психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального) при организации его коррекционно- развивающего воспитания и подготовки к школе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. [12] Программы и методические рекомендации к ним строятся на основе преемственных связей между дошкольным и начальным школьным образованием: авторы дошкольных образовательных программ для детей с ЗПР одновременно являются и авторами программ для младших школьников с ЗПР. Это обстоятельство позволяет использовать программы ДОУ как пропедевтические по отношению к предметным программам начальной школы. В комплект входят программы: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Ознакомление с художественной литературой», «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте», «Развитие элементарных математических представлений» и примерное тематическое планирование занятий в соответствии с каждой их них. Программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» нацелена на уточнение, расширение и систематизацию знаний и представлений детей об окружающей действительности. При этом подчеркивает автор программы С.Г. Шевченко, такое обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Особой задачей программы выступает активизация словаря детей и формирование навыков связной речи.[15] Тематический принцип планирования и построения педагогической работы по данному разделу позволяет сделать предметом внимания ребенка различные стороны окружающей его действительности — мир природы и мир социальных отношений.
Педагогам рекомендуется при изучении каждой темы обеспечить взаимосвязь таких видов деятельности детей, как непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, предметно-практическая деятельность, дидактические игры. При этом первоначальные представления дети получают во время специально организованных прогулок и экскурсий, их актуализация и уточнение происходят на занятиях, а закрепление и расширение — в сюжетно-ролевых и иных играх, которые организуются воспитателями вне занятий. В задачи программы «Ознакомление с художественной литературой» (автор — И.Н. Волкова) входят формирование у детей интереса к книге; развитие умений воспринимать и понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать небольшие отрывки из сказки, рассказа и несложные произведения в целом; а также формирование этических и эстетических качеств. Программа имеет коррекционную направленность и построена таким образом, чтобы в процессе ознакомления с художественными произведениями осуществлялась необходимая коррекция недостатков в развитии базовых психических функций детей с ЗПР. В качестве педагогического средства усиления эмоциональной значимости художественных произведений предлагается использовать их инсценировку, сопровождение движениями и музыкой, предметно-практической деятельностью. Интегрированная программа «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте» (автор РД. Тригер) нацелена на уточнение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и формирование приемов умственной деятельности.[13] Программа «Развитие элементарных математических представлений» (автор Г.М. Капустина) предусматривает развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Параллельно решается важная задача развития познавательных интересов, мыслительных операций и речи. Коррекционная направленность программы обеспечивается включением в занятия предметно-практической деятельности детей.[14] Программа «Играя — развиваем» Программа предназначена для детей 5-7 лет с ЗПР. Авторами программы «Играя- развиваем» являются Т.Н. Бабич, С. М. Блинова, В.А. Кузнецова, Л. Э. Калмыкова, ЕЛ. Кириллова. Научный редактор Я. Ф. Павленко. Цель: формирование игровой деятельности детей с задержкой психического развития. Теоретическими основами программы выступают идеи об обратимости ЗПР при своевременной и адекватной коррекционно-развивающей работе, ведущей роли игровой деятельности в психическом развитии детей и специфических особенностях ее формирования у детей с ЗПР. Авторы предпринимают попытку раскрыть понятие «развивающая игра» и предлагают рассматривать ее как специфическую, полноценную и достаточно содержательную для детей деятельность, имеющую свои побудительные мотивы и способы действий. Развивающая игра включает игровой замысел, действия, материал и игровые правила.[22]
Структура: три направления работы, соответствующие трем видам игр: сюжетные социально-развивающие, сюжетные интеллектуально-развивающие, психокоррекционных. Сюжетные социально-развивающие игры, по мнению разработчиков программы, представляющим наибольшую ценность как в диагностическом, так и в коррекционном плане. В данном виде игр заложены большие возможности для коррекции трудностей в познавательной деятельности и эмоциально- волевой сфере детей, формирования произвольности поведения, развития саморегуляции как общей способности к учению, развития речи, воображения. Сюжетные интеллектуально-развивающие игры, постепенно усложняющихся по своему содержанию и тем умственным действиям, которые требуется выполнить ребенку для достижения игрового результата. В рамках этого раздела проведена систематизация игр, которые могут быть предложены педагогами детям в разных возрастных группах в течение всего учебного года. Психокоррекционные игры, способствующие развитию двигательной и эмоциональной сферы детей. Предлагаемая авторами структура игрового психокоррекционного занятия, а также проведенная группировка игр по блокам в соответствии с приоритетными коррекционными задачами позволяют использовать их для формирования способности детей к произвольной регуляции движений, эмоций и навыков контроля поведения; преодоления чувства неуверенности; коррекции детской агрессии и упрямства.
Выводы по 2 разделу В настоящее время коррекционно- развивающие программы набирают большую значимость. Многие психологи, дефектологи, учителя, воспитатели и другие специалисты стремятся сделать образование доступным всем. Каждый человек имеет право на образование. Если у ребенка диагностирована задержка психического развития, то это не значит, что ему и его родителям пора опустить руки и плыть по течению. Каждая преграда посильно было б желание стремиться и преодолевать сложности и себя. Создаются все больше и больше коррекционно- развивающие программы, которые охватывают все сферы деятельности. Давно известен тот факт, что необходимо как можно раньше выявлять и проводить коррекционно-развивающую работу любых отклонений в развитии детей. В связи с этим дети, у которых обнаруживаются симптомы задержки психического развития, направляются в коррекционные группы уже с четырёх лет. Но такие дети сильно отличаются между собой по степени выраженности задержки психического развития. Дети одного и того же возраста имеют различный запас знаний об окружающем мире, находятся на разной ступени речевого развития. Не все дети с ЗПР имеют тяжелый неврологический статус. При правильно организованной систематической работе дефицит в развитии компенсируется. Другими словами, ребенок с задержкой психического развития, получающий коррекционно-педагогическую помощь, может полностью догнать сверстников в своём развитии. Рассмотренные коррекционно- развивающие программы не могут подходить всем детям, поскольку каждый ребенок уникален. При выборе методов, приемов и формы проведения коррекционно-развивающей работы обязательно нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. При работе с ребенком с ЗПР обязательно нужно взаимодействовать с родителями, другими специалистами, а также проработать конкретный коррекционно-развивающий план работы с определенным ребенком.
ОПЫТНО-ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Констатирующий эксперимент Для прохождения практической экспериментальной части было выбрано Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 города Бор Нижегородской области, директором которой является Шевцов Михаил Владимирович. Для осуществления эксперимента был определен 1 «В» класс в количестве 24 человек, из них 2 человека с ОВЗ. Классным руководителем данного класса является Смирнова Ирина Валентиновна. Целью констатирующего эксперимента является выявление определенного направления инклюзивного образования. В ходе консультаций с классным руководителем и школьным логопедом было принято решение рассматривать задержку психического развития, как направление инклюзивного образования. Для получения необходимой информации производилось наблюдение за классом в учебное и внеурочное время, анализировались школьные принадлежности, взаимодействие детей друг с другом, изучение сопровождающей документации. Подобраны методики диагностики, которые позволят не только выявить задержку психического развития, но и особенности развития познавательной и эмоционально- волевой сфер. Диагностика состояла из блоков, в каждом определенные задания. Таблица 3- Диагностические блоки ЗПР
Диагностика проводилась в течение недели в виде игры. Каждый день учащиеся получали письма с заданиями, которые они выполняли на переменах и во время группы продленного дня. Для проверки некоторых заданий требовалось время, поэтому не отказывали в помощи учителя начальных классов, психолог и логопед. Результаты диагностики показали, что большинство учащихся класса продемонстрировали высокий результат. Результаты диагностики представлены в таблице 4. Таблица 4- Результаты диагностики
Анализ исследования показал, что 13 учеников получили высокий результат, 9- средний, а 2 ученика – низкий. Полученные результаты представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Результаты диагностики на выявление ЗПР у младших школьников.
Формирующий эксперимент
В ходе диагностики выявлена задержка психического развития у 2 учеников. Данные ученики являются детьми ОВЗ. Несмотря на индивидуальные особенности каждого, они продемонстрировали примерно одинаковый результат. Перед нами стоит цель разработка и апробация коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младших школьников. Составляем коррекционно-развивающую план работы с детьми с ЗПР, учитывая особенности ЗПР, основные принципы, индивидуальные и возрастные особенности учащихся. При составлении коррекционно- развивающего плана работы используется методы, приемы, коррекционно-развивающие программы. Перед разработкой плана консультируемся с классным руководителем, психологом и логопедом. При планировании коррекционно-развивающего плана работы следует учесть познавательную и эмоционально-волевую сферы. Занятие проводятся в течение 2 недель. Помимо плана проводится школьные, классные мероприятия. Особое внимание уделяется, как ребенок взаимодействует с одноклассниками во время парных и групповых работ на уроке, как учащиеся общаются на переменах. Рассмотрим коррекционно- развивающий план работы. Таблица 5- Коррекционно- развивающий план работы с детьми с ЗПР
Чтобы преступить к проведению занятий по коррекционно-развивающему плану, необходимо было провести консультацию с родителями. На консультации присутствовали родители учащихся с ЗПР с классным руководителем. В ходе обсуждения родители решили принять предложения и поучаствовать в эксперименте. Родители получили рекомендации, как взаимодействовать с детьми с ЗПР (Приложение Г). Контрольный эксперимент Цель контрольного эксперимента – доказать эффективность проделанной работы, обобщить результаты, сделать выводы. Для того, чтобы понять как повлияла коррекционно-развивающая работа с учащимися младшего школьного возраста с ЗПР, был проведен диагностический срез по той же методике, что и на констатирующем этапе эксперимента, но участвовали только учащиеся с ЗПР. Таблица 6 - Результаты диагностического среза
Коррекционно-развивающая работа дала свои результаты, как можно заменить, что значительно увеличились результаты учащихся с ЗПР. Первый учащийся с ЗПР достиг среднего уровня. Это доказывает, что целенаправленная коррекционно-развивающая работа приводит к положительным результатам. Можно отметить, что ребенок делал задания не только правильно и намного быстрее. Сравнительные результаты первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.) констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 2: Рисунок 2- Сравнительные результаты первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.) констатирующего и контрольного этапа Второй учащийся продемонстрировал достаточно прогрессивный результат, в отличие от прошлого, но остался на низком уровне, поскольку средний уровень начинается с 10-22 баллов. Но можно заметить сдвиг и ребенок делал задания намного быстрее, чем в первый раз. Сравнительные результаты второго учащегося с ЗПР (Леонид К.) констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 3: Рисунок 3- Сравнительные результаты второго учащегося с ЗПР (Леонид К.) констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 3: Таким образом, можно сделать вывод, что каждому учащемуся с ЗПР необходимо разрабатывать и проводить коррекционно-развивающую работу индивидуально. Разработанный коррекционно-развивающий план более эффективно повлиял на обучение и развитие первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.). Поскольку ребенок быстро адаптировался к новым условиям и занимался с удовольствием. По мнению классного руководителя, ему не хватает внимания со стороны родителей. Коррекционно-развивающая работа смогла не только обучать и развивать младшего школьника, но и помогло наладить отношение с родителями. Диагностика продемонстрировала, что у каждого учащиеся с ЗПР были блоки заданий, с которыми они не смогли справиться. Первый учащийся (Всеволод А.) набрал всего 3 балла из 25 баллов возможных. По данным диагностики у него были сложности с заданиями, которые опирались на особенности памяти, внимания, работоспособности, невербального и вербально-логического мышления. Мальчик больше проявил себя в 4 блоке, который предполагал понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций. В процессе коррекционно-развивающей работы показатели увеличились до среднего уровня. За повторный срез после проведенной двухнедельной работы Всеволод А. набрал из 25 баллов 16 баллов. Учащийся набрал максимальный балл по 4 блоку, который отвечал за речь. Прогресс показал еще блок 1 и блок 5, которые отвечали за особенность памяти и практическую деятельность. Как можно заметить, что прогресс есть, довольно обширный, но идеальный. Поскольку для лучшего прогресса необходимо длительная коррекционно-развивающая работа. Если рассматривать, как повлияла коррекционно-развивающая работа на второго учащегося (Леонид К.), то можно отметить, что он немного отстает от первого учащегося (Всеволода А.). В диагностике набрал 4 балла из 25 баллов. Были задания, которые он не смог сделать. Данные задания опирались на особенности внимания и работоспособности, невербального и вербально-логического мышления. Самый высокий результат был набран по 5 блоку практическому, учащийся из 5 баллов набрал 2 балла. После проведения коррекционно- развивающий работы ученик повысил свой результат, набрав по всем блокам баллы, но, к сожалению, он остался на низком уровне, поскольку с 10 баллов начинается средний уровень, а у него лишь 9 баллов. Но можно заметить прогресс, хотя если сравнивать с первый учеником, он менее заметный. Есть предположение, что план нуждается в корректировке к данному ученику, ребенок был менее активен и достаточно долго находились точки соприкосновения с родителями и учеником, что могло затормозить процесс. Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР была эффективна для процесса обучения и развития младших школьников.
Выводы по 3 разделу Нами была проведена работа на базе средней школы №1. В нашем исследовании эффективность применения коррекционно-развивающих программ в условиях инклюзивного образования участвовали обучающиеся первого класса, в количестве 24 человек, из них 2 ученика ОВЗ. Диагностика на выявление ЗПР проводилась в течение недели в виде игры, каждый день был новый блок, который в свою очередь диагностировал особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер у младших школьников. В результате диагностики выявлены 2 ученика с ЗПР, для их развития и обучения была разработана коррекционно-развивающая работа на срок 2 недели. Администрация школы позволила проводить занятия во внеурочное время, предоставив кабинет. Классный руководитель в свою очередь консультировала и позволяла давать учащимся с ЗПР другие задания для них во время мероприятий. Это позволила больше уделить времени на коррекционно-развивающую работу. Проводимые занятие для учащихся с ЗПР включали в себя мероприятия, игры, консультации, беседы, интерактивные путешествия, логопедические упражнения и т.д. Каждое проводимое занятие опиралась на блоки диагностики, методы и приемы с детьми ЗПР, рассмотренные программы, которые были основой плана коррекционно-развивающей работы. Каждое новое занятие начиналось с того, что ученик делился, как себя он себя чувствует, какие эмоции испытывает, что его злит или чем он недоволен. На первых занятиях находился подход к каждому ученику ЗПР, а именно увлечения, интересы, что хочет и что любит. На последующих занятиях ребенок учиться выражать свои эмоции при помощи игры. В этот период затрагивается взаимодействия ученика с его родителями, производятся консультации с учащимся вместе с родителями, отдельная консультация с родителями и классным руководителем. Развитие памяти, внимания, мышления происходит со всем классом, но и индивидуально. Основа взята из программ, но подобраны такие игры и задания, которые интересны учащимся. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в любой игре, было желание сделать задание и достигнуть желаемого. На занятиях коррекции и развитие речи помогал школьный логопед, а также проводились мероприятия с классом, которые касались толерантности, вежливости, доброжелательности при общении с взрослыми, с одноклассниками. Отношение к окружающему миру неотъемлемая часть жизнь, поэтому проводились занятия с классом, индивидуальные, на которых дети раскрывали себя и как они относятся к окружающему миру. После это проводились игры, мероприятия, акции и т.д. После эксперимента проводился диагностический срез с учащимися с ЗПР. Диагностика показала, что результаты значительно повысились, первый ученик (Всеволод А.) набрал 16 баллов из 25 баллов и смог перейти на средний уровень. Второй ученик (Леонид К.) из ранее 4 набрал 9 баллов из 25 возможных баллов. Заметим, что результаты видны, но у одного они более явные, поскольку ребенок быстро адаптировался, другому понадобилось больше времени. Поскольку коррекционно-развивающая работа была запланирована лишь на 2 недели, то можно сказать, что она была эффективна за столь короткий срок. Чтобы достичь большего результата, необходимо разработать длительный план коррекционно-развивающей работы, чтобы увидеть больший прогресс. Коррекционно-развивающая работа будет эффективна тогда, когда она будет своевременно проведена, в ней будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Проведение коррекционно-развивающих работ с детьми младшего школьного возраста с ЗПР, благоприятно повлияло на динамику развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью данного исследования являлось разработка и апробация индивидуального коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младшего школьника в условиях инклюзивного образования. В ходе исследование была изучена теоретическая основа изучения проблемы инклюзивного образования, которая в свою очередь в настоящее время развивается и совершенствуется. Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось в России только в 90-е годы прошлого века. Особое место в инклюзивном образовании занимает задержка психического развития, поскольку замечается тенденция неуспеваемости как результат развития учащегося. В период изучения ЗПР у младших школьников, проводилась диагностика с учетом особенностей данного направления. Диагностика разработана в виде блоков, которые охватывали познавательную и эмоционально-волевую сферы. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Поэтому диагностика касалась всех этих составляющих. Перед диагностикой проводилось родительское собрание, чтобы объяснить родителям мотив действий, значимость каждого ребенка, значение «инклюзивное образование», «задержка психического развития». С детьми у которых дети с ЗПР проводились консультации, участвовали в коррекционно-развивающей работе. После выявление ЗПР была разработана коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками. При составлении плана работы учитывали методы, приемы и рассматривались на примере программ с детьми ЗПР, консультации с логопедом, психологом, классным руководителем. Занятие проводились четко по коррекционно-развивающему плану работы, индивидуально и совместно с классом. Классный руководитель, родители помогали в проведении работы с детьми с ЗПР. Коррекционно- развивающая работа с учениками с ЗПР привела к положительным результатом. Но прогресс есть, но он требует больше времени, поскольку 2 недели это слишком мало. Лучше проводить коррекционно-развивающую работу на более длительный срок. Важно, чтобы ребенок шел на контакт, для этого нужно расположить ребенка к себе, узнать его интересы, что он любит, а что нет, данная информация поможет скорректировать работу и сделать ее более продуктивной. Можно сделать вывод, что применение коррекционно-развивающих программ эффективно скажется на развитии младших школьников в условиях инклюзивного образования.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.056 с.) |