Понятие и принципы коррекционно- развивающей  работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и принципы коррекционно- развивающей  работы



Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребёнка на основе развития его потенциальных возможностей.

Цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих их развитию. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, являясь практической областью, должна опираться на глубокое понимание предмета, а также иметь под собой методологические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы.

Принципами планирования и методами реализации коррекционно-развивающей направленности являются следующие:

Принцип мотивации – предполагающий наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем. Иначе говоря, задача занятия должна быть предъявлена воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели ее решить.

Принцип продуктивной обработки информации – это создание воспитателем таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только сопровождаются продуманной системой коррекционно-развивающих мероприятий.

Принцип развивающего характера. Коррекционная работа должна носить опережающий, предвосхищающий характер, быть ориентированной на зону ближайшего развития ребёнка. Вовремя принятые меры позволяют избежать различного рода ограничений в развитии, а тем самым и необходимости развертывания в дальнейшем системы специальных коррекционно-развивающих мероприятий.

Принцип нормализации – учёт общих тенденций развития здорового ребёнка и ребёнка с ОВЗ. Особый ребёнок должен последовательно пройти все стадии онтогенеза, что и нормально развивающийся.

Принцип развития и коррекции высших психических функций – это следующая закономерность, которую необходимо учитывать, планируя работу воспитателя. Речь идет об обязательном включении в занятие специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции.

Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей согласует требования соответствия психического и личностного развития индивида возрастной норме и признания факта уникальности и неповторимости конкретной личности.

Принцип индивидуального и дифференцированного подходов. КРР предполагает как индивидуализацию содержания, темпа и сроков обучения, воспитания и развития, так и выявление типических особенностей, присущих группе детей.

Принцип целостности. КРР рассматривается как психолого-педагогическое взаимодействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого нарушения, а подразумевает развитие личности в целом, нормализацию деятельности ребёнка в различных социальных сферах.

Деятельностный принцип КРР. Данный принцип определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности, в ходе которой создается основа для позитивных сдвигов в развитии личности. В основу принципа положено теоретическое положение о приоритетной роли деятельности в развитии психики ребенка. [16]

Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Успех КРР обеспечивается единством требований к ребёнка с ЗПР со стороны как специалистов, так и родителей.

Принцип единства диагностики и коррекции. Данный принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.004 с.)