Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Достоинства и недостатки инклюзииСтр 1 из 5Следующая ⇒
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Выполнила Студент____________Е.Л. Иванова Группа 446 А курс 4 Руководитель_________С.А. Козлова Рецензент____________Ф.В. Повшедная
Нижний Новгород 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 6 1.1 История возникновения и концепция развития инклюзивного образования 6 1.2 Основные направления и принципы инклюзивного образования. 11 1.3 Достоинства и недостатки инклюзии. 14 1.4 Задержка психического развития у младших школьников. Особенности развития и обучения. 15 Выводы по 1 разделу. 21 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ.. 24 2.1 Понятие и принципы коррекционно- развивающей работы.. 24 2.2 Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. 26 2.3 Специально коррекционно- развивающие методики, применяемые в условиях инклюзивного образования. 28 Выводы по 2 разделу. 34 3 ОПЫТНО-ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 36 3.1 Констатирующий эксперимент. 36 3.3 Контрольный эксперимент. 40 Выводы по 3 разделу. 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 49 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 51
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти. В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Среди решаемых в настоящее время проблем социально-экономического оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику инклюзивного образования. Поэтому коррекционная работа приобрела особую необходимость.
Существует множество коррекционно- развивающих программ в условиях инклюзивного образование, но отсутствуют единая программа, поскольку каждый человек индивидуален. Каждому ученику стоит подбирать и корректировать коррекционно-развивающую программу, чтобы добиться положительного результата. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось в России только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. Р. Жаворонков, В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Объект исследования: процесс инклюзивного образования Предмет исследования: корреционно- развивающие программы и их эффективность. Гипотеза: использование правильно подобранных коррекционно-развивающих программ эффективно скажется на процесс развития ребенка ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Цель: разработка и апробация индивидуального коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младшего школьника в условиях инклюзивного образования. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогической и методической работы на тему коррекционно-развивающие программы в условиях инклюзивного образования. 2. Выявить психологические особенности детей с задержкой психического развития. 3. Изучить принципы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками. 4. Исследовать особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сфер у детей с задержкой психического развития 5. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению коррекционно-развивающих программ для младших школьников с задержкой психического развития.
6. Проанализировать результаты экспериментальной работы и сделать выводы по гипотезе исследования В ходе исследования были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы исследования: анализ психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования. Эмпирические методы исследования: эксперимент, наблюдение, диагностика. Понятийно категориальный аппарат: Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. Коррекционно-развивающая программа – это индивидуально разрабатываемый для каждого ребенка комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию его способностей к выполнению того или иного вида деятельности. Для прохождения практической экспериментальной части было выбрано Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 города Бор Нижегородской области. Для осуществления эксперимента был определен 1 класс в количестве 24 человек. Дети ОВЗ – 2 человека (ЗПР). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 История возникновения и концепция развития инклюзивного образования XXI век – это время не только новых компьютерных и информационных технологий, экономического и демографического роста, но и время новых образовательных технологий, социального, политического, нравственного развития общества. В этот период происходит культ самореализации личности, который ведет к развитию. Развитие предполагает образование, стоит упомянуть понятие «инклюзивное образование». В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2п.27 закреплено понятие «инклюзивного образования»[4], которое заключается в «обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Инклюзивное образование – это такая образовательная система, где дети с особыми возможностями здоровья и дети, не имеющие каких- либо физических, психических, языковых и других особенностей, обучаются в одном классе общеобразовательной школы, или в одной группе общеобразовательного учреждения, где для каждого ребенка, каждой личности созданы наиболее оптимальные условия обучения и воспитания. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
В России инклюзивное образование - явление достаточно недавнее, и процесс его развития не закончен, а, наоборот, находится на начальных этапах формирования, внедрения и распространения. История возникновения инклюзивного образования уходит корнями в XVII век, когда в математике вводится термин «интеграл». В толковом словаре иностранных слов «интеграция» - объединение в целое каких-нибудь частей, элементов[21]. Изначально данный термин употребляли в США для обозначения расовых, этнических меньшинств, позднее он стал применяться к детям эмигрантов, и лишь в 60-х годы ХХ в. термин вошел в речевой оборот на Европейском континенте и стал применяться в контексте проблем лиц с ограниченными возможностями. В России в этот период наблюдалось некоторое отставание. Когда весь мир говорил об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашей стране практиковалось изолированное обучение, то есть к лицам с особыми образовательными потребностями применялась медицинская модель обучения, которая вела к их полной изоляции. Термин «инклюзия» получает распространение в нашей стране только в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран [3]. Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России можно считать разработку и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов: Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц; Всемирная программа действий в отношении инвалидов; Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. Правовое развитие и правовая зрелость зарубежных стран не могли не оказать своего влияния на развитие образовательной и социальной политики нашей страны. Но появление такой законодательной базы невозможно без внутренних изменений общества и государства, осознания необходимости изменения отношения к инвалидам и людям с особыми образовательными потребностями, признания их права на полноценную жизнь. Все это составляет гуманистическую предпосылку становления инклюзивного образования в России и в мире.
В России в XXI веке помимо демографического роста наблюдается и увеличение числа детей, рождающихся с отклонениями в развитии. Обучение и воспитание таких детей осуществлялось в специальных (коррекционных) детских садах и школах, в большинстве коррекционных учреждений оно осуществляется и до сих пор. Таким образом, инклюзивное образование получает все большую поддержку в нашей стране и становится приоритетным направлением образовательной политики каждого субъекта Российской Федерации, потому что современное общество нуждается сейчас именно в такой системе обучения, основанной на уважении, толерантности, гуманизме. Становление новой системы образования в России – процесс трудоемкий и длительный, требующий от всех участников большого терпения, умственных и душевных затрат, направленных на достижением наивысшего результата всей инклюзивной образовательной системы – формирования личности, «умеющей адаптироваться к многообразию мира, взаимодействовать с другими, толерантной и коммуникабельной, самостоятельно мыслящей и способной к сопереживанию». Основные понятия концепции Адаптация социальная - активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям. Дети с особыми образовательными потребностями — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты. Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – граждане, имеющие особенности в физическом и (или) психическом развитии, вследствие которых возникает потребность в специальных условиях получения образования (особые образовательные потребности). Особые образовательные потребности (ОВЗ) – установленная компетентной группой специалистов (комиссией) потребность гражданина в создании для него определенных специальных условий получения образования. Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами, так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.[1]
Психолого-медико-педагогическая комиссия – комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) - оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Реабилитация – применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера, с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи. Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.[10] Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, со сложными нарушениями.
1.2 Основные направления и принципы инклюзивного образования Педагогическая деятельность педагога инклюзивного образования всегда опирается на основные принципы, которые укоренились благодаря развитию направления.[6] Принципы инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах: 1. Индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося - ребенка с ОВЗ; 2. Социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его; 3. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации; 4. Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения; 5. Индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ; 6. Портфолио учащегося - ребенка с ОВЗ; 7. Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации; повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования; 8. Рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами; 9. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения; 10. Адаптивная образовательная среда; 11. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; 12. Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса. Таким образом, школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. [5] Направлениями работы по организации инклюзивного образовательного процесса являются: Научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов, участвующих в реализации инклюзивного образовательного процесса; Психологическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса; Проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы; Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду; Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды путем создания гибких образовательных стандартов для детей с разным уровнем стартовых возможностей; Межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; Развитие социального партнерства с отечественными и зарубежными организациями с целью изучения опыта и практики перехода на инклюзивную форму обучения; Информированность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов о возможности оказания услуг в сфере получения высшего образования; Привлечение общественных организаций к процессу экспертной оценки условий, необходимых для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с целью дальнейшей разработки и реализации образовательных проектов; Основные категории нарушений развития у детей: 1. С нарушением интеллектуального развития (умственной отсталостью, с задержкой психического развития); 2. С нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 3. С нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 4. С тяжелыми нарушениями речевого развития; 5. С нарушением опорно- двигательного аппарата; 6. С комплексными нарушениями психофизического развития.[7]
Выводы по 1 разделу Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей. В основе инклюзивного образования заложена позиция, согласно которой не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа. До этого было интегрированное образование, которое закреплено в Стандартных правилах, и процесс обучения детей-инвалидов в обычных школах назывался «интегрированным образованием». Но сообществу инвалидов, родителей детей-инвалидов не очень-то нравилось интегрированное образование. Потому что оно, скорее, подразумевало: есть человек больной, он другой, не такой, как все, и есть общество, нормальное, и этого больного человека нужно как-то интегрировать в это нормальное общество. Тогда как инклюзивное образование говорит о том, что мы все здесь разные, и каждый по-своему особенный, но все мы принадлежим к этому конкретному сообществу. И все дети - одаренные, плохо владеющие русским языком или инвалиды, -которые живут на определенной территории, имеют право идти в ту или иную школу. Все они - Дети. Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики. Любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных психодиагностических методов, но и от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Диагностика будет эффективной если правильно выбрать методики, учитывая особенности ребенка, анализировать полученную информацию. Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе материала. У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную коррекционно-педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников. Коррекционно- развивающие программы должны совершенствовать и развиваться, поскольку инклюзивное образование также развивается и процветает в настоящий момент. Учителю, воспитателю или другому специалисту нужно делиться опытом, эффективными методиками и приемами, чтобы дополнять и расширять простор коррекционно- развивающих программ.
Выводы по 2 разделу В настоящее время коррекционно- развивающие программы набирают большую значимость. Многие психологи, дефектологи, учителя, воспитатели и другие специалисты стремятся сделать образование доступным всем. Каждый человек имеет право на образование. Если у ребенка диагностирована задержка психического развития, то это не значит, что ему и его родителям пора опустить руки и плыть по течению. Каждая преграда посильно было б желание стремиться и преодолевать сложности и себя. Создаются все больше и больше коррекционно- развивающие программы, которые охватывают все сферы деятельности. Давно известен тот факт, что необходимо как можно раньше выявлять и проводить коррекционно-развивающую работу любых отклонений в развитии детей. В связи с этим дети, у которых обнаруживаются симптомы задержки психического развития, направляются в коррекционные группы уже с четырёх лет. Но такие дети сильно отличаются между собой по степени выраженности задержки психического развития. Дети одного и того же возраста имеют различный запас знаний об окружающем мире, находятся на разной ступени речевого развития. Не все дети с ЗПР имеют тяжелый неврологический статус. При правильно организованной систематической работе дефицит в развитии компенсируется. Другими словами, ребенок с задержкой психического развития, получающий коррекционно-педагогическую помощь, может полностью догнать сверстников в своём развитии. Рассмотренные коррекционно- развивающие программы не могут подходить всем детям, поскольку каждый ребенок уникален. При выборе методов, приемов и формы проведения коррекционно-развивающей работы обязательно нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. При работе с ребенком с ЗПР обязательно нужно взаимодействовать с родителями, другими специалистами, а также проработать конкретный коррекционно-развивающий план работы с определенным ребенком.
ОПЫТНО-ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Констатирующий эксперимент Для прохождения практической экспериментальной части было выбрано Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 города Бор Нижегородской области, директором которой является Шевцов Михаил Владимирович. Для осуществления эксперимента был определен 1 «В» класс в количестве 24 человек, из них 2 человека с ОВЗ. Классным руководителем данного класса является Смирнова Ирина Валентиновна. Целью констатирующего эксперимента является выявление определенного направления инклюзивного образования. В ходе консультаций с классным руководителем и школьным логопедом было принято решение рассматривать задержку психического развития, как направление инклюзивного образования. Для получения необходимой информации производилось наблюдение за классом в учебное и внеурочное время, анализировались школьные принадлежности, взаимодействие детей друг с другом, изучение сопровождающей документации. Подобраны методики диагностики, которые позволят не только выявить задержку психического развития, но и особенности развития познавательной и эмоционально- волевой сфер. Диагностика состояла из блоков, в каждом определенные задания. Таблица 3- Диагностические блоки ЗПР
Диагностика проводилась в течение недели в виде игры. Каждый день учащиеся получали письма с заданиями, которые они выполняли на переменах и во время группы продленного дня. Для проверки некоторых заданий требовалось время, поэтому не отказывали в помощи учителя начальных классов, психолог и логопед. Результаты диагностики показали, что большинство учащихся класса продемонстрировали высокий результат. Результаты диагностики представлены в таблице 4. Таблица 4- Результаты диагностики
Анализ исследования показал, что 13 учеников получили высокий результат, 9- средний, а 2 ученика – низкий. Полученные результаты представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Результаты диагностики на выявление ЗПР у младших школьников.
Формирующий эксперимент
В ходе диагностики выявлена задержка психического развития у 2 учеников. Данные ученики являются детьми ОВЗ. Несмотря на индивидуальные особенности каждого, они продемонстрировали примерно одинаковый результат. Перед нами стоит цель разработка и апробация коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младших школьников. Составляем коррекционно-развивающую план работы с детьми с ЗПР, учитывая особенности ЗПР, основные принципы, индивидуальные и возрастные особенности учащихся. При составлении коррекционно- развивающего плана работы используется методы, приемы, коррекционно-развивающие программы. Перед разработкой плана консультируемся с классным руководителем, психологом и логопедом. При планировании коррекционно-развивающего плана работы следует учесть познавательную и эмоционально-волевую сферы. Занятие проводятся в течение 2 недель. Помимо плана проводится школьные, классные мероприятия. Особое внимание уделяется, как ребенок взаимодействует с одноклассниками во время парных и групповых работ на уроке, как учащиеся общаются на переменах. Рассмотрим коррекционно- развивающий план работы. Таблица 5- Коррекционно- развивающий план работы с детьми с ЗПР
Чтобы преступить к проведению занятий по коррекционно-развивающему плану, необходимо было провести консультацию с родителями. На консультации присутствовали родители учащихся с ЗПР с классным руководителем. В ходе обсуждения родители решили принять предложения и поучаствовать в эксперименте. Родители получили рекомендации, как взаимодействовать с детьми с ЗПР (Приложение Г). Контрольный эксперимент Цель контрольного эксперимента – доказать эффективность проделанной работы, обобщить результаты, сделать выводы. Для того, чтобы понять как повлияла коррекционно-развивающая работа с учащимися младшего школьного возраста с ЗПР, был проведен диагностический срез по той же методике, что и на констатирующем этапе эксперимента, но участвовали только учащиеся с ЗПР. Таблица 6 - Результаты диагностического среза
Коррекционно-развивающая работа дала свои результаты, как можно заменить, что значительно увеличились результаты учащихся с ЗПР. Первый учащийся с ЗПР достиг среднего уровня. Это доказывает, что целенаправленная коррекционно-развивающая работа приводит к положительным результатам. Можно отметить, что ребенок делал задания не только правильно и намного быстрее. Сравнительные результаты первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.) констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 2: Рисунок 2- Сравнительные результаты первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.) констатирующего и контрольного этапа Второй учащийся продемонстрировал достаточно прогрессивный результат, в отличие от прошлого, но остался на низком уровне, поскольку средний уровень начинается с 10-22 баллов. Но можно заметить сдвиг и ребенок делал задания намного быстрее, чем в первый раз. Сравнительные результаты второго учащегося с ЗПР (Леонид К.) констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 3:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.07 с.) |