Три инстанции психического аппарата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три инстанции психического аппарата



Бессознательное

Возникновение Сверх-Я

Детская сексуальность

По поводу третьей инстанции.

Работая со своими пациентами, Фрейд приходит к гипотезе о существовании детской сексуальности.

Согласно интерпретации Фрейда, первым предметом нежной привязанности ребенка является мать. Она кормит и дает защиту. В возрасте от 2 до 6 лет происходит изначальное формирование психики человека, он уже рассматривает мать и отца как иных по отношению к себе существ[7]. Первоначально, он привязан к обоим.

Но потом, по мере взросления, происходит разделение 1) объекта, с которым он себя идентифицирует [которому стремится подражать] и 2) объекта сексуальной привязанности. Фрейд подробно рассматривает случай мальчика[8]. Мальчик, как правило, [или по большей части] идентифицирует себя с отцом, а к матери испытывает нежные чувства.

Отношение мальчика к отцу становится двойственным: он его любит и хочет быть таким, как отец, и в то же время он испытывает желание устранить его, чтобы безраздельно обладать матерью.

Разумеется, все это будет сопровождаться чувством вины. Эту ситуацию [точнее, ее последствия] Фрейд назвал «Эдиповым комплексом».

Девочка, пишет Фрейд, по всей видимости тоже изначально стремится подражать отцу, но потом в силу внешних обстоятельств отказывается от этой позиции и выбирает “пассивную” (женскую) роль.

Так формируется психологический пол человека. Фрейд полагает, что он формируется в результате индивидуального развития [индивидуальной истории]. Фрейд подчеркивает, что он всегда двойственен, неоднозначен [например, у мальчика может параллельно сформироваться также привязанность к отцу и враждебность к матери]. Роль “отца” и “матери” могут играть какие-то другие близкие ребенку люди...

 

Человек, в отличие от прочих животных, взрослеет медленно, период детской беспомощности у него длителен [намного длиннее, чем у любого другого зверя]. Может быть, этому мы обязаны особенностями своей психики? – делает предположение Фрейд [9].

Маленький человек мечтает жениться на матери или выйти замуж за своего отца. Позднее все эти желания умирают в силу их несостоятельности...

Наступает следующая фаза – «латентный период». Все уходит, как будто бы ничего и не было. Эдипов комплекс вытесняется [забывается].

Вместо него появляется Сверх-Я.

Происходит отказ от одного из родителей, как от сексуального объекта, но индивид старается компенсировать эту потерю, усиливая самоидентификацию с другим [10] [«пусть я не могу обладать моей матерью, но я буду как мой отец»].

Латентный период длится примерно с шести лет до начала подросткового возраста. Вслед за этим - по версии Фрейда - происходит уже вторичное формирование сексуальности и поиск взрослого партнера.

 

Итак, на месте Эдипова комплекса появляется Сверх-Я, которое таким образом можно определить как совокупность предписаний и норм. Эта инстанция психического аппарата содержит указания, каким человек должен быть, стандарты поведения.

Со Сверх-Я и с историей его формирования Фрейд склонен связывать возникновение морали [человеческая мораль, по Фрейду, появляется на месте вытесненного Эдипова комплекса].

Сверх-Я содержит не только положительные предписания [«будь таким-то и таким-то, как твой отец»], но и запреты. А также Сверх-Я содержит некую деструктивную компоненту[11]. Что не удивительно: ведь сила его “замешана” на подавленном [вытесненном] чувстве вины. Сверх-Я мстит человеку, наказывает его, провоцирует негативные, “роковые” события в его судьбе. “Ты никогда не будешь, как твой отец», «у тебя ничего не получится», ты всегда будешь маленьким и слабым» - эти голоса исходят также от Сверх-Я[12].

Ребенок (по версии Фрейда) в раннем возрасте испытывал враждебность по отношению к одному из родителей (или к обоим). И он переживает вину за намерения так, как если бы он их осуществил. В то же время он еще слишком мал, чтобы четко осознавать и намерения, и свое отношение к ним. Он вытесняет весь этот клубок, не распутав. Это и есть «первичная травма» [затем на нее могут накладываться какие-то другие, более поздние травмирующие переживания].

Эта первичная травма сказывается в человеке каким-то неопределенным чувством вины, когда испытывающий ее не может сказать, в чем собственно она заключается. Эта вина – раньше какой-либо конкретной вины, она имеет форму некоего неопределенного, изначального переживания греховности. Иногда мы называем это «голосом совести». В этом чувстве Фрейд видит исток происхождения религии[13]: мы все виноваты перед отцом, которого некогда [мысленно?] убили.

У девочек, как отмечает Фрейд, [наряду с матерью] также сильна самоидентификация с отцом. Таким образом, это убийство Отца оказывается всеобщим мифическим событием, лежащим в основании человеческого общества и человеческой культуры.

Итак, согласно Фрейду, личность человека, как мы его знаем [взрослого] формируется в результате вытеснения:

Какая-то часть влечений, неприемлемая для Я, становится бессознательной. Появляется Оно. Оно не допущено в сознание, но где-то в недрах психического аппарата Оно продолжает действовать, влиять, иметь значение, глухо стучать, не имея голоса.

Как уже упоминалось, ту часть Я, которая производит вытеснение, следует тоже считать бессознательной. Воздействие Сверх-Я на Я проходит тоже не целиком на уровне сознания. То, как Сверх-Я воздействует на сознание весьма похоже на механизм действия Оно.

В результате вытеснения формируются три инстанции психического аппарата [«Я», «Оно» и «Сверх-Я»]. Человеческая личность не представляет собой простого целого, и то, что желательно для одной инстанции, может быть нежелательно для другой.

Невротик, согласно Фрейду, отличается от здорового человека тем, что у него вытеснение прошло не вполне успешно, вытесненное все же сохранило некую возможность голоса. Оно дает о себе знать, а именно: в форме симптома.

Сновидение, с точки зрения Фрейда, – это тоже некое подобие невроза [нечто аналогичное, хотя и не переживается так болезненно].

 

_________________________

[7] В еще более ранний период психической жизни ребенок ощущает мать, скорее, как продолжение своего тела.

 

[8] «Упрощенный случай принимает для ребенка мужского пола следующий вид: уже в совсем ранние годы он развивает в отношении матери загрузку объектом, которая исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером выбора объекта по типу нахождения опоры, отцом мальчик овладевает путем идентификации. Оба эти отношения некоторое время идут параллельно; но затем, вследствие усиления сексуальных желаний в отношении матери и сознания, что отец для этих желаний является препятствием, возникает Эдипов комплекс. Идентификация с отцом принимает враждебную окраску, обращается в желание его устранить, чтобы занять его место у матери. С этого момента отношение к отцу амбивалентно; кажется, что амбивалентность, с самого начала имевшаяся в идентификации, теперь становится явной. Амбивалентная установка к отцу и только нежное объектное стремление к матери являются для мальчика содержанием простого позитивного Эдипова комплекса». Фрейд З. Я и Оно. С. 337.

 

[9] Фрейд говорит о значении «двух в высшей степени значительных биологических факторов», а именно: «длительной детской беспомощности и зависимости человека, и факта наличия у него Эдипова комплекса, который мы ведь объяснили перерывом в развитии либидо, вызванным латентным временем, т. е. двумя – с перерывом между ними – началами его сексуальной жизни. Последнюю, как кажется, специфически человеческую особенность психоаналитическая гипотеза представила наследием развития в направлении культуры, насильственно вызванным ледниковым периодом». Фрейд З. Я и Оно. С. 340.

 

[10] «При разрушении Эдипова комплекса загрузка объектом-матерью должна быть покинута. Вместо нее могут возникнуть два случая: или идентификация с матерью или усиление идентификации с отцом. Последний случай мы считаем более нормальным, так как он позволяет сохранить в известной степени нежное отношение к матери. Гибель Эдипова комплекса укрепила бы, таким образом, мужественность в характере мальчика. Эдипова установка маленькой девочки совсем аналогичным образом может окончиться усилением идентификации себя с матерью (или созданием такой идентификации), и это установит женственный характер ребенка». Фрейд З. Я и Оно. С. 337-338.

 

[11] «Но «Сверх-Я» – не просто осадок первых выборов объекта, производимых «Оно»; «Сверх-Я» имеет и значение энергичного образования реакций против них. Его отношение к «Я» не исчерпывается напоминанием – таким (как отец) ты должен быть, но включает и запрет: таким (как отец) ты не имеешь права быть, ты не можешь делать все, что делает он, на многое только он имеет право». И далее «Сверх-Я» сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее (под влиянием авторитета, религиозного учения, обучения и чтения) произошло его вытеснение, тем строже «Сверх-Я» будет позже царить над «Я» как совесть, может быть, как бессознательное чувство вины». Фрейд З. Я и Оно. С. 339-340.

 

[12] Можно вспомнить классический фильм ужасов А. Хичкока «Психо». Герой этого фильма убил свою мать (которая, очевидно, достаточно жестко с ним обращалась) и, терзаемый виной, вновь оживил ее, отдав ей часть своей психики (он говорил за нее и совершал действия). В конце мать полностью поглотила его собственную личность.

То, что в фильме фигурирует не отец, а мать в данном случае не так уж и важно.

 

[13] «Легко показать, что «Идеал Я» удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к высшему существу в человеке. Как замену тоски по отцу, он содержит зародыш, из которого образовались все религии». Фрейд З. Я и Оно. 341.

 

___________________

 

Либидо. Сублимация

Если уподобить психику машине, если - как Фрейд - вести речь о «психическом аппарате», то нужно задаться вопросом о том, на какой энергии этот аппарат работает.

Психический аппарат сформировался в результата вытеснения неких базовых влечений [или влечения]. Значит на них [на него] можно указать. И Фрейд это делает.

Согласно Фрейду, элементарная психическая энергия, которая движет этот аппарат – это либидо, энергия сексуального влечения.

Почему Фрейд делает такой вывод? Сексуальные влечения, - это такая группа влечений, которые подвергаются индивидом вытеснению с особой интенсивностью. Следовательно, можно предположить, что содержанием бессознательного будут, в первую очередь, эти влечения.

Анализируя сны пациентов, Фрейд приходит к выводу, что язык сновидений, символика сновидений носит сексуальный характер. Большинство вещей, которые фигурируют в снах [в интерпретации Фрейда], обозначают мужские, женские половые органы, оргазм, рождение.

Итак, основное влечение, согласно Фрейду, – сексуальное. Сексуальное толкуется Фрейдом достаточно широко, однако не до такой степени, чтобы его нельзя было узнать. Правда, ряд последователей Фрейда, и в первую очередь Карл Густав Юнг, толкуют «либидо» как стремление к удовольствию вообще.

[Разумеется, такое толкование Фрейдом базовой основы человеческой психики вызывало и вызывает критику! Остается согласиться, что это толкование достаточно произвольно. Не лишним, также, наверное, будет задать вопрос, является ли оно универсальным.

Объяснение Фрейда достаточно правдоподобно для человека конца XIX в., начала XX в., для которого действительно существует много сексуальных запретов. Останется ли теория Фрейда верна для европейца начала XXI века, живущего после сексуальной революции? Будет ли содержание его бессознательного таким же, или он будет вытеснять другие, например агрессивные импульсы?

Будет ли теория Фрейда также верна для людей, принадлежащих к другим культурам? Является ли Эдипов комплекс универсальным образованием человеческой психики?]

Изначально либидо, согласно Фрейду, направлено на мать, потом - на мать и отца. Часть либидо всегда направлена на самого субъекта [аутоэротизм]. Часть либидо может быть свободна [свободная энергия в системе].

У взрослого человека либидо отчасти направлено на лиц противоположного пола, отчасти – сублимировано.

«Сублимация» (в широком смысле) – это перенос либидо с одного объекта на другой. Термин заимствован из химии («возгонка»).

Согласно Фрейду, человеческие усилия, направленные на какую-либо иную деятельность, помимо сексуальной, есть результат сублимации.

То есть, по Фрейду, человек – это существо, которое, в силу каких-то причин (нам неизвестных) не смогло реализовать свое либидо наиболее простым и свойственным для него образом, и поэтому вынужденное искать окольных путей для его реализации [писать книги, открывать звезды, воевать, заниматься политикой].

[Или же просто этой энергии ему было отмерено слишком много, и он не мог ее всю реализовать свойственным всем живым существам способом]

 

Бессознательное

Три инстанции психического аппарата

Начиная свое «Введение в психоанализ»[1], Фрейд предупреждает, что то, что он будет говорить, пойдет вразрез со всем образованием и воспитанием его слушателей. С одной стороны, поскольку они – медики, они привыкли искать причину психических недугов в нарушении физиологии организма. С другой стороны, общая для образованного европейца философская установка отождествляет психическое с сознательным. А это не так (уверяет Фрейд)[2]!

Он обещает показать своим слушателям, что можно знать и не знать, что ты знаешь, что бывают истины, которые упорно прячутся от света разума.

Фрейд формулирует свое понятие «бессознательного»[3].

Если оно бессознательное, то как мы можем о нем что-то знать? Различными окольными путями, - отвечает Фрейд.

И в качестве простого примера приводит оговорки.

Человек оговорился, просто ошибся. Но в этой ошибке, в большинстве случаев [если не во всех] можно углядеть некий смысл. В самом простом случае они будут выдавать какие-либо намерения, которые данный человек вовсе не собирался озвучивать. [Например, председательствующий произносит вступительную речь, и, вместо слов «объявляю заседание открытым», говорит «объявляю заседание закрытым» - ясно, что ничего хорошего он от этого заседания не ждет!]

Но в других случаях человек может и не согласиться с тем, что имел в мыслях то, на что его оговорка намекает [то есть, он не признается не потому, что скрывает свои намерения, - он не признает перед собой, что он что-то подобное имел в виду].

 

Вслед за оговорками, Фрейд берется за анализ сновидений [первая широко известная его работа называется «Толкование сновидений», и в дальнейшем Фрейд обращается к сновидению как к наиболее важному и удобному для анализа примеру проявления бессознательного; те выводы, к которым он приходит, анализируя сновидения, Фрейд потом применяет к невротикам: невроз - другое проявление бессознательного].

Фрейд принимает в качестве базовой ту простейшую гипотезу, что сновидения исполняют неосуществленные желания.       

Есть сновидения понятные: маленькой девочке снится вишня, которой ей не дали отведать в реальности, человек не любит своего начальника и ему снится, что тот умер. Но большинство сновидений непонятны. Поэтому Фрейд разрабатывает технику толкования сновидений [4].

Сновидение нужно записать, разбить на простейшие элементы, затем к каждому элементу подобрать все ассоциации, которые испытуемому приходят в голову. Фрейд полагает, что, интерпретируя эти ряды ассоциаций, человек сможет прийти к истинному содержанию сновидения[5]. Если на какой-либо элемент сновидения нет ассоциаций, - то нужно настаивать. Как раз он-то и может оказаться самым значимым!

Занимаясь толкованием сновидений, мы сталкиваемся с неким сопротивлением [которое бывает иногда сильнее, иногда слабее]. Какие-то вещи никак не получается истолковать как исполнение желаний субъекта [он в них себя никак не узнает].

И Фрейд приходит к выводу, что человеческая психика не представляет собой некоего простого целого, что в человеческой психике есть некие импульсы, влечения, которые он не может идентифицировать с собственным «Я» [признать своими].

Это могут быть какие-то неприемлемые сексуальные желания или агрессивные импульсы. Это может быть что-то еще. Что-то животное, зверское в человеке от чего он отказывается, становясь человеком [из чего он себя образовывает]. Но оно никуда не исчезает и продолжает в нем существовать.

Оно - это, собственно, «Оно» [ «Id» - «это», «нечто»] [не-я или другое «я»] Фрейд разрабатывает схему психического аппарата (одну из схем), включающую три инстанции:

1) «Я», 2) «Оно»[6] и 3) «Сверх-Я»

 

Отношение «Я» и «Оно» графически можно показать так:

     

 

Однако «Я» тоже нельзя однозначно отождествить с сознанием. В частности, потому что вытеснение [работу которого мы наблюдаем, имея дело со сновидениями] полностью бессознательно, но тем не менее оно исходит именно из «Я» [«Я» избавляется от желаний, которые для него полностью неприемлемы, «вытесняя» их].

_____________________

 

[1] Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. /Пер. Г. В. Барышниковой. М.: Наука. 1989. С. 10.

 

[2] «…столь абстрактное положение, как "психическое есть сознательное", я считаю предрассудком» Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекция первая. С. 11.

«Для большинства философски образованных людей идея психики, которая к тому же и бессознательна, настолько непонятна, что она кажется им абсурдной и отвергается простой логикой» Фрейд З. Я и Оно//Зигмунд Фрейд. Основной инстинкт. М: Олимп. 1997. С. 326.

 

[3] За этим, успевшим стать для нас привычным понятием, стоит, на самом деле, целая философия. Гуссерль, скажем, считал фрейдовское понятие «бессознательного» полностью бессмысленным: если оно так или иначе приводимо к содержанию сознания, то оно не «бессознательное». А если оно полностью «бессознательное (то есть непостижимое), то какой смысл о нем говорить?

 

[4] См. работы Фрейда, «Толкование сновидений» и «Введение в психоанализ».

 

[5] Фрейд полагает, что в сновидении, каким мы его вспоминаем, просыпаясь, уже поработало «смещение» - некая сила, перемешивающая элементы сновидения. Поэтому на порядок образов в сновидении не следует обращать особого внимания. Оно оказалось как бы зашифрованным, истинный порядок в исходном сновидении был другим.

Точнее, по поводу процессов, идущих в бессознательном Фрейд высказывается следующим образом: для них не действуют законы времени: «Мы установили, что бессознательные душевные процессы сами по себе находятся «вне-времени». Это, прежде всего, означает то, что они не упорядочены во времени, что время ничего в них не изменяет…» Фрейд З. По ту строну принципа удовольствия (глава IV). //Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1990. С. 394.

[6] По поводу выбора термина для обозначения этой инстанции Фрейд ссылается на некоего Георга Гроддека, который, в свою очередь, очевидно, опирается на Ницше. Гроддек писал, что "...то, что мы называем нашим Я, ведет себя в жизни совершенно пассивно, а зато внутри нас живут неизвестные и неподвластные нам силы" (1Ь, у); это видно из обычных выражений пациентов: "это было сильнее меня" или "это внезапно пришло мне в голову". Фрейдово «Оно» практически является синонимом ницшеанского «Само» или «большого разума» (См. Ницше Ф. «Так говорил Заратустра», глава «О большом и малом разуме»).

____________________

 

Возникновение Сверх-Я

Детская сексуальность

По поводу третьей инстанции.

Работая со своими пациентами, Фрейд приходит к гипотезе о существовании детской сексуальности.

Согласно интерпретации Фрейда, первым предметом нежной привязанности ребенка является мать. Она кормит и дает защиту. В возрасте от 2 до 6 лет происходит изначальное формирование психики человека, он уже рассматривает мать и отца как иных по отношению к себе существ[7]. Первоначально, он привязан к обоим.

Но потом, по мере взросления, происходит разделение 1) объекта, с которым он себя идентифицирует [которому стремится подражать] и 2) объекта сексуальной привязанности. Фрейд подробно рассматривает случай мальчика[8]. Мальчик, как правило, [или по большей части] идентифицирует себя с отцом, а к матери испытывает нежные чувства.

Отношение мальчика к отцу становится двойственным: он его любит и хочет быть таким, как отец, и в то же время он испытывает желание устранить его, чтобы безраздельно обладать матерью.

Разумеется, все это будет сопровождаться чувством вины. Эту ситуацию [точнее, ее последствия] Фрейд назвал «Эдиповым комплексом».

Девочка, пишет Фрейд, по всей видимости тоже изначально стремится подражать отцу, но потом в силу внешних обстоятельств отказывается от этой позиции и выбирает “пассивную” (женскую) роль.

Так формируется психологический пол человека. Фрейд полагает, что он формируется в результате индивидуального развития [индивидуальной истории]. Фрейд подчеркивает, что он всегда двойственен, неоднозначен [например, у мальчика может параллельно сформироваться также привязанность к отцу и враждебность к матери]. Роль “отца” и “матери” могут играть какие-то другие близкие ребенку люди...

 

Человек, в отличие от прочих животных, взрослеет медленно, период детской беспомощности у него длителен [намного длиннее, чем у любого другого зверя]. Может быть, этому мы обязаны особенностями своей психики? – делает предположение Фрейд [9].

Маленький человек мечтает жениться на матери или выйти замуж за своего отца. Позднее все эти желания умирают в силу их несостоятельности...

Наступает следующая фаза – «латентный период». Все уходит, как будто бы ничего и не было. Эдипов комплекс вытесняется [забывается].

Вместо него появляется Сверх-Я.

Происходит отказ от одного из родителей, как от сексуального объекта, но индивид старается компенсировать эту потерю, усиливая самоидентификацию с другим [10] [«пусть я не могу обладать моей матерью, но я буду как мой отец»].

Латентный период длится примерно с шести лет до начала подросткового возраста. Вслед за этим - по версии Фрейда - происходит уже вторичное формирование сексуальности и поиск взрослого партнера.

 

Итак, на месте Эдипова комплекса появляется Сверх-Я, которое таким образом можно определить как совокупность предписаний и норм. Эта инстанция психического аппарата содержит указания, каким человек должен быть, стандарты поведения.

Со Сверх-Я и с историей его формирования Фрейд склонен связывать возникновение морали [человеческая мораль, по Фрейду, появляется на месте вытесненного Эдипова комплекса].

Сверх-Я содержит не только положительные предписания [«будь таким-то и таким-то, как твой отец»], но и запреты. А также Сверх-Я содержит некую деструктивную компоненту[11]. Что не удивительно: ведь сила его “замешана” на подавленном [вытесненном] чувстве вины. Сверх-Я мстит человеку, наказывает его, провоцирует негативные, “роковые” события в его судьбе. “Ты никогда не будешь, как твой отец», «у тебя ничего не получится», ты всегда будешь маленьким и слабым» - эти голоса исходят также от Сверх-Я[12].

Ребенок (по версии Фрейда) в раннем возрасте испытывал враждебность по отношению к одному из родителей (или к обоим). И он переживает вину за намерения так, как если бы он их осуществил. В то же время он еще слишком мал, чтобы четко осознавать и намерения, и свое отношение к ним. Он вытесняет весь этот клубок, не распутав. Это и есть «первичная травма» [затем на нее могут накладываться какие-то другие, более поздние травмирующие переживания].

Эта первичная травма сказывается в человеке каким-то неопределенным чувством вины, когда испытывающий ее не может сказать, в чем собственно она заключается. Эта вина – раньше какой-либо конкретной вины, она имеет форму некоего неопределенного, изначального переживания греховности. Иногда мы называем это «голосом совести». В этом чувстве Фрейд видит исток происхождения религии[13]: мы все виноваты перед отцом, которого некогда [мысленно?] убили.

У девочек, как отмечает Фрейд, [наряду с матерью] также сильна самоидентификация с отцом. Таким образом, это убийство Отца оказывается всеобщим мифическим событием, лежащим в основании человеческого общества и человеческой культуры.

Итак, согласно Фрейду, личность человека, как мы его знаем [взрослого] формируется в результате вытеснения:

Какая-то часть влечений, неприемлемая для Я, становится бессознательной. Появляется Оно. Оно не допущено в сознание, но где-то в недрах психического аппарата Оно продолжает действовать, влиять, иметь значение, глухо стучать, не имея голоса.

Как уже упоминалось, ту часть Я, которая производит вытеснение, следует тоже считать бессознательной. Воздействие Сверх-Я на Я проходит тоже не целиком на уровне сознания. То, как Сверх-Я воздействует на сознание весьма похоже на механизм действия Оно.

В результате вытеснения формируются три инстанции психического аппарата [«Я», «Оно» и «Сверх-Я»]. Человеческая личность не представляет собой простого целого, и то, что желательно для одной инстанции, может быть нежелательно для другой.

Невротик, согласно Фрейду, отличается от здорового человека тем, что у него вытеснение прошло не вполне успешно, вытесненное все же сохранило некую возможность голоса. Оно дает о себе знать, а именно: в форме симптома.

Сновидение, с точки зрения Фрейда, – это тоже некое подобие невроза [нечто аналогичное, хотя и не переживается так болезненно].

 

_________________________

[7] В еще более ранний период психической жизни ребенок ощущает мать, скорее, как продолжение своего тела.

 

[8] «Упрощенный случай принимает для ребенка мужского пола следующий вид: уже в совсем ранние годы он развивает в отношении матери загрузку объектом, которая исходной точкой имеет материнскую грудь и является образцовым примером выбора объекта по типу нахождения опоры, отцом мальчик овладевает путем идентификации. Оба эти отношения некоторое время идут параллельно; но затем, вследствие усиления сексуальных желаний в отношении матери и сознания, что отец для этих желаний является препятствием, возникает Эдипов комплекс. Идентификация с отцом принимает враждебную окраску, обращается в желание его устранить, чтобы занять его место у матери. С этого момента отношение к отцу амбивалентно; кажется, что амбивалентность, с самого начала имевшаяся в идентификации, теперь становится явной. Амбивалентная установка к отцу и только нежное объектное стремление к матери являются для мальчика содержанием простого позитивного Эдипова комплекса». Фрейд З. Я и Оно. С. 337.

 

[9] Фрейд говорит о значении «двух в высшей степени значительных биологических факторов», а именно: «длительной детской беспомощности и зависимости человека, и факта наличия у него Эдипова комплекса, который мы ведь объяснили перерывом в развитии либидо, вызванным латентным временем, т. е. двумя – с перерывом между ними – началами его сексуальной жизни. Последнюю, как кажется, специфически человеческую особенность психоаналитическая гипотеза представила наследием развития в направлении культуры, насильственно вызванным ледниковым периодом». Фрейд З. Я и Оно. С. 340.

 

[10] «При разрушении Эдипова комплекса загрузка объектом-матерью должна быть покинута. Вместо нее могут возникнуть два случая: или идентификация с матерью или усиление идентификации с отцом. Последний случай мы считаем более нормальным, так как он позволяет сохранить в известной степени нежное отношение к матери. Гибель Эдипова комплекса укрепила бы, таким образом, мужественность в характере мальчика. Эдипова установка маленькой девочки совсем аналогичным образом может окончиться усилением идентификации себя с матерью (или созданием такой идентификации), и это установит женственный характер ребенка». Фрейд З. Я и Оно. С. 337-338.

 

[11] «Но «Сверх-Я» – не просто осадок первых выборов объекта, производимых «Оно»; «Сверх-Я» имеет и значение энергичного образования реакций против них. Его отношение к «Я» не исчерпывается напоминанием – таким (как отец) ты должен быть, но включает и запрет: таким (как отец) ты не имеешь права быть, ты не можешь делать все, что делает он, на многое только он имеет право». И далее «Сверх-Я» сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее (под влиянием авторитета, религиозного учения, обучения и чтения) произошло его вытеснение, тем строже «Сверх-Я» будет позже царить над «Я» как совесть, может быть, как бессознательное чувство вины». Фрейд З. Я и Оно. С. 339-340.

 

[12] Можно вспомнить классический фильм ужасов А. Хичкока «Психо». Герой этого фильма убил свою мать (которая, очевидно, достаточно жестко с ним обращалась) и, терзаемый виной, вновь оживил ее, отдав ей часть своей психики (он говорил за нее и совершал действия). В конце мать полностью поглотила его собственную личность.

То, что в фильме фигурирует не отец, а мать в данном случае не так уж и важно.

 

[13] «Легко показать, что «Идеал Я» удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к высшему существу в человеке. Как замену тоски по отцу, он содержит зародыш, из которого образовались все религии». Фрейд З. Я и Оно. 341.

 

___________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.092 с.)