Так, каков же в итоге человек в интерпретации психоанализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Так, каков же в итоге человек в интерпретации психоанализа.



Здесь, думается нужно различать психоанализ, как он вошел в сознание человека XX века, и собственно проект Фрейда [второе – сложнее]. Фрейд развивает и - может быть - доводит до массового сознания модель человека, которую сформулировал Шопенгауэр: существо, которым движет некая жизненная (животная) воля, существо, формирующееся и определяющееся снизу вверх [у Фрейда, как и у Ницше, человек – это прежде всего тело, «большой разум»].

Можно сказать, что у Фрейда сексуальное выступает в роли некоего «базиса», элементарной природы, над которой надстраиваются разнообразные культурные «надстройки» [при желании мы увидим аналогию с Марксом, который сводит человека к экономическим отношениям].

Психоанализ может быть рассмотрен как призыв, обращенный к человеку стать с самим собой откровенным, признаться в животности собственной природы (признать, что в основе всех действий человека лежат сексуальные мотивы)[27].

Все это, несомненно, есть у Фрейда. И это - то, что в первую очередь усваивается.

При этом, как правило, остается без внимания гипотетичность всех его построений. Гипотетичность, указывающая, очевидно, на то, что Фрейд понимает человеческую психику не как нечто, что может быть адекватно выражено какой-либо схемой или конструкцией[28].

Эта расхожая интерпретация психоанализа не придает особого значения тому, что Фрейд понимает человеческую психику как механизм (то есть нечто составное). Только будучи составленным из частей, тем или иным образом друг к другу относящихся, механизм будет механизмом. Он не может быть сведен к некой «субстанции», лежащей в основе.

Этого момента у Шопенгауэра и Ницше не было. Механизм не может быть сведен к некой воле, жизненному порыву [фрейдово «либидо» - это только энергия, на которой он работает, благодаря которой он существует, но не субстанция].

Бессознательное [так, очевидно, нужно понимать Фрейда] есть только у человека. Точнее, только у человека есть весь тот сложный механизм психики [включающий «Я», «Оно» и «Сверх-Я»], большая часть которого бессознательна. Все это есть у человека, поскольку он социализован и является отчасти существом искусственным.

Механизм не является чем-то безусловно живым и естественным. Даже тот механизм, о котором говорит Фрейд. С этой точки зрения неслучайна гипотеза, которую Фрейд развивает в «По ту сторону принципа удовольствия»: сознание [то, чего у человека явно больше, чем у любого другого животного] – это неживое в живом; существо, обладающее сознанием [памятью] должно соединять в себе свойства живого и неживого.

О том, что, по Фрейду, стремление к жизни и стремление к смерти [«сила жизни» и «сила смерти»] являются взаимозависимыми и взаимно увязанными силами, уже было сказано.

Фрейдовская интерпретация человеческой психики как механизма будет до некоторой степени востребована в философии постструктурализма.

 

_______________________

 

[27] Впрочем, Фрейд не предлагает безусловно выпустить их на волю. Распространение психоанализа, разумеется, связано с таким явлением, как сексуальная революция. Но Фрейд, особенно поздний, выступает скорее в роли консерватора: он пишет, что по мере развития культуры (социальных) запретов становится больше (и это закономерно).

[Смотри, например Фрейд, «Неудовлетворенность культурой»].

[28] Вот, что сам Фрейд говорит по поводу своих «метапсихологических» построений: «Меня могли бы спросить, убежден ли я сам, и в какой мере, в развитых здесь предположениях. Ответ гласил бы, что я не только не убежден в них, но и никого не стараюсь склонить к вере в них. Правильнее: я не знаю, насколько я в них верю. Мне кажется, что аффективный момент убеждения вовсе не должен приниматься здесь во внимание. Ведь можно отдаться ходу мыслей, следить за ним, куда он ведет, исключительно из научной любознательности, или, если угодно, как «advocatus diaboli» (адвокат дьявола), который из-за этого сам все же не продается черту». Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. С. 420-421.

_________________________

 

Основные работы Фрейда:

«Толкование сновидений» (1900)

«Введение в психоанализ» (1916-1917)

«По ту сторону принципа удовольствия» (1920)

«Я и Оно» (1923)

«Будущее одной иллюзии» (1927)

«Неудовлетворенность культурой» (1930)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.004 с.)