Сценарное мастерство и законы драматургии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарное мастерство и законы драматургии



СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО И ЗАКОНЫ ДРАМАТУРГИИ

КОНСПЕКТЫ И ЗАМЕТКИ, СХЕМЫ

Главные темы в любом искусстве: любовь (дух), смерть (идея) и еда (тело)

Главное правило в экспозиции в кино: НЕ РАССКАЗЫВАЙ, А ПОКАЗЫВАЙ!

STAGE 1: Логлайн – очень краткое ироничное описание фильма в одном предложении, завлекающее потенциального покупателя сценария или зрителя фильма.

Советы Блейка Снайдера по написанию логлайна сценария (книга “Спасите котика”):

В разговорах со многими сценаристами, слушая рассказы новичков и профи об их фильмах, я часто задаю вопрос: «А скажите вкратце, в двух словах». И как ни странно, это последнее, о чем думает сценарист, сочиняя свой сценарий. Поверьте, я сам с этим столкнулся. Увлеченный своей историей, ее символичностью, сравнимой с Одиссеей, ты, кажется, все запланировал, а на деле забыл одну простую вещь: ты не можешь сказать, о чем это. Если вы не можете рассказать мне кратко и красочно, я пойду послушаю других.

На языке Голливуда мы называем это «логлайн», или «в двух словах». Разглядеть различие между плохим и хорошим несложно, — читая один из таких логлайнов или уже проданную тему фильма, я говорю себе: «Почему я не додумался до этого?!».

Примеры хороших логлайнов:
«Полицейский из Лос-Анджелеса приезжает к своей бывшей жене и обнаруживает, что в офисе, где она работает, террористы» («Крепкий орешек»).
«Бизнесмен нанимает проститутку, чтобы провести с ней выходной, и влюбляется в нее» («Красотка»).
«Молодожены вынуждены провести рождественские праздники у каждого из своих разведенных родителей» («4 Рождества»).

Во всех успешных логлайнах есть нечто общее. Каждый из них содержит в себе четыре основных компонента хорошего продающегося сценария.

1. Ирония
Сюжет должен быть ироничным и захватывать так, словно это комариный укус, который так и хочется почесать. Хороший логлайн можно сравнить с хорошей обложкой книги, которую вам не терпится открыть и поскорее увидеть, что внутри. В поисках иронии для логлайна фильма вы можете обнаружить, что ее нет и в вашем фильме. Тогда может быть, что-то не в порядке не только с логлайном, но и с самим сценарием. И, может быть, пришло время вернуться назад и продумать все еще раз. Поиск иронии логлайна – отличный способ понять, все ли на месте в картине, или ваш фильм еще не достаточно хорош.

2. Привлекательный мысленный образ
У вас есть такой компонент? Если я прочитаю в двух словах о вашей истории, мое воображение так же начнет рисовать бурные картинки продолжения сюжета? Если нет, значит, ваш логлайн еще не готов. И я повторюсь, если у вас еще не готов логлайн, вам стоит пересмотреть свой сценарий заново.

3. Публика и стоимость
Уже по логлайну должно быть понятно, на какой круг аудитории рассчитан фильм, чтобы покупателям было проще определиться с выбором.

4. Сногсшибательное название
Говорящее, о чем фильм и не глупое. Это должен быть «двойной удар». Хорошее название фильма должно быть заголовком всей истории.

 

STAGE 2: Синопсис — краткое линейное изложение концепции сценария фильма, его содержания, сути драматического конфликта в увлекательной форме. В синопсисе есть завязка, поворотные точки, кульминация, развязка. В отличие от логлайна, в синопсисе уже хорошо просматривается сценарная структура фильма. Задача синопсиса – увлечь. Его лучше делать в презентации!

Структура Синопсиса

(а) Экспозиция: где, когда происходит история. Каков исторический и психологический фон. Коротко.

(б) Кто Герой истории, что это за человек (буквально одной фразой).

(в) Какое событие послужило завязкой? Здесь важно:

- это событие вынудило Героя действовать

- это событие было следствием давления Альтернативного фактора (или факторов)

- Антагониста здесь (пока) не прослеживается.

(г) Первая поворотная точка. Событие "вдруг" (для Героя). После чего герой чувствует, что должен действовать. Соответственно, что именно он делает в ответ на "вдруг".

(д) Вторая поворотная точка-Мидпойнт. Снова событие "вдруг", Герой на него отвечает поступком, после которого пути назад отрезаны. Здесь уже может прослеживаться Антагонист. Соответственно, цели Героя и Антагониста здесь должны быть ясны.

(е) Кризис (если есть). Падение Героя в субъективную “пучину”, торжество Антагониста. Причем явное.

(ж) Событие "вдруг", дающее шанс Герою поступить нестандартно. Что за поступок?

(з) Кульминация. Столкновение Героя и Антагониста. Как это происходит. В Кульминации решается основной вопрос истории: чего хочет Герой. Чего ради он во все это ввязался. Решена ли его задача. Кто победил: Герой или Антагонист.

(и) Развязка - действия Героя и Антигероя, подтверждающие, что ответ на “основной вопрос” действительно получен.

 

Принцип антагонизма: степень интеллектуальной привлекательности и эмоциональной убедительности главного героя и его истории определяется действиями сил антагонизма. Грубо говоря, привлекательность героя определяется тем, насколько много факторов ему противостоит и лежит на пути к его цели.

Позитивная и противоположная ценности формируются в завязке, а отрицание отрицания и пограничная ценность формируются в процессе развития героя!

Главная ценность истории — правда:

Святая ложь относится к категории пограничных ценностей, к ней часто прибегают, чтобы сделать добро: любовники, просыпаясь с помятыми после сна лицами, говорят друг другу, что они прекрасно выглядят. Явный лжец знает правду, но скрывает, надеясь получить выгоду. Но когда мы лжем самим себе и верим в эту ложь, правда исчезает, а мы имеем дело с отрицанием отрицания, как это произошло, например, с Бланш в фильме «Трамвай “Желание”» (A Streetcar Named Desire).

Классификация героев кино

В сегодняшней статье я хочу обратиться к интересной классификации главных героев, предложенной Александром Миттой в книге «Кино между адом и раем». Зачем, спросите вы, забивать себе голову какими-то классификациями? Ведь обычно главным героем назначается простой положительный парень, и все этим вроде бы довольны, никто не возражает… Однако если смотреть шире, то таких вот простых парней из народа становится до неприличия много, и если в каждом вашем произведении будет действовать однотипный главный герой, читателям это быстро наскучит. А посему нелишним будет узнать, какие же еще существуют типы главных действующих лиц.

Перед тем, как мы перейдем непосредственно к классификации, упомяну о том, что обычно в любом произведении личность главного героя – одно из самых слабых мест. У начинающих авторов царствует так называемый мэрисьюизм – главные герои воплощают собой идеальных персонажей (умных, красивых, сильных и находчивых) и не имеют сколько-либо значимых отрицательных черт. Сами понимаете: следить за похождениями такого идеального человека – дело, скажем так, на любителя, да и в реальной жизни таких уникумов не встретишь.

У маститых писателей проблемы иного рода: часто главное действующее лицо у них на порядок менее интересно, чем какой-нибудь персонаж второго плана. Это происходит, в том числе, из-за того, что зачастую на главного героя ложится бремя морализаторства – именно он становится воплощением добра и справедливости, в то время как второстепенные персонажи вольны вести себя как пожелают. И разумеется, на фоне своенравных и острых на язык спутников наш правильный главный герой выглядит вяло.

Решение первой из обозначенных проблем, как мне кажется, не представляет большой сложности – достаточно лишь разбавить положительные качества героя некоторым количеством отрицательных, а вот проблема второго рода достаточно сложна, и как я уже отмечал, даже опытные литераторы зачастую не справляются с ней. Но как мне видится, ключ к ее решению – в старательной проработке характера, в углублении психологизма персонажа. Если роль изначально не харизматична, ее можно усилить только за счет глубины проработки. Возможно, в чем-то здесь поможет и наша классификация.

 

НАШИ ЗНАКОМЫЕ

Это именно тот тип, который властвует сейчас на просторах литературы. Это тот самый парень из народа или простая романтичная девушка, которые волею судеб оказываются втянуты в какую-то передрягу или любовную историю. Главной отличительной чертой данного класса является то, что он практически не трансформируется на протяжении сюжета – то есть в финале эпопеи Иван Иванович так и остается простым слесарем, несмотря на то, что дважды спас мир и покорил сердце красавицы. И это в известном смысле противоречит логике (ну как может не измениться человек, перенесший такие испытания?!), но главное здесь другое — максимальное переживание зрителя, отождествление себя с главным героем.

Работать с таким персонажем достаточно просто – можно спокойно представить себя на его месте и бодрой поступью пройти сюжетную линию до самого конца. К такому герою, как правило, быстрее проникается доверием читатель – он, так же как и мы, узнает в нем себя. В таких обстоятельствах становится проще добиться сопереживания и саспенса. А это достаточно весомый плюс, особенно, если сама история тому способствует – ее сюжет лихо закручен, и нашему бедняге грозит одна смертельная опасность за другой.

Однако Нашего Знакомого достаточно сложно наполнить жизнью, вызвать к нему интерес читателя именно как к личности.

АНДЕРДОГИ

Этим словом за рубежом характеризуют людей, пробившихся наверх с самых низов общества. Эти герои начинают абсолютно никем, но в ходе истории, преодолев множество препятствий, собственными силами добиваются успеха. Именно их внутренняя страсть, желание достичь результата и выбраться из той грязи, в которой они родились, и отличает андердогов от прочих типажей. Это сильные и смелые личности, которым хочется сопереживать. Они изначально оказались под гнетом обстоятельств, и сама их жизнь – это конфликт человека и жестокого мира.

К работе с таким персонажем нужно приложить определенные усилия, суметь отлить достоверный сплав циника и идеалиста.

 

ПОТЕРЯННЫЕ ДУШИ/АНТИГЕРОИ

Это люди, переступившие грань дозволенного, оказавшиеся по ту сторону морали и закона. Люди, потерянные для нормального общества. Яркий пример это типажа – Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Лично я условно разделяю данную группу на два подтипа. К первому я отношу Наших Знакомых, совершивших какой-либо проступок или преступление и поломавших тем самым свою жизнь. Ко второй – отъявленных негодяев и преступников, ставящих во главу угла собственную выгоду. И те, и другие с равным успехом могут быть главными героями, однако требуют разного подхода. У первого подтипа обычно присутствует огромный внутренний конфликт – человек преступил закон, попрал нормы морали, и это не может не отразиться на его внутреннем состоянии. Он вынужден бороться не только с внешними факторами, но и с самим собой. Отъявленные негодяи, как правило, не мучаются угрызениями совести, однако даже к ним можно вызвать симпатию читателей, если они встанут на пути более могущественных и аморальных сил.

Работа с героями подобного типа крайне сложна: это путь по канату над пропастью. Нужно достоверно изобразить характер, но не отпугнуть читателя; суметь раскрыть внутренний конфликт человека, совершившего большую ошибку.

ИДОЛЫ

Лучшие представители человечества, наделенные богатством и славой, незаурядным интеллектом и красотой. А также нередко какими-нибудь сверхспособностями. Это разного рода супермены и супергерои, агенты 007 и прочие гениальные сыщики. Интерес к ним со стороны читателя объясняется простым желанием приобщиться к свершениям великого человека, настоящего героя от макушки до пят.

Здесь, по моему мнению, есть два тонких нюанса, которые нельзя оставлять без внимания.

Во-первых, у идола должна быть хотя бы одна четко обозначенная отрицательная черта. Герой не может быть идеален во всем. Например, он может быть пьяницей, наркоманом, иметь гипертрофированную тягу к замужним женщинам, может быть антисоциальным нигилистом, эгоистом и циником, да и просто человеком с расшатанной психикой. Вариантов множество! Это приблизит образ героя к реальности и сотрет барьер между ним и читателем. Поняв, что наш супермен далеко не идеален, читателю будет проще проникнуться к нему симпатией и даже в чем-то почувствовать свое превосходство над ним.

Второй момент: противостоять супергерою должен суперзлодей. Или зло планетарного масштаба. Иначе просто неинтересно.

Работа с идолами достаточно сложна: не всякий читатель принимает подобного рода характеры, да и тем, кто принимает, еще нужно суметь угодить. А уж раскрыть психологическую глубину практически идеального героя – задача наивысшей степени сложности.

 

СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО И ЗАКОНЫ ДРАМАТУРГИИ

КОНСПЕКТЫ И ЗАМЕТКИ, СХЕМЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.016 с.)