Содержание:
1. Пояснительная записка………………………………………………………4 стр.
1. 1 Мотивация…………………………………………………………………..4 стр.
1. 2 Цели и задачи рабочей тетради для самостоятельной внеаудиторной работы (Далее в тексте – СВР)………………………………………………… 5стр.
1. 3 Требования к знаниям и умениям………………………………………… 5стр.
1. 3 Критерии оценок выполнения самостоятельной внеаудиторной работы…………………………………………………………………………... 6 стр.
|
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» по темам «Основы государства и права», «Общие положения о государстве и праве», «Основы конституционного строя», «Правовой статус человека и гражданина», «Общие положения гражданского права», «Осуществление и защита гражданских прав», «Общие положения трудового права», «Основы административного права», «Основы уголовного права», «Общие основы привлечения к административной и уголовной ответственности», «Охрана труда. Труд женщин и молодежи» из раздела «Основные положения теории государства и права и отдельных отраслей российского права», рабочей программы учебной дисциплины ОП 10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» 2020-2024гг.
Рабочая тетрадь предназначена в помощь обучающимся для изучения дисциплины ОП 10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности внеаудиторно. Большинство заданий даются в виде таблиц, схем, заполняемых самостоятельно. Для части заданий выделены свободные места, где необходимо записать ответы на поставленные вопросы. В начале темы даются термины, в ходе домашней подготовки необходимо записать значение каждого термина. В рабочей тетради имеются задания на составление кроссворда, кластера по теме занятия, краткого сочинения эссе на основании нормативно – правовых документов.
|
Мотивация
Рабочая тетрадь для самостоятельной внеаудиторной работы студентов предназначена для активизации учебно-познавательной деятельности студентов, повышения эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации. Рабочая тетрадь, способствует формированию и развитию у студентов учебной деятельности, интеллектуальных умений, обеспечивает самостоятельное добывание и усвоение знаний по дисциплине ОП 10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 34.02.01 «Сестринское дело», по темам «Основы государства и права», «Общие положения о государстве и праве», «Основы конституционного строя», «Правовой статус человека и гражданина», «Общие положения гражданского права», «Осуществление и защита гражданских прав», «Общие положения трудового права», «Основы административного права», «Основы уголовного права», «Общие основы привлечения к административной и уголовной ответственности», «Охрана труда. Труд женщин и молодежи» из раздела «Основные положения теории государства и права и отдельных отраслей российского права». Использование рабочей тетради делает самостоятельную внеаудиторную работу более понятной, точной, рациональной, экономит время при выполнении заданий и их проверке.
Цель рабочей тетради – качественное усвоение и закрепление учебного материала студентами систематизация и углубление знаний по изучаемым темам.
Задачи данной рабочей тетради:
1. Формирование организованности, трудолюбия, сосредоточенности.
2. Закрепление и расширение полученных знаний по изучаемым темам, подготовка к практическим занятиям.
3. Самоподготовка по учебным темам и вопросам, входящим в перечень тем для самостоятельного изучения
4. Знакомство с дополнительной учебной литературой и другими учебными методическими материалами по дисциплине ОП 10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности (электронными учебниками, учебными видеофильмами и т.п.).
Требования к знаниям и умениям:
В результате освоения дисциплины ОП 10. «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», обучающийся должен приобрести
знания:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизм их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные документы,
регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- организационно-правовые формы юридических лиц;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
- правила оплаты труда;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и
административной ответственности;
- нормы защиты нарушаемых прав и судебный порядок разрешения споров.
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести
умения:
- использовать необходимые нормативно-правовые документы;
- защищать свои права в соответствии с гражданским,
гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия
деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.
освоить:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникативные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 1. 1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3 Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
|
ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8 Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Каждое домашнее задание предъявляется для проверки преподавателю, и студент получает за него оценку.
Критерии оценки самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся:
Оценка «ОТЛИЧНО» ставится обучающимся:
- за четкое, логическое, обоснованное изложение материала по теме СВР;
- за умение правильно заполнить таблицу;
- за эстетично выполненное задание самостоятельной работы.
Оценка «ХОРОШО» ставится обучающимся:
- за четкое, грамотное, но не всегда обоснованное изложение материала по теме СВР;
- за стремление к правильному выполнению всех этапов по установленному алгоритму, но допускаются отдельные неточности;
- за эстетично выполненное задание самостоятельной работы.
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится обучающимся:
- за неглубокое, непоследовательное, поверхностное изложение материала;
- за нарушение последовательности и наличие ошибок при выполнении СВР;
- за неэстетичное оформление задание.
Критерии оценки ответов на письменные задания:
Оценка «ОТЛИЧНО»
- обучающийся полно и правильно отвечает на все вопросы задания (100%), широко оперируя при этом сведениями из базовой, основной и дополнительной литературы;
- обучающийся четко показывает умения использования необходимых нормативно-правовых документов;
- обучающийся четко показывает умения защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- обучающийся четко показывает умения анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
- дает полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, при этом обучающийся излагает материал логично, выделяет самое существенное;
- демонстрирует прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений;
- в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений;
- знания по дисциплине демонстрируются на фоне понимания их в системе данной науки и междисциплинарных связей;
- названы и раскрыты все основные понятия по данному вопросу, ответ достаточно полон по содержанию;
Оценка «ХОРОШО»
- обучающийся правильно, но не очень подробно, с незначительными погрешностями отвечает на все поставленные вопросы (100%), опираясь на сведения из базовой и основной литературы.
- обучающийся правильно, но не в полном объеме показывает умения использования необходимых нормативно-правовых документов;
|
- обучающийся правильно, но не в полном объеме показывает умения защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- обучающийся правильно, но не в полном объеме показывает умения анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи;
- допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, но они исправляются студентом;
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
- обучающийся отвечает не на все поставленные вопросы (70 - 89%), опуская детали, допуская негрубые ошибки, оперируя сведениями только из базовой литературы.
- ответ недостаточно полный, с ошибками в деталях;
- ориентируется в основных понятиях, строит ответ на репродуктивном уровне;
-умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано;
- обучающийся имеет представление об основных понятиях и категориях, допускает ошибки в раскрытии понятий, терминах;
Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
- обучающийся дает неправильный ответ на задания и вопросы.
- ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу;
- не ориентируется в основных понятиях, не знает терминологию, демонстрирует поверхностные знания;
- не может излагать материал самостоятельно, присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения;
- нет осознания связи обсуждаемого вопроса с другими объектами дисциплины;
- обучающийся дает неправильный ответ, либо обучающийся не выполнил задание.
Критерии оценивания кроссворда
1. Оригинальность оформления - 0 – 5 б
- в заполненном кроссворде образуется ключевое (итоговое) слово;
- сетка кроссворда симметричная;
- кроссворд удачно вписывается в какую-либо фигуру или изображение;
- конец одного слова служит началом следующего (чайнворд).
2. Тематика кроссворда - 0-2 б
Все слова кроссворда соответствуют заявленной теме.
3. Объем кроссворда (20 слов) - 0 – 3 б
4. Оригинальность названия и содержания кроссворда -0 – 5 б
5. Четкость формулировки вопросов; отсутствие речевых, грамматических, орфографических ошибок - 0-5 б
7. Эстетичность работы – 0- 5 б
Критерии оценивания сочинения – эссе:
Оценка «5» (13-11 баллов):
- содержание работы полностью соответствует теме;
- глубоко и аргументировано раскрывается тема, что свидетельствует об отличном знании проблемы и дополнительных материалов, необходимых для ее освещения, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное изложение мыслей; - четко сформулирована проблема эссе, связно и полно доказывается выдвинутый тезис;
- написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию; - фактические ошибки отсутствуют;
- достигнуто смысловое единство текста, дополнительно использующегося материала;
- заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части.
Оценка «4» (10-7 баллов):
- достаточно полно и убедительно раскрывается тема с незначительными отклонениями от нее;
- обнаруживаются хорошие знания литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное изложение текста работы;
- четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе;
- в основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис;
- написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию; - имеются единичные фактические неточности;
- имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
- заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части.
Оценка «3» (6-3 балла):
- в основном раскрывается тема;
- дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;
- допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
- обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; - материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- выводы не полностью соответствуют содержанию основной части.
Оценка «2» (2-0 балла):
- тема полностью нераскрыта, что свидетельствует о поверхностном знании;
- состоит из путаного пересказа отдельных событий, без вывода и обобщений;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- выводы не вытекают из основной части;
- многочисленные (60-100%) заимствования текста из других источников;
- отличается наличием грубых речевых ошибок.
Критерии оценивания кластера
Критерии | Показатели | Баллы |
Найдена вершина кластера (обобщающее понятие, основная тема текста | Вершина найдена | 5 |
Вершина не найдена | 0 | |
Найдены понятия (ключевые слова, микротемы) второго уровня по отношению к вершине кластера
| Все понятия найдены | 10 |
Больше половины однородных по отношению к вершине понятий найдено | 5 | |
Понятия не являются однородными по отношению к вершине | 0 | |
Найдены понятия 3 уровня, однородные к понятиям 2 уровня (микротемы разбиты на мельчайшие темы) | Все понятия найдены, и все являются однородными по отношению к понятиям 2 уровня | 10 |
Больше половины найденных понятий являются однородными по отношению к понятиям 2 уровня | 5 | |
Не найдены понятия 3 уровня | 0 |
Уровни оценивания кластера
Высокий уровень – 25-23 баллов
Выше среднего - 22 - 18 баллов
Средний уровень – 17 -13 баллов
Ниже среднего – 12 – 8 баллов
Низкий уровень – 7 - 0 баллов
Теоретическое занятие
Задание №1
Заполните таблицу и дайте определение следующим понятиям:
(ОК 1, 4)
Название | Определение |
Государственный суверенитет | Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.(1) |
Право | Право — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения. *Альтернативные определения: Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия (2) |
Государство | Государство - социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов: · Разделение и организация населения по территориальному принципу. · Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти. (Не выделяется в конвенции Монтевидео) · Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений (в том числе армия, полиция, тюрьма) · Средства, получаемые от налогов, пошлин и прочих сборов, идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата. · Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории. |
Норма права | Норма права - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей участников общественных отношений. |
Система права | Система права - это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и их разграничение на отрасли, институты и подотрасли права. Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, субинституты и подотрасли.(6) Система права носит объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению законодателя, не зависит от его воли и желаний. |
Формы (источники) права | Формы (источники) права- это способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. (нормативно-правовые акты;нормативные договоры; правовые обычаи; правовые (судебные)прецеденты) |
Правовой обычай | Правовой обычай - исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм. |
Юридический прецедент | Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел |
Договор нормативного содержания | Договор нормативного содержания — соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся правовые нормы, регулирующие их взаимоотношения. Является одним из источников права. (7) * Примером Д.н.с. может служить Федеративный договор, заключенный между субъектами РФ, а также договоры о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Стороны вступают в Д.н.с. добровольно и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания. |
Правоотношение | Правоотношение- правовое отношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности. |
Правонарушение | Правонарушение - неправомерное поведение, виновное, противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность. * ПРАВОНАРУШЕНИЕ - родовое понятие, означающее любое деяние, которое нарушает какие-либо нормы права. (7) |
Состав правонарушения | Состав правонарушения - это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков деяния, которые характеризуют (определяют) его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности. *В составе правонарушения принято выделять четыре элемента, отсутствие хотя бы одного из которых исключает существование правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. (7) |
Публичная власть | Публичная власть - это власть, формально выделенная из общества и не совпадающая с населением страны. Публичная власть, в качестве признака, раскрывает государство, прежде всего в виде совокупности институтов власти, аппарата, включающего в себя органы государственного управления (правоустанавливающие и нравоисполняющие), правоохранительную и судебную систему, армию, иные органы, обладающие властными полномочиями. |
Легитимность публичной власти | Легитимность государственной власти — это социальное признание ее права на руководящую роль в обществе со стороны самого населения. (8) |
Правовая семья | Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. * Наиболее известной является следующая классификация: · романо-германская правовая семья, · англосаксонская правовая семья, · религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.), · социалистическая правовая семья, · традиционная правовая семья, · некоторые другие правовые семьи. |
Законодательство | · Законодательство — издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.(9) * Законодательство — это система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. |
Федерация | Федерация - форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации. |
Мандат | Мандат - юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства. |
Менталитет | Менталитет - склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. |
Конфедерация | Конфедерация - союз суверенных государств, заключивших конфедеративный договор и таким образом объединившихся для решения общих задач и проведения совместных действий. |
Коалиция | Коалиция - добровольное объединение нескольких групп кого-либо (например: государств, организаций, политических партий, лиц) для достижения определённой цели в чём-либо. |
Задание № 2 Заполните таблицу: «Признаки и функции государства».
(ОК 1, 4)
Признаки |
Функции | |
Административно-территориальная организация (территория) * Разделение и организация населения по территориальному принципу. | ВН УТ РЕ НН ИЕ | Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования. |
Суверенитет | ||
Наличие публичной власти *(Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений (в том числе армия, полиция, тюрьма)) | ||
Право (исключительное право) принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории. | ||
Регулярный сбор налогов *Средства, получаемые от налогов, пошлин и прочих сборов, идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата. | ВН ЕШ НИЕ | Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях. Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства. Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами. |
Право на легальное насилие Монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы и т. п.; | ||
Наличие собственной государственной символики и гражданства *Государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава т.д.) |
Задание № 3 Выполнить задание: Перечислите признаки права. (ОК 1, 4)
1. Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);
2. Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов);
3. Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения. Этот признак также интерпретируется как государственно-волевой характер права. То есть право — это проявление воли государства, так как в нём определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются различные цели);
4. Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);
5. Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);
6. Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм);
7. Регулятивность (право выступает средством регулирования общественных отношений)
8. Определенность (ясность, четкость);
Задание № 4 Выполнить задание: Перечислить источники права и дайте им определение. (ОК 1, 4)
Нормативно-правовые акты - официальные документы установленной формы, принятые в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение
Нормативные договоры - один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).
Правовые обычаи - исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.
Правовые (судебные) прецеденты - решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешённому в рамках аналогичного производства.
Теоретическое занятие
Тема: Общие положения о государстве и праве.
В результате освоения данной темы:
студент должен знать:
- определение «общество», «государство»;
- взаимосвязь общества и государства;
- теории и этапы происхождения государства;
- характеристика правовых норм;
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизм их реализации;
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.103.74 (0.015 с.)