Основные пути и средства умственного воспитания аномальных школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные пути и средства умственного воспитания аномальных школьников.



Специфические пути реализации общепедагогических принципов обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяют считать олигофренопедагогику самостоятельной наукой.

Будущие олигофренопедагоги должны быть вооружены знаниями об особенностях школьников с легкой степенью умственной отсталости (дебильностью), должны уметь подобрать пути, обеспечивающие возможность этим детям получить реальные знания.

Воспитательный процесс – процесс комплексный, в нем должно просматриваться единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания.

Методы воспитания – это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера…), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы…), а также предметы (картины, кинофильмы…), которые используются в процессе реализации того или иного метода.

Методы и средства воспитания тесно связаны между собой, однако их следует различать. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога (учителя, воспитателя), средство же может влиять вне ее (например, чтение книг, газет, журналов или просмотр фильмов и телепередач).

Процесс воспитания носит двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь); комбинированная связь – от родителей, учителей, психолога, дефектолога к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику.

Каждый урок специальной (коррекционной) школы решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.

Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкретной, решаемой, соответствовать возможностям учащихся.

Воспитательная задача предполагает:

• формирование у учащихся потребности в овладении знаниями;

• воспитание у учащихся сознательного отношения к учебному процессу;

• использование воспитательных возможностей урока, его учебного материала;

• формирование таких качеств личности, как аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность и т.д.;

• обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью.

Варианты организации конкретного воспитательного процесса принято называть формами воспитания. Иначе говоря, формы воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. Их классификация зависит от критерия выделения основных форм воспитания.

По количеству охватываемых процессом воспитания учащихся различают такие формы воспитания:

♦ индивидуальные – выполнение поручений, заданий творческого характера, внеклассное чтение и пр.;

♦ групповые (коллективные) – кружки, студии, классные часы, секции, соревнования и пр.;

♦ массовые – тематические вечера, смотры, конкурсы, фестивали, выставки, походы, клубная работа.

По месту в педагогическом процессе выделяют следующие формы организации воспитательного процесса:

♦ уроки;

♦ внеурочная деятельность с воспитателем – выполнение режима дня, специально организованные занятия, различные мероприятия (викторины, конкурсы, концерты);

♦ внешкольная деятельность, организуемая только воспитателем (праздники, походы и пр.), воспитателем совместно с родителями (походы в театр, парк, экскурсии и пр.), а также специальными внешкольными учреждениями.

 

9. Элементы творческой деятельности школьников в подготовке и проведении внеклассного чтения.

Творчество - самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся. На уроках литературного чтения проводятся творческие работы с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами творческих работ понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды, известны большинству учителей и находят применение в их практике. Основными видами традиционных творческих работ являются иллюстрирование, рассказывание, драматизация.

Цель творческих заданий - повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы, дальнейшее совершенствование полученных знаний и творческого подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Для оптимизации деятельности учащихся творческие задания позволяют включить школьников в разные виды деятельности, например, в деятельность иллюстратора, актера, рассказчика. Главная задача учителя пробудить, поддержать интерес детей к рассказыванию на основе услышанных сюжетов, своих версий и интерпретаций текстов.

Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки внеклассного чтения. Внеклассное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала.

На уроках внеклассного чтения школьники пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах. В итоге у некоторых получаются неплохие произведения.

Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на протяжении года с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика.

Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе: это речевые разминки, задания на смекалку, различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры, головоломки, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки.

Применение творческих заданий на уроках внеклассного чтения показывает:

- У многих детей появляется положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера;

- Они постепенно начинают проявлять более высокую степень самостоятельности;

- Учатся задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста;

- Понимать чужие мысли, заключённые в тексте;

- Представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины;

- Чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей изменяется отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности; возрастает умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко проявляется способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.008 с.)