Блок 3 «Моя сетевая безопасность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 3 «Моя сетевая безопасность»



Блок 3 «Моя сетевая безопасность»

(9-11 классы)

Занятие 1 «Соцсети в моей жизни» (60-65 минут)

Цель: Актуализация знаний о положительных и отрицательных сторонах социальных сетей, предупреждение формирования зависимости от социальных сетей, интернет-зависимости у подростков и юношей

Задачи:

1. Уточнить представления и пользе и вреде, опасностях социальных сетей.

2. Оказать помощь в снятии психоэмоционального напряжения.

3. Воспитывать умение аргументировать своё мнение.

4. Развивать у подростков и юношей чувства ответственности за свое здоровье.

5. Способствовать осознанию подростками и юношами своих ценностей.

Материалы: листы, цветные карандаши (фломастеры), классная доска (маркерная доска), презентация «Безопасный Интернет», проектор, стул, яркая ткань, опорные слова для рефлексии, возможно символы правил поведения на занятии (или листы для изготовления символов по ходу занятия).

Ход занятия

1. Приветствие, психологический настрой

Упражнение «Статус» (5 минут)

Каждому участнику предлагается озвучить свой «сетевой статус» - предложение, обозначающее его эмоциональное состояние на данный момент. Это может быть цитата из книги, стихотворение или просто описание того, что подросток чувствует в данный момент.

«Самая большая замочная скважина в истории человечества — Интернет» (С.Кинг)

Как вы думаете, что подразумевал писатель под этой фразой?

О нем и поговорим.


2. Правила поведения на занятии (5 минут)

- Для работы нашего тренинга необходимо выработать правила, которым бы подчинялись все участники группы и сам ведущий. Предлагайте для обсуждения правила, я их дополню, нарисуем символы к каждому правилу (распределить, кто что рисует (схематично)). Вы можете что-то вычеркнуть или добавить свое.

(Для примера):

1. Доверительный стиль общения. Для того, чтобы участники максималь­но доверяли друг другу, следует принять еди­ную форму обращения друг к другу по имени либо условному имени конкретно для данных занятий

2. Общение по принципу «здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Искренность в общении. Во время работы мы говорим толь­ко то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать.

4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом. (это правило добавляется обязательно!).

5. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок».

6. Активное участие в происходящем. Во время занятия мы включе­ны в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, парт­нера и коллектив в целом.

7. Правило внимательного слушания. Когда высказывается кто-то из то­варищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним».

Правила обсуждаются группой, принимаются или отвергаются.

3. Разминка

Упражнение Стул "Мечтателя" ( 5-7 минут)

В центре круга стоит Стул "Мечтателя" (покрыт яркой тканью). Участники делятся на три группы. Нужно предложить самые фантастические идеи о том, что для человека Интернет стал безопасным. Представители от групп выходят, садятся на стул и высказывают идеи группы. Главное правило – запрет критики любого ответа.

Время на представление идей 10 минут (от 3 групп)

Примечание: помощник записывает идеи на ватман или доску.

4. Информационный блок. (15 минут)

Групповая дискуссия

- Сейчас, вероятно, нет такого человека, который пользовался интернетом и не был бы зарегистрирован на каком-либо сайте. У каждого есть своя почта и аккаунт в социальной сети. Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете. На данный момент многие считают, что в ближайшем будущем сети станут важным спутником большинства людей; возможно, в них перекочуют многие СМИ, однако количество сетей может сократиться и укрупниться.

Обсуждение: какими социальными сетями я пользуюсь? Что они позволяют мне делать? Какими преимуществами обладают для меня определенные сети? (например: вконтакте, фейсбук, твиттер, инстаграм, одноклассники – найти сходство и различия)

Что относится к положительным сторонам соцсетей?

(Подсказка) К положительным сторонам социальных сетей относятся:

- быстрый поиск необходимой информации, единомышленников, общение с ними, с друзьями, родственниками, другими людьми, находящимися в разных точках страны и мира; возможность самовыражения, реализация творческого потенциала; это прекрасный способ общения не только между отдельными людьми, но и между группами;

- чтение постов интересных, известных личностей, их комментирование; освещение вопросов и тем, которые не затрагивают или замалчивают традиционные СМИ;

- помощь в организации своей профессиональной деятельности, продвижения и рекламирования ее в Интернете; «Твиттер» нередко используют как информатора, для литературного самосовершенствования под девизом «Ни дня без строчки!». В «LiveJournal» записывают мысли, темы, которые волнуют. «ВКонтакте» выкладывают и получают нужную информацию о расписании занятий, учебе, заданиях и т.д., что-то продают и покупают, ищут работу, партнеров по бизнесу, спутников жизни;

- соцсети - отличная платформа для рекламы чего бы то ни было, т.к. это огромный охват аудитории и к тому же практически за бесценок;

- прежде чем что-то купить, люди заходят на форумы и читают отзывы о качестве продукта, это помогает избегать многих неприятностей;

- с помощью соцсетей можно быстро собрать необходимые средства на лечебную помощь больным людям;

- бурное обсуждение в сети острых социальным проблем или чрезвычайных происшествий вынуждают средства массовой информации прислушиваться к ним, передавать эту информацию по своим каналам.

Мозговой штурм: мешают ли социальные сети моей повседневной жизни? (если да, то каким образом).

(Подсказка) К отрицательным сторонам соцсетей относятся:

- к сетям сильно привыкаешь и начинаешь зависеть от них, в своем роде это некий наркотик; в твоей голове сидит «червячок», который постоянно напоминает, что нужно зайти, проверить, ответить, выложить, написать и т.д.; есть люди, которые уже просто живут в этих сетях, путая виртуальность с реальностью, что ведет к деградации личности;

- вместо работы и отдыха люди «убивают» много времени на сидение в Интернете без какой-либо пользы для себя, это влияет на здоровье – на зрение, нервную систему, сон, и т.д.; снижает работоспособность и качество работы;

- социальная сеть, возможно, является источником личной информации для различных спецслужб. Мы, не задумываясь, выкладываем в сетях информацию о себе, а также о родных и друзьях, что может обернуться для них неприятностями. На некоторых ресурсах уже невозможно удалить собственную страницу (можно только закрыть от других), она остается в базе данных сети;

- сети не заменят живого человеческого общения: смайлики не могут выражать настоящих эмоций, ощущений и настроений;

- бывает, что за «никами» и фото прячутся совершенно иные люди и не всегда с хорошими намерениями. Сети дают возможность манипулировать людьми, внедрять в их умы далеко небезобидные идеи; на платформе социальных сетей очень легко формировать различные группы в чьих-то интересах;

- социальные сети сегодня превращаются в средство маркетинга, они в большей степени удовлетворяют потребности рекламодателей и пиарщиков, чем непосредственно пользователей; очень мало используются социальные сети по их прямому назначению; нередко они превращаются в огромную свалку словесного мусора;

- социальные сети не могут заменить или быть СМИ, т.к. в них нет достоверности, объективного отражения действительности.

Подавляющая часть контактов в сети – это обмен всякой малозначительной информацией на уровне межличностного общения. При этом обсуждение важных проблем характеризует низкое качество многих любительских материалов, отсутствие ответственности пользователя за дезинформацию (которая может вызвать даже панические атаки у других), большой объем информационного шума, спама, нередкий выход дискуссии из надлежащего русла, использование в комментариях ненормативной лексики.

Мозговой штурм

Какие опасности я знаю в интернете? С чем я лично сталкивался (или боюсь столкнуться)?

- оскорбления,

- вирусы,

- мошенники,

- постоянное пребывание в сети,

- неадекватные люди,

- угрозы, преследования

- деструктивные группы и игры

- игромания и т.д.

Ознакомление с презентацией «Безопасный Интернет» (9-11 класс) (5-7 минут)

5. Релаксация

(под музыку)

Визуализация «Я – в реальности, я – в интернете» (10 минут)

- Упражнение необходимо начать с дыхательной подготовки. Предложите подросткам занять удобное положение, выпрямиться; объясните им, что с выпрямленными спинками легкие больше вдыхают кислорода, следовательно, мозг их лучше дышит. – Закройте глаза, сделайте три медленных глубоких вдоха так тихо, чтобы никто их не слышал, и медленно выдохнуть (возможно музыкальное сопровождение для фона (тихо). Начните говорить тихим голосом:

«Сегодня мы совершим небольшое путешествие. Мы будем использовать нашу фантазию и, фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Мы с вами отправимся в одно место. Представьте, что вы оказались в зале из которого ведут две двери – на одной надпись «Реальность», на другой «Виртуальность (Интернет)». Реальность – это обычный мир с обычными улицами, домами, людьми, предметами, а Виртуальность – это нереальный (цифровой) мир Интернет-пространства, который отличается о реального. Заходите по очереди в каждую из двух дверей, запоминайте всё, что там видите и сравнивайте, чем отличаются эти два мира.

(Упражнение позволяет участникам посмотреть на их взаимоотношения с виртуальностью, отметить проблемы в распределении энергии)

- Возвращаемся в нашу комнату (класс), чувствуем ноги, руки, спинку стула, открываем глаза, смотрим на всех, осматриваемся вокруг. Мы в реальности. Сейчас посмотрим, что вы видели за теми двумя дверями.

Инструкция: разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – в реальности», «Я – в интернете». Как вариант можно предложить составить списки определений «В реальности я никогда», «В виртуальности я никогда».

Обсуждение:

- есть ли похожие и противоположные черты, одинаковые качества, проявляющиеся в разных сферах,

- наблюдается ли полное отсутствие общих черт,

- какой список было составлять легче, а какой получился объемнее,

- каково отношение участников к тому, что есть заметные различия.

Ход занятия

Приветствие

Упражнение «Внимание на меня!» (2 минуты)

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Обсуждение: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств.

2. Правила поведения на занятии. (2 минуты)

Повторяются правила, сформулированные на предыдущем занятии, добавляются новые, рисуются соответствующие символы.

Разминка

Упражнение «Скрепка» (5-7 минут)

- Каждому участнику дается металлическая скрепка. За 20 секунд учащиеся должны разогнуть и выпрямить ее как можно лучше, причем делать это нужно только руками. Разогнутые скрепки демонстрируются и, путем голосования выбирается из них самая ровная. После скрепки возвращаются ученикам; снова в течение 20 секунд им нужно придать прежнюю форму. Скрепки показываются группе, для сравнения к ним добавляется новая скрепка.

- Кто лучше всех сумел восстановить свою скрепку в первоначальном виде?

- Достигли ли вы желаемого результата?

- Похожа ли скрепка после восстановления на первоначальную?

- Как можно перенести это упражнение на человеческие отношения?

Вывод: восстановленная скрепка похожа на скрепку, ей даже можно пользоваться – но она не такая, как раньше; очень трудно, а порой невозможно восстановить в прежнем виде то, что изменилось. Некоторые последствия наших решений, нашего поведения нельзя устранить полностью. Так же и с людьми: любое действие изменяет как отношения между людьми (можно их навсегда испортить, можно восстановить – но прежними они уже не будут), так и может изменить личность самих участников. Изменения бывают опасными и необратимыми, поэтому в общении всегда следует выбирать ту линию поведения, которая позволит избежать серьезных последствий.

4.Информационный блок (15 минут)

- Сегодня мы продолжаем тему безопасности в интернете и поговорим о таком феномене, как кибер-травля. Но прежде, чем мы начнем, предлагаю вам ответить «да» или «нет» на утверждения. Вы можете поднимать руки или просто подсчитывать про себя, сколько у вас положительных ответов.

Утверждения:

1) вы периодически сталкивались с интернет-троллями(с теми, кто оскорбляет, обижает, обзывает тебя в Интернете),

2) вы получали обидные комментарии к фотографиям или видеозаписям,

3) один раз или больше вы становились свидетелями оскорблений людей в сети интернет,

4) несколько раз вам писали оскорбительные сообщения незнакомые люди,

5) хоть раз вы получали письма с угрозами,

6) с вами выкладывали смешные видеоролики без вашего согласия,

7) вас без предупреждения и причин отправляли в бан-лист,

8) о вас распускали нелепые слухи,

9) вы пересылали знакомым конфиденциальные фотографии, которые позже обнаруживали в сети,

10) кто-либо создавал в интернете страницу с вашим именем (фейк),

11) вас оскорбляли в онлайн-играх.

Кто ответил положительно на 5 вопросов? Кто на все 11? У кого вообще нет положительных ответов?

Ребята, каждый из вас побывал хотя бы раз в одной из ситуаций, и чувствовал себя крайне некомфортно. Подобные явления носят название кибербуллинга.

Многие люди, независимо от возраста, находясь в виртуальном пространстве могут стать жертвами буллинга, или травли, - систематически повторяющихся агрессивных выпадов в их сторону. (сетевой буллинг показан в фильме «Кибер-террор», «Запрос в друзья», «Убрать из друзей). Буллинг происходит от английского «бык» со сводными значениями агрессивного нападения, задирания, придирок, провокаций. Кибербуллинг - это нападение с целью причинения психологического ущерба. Касается каждого человека, который пользуется интернетом, особенно социальными сетями. Чем больше соцсетей захватывает человек, тем более он становится уязвимым.

По каким каналам булли обращаются к жертве:

- Телефон: звонки, сообщения, съемка видео.

- Чат: угрозы, оскорбления, игнорирование, ввод в доверительные отношения.

- Е-мейл: рассылка злобных сообщений, непристойных и вредоносных материалов, взлом почты.

- Соцсети: обидные комментарии, распространение непристойностей, взлом и размещение в аккаунте неприятной информации, создание группы ненависти, фейка страницы.

- Видеопорталы: непристойные и позорящие видео.

- Игры: оскорбления, уничтожение героя, изоляция от участия в игре.

Мозговой штурм

Как вы думаете, почему людям хочется этим заниматься? Зачем травить других?

(скука, зависть, месть, неприязнь, борьба за власть, самоутверждение превосходство, центр внимания, комплекс неполноценности, личностный кризис).

Целью буллинга является сокрытие агрессором своей неполноценности за маской жестокости.

Какие особенности могут подтолкнуть человека к занятию интернет-травлей?

Низкий уровень воспитания;

Неадекватная заниженная самооценка;

Внутриличностная агрессивность, зависящая от индивидуальных особенностей;

Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе;

Желание доминировать над другими;

Семейное насилие;

Внутрисемейные конфликты;

Высокая конфликтность;

Низкая устойчивость к стрессу.

Буллеры – это:

Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера;

Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;

Подростки, стремящиеся быть в центре внимания;

Дети высокомерные, делящие всех на «своих» и «чужих» (что является результатом соответствующего семейного воспитания);

Максималисты, не желающие идти на компромиссы;

Подростки со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение;

Дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.

Кроме людей, которые целенаправленно портят жизнь другим посредством сети Интернет, есть другие персонажи, которых можно обозначить как помощники буллей - это люди со следующими качествами:

- Несамостоятельные, легко поддающиеся влиянию окружающих, безынициативные;

- Подростки, которые всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежные и законопослушные);

- Не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других);

- Часто подверженные жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны и склонны применять физические наказания).

- Эгоцентричные, не умеющие ставить себя на место другого (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»);

- Не уверенные в себе, очень дорожащие «дружбой», оказанным доверием со стороны значимого человека;

- Трусливые и озлобленные дети.

Ребята, особенности зачинщика травли мы с вами обсудили. А какими особенностями может обладать человек - жертва сетевой травли? (Жертвой кибербуллинга может стать каждый человек, и ребенок, и взрослый, независимо от сферы деятельности, состояния здоровья, особенностей внешности). Любой человек может стать виновником забавной ситуации, превратившейся в популярный ролик в интернете; каждый может попасть в эпицентр вихря насмешек и грубых комментариев…

Естественно, ни одному человеку не будет приятно, когда его оскорбляют. Большинство из вас призналось, что были случаи получения бесцеремонных сообщений, критики в сети; какие чувства вы испытывали? (ответы детей).

Точно то же самое чувствует жертва травли.

Есть основные типы буллинга, в зависимости от которого можно выстроить определенную линию поведения и обезопасить себя от долгосрочных последствий:

1) флейминг – короткие эмоциональные реплики с обеих сторон, иногда превращается в затяжной ужесточенный конфликт – холивар.

- Как вы думаете, какой выход? (Выход: прекратить перепалку. Предельно вежливо и холодно попрощайтесь с оппонентом)

Опасность: неожиданный выпад может вызвать сильные эмоциональные переживания.

2) харрасмент – постоянные нападки, повторяющиеся оскорбительные сообщения. Звонки и мессенджи сыплются на пользователя, как метеориты.

- Как вы думаете, какой выход? (Выход: заблокировать пользователя)

Опасность: перегружают каналы коммуникации. Могут вызвать панические атаки у жертвы.

3) клевета – распространение оскорбительной и ложной информации.

- Как вы думаете, какой выход? (Выход: попытаться поговорить с оппонентом. В случае отказа – обратиться к администратору сайта с требованием удаления информации. Если информация не убрана – заскринить и обратиться к правоохранителям)

Опасность: вызывает реакцию агрессии со стороны жертвы.

4) фейк – самозванство. Булль «перевоплощается» в жертву. Делает он это взломав аккаунт в соцсетях, либо создав свой аккаунт с именем жертвы. Со страницы осуществляется рассылка спама, оскорбления, рассылка непристойных материалов и иного рода негативная коммуникация.

- Как вы думаете, какой выход? (Выход: обратиться к администратору сайта с жалобой и требованием удаления информации фейка. В случае взлома – смените пароль и к странице, и к почте).

5) выманивание и распространение информации – получение обманным путем информации и распространение ее в сети, либо передача другим лицам, которым она не предназначалась. Пример: сорокалетний мужчина заводил беседы с девочками и просил выслать ему свои интимные фото, после чего пересылал эти фото другим девочкам.

- Как вы думаете, какой выход? (Выход: делайте скриншот и обращайтесь в прокуратуру)

6) изоляция – исключение из взаимодействия. Отправка в бан-лист без предупреждения (по непонятной причине), отсутствие ответа на сообщения.

- Как вы думаете, какой выход? (Выход: отомстить тем же способом).

7) размещение в сети видеороликов с записью сцен насилия над жертвой, либо сцен где жертва оказалась в неприятном положении, смешном, без ее согласия. Хорошо иллюстрирует «Запрос в друзья».

- Как вы думаете, какой выход? (Выход: сделать скриншот и обратиться в полицию).

8) угроза расправы, либо сталкинг – навязчивые предложения встретиться (зачастую непристойного характера)

- Как вы думаете, какой выход? (Выход: угрозы – это подсудное дело. Заскриньте сообщения и в прокуратуру. Если вас подкараулили и выполнили угрозу, снимите побои и напишите заявление в полицию (скриншот с сообщениями как доказательство).

9) приглашение в деструктивную группу, в игру, при отказе также угрозы и унижения

- Как вы думаете, какой выход? (Выход: деструктивная активность отслеживается ежедневно правоохранительными органами – это подсудное дело. Заскриньте сообщения и в РОВД или прокуратуру)

Ход занятия

1. Приветствие, психологический настрой (3 минуты)

- Поприветствуем друг друга разными способами по условному сигналу: хлопком ладонь к ладони, плечом и т.д.

Упражнение-энергизатор «Компьютер»

Ребята делятся на 3 группы: «монитор», «процессор», «клавиатура». Когда психолог говорит какое-либо из названий, участники группы меняются местами. Когда психолог говорит «компьютер» - меняются местами все участники занятия.


2. Правила поведения на занятии (1 минута)

Напоминаются правила работы в группе, при необходимости добавляются новые, которые подходят для данного занятия (добавляем символы).

3. Разминка (15 минут)

Упражнение «Что делать»

Подросткам раздаются карточки с описанием спорных ситуаций, которые могут произойти в виртуальном пространстве (по 1 на группу). После обсуждения подростки зачитывают свою ситуацию и отвечают на вопросы.

- какую угрозу несет данная ситуация?

- что бы вы предложили делать в данной ситуации?

1. К вам на почту поступает письмо с просьбой о материальной помощи, т.к. автор письма студент/начинающий/в сложной ситуации/денег нет, кушать нечего. На вас никто не давит, желаемая сумма может не указываться. Помочь человеку или нет – только ваше дело.

2. Вам приходит письмо о крупном выигрыше: вы выиграли деньги/машину/что-то еще, приз будет выслан/счет активирован, как только вы переведете некоторую сумму (пошлина, транспортные расходы и тд.).

3. Вы заходите на сайт, на котором вы уже зарегистрированы, по ссылке, но вам надо заново вводить почту и пароль от нее.

4. Вам приходит письмо с уведомлением, что аккаунт на каком-либо сайте взломан, или может быть заблокирован или удален (и т.д.), чтобы этого не случилось, необходима оплата (даже когда вы даже не регистрировались на сайте).

5. Вам приходит сообщение насчет «нелегального доступа к услугам сайта», спама с вашей страницы, появляются угрозы выложить в сеть какие-либо Ваши материалы, где главным условием избавления от проблемы являются ваши действия по отправлению денежных средств шантажисту.

6. Вас приглашают в группу, предлагают принять участие в интересной игре-квесте, где нужно выполнять интереснейшие задания и размещать фотоотчёт в соцсетях.

- Как вы думаете,о чём сейчас пойдёт речь?

4. Информационный блок (15 минут)

- Ребята, как вы уже поняли из предыдущего упражнения, нашей темой занятия станет мошенничество в интернете. Интернет-пространство расширяется, и с этим связано развитие кибер-мошенничества. Если люди уже научились распознавать мошенников в реальной жизни, и уже не «ведутся» на обычные шутки, то мошенников в интернете распознать гораздо сложнее. Как вы считаете, по каким причинам?

Да, глазами преступников не увидишь, и понять, что и как они могут сделать, непросто.

В кибер-пространстве мошенники работают по нескольким направлениям.

Денежные «мышеловки»

Беспроцентный кредит»

Пользователю, желающему взять кредит, предлагают предоставить его быстро, легко и в любом объеме, если на счет мошенников будет перечислена круглая сумма. Действия преступников строятся как зеркальное отражение закона: к людям выезжают сотрудники, заполняются необходимые документы (получается согласие в том, что все добровольно и без претензий). Итог – ни денег, ни кредита.

Как поступить. Кредиты лучше не брать вообще; при необходимости сделайте заем у кого-нибудь из друзей или знакомых. При отсутствии возможности возьмите кредит в известном банке, придя лично в его филиал.

Магазин на диване»

Вам предлагается приобрести желаемый товар по привлекательной цене (раз в 5 ниже среднестатистической), а возможно и вовсе бесплатно – вроде конфискат, вам делают подарок. Или к вам попадает журнал с товарами от известного магазина. Есть предложение – получить за заказ на ЭН-ную сумму ценный приз.

Увеличение дохода»

Вы получаете письмо, где указывается, что денежный сайт предлагает эффективный способ удвоения капитала, (отправь 100 р, получи 500).

Или вам приходит сообщение о смерти дальнего родственника, наследником которого являетесь вы, однако нужно переслать налог на наследство.

Как поступить. Ни в коем случае ничего не высылайте; проверьте, действительно ли у вас был четвероюродный внучатый дядя из Канады, и ждите адвоката. Все юридические вопросы решаются с глазу на глаз, а не в интернете.

Лотерея»

Вам приходит письмо о крупном выигрыше: вы выиграли деньги/машину/что-то еще, приз будет выслан/счет активирован, как только вы переведете некоторую сумму (пошлина, транспортные расходы и тд.). Вы не участвовали в конкурсе – неважно. Даже не слышали о нем – тем более. Это очень интересно, просыпается азарт – получить нечто, при этом ничего не делая.

Как поступить. Вспомните, принимали ли вы участие, знаете ли организацию, откуда у нее ваши контакты; не знаете ответа на вопрос – забудьте о сообщении и ничего не переводите.

Отправка смс

Ситуация первая. «Ваш аккаунт блокирован, подтвердите смс… вы выиграли, отправьте смс… помоги выиграть в голосовании…, получи доступ к сайту…» Стоимость СМС - в 5-10 раз больше обычной.

Попрошайничество»

Шантаж

В эту категорию относятся все сообщения насчет «нелегального доступа к услугам сайта», спама с вашей страницы, угроз выложить в сеть какие-либо материалы, где главным условием избавления от проблемы являются ваши действия по отправлению денежных средств шантажисту.

Как поступить. Можете написать провайдеру о спаме с угрозами, либо в техподдержку сайта, услугами которого вы якобы пользуетесь. Любую угрозу можно заскринить, распечатать и обратиться в полицию.

Механический ущерб

Вирусы

«Вы реальный человек – введите свой номер телефона». Вам либо приходит смс для ответа, либо вы автоматически подписываетесь на какую-то телефонную услугу и у вас со счета списывается ежедневно пара десятков рублей. В любом случае, вы теряете некоторую сумму денег. Если вы получили сообщение со ссылкой на скачивание открытки, музыки, картинки или какой-нибудь программы, не спешите открывать её. Перейдя по ссылке, вы можете, сами того не подозревая, получить на телефон вирус или оформить подписку на платные услуги.

Как поступить. Внимательно читать всю информацию, особенно мелким шрифтом, со страниц, в частности - внизу сайта. Если не помогло, немедленно обратитесь в салон связи отключать услугу. Посмотрите, с какого номера было отправлено вам сообщение. Даже если сообщение прислал кто-то из знакомых вам людей, убедитесь в этом, позвонив оппоненту. Если отправитель вам не знаком, не открывайте письмо.

Помните, что установка антивирусного программного обеспечения на компьютер или мобильное устройство - стандартная мера, позволяющая повысить вашу безопасность.

Сайты-фейки

Вы заходите на сайт, на котором вы уже зарегистрированы, по ссылке, но вам надо заново вводить почту и пароль от нее.

Как поступить. Проверьте адрес сайта и перейдите по проверенной ссылке.

Романтические аферы

Этим пользуются злоумышленники, используя фото привлекательных девушек и юношей, привлекая психологов, программистов и посредством сайтов завязывают переписку с доверчивыми людьми. Взамен вечной любви они просят решить их финансовые проблемы, либо же отправляют своим пассиям подарки, за которые они сами должны расплатиться.

Как поступить. Познакомившись с человеком в интернете, имейте в виду, что он может оказаться мошенником. Требуйте встречи, если не соглашается – есть вероятность, что человек вас обманывает. Можете запросить у человека фотографию его лица на фоне чего-либо (например, газеты его города).

Работа в интернете

Интернет является одним из способов заработка, но человек, работающий фрилансером, может стать жертвой мошенников: когда он выполнит работу по переводу текста или написанию реферата, то может остаться без обещанной платы.

Как поступить. Собираясь работать в сети, помните, что главный принцип – сначала оплата (хотя бы половинная), потом – работа.

Обсуждение: сталкивались ли вы с каким-то видом мошенничества в интернете?

Рефлексия

Упражнение «Чемодан. Корзина. Мясорубка» (10 минут)

Участники выбирают картинки чемодана, мусорной корзины или мясорубки в зависимости от полезности полученных знаний и отработанных навыков по теме безопасности в сети Интернет (или располагаются по принципу «Четыре (три) угла» в соответствии с размещёнными там картинками чемодана, корзины и мясорубки.

Чемодан – знания, умения и навыки были полезными, я возьму их с собой и буду пользоваться.

Мусорная корзина – ничего для меня не было полезным, мне не пригодятся эти навыки.

Мясорубка – мне ещё нужно осознать то, что я узнал на занятиях, обсудить с кем-то.

Ребята, наше занятие подошло к концу. Будьте внимательны и соблюдайте правила безопасности в интернете.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Занятие 1. Рефлексия

· Позаботься о … · Никогда не …
· Всегда … · Думай о …
· Обрати внимание на … · Постарайся …
· Посоветуйся с … · Узнай о …
· Не забудь … · Сделай …
· Ни в коем случае не … · Помни о …

Количество наборов распечатывается в зависимости от количества учащихся.

· Позаботься о … · Никогда не …
· Всегда … · Думай о …
· Обрати внимание на … · Постарайся …
· Посоветуйся с … · Узнай о …
· Не забудь … · Сделай …
· Ни в коем случае не … · Помни о …

Рекомендации подросткам

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.

2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

 

Блок 3 «Моя сетевая безопасность»

(9-11 классы)

Занятие 1 «Соцсети в моей жизни» (60-65 минут)

Цель: Актуализация знаний о положительных и отрицательных сторонах социальных сетей, предупреждение формирования зависимости от социальных сетей, интернет-зависимости у подростков и юношей

Задачи:

1. Уточнить представления и пользе и вреде, опасностях социальных сетей.

2. Оказать помощь в снятии психоэмоционального напряжения.

3. Воспитывать умение аргументировать своё мнение.

4. Развивать у подростков и юношей чувства ответственности за свое здоровье.

5. Способствовать осознанию подростками и юношами своих ценностей.

Материалы: листы, цветные карандаши (фломастеры), классная доска (маркерная доска), презентация «Безопасный Интернет», проектор, стул, яркая ткань, опорные слова для рефлексии, возможно символы правил поведения на занятии (или листы для изготовления символов по ходу занятия).

Ход занятия

1. Приветствие, психологический настрой

Упражнение «Статус» (5 минут)

Каждому участнику предлагается озвучить свой «сетевой статус» - предложение, обозначающее его эмоциональное состояние на данный момент. Это может быть цитата из книги, стихотворение или просто описание того, что подросток чувствует в данный момент.

«Самая большая замочная скважина в истории человечества — Интернет» (С.Кинг)

Как вы думаете, что подразумевал писатель под этой фразой?

О нем и поговорим.


2. Правила поведения на занятии (5 минут)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.177 с.)