Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)



Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

 

 

Н. Ю. Вельц, И. В. Ерошкина,

И. Г. Климова, В. А. Старков

РУКОВОДСТВО К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ

И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИОЛОГИЯ»

 

Утверждено редакционно-издательским советом ОГТИ

в качестве учебно-методического пособия

 

 

 

 

 


Орск 2006

УДК 378 ББК 74.262.8 р     Р84

Научный редактор

Т. Е. Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент

(Орский гуманитарно-технологический институт)

Рецензенты:

Г. В. Ни, доктор биологических наук, профессор,

И. В. Быстров, кандидат биологических наук, доцент

(ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»)

 

 

Р84  Вельц, Н. Ю. Руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности       «Биология»: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Ю. Вельц,

И. В. Ерошкина, И. Г. Климова, В. А. Старков. – Орск: Издательство ОГТИ, 2006. – 95 с. – ISBN 5-8424-0282-3.

 

ISBN 5-8424-0282-3

©   Вельц Н. Ю., 2006

©   Ерошкина И. В., 2006

©   Климова И. Г, 2006

©   Старков В. А., 2006

©   Издательство ОГТИ, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Пояснительная записка …………………………………………….. 5
Глава 1. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента …….   6
1.1 Типы и виды учебных исследований ……………………. 8
1.2 Выбор темы ………………………………………………… 10
Глава 2. Организация исследования ……………………………… 13
2.1 Стратегия исследования ………………………………….. 13
2.2 Исследования биологических объектов …………………. 20
2.2.1 Ботаника ……………………………………………... 20
2.2.2 Зоология беспозвоночных ………………………….. 23
2.2.3 Зоология позвоночных ……………………………… 28
2.2.4 Человек ………………………………………………. 30
2.3 Постановка методологических исследований …………… 32
2.4 Методы биологических и психолого-педагогических исследований ………………………………………………………..   37
2.4.1 Методы изучения видового состава биологических объектов ……………………………………………………………..   37
2.4.2Методы изучения пространственного размещения биологических объектов ……………………………………………   38
2.4.3Методы изучения экологии биологических объектов ……………………………………………………………..   39
2.4.4 Наблюдение …………………………………………. 39
2.4.5 Эксперимент ………………………………………… 40
2.4.6 Технология обобщения педагогического опыта ….. 42
2.5 Обработка данных и получение статистических оценок.. 43
2.6 Представление полученных результатов в виде графического материала ……………………………………………   55
Глава 3. Работа с научной литературой …………………………... 60
3.1 Информационное обеспечение исследования …………… 60
3.2 Конспектирование источников …………………………… 62
3.3 Методы обработки содержания научных текстов ………. 64
3.4 Понятийно-терминологическое обеспечение исследования ………………………………………………………..   69
Глава 4. Структура и оформление курсовой и выпускной квалификационной работ ………………………………………….   70
4.1 Структура курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………………………………………   70
4.2 Оформление курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………………………………………   74
Глава 5. Защита курсовой и выпускной квалификационной работ …………………………………………………………………   81
Список литературы ………………………………………………… 84
Приложение 1. Образец задания по курсовой работе …………… 86
Приложение 2. Образец оформления обложки ………………….. 87
Приложение 3. Образец оформления титульного листа ………… 88
Приложение 4. УДК, ББК по основным дисциплинам ………….. 8
Приложение 5. Образец оформления реферата ………………….. 90
Приложение 6. Образец оформления содержания ………………. 91
Приложение 7. Схема написания введения ……………………… 92
Приложение 8. Образец бланка отзыва о курсовой работе …….. 95

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ разработано для студентов очного отделения естественнонаучного факультета, обучающихся по специальности «Биология», а также педагогов, занятых в системе переподготовки и повышения квалификации.

Учебно-исследовательская деятельность студентов, обучающихся по данной специальности, организация исследования по различным разделам биологии, обработка полученных результатов имеют свои особенности и представляют трудности для самостоятельной работы.

Курсовая работа по специальности планируется у студентов   III курса, уже имеющих навык практической работы на полевых практиках, поэтому для проведения работы им необходимо грамотно спланировать и организовать исследование, обработать и проанализировать полученные данные.

Студенты IV курса впервые выходят на учебно-методическую практику в школе. Их исследовательская работа рассчитана на постановку педагогического и методического экспериментов, что также нашло отражение в данном пособии. На практике можно применить данные, полученные в ходе подготовки к курсовой работе по специальности, поэтому курсовая работа по методике преподавания биологии является следующим этапом учебно-исследовательской самостоятельной работы студентов.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой интегративную работу, в которой объединены теория и практика комплексного научного решения исследуемой проблемы. Данная проблема может быть связана как с изучением биологических объектов, так и с решением методических и педагогических задач. Для выполнения ВКР студенту потребуются навыки, полученные в процессе написания курсовых работ на предыдущих курсах.

Целью данного пособия является помощь студентам в планировании, постановке цели и задач исследования, выборе методов, а также в получении достоверных результатов и выводов.


ГЛАВА 1. КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТЫ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Курсовая и выпускная квалификационная работы – это формы организации учебно-исследовательской деятельности студента и слушателя учебного заведения системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Их назначение – развитие познавательной самостоятельности специалиста, его умений самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания. Они представляют собой учебно-исследовательские формы, основанные на индивидуальной самостоятельной и личностно-ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося.

Кроме того, это еще и формы контроляуровня профессиональной подготовки обучающихся, и потому данные работы выполняются с соблюдением единых требований и правил ГОСТ.

Курсовая работа – это письменная работа, выполняемая на более высоком, чем реферат, уровне и включающая в себя реферирование. Она, как правило, носит комплексный характер и строится на освоении большего количества источников и с помощью более сложных методов. Выполняя эту работу, студент и слушатель учатся интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности.

Выпускная квалификационная работа – это высшая форма учебно-исследовательской деятельности студента и слушателя в вузе, на основе которой они аттестуются как подготовленные к работе специалисты. Она выполняется как интеграция знаний из разных учебных дисциплин, относящихся к изучаемой проблеме. Создавая ее, выпускник демонстрирует весь набор умений, полученных им за годы вузовского обучения, по работе с теоретическим и эмпирическим материалом, самостоятельному проектированию исследования, по подготовке и проведению эксперимента, по письменному изложению результатов своего исследования. Этим подтверждается соответствие требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования.

Выпускная квалификационная работа может быть развитием темы, которой посвящена курсовая, и включать в себя ранее осуществленное реферирование. Технологически она строится по полной программе проведения биологического, методического или психолого-педагогического исследования небольшой, доступной, конкретной проблемы.

В целом последовательное и качественное выполнение этих форм учебно-исследовательской деятельности обеспечит специалисту формирование методологической, психологической, педагогической, организационной и исследовательской культуры как основы профессиональной компетентности.

Курсовые работы и ВКР выполняются во внеучебное времяи в сроки, установленные учебными планами. На написание курсовой работы отводится не менее 3 месяцев, выпускной квалификационной работы – не менее 7 месяцев начиная со дня выбора и утверждения темы.

Объем выполняемой работы определяется числом страниц машинописного текста. Курсовые работы и ВКР считаются начиная с титульного листа. Нормативные объемы: курсовая работа – не менее 20, ВКР – не менее 50 страниц.

Курсовая работа и ВКР – самостоятельные формы аттестации студента и слушателя (соответственно текущей и итоговой). Обе проходят стадии защиты. В режиме курсовой работы выполняются так называемые выпускные работы слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.

Все формы учебно-исследовательских работ осуществляются под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава кафедр. Курсовая работа остается в качестве документа на кафедре и хранится 3 года с момента защиты, ВКР хранится на кафедре в качестве документа 5 лет со дня защиты.

Стратегия исследования

 

На выполнение курсовой и дипломной работы отводится строго определенное время, поэтому лучше сразу организовать свою самостоятельную работу как можно четче, что позволит работать ритмичнее, технологичнее и продуктивнее.

Исследовательская деятельность подразделяется на множество исследовательских операций. Для работы нами рекомендуется составить личный план (график) выполнения курсовой работы и ВКР (табл. 1).

Таблица 1

Вид работы Срок Подпись руководителя
1 2 3
1. Выбор темы, определение возможностей исследования тем    
2. Первичное ознакомление с научными источниками, экспериментальной базой    
3. Корректировка и утверждение темы    
4. Разработка научного аппарата и программы исследования    
5. Разработка примерного плана написания работы    
6. Изучение литературы, конспектирование, анализ теории    
7. Разработка программы эксперимента, подготовка экспериментального материала    
8. Написание теоретических глав работы    
9. Обсуждение глав с научным руководителем    
10. Проведение эксперимента, обработка экспериментального материала    
11. Написание эмпирических (методических) глав    
12. Согласование глав    

Окончание табл. 1

1 2 3
13. Подготовка приложения, списка литературы    
14. Разработка заключения    
15. Чтение работы научным руководителем    
16. Доработка по замечаниям, оформление работы    
17. Предзащита, представление к защите    
18. Оформление документов (отзывы, рецензии)    
19. Защита работы    

 

Проектирование исследования, будь то курсовая работа или ВКР, заключается в предварительной разработке научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.

Научный аппарат состоит из операций, позволяющих разработать:

- стратегию исследования;

- тактику исследования;

- оценочные действия, именуемые самоэкспертизой исследования.

Каждая часть в свою очередь содержит несколько исследовательских операций.

Состав научного аппарата, то есть количество исследовательских операций, зависит от того, какую работу выполняет студент. Если это реферат, то, как правило, требуются умения определять актуальность темы, ставить цель, находить предмет исследования и методы работы с теоретическим или эмпирическим материалом. Создавая курсовую работу, студент, помимо этих операций, должен уметь определять объект исследования и ставить задачи. Выполнение всех исследовательских операций требуется лишь в дипломной работе.

Количество исследовательских операций, входящих в научный аппарат, определено стандартом к оформлению и содержанию курсовых работ и ВКР и включает в себя:

- актуальность темы;

- степень разработанности темы;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- объект исследования;

- предмет исследования;

- гипотезу исследования (для проблемных исследований);

- базу исследования (эксперимента);

- методы исследования;

- этапы исследования;

- научную новизну исследования;

- практическую значимость исследования.

Стратегия исследования – это поиск и определение основного пути и предполагаемого результата всего исследования, будь курсовая или дипломная работа.

К исследовательским операциям стратегического характера относятся:

- определение актуальности темы;

- выявление противоречия;

- определение проблемы;

- формулировка конечной цели исследования.

Актуальность темы исследования определяется и описывается на основании:

- соответствия ее государственному и региональному заказу, то есть тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, указах, постановлениях и рекомендациях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе и региональной;

- степени ее разработанности в науке, прежде всего – отечественной, в том числе и учеными своего вуза;

- состояния практического воплощения и практической потребности в разрешении вопросов, определяющих тему.

Противоречие исследования выявляется при анализе актуальности темы. Любое явление в образовании и педагогике складывается из неравномерно развивающихся компонентов.

Студент может увидеть несоответствие между государственным заказом и научной разработанностью темы, практической востребованностью и слабой научной изученностью данной проблемы и т. д.

Определение противоречия – это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой-либо системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве их развитие.

В таких связях есть «слабое звено», препятствующее успешному развитию систем и процессов, практики и теории.

Любое противоречие, следовательно, возникает при наличии «сильного» и «слабого» звеньев. Формулируется оно с помощью предлога «между».

Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить «слабое звено» – одну из сторон противоречия.

В формулировке любой проблемы требуются вопросительные слова «какой», «какая», «какова», «сколько», «что», «почему» и др.

Цель исследования – это продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме. Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, обычно с помощью глагольных форм «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить» и др.

Все четыре операции последовательно связаны между собой, одна как бы вытекает из другой. Постановкой цели завершается процедура выработки стратегии исследования.

Тактика исследования – это серия операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность. Ее можно определить как систему локальных практических действий, направленных на достижение поставленной цели исследования. В качестве таковых определяются:

- объект исследования;

- предмет исследования;

- гипотеза исследования;

- задачи исследования;

- методы исследования;

- методология исследования;

- этапы исследования.

Объект исследования – это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство – теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое же пространство – конкретные образовательные, воспитательные, учебные или биологические системы, процессы. Объект исследования определяет условия, в которых и будет осуществляться работа по достижению намеченной цели.

Предмет исследования – та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Это «слабое звено», обнаруживаемое уже в противоречии, затем становящееся проблемой и, наконец, включенное в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично последней. Только при четком представлении о предмете исследования возможно разработать гипотезу исследования.

Гипотеза – это предположение о путях достижения цели по преобразованию предмета исследования, по созданию условий для его развития и совершенствования. Чаще всего она строится по алгоритму: «А будет усовершенствовано, если используются В, С, D».

Задачи исследования, будучи фрагментами цели – подцелями, ставятся только после разработки гипотезы. Согласитесь, что гипотезы, намечающие достижение одной и той же цели, могут быть разными.

Самоэкспертиза исследования – это самостоятельная оценка его исполнителем с точки зрения научной и практической ценности. Проводится она по завершении всего исследования как самоанализ и непосредственной деятельности исследования, и его результатов. Однако самоопределение научной и практической значимости включается во «Введение», хотя целесообразнее было бы прописывать его в «Заключении». Решение этого вопроса зависит от научного руководителя.

Определение научной новизны исследования проводится на основе оригинальности исследования и его отличия от известных, которые проведены по сходной проблеме ранее. Этой новизной может быть:

- эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи;

- предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся;

- методы исследования, никогда ранее не применявшиеся при изучении подобных явлений;

- новые оценки ранее проведенных исследований;

- впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами, никем ранее не описанные, и т. п.

Определение научной новизны происходит следующим образом.

Во-первых, анализируется цель исследования. Правильно поставленная цель – уже новизна. Какой смысл исследовать еще раз то, что уже сделано в науке и решено на практике? Если цель достигнута, этот результат и есть новизна.

Во-вторых, анализируется гипотеза. В ней определены пути и способы достижения цели. Если реализация этих путей помогла добиться намеченного, значит, гипотеза подтверждается. Гипотетически выбранные пути и способы достижения цели всегда имеют известную долю новизны, если исследование не дублирует уже кем-то проведенное.

В-третьих, выделите ту часть выводов по главам и «Заключения», которая не повторяет ранее сказанное другими авторами и не описана в литературе.

В-четвертых, все новые положения выстройте в систему и проанализируйте. Количество положений новизны может быть самым разным: от одного до нескольких.

Практическая значимость исследования – это возможность его использования в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Этим определяется его «потребительная стоимость» и возможность включения в «сферу образовательных услуг». Вы, как исследователь, такие «услуги» оказали и теперь определите, кому они могут понадобиться еще. При этом определяется практическая значимость прежде всего того нового, что внес исследователь. Определение практической значимости происходит следующим образом.

Во-первых, мысленно анализируется база исследования, то есть то учреждение, в котором проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования или где обобщался опыт работы.

Bo-вторых, выделяется участок, где успешно прошел эксперимент.

В-третьих, определяется, где еще есть подобные ситуации и специалисты, способные использовать ваши рекомендации.

В-четвертых, выделяются новые проблемы и идеи, которые не исследовались вами, но возникли в ходе вашего исследования. «Потребителями» таких идей могут стать другие исследователи.

Так, определяется, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации вашего исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последующих изысканий.

Научная новизна и практическая значимость исследования, определяемые самим исследователем, затем анализируются и подтверждаются рецензентами и защищаются самим исполнителем.

Ботаника

Исследования растений можно проводить в направлениях:

- флористическом;

- фитоценотическом;

- анатомо-морфологическом.

Флористические исследования позволяют провести анализ количественного и качественного состава растений определенного района, классифицировать их по происхождению, жизненным формам, экологической принадлежности, ареалу распространения, хозяйственной деятельности, сравнить флористический состав различных участков, оценить зависимость качественного состава растений от влияния различных факторов.

Фитоценотические исследования позволяют выявить взаимосвязи растений различных видов, произрастающих на одной территории. Для работы в данном направлении берут сообщества различных мест обитания, сравнивают фитоценозы на сходных территориях, при действии различных факторов.

При проведении анатомо-морфологических исследований растений особое внимание уделяется морфологическим признакам листьев, хвои, особенностям пигментации на стволе, листьях, цветах, выявлению разного рода аномалий вегетативных и генеративных органов (отмирают ли почки, изменяется ли ветвление побегов). Внешние признаки довольно просто регистрируются с помощью специальных приборов или без них: это изменение уровня фотосинтеза, содержания хлорофилла, пигментации, тургора, а также отмечаются морфологические изменения.

Для работы в данных направлениях можно предложить следующую примерную тематику курсовых работ и ВКР:

Флористическое направление

1. Анализ флоры района Оренбургской области (по выбору).

2. Сорные растения района Оренбургской области (по выбору).

3. Древесные растения района Оренбургской области (по выбору).

4. Лекарственные растения района Оренбургской области (по выбору).

5. Лекарственные растения, влияющие на желудочно-кишечный тракт.

6. Лекарственные растения, влияющие на нервную систему.

7. Лекарственные растения, влияющие на сердечно-сосудистую систему.

8. Декоративные дикорастущие растения района Оренбургской области (по выбору).

9. Дикорастущие пищевые и кормовые растения района Оренбургской области (по выбору).

10. Ядовитые растения района Оренбургской области (по выбору).

11. Редкие виды растений Оренбургской области.

12. Основные представители злаков, обитающих в Оренбургской области.

Фитоценотическое направление

1. Сравнительная характеристика растительных сообществ района Оренбургской области (по выбору).

2. Мониторинг лесного фитоценоза.

3. Описание растений на ключевом участке в лесу.

4. Мониторинг лугового фитоценоза.

5. Мониторинг степного фитоценоза.

6. Фенологические (сезонные) наблюдения.

7. Определение биомассы и продуктивности фитоценоза.

Анатомо-морфологическое направление

1. Мониторинг зеленых насаждений населенного пункта (по выбору).

2. Индикация загрязнения окружающей среды по качеству пыльцы.

 

3. Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.

4. Определение чистоты воздуха по лишайникам.

5. Определение степени загрязнения почвы (воды, воздуха) с помощью растений-индикаторов.

С описанием методик исследования можно более подробно ознакомиться в следующих литературных источниках:

1. Бавтуто, Г. А. Учебно-полевая практика по ботанике /       Г. А. Бавуто. – Минск: «Вышэйшая школа», 1990.

2. Вельц, Н. Ю. Исследовательские задания по биологии: практикум / Н. Ю. Вельц, В. Л. Гопаненко. – Орск: Издательство ОГТИ, 2005.

3. Курнишкова, Т. В. География растений с основами ботаники: пособие / Т. В. Курнишкова. – М.: Просвещение, 1981.

4. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / под. ред. Т. Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

5. Федорова, А. И. Практикум по экологии и охране окружающей среды: учебно-методическое пособие / А. И. Федорова,          А. Н. Никольская. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Зоология беспозвоночных

На выполнение исследовательской работы по учебному плану обычно отводится один семестр, однако наиболее интересные работы требуют более длительных сроков сбора материала, поэтому целесообразно определять тему работы на ранних этапах учебного процесса.

Исследовательская работа по зоологии беспозвоночных проводится по трем основным направлениям:

- теоретические исследования общих вопросов зоологии беспозвоночных;

 

- фаунистические исследования;

- экологические исследования.

Теоретические исследования общих вопросов зоологии беспозвоночных включают в себя более глубокое изучение филогенетических связей беспозвоночных животных или филогении отдельных таксономических единиц, вопросов систематики, экологической радиации, биомеханики и биофизики. Данная работа строится на основе анализа большого объема литературы и использовании современных коммуникационных методов исследовательской работы. Итогом данной работы должен быть собственный взгляд студента по исследуемой теме.

Фаунистические исследования предполагают изучение видового и количественного состава беспозвоночных в различных биотопах. Основу данной работы составляют полевые сборы. Время, количество и методика сборов устанавливаются в зависимости от избранной темы исследования. Методика и специфика полевых работ по зоологии беспозвоночных хорошо изложена в учебно-методическом пособии В. М. Душенкова и К. В. Макарова «Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных». (М.: Изд-во Академия, 2000. – 256 с.) Итогом работы является статистический материал по видовому и (или) количественному составу беспозвоночных животных в изучаемом биотопе или сравниваемых биотопах. При оформлении результата необходимо использовать математические методы обработки данных (количественная характеристика видового разнообразия беспозвоночных, сравнения группировок и т. п. см. п.п.2.2. данного учебного пособия). Несомненным украшением работы является изготовление коллекции, фотографий, видеосюжетов по теме исследования, а также отражение результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Экологические исследования направлены на детальное изучение сред обитания, фенологии беспозвоночных их приспособлений (в том числе и поведенческих) к изменяющимся условиям существования, выявление экологических групп в каждой среде и факторов, влияющих на изменение видового и количественного состава живых организмов. Данная работа, как и предыдущая, основывается прежде всего на полевых работах и сборах, но предполагает детальный анализ средообразующих факторов, изучение их динамики и прогноз дальнейших событий. Итогом работы является выявление наиболее существенных факторов, влияющих на жизнедеятельность живых организмов, их видовой и количественный состав в изучаемом биотопе или сравниваемых биотопах. Как и при фаунистических исследованиях, в оформлении результатов работы необходимо использовать математические и графические методы обработки данных и изготавливать коллекционный и гербарный материал.

Многообразие тем исследовательских работ предполагает и разнообразие подходов к их выполнению, однако можно предложить и общий алгоритм их выполнения, указанный в главе 2 настоящего пособия, а также предлагаем условные обозначения, маркирующие возможные методы, применяемые при работе с темой (табл. 2).

 

Таблица 2

Зоология позвоночных

У животных фиксируются:

- изменения численности популяций;

- пространственное размещение животных;

- позвоночные животные основных мест обитания.

Определяют численность видов и амплитуду колебаний этой числен­ности в течение сезона. В различные годы численность отдельного вида может подвергаться существенным изменениям, которые могут быть связаны с процессами вымирания или процветания популяции или иметь циклический характер.

Пространственная структура популяций может быть случайной, равномерной и неслучайной (групповой). Любой тип пространственной структуры носит приспособительный характер и является важной характеристикой.

Изучение основных мест обитания является экологической характеристикой вида. Можно изучать позвоночных лесов и парков, открытых пространств, населенных пунктов, водоемов, побережий.

Для работы в данных направлениях можно предложить следующую примерную тематику курсовых работ и ВКР.

Определение численности видов

1. Фауна наземных позвоночных (конкретной группы) различных местообитаний.

2. Население отдельных групп наземных позвоночных (по выбору) из различных местообитаний.

3. Изменения населения конкретной группы позвоночных животных в зависимости от изменения факторов среды.

Пространственное размещение животных

1. Ихтиофауна водоемов разного типа.

2. Особенности пространственного размещения позвоночных животных и его причина на примере отдельных видов или групп видов. Половая и возрастная структура популяции группы наземных позвоночных (по выбору).

3. Размножение и развитие позвоночных животных.

Позвоночные животные основных мест обитания

1. Позвоночные животные приречного леса реки Ори (Урала, Елшанки) в черте города Орска.

2. Позвоночные животные лесов различных районов Оренбуржья.

3. Позвоночные животные садов города Орска (или других районов Оренбуржья).

4. Позвоночные животные парков города Орска (или других районов Оренбуржья)

5. Позвоночные животные открытых пространств.

6. Позвоночные животные населенных пунктов.

7. Птицы, звери, пресмыкающиеся и земноводные водоемов, болот и их побережий.

8. Ихтиофауна водоемов разного типа.

С описанием методик исследования можно более подробно ознакомиться в следующих литературных источниках:

1. Давыгора, А. В. Орнитологическая фауна Оренбургской области / А. В. Давыгора. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000.

2. Климова, И. Г. Авиафаунистические наблюдения / И. Г. Климова. – Орск: ОГТИ, 2003.

3. Константинов, В. М. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе / В. М. Константинов, В. Т. Бутьев, Е. Н. Дерим-Оглу и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Красная книга Оренбургской области / под ред. А. С. Васильева.- Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 1998.

5. Распространение птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири: сб. статей / под ред. В. К. Рябицева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995-2005 гг.

6. Рябицев, В. К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель / В. К. Рябицев. – Екатеринбург, 2002.

 

Человек

Исследования в данной области проводятся в направлениях:

- демографические показатели;

- оценка функционального состояния организма;

- социальные условия проживания;

- уровень заболеваемости и травматизма.

Демографические исследования сводятся, как правило, к изучению статистических данных. Это могут быть показатели рождаемости и смертности, миграционных потоков, соотношение полового состава различных возрастных групп, определение основных тенденций в этом направлении.

Функциональное состояние организма можно определить через ряд антропометрических и физиометрических исследований. Также к этому направлению относят выявление конституции организма, психофизиологических состояний.

Социальные условия проживания – это важный показатель, так как здоровье человека определяется не только физическими, но и социальными факторами. Определяются условия проживания семьи, количество проживающих в квартире людей, доход на 1 человека.

Уровень заболеваемости можно определить как из статистических источников, так и путем сбора непосредственной информации. Полученные данные позволят оценить степень заболеваемости различных групп людей, сделать прогноз и выводы о возможных причинах заболеваемости.

Для работы в данных направлениях можно предложить следующую примерную тематику курсовых работ и ВКР.

Демографические показатели

1. Рождаемость и смертность района Оренбургской области (по выбору).

2. Средняя продолжительность жизни различных возрастных групп района Оренбургской области (по выбору).

3. Изменение продолжительности жизни людей под влиянием различных факторов (по выбору).

Функциональное состояние организма

1. Определение антропометрических показателей группы людей (по выбору).

2. Определение физиометрических показателей группы людей (по выбору).

3. Характеристика и оценка физического развития учащихся школ различных возрастно-половых групп.

4. Оценка индивидуального физического развития человека (по выбору).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.195 с.)