Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы и виды учебных исследований
Исследования, которые могут проводить студенты и слушатели, подразделяются на три группы: - теоретические; - эмпирические; - смешанные. Основанием такого деления служит типология источников познания. Теоретические исследования основаны на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания по данной проблеме (теме). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования здесь служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные. К теоретическим исследованиям относятся методологические исследования. Методологические исследования чаще всего проводятся как феноменологические, посвященные теоретическому изучению и описанию какого-либо психологического или педагогического феномена, а также как науковедческие, концептуальные и нацеленные на разработку новых методов исследования. Эмпирические исследования – это работы, связанные как с изучением и описанием какого-либо биологического объекта (объектов), так и с изучением и описанием практики воспитания и обучения детей. Предметом подобных исследований становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни. Среди эмпирических выделяют экспериментальные и опытно-практические исследования. Экспериментальные исследования по биологии позволяют определить степень изменения тех или иных параметров объекта под влиянием действий факторов среды или экспериментатора. Экспериментальные исследования по педагогике, психологии и методике обучения предполагают рассмотрение изменений психики, здоровья, знаний, поведения или отношения детей под влиянием изменяемых экспериментатором условий их обучения и воспитания. Опытно-практические исследования проводятся как изучение и описание практического опыта работы образовательного учреждения или конкретного педагога, психолога, демонстрирующего высокие результаты. Как правило, изучается инновационный опыт, достойный сохранения и распространения в педагогической среде. Им может быть и опыт самого студента по работе с детьми. К такому виду исследований принадлежат и те, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательной и оздоровительной работы в образовательном учреждении или семье, дидактического материала, наглядных пособий и средств обучения и воспитания.
Смешанные работы предполагают сочетание обоих из указанных типов и разных их видов. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования, так что возникают теоретико-экспериментальные, опытно-теоретические и другие работы. Сочетания видов бывают самыми разнообразными. Студенты и слушатели прибегают чаще всего именно к смешанным исследованиям, посвящая одну главу теории вопроса, а другую – практическому исполнению. Как показывает практика, этими типами и видами исследований целесообразнее овладевать постепенно. Курсовую работу можно сделать, объединив два вида – например, методологический и опытно-практический. ВКР лучше выполнять как комплексную, сочетающую в себе и методологический, и экспериментальный, и опытно-практический виды исследований. Лишь в качестве исключения (по разрешению кафедры) обучающемуся могут разрешить выполнять дипломное исследование, оставаясь в рамках одного вида научной работы. 1.2 Выбор темы Тема – это наикратчайшая (лапидарная) форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность. Она формулируется как заглавие работы. Темы курсовых и выпускных квалификационных работ определяются квалифицированными специалистами кафедр и предлагаются обучающимся для выбора с возможным последующим уточнением. Студент и слушатель имеют право предложить свою тему в соответствии с изучаемыми учебными курсами и целями обучения. Выбор темы совершается при соблюдении нескольких общих правил. Правило первое: тема выбирается строго с учетом профиля подготовки специалиста. Правило второе: тема выбирается с учетом и на основе личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя. Личные познавательные и исследовательские возможности – это особенности мышления, характера и накопленного практического опыта. Склонность к абстрагированию, систематике или образность, эмоциональность потребуют разных средств реализации. Характер исполнителя влияет на темп, ритм выполнения работы и отношение к ней. Личный практический опыт может ограничить или расширить возможности выбора темы, к тому же он сделает исследование более убедительным и доказательным.
Правило третье: тема выбирается с учетом актуальности, то есть ее востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения или самого исполнителя. Это значит, что тема кому-нибудь должна быть нужна, а ее разрешение принесет пользу. Возможно, что на нее существует государственный или региональный заказ; вероятно также, что не один практик обозначил эту проблему, а способы ее решения неизвестны; не исключается, что и сам студент желает более глубоко изучить данную тему. По востребованности определяется актуальность исследования. Правило четвертое: тема выбирается с учетом времени, отводимого на ее исследование. Это правило заставляет заранее просчитывать время, необходимое для полного выполнения работы. Надо оценить имеющиеся материалы, умения ими пользоваться, рассчитать, сколько дней и недель потребуется па поиск и чтение литературы, ее анализ, подготовку и проведение эксперимента и т. д. Предстоит также оценить доступность источников исследования, количество времени, специально отводимого на данную работу в течение дня, недели, месяца. После того как произведена оценка темы на возможность ее качественного выполнения, следует определить: соответствует ли формулировка некоторым общим требованиям, которым равно должны отвечать темы курсовых и дипломных работ: - предельная краткость; - проблемность;
- ясность смысла; - благозвучность. Краткость темы — важнейшее ее качество. Из формулировки, то есть из заглавия, темы следует убрать лишние слова, чтобы их общее количество довести по возможности до 6-7. Если тему невозможно сформулировать кратко, часть ее лучше представить в сноске и дать в круглых скобках. В заглавии не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Каждое слово должно быть понятно исполнителю. Проблемность темы означает ее направленность на совершение каких-либо действий, то есть на исследование или установление зависимостей. Например, тема «Биотопическое размещение земноводных» не является проблемной, поскольку она лишь констатирует присутствие земноводных, и только. Тема же «Влияние растительного покрова на пространственное размещение земноводных территории исследования» проблемная. Тема и (как ее эквивалент) заглавие работы – это своего рода рамочное соглашение, определяющее границы предполагаемого исследования. Ключевые слова в заголовке представляют собой те понятия, которым посвящается вся работа. В теме указываются и ограничительные условия, определяющие этапы исследования. От них зависит, насколько широко или узко она может формулироваться.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.005 с.) |