Типы и виды учебных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и виды учебных исследований



Исследования, которые могут проводить студенты и слушатели, подразделяются на три группы:

- теоретические;

- эмпирические;

- смешанные.

Основанием такого деления служит типология источников познания.

Теоретические исследования основаны на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания по данной проблеме (теме). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы.

Предметом исследования здесь служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.

К теоретическим исследованиям относятся методологические исследования. Методологические исследования чаще всего проводятся как феноменологические, посвященные теоретическому изучению и описанию какого-либо психологического или педагогического феномена, а также как науковедческие, концептуальные и нацеленные на разработку новых методов исследования.

Эмпирические исследования – это работы, связанные как с изучением и описанием какого-либо биологического объекта (объектов), так и с изучением и описанием практики воспитания и обучения детей. Предметом подобных исследований становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни. Среди эмпирических выделяют экспериментальные и опытно-практические исследования.

Экспериментальные исследования по биологии позволяют определить степень изменения тех или иных параметров объекта под влиянием действий факторов среды или экспериментатора. Экспериментальные исследования по педагогике, психологии и методике обучения предполагают рассмотрение изменений психики, здоровья, знаний, поведения или отношения детей под влиянием изменяемых экспериментатором условий их обучения и воспитания.

Опытно-практические исследования проводятся как изучение и описание практического опыта работы образовательного учреждения или конкретного педагога, психолога, демонстрирующего высокие результаты. Как правило, изучается инновационный опыт, достойный сохранения и распространения в педагогической среде. Им может быть и опыт самого студента по работе с детьми. К такому виду исследований принадлежат и те, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательной и оздоровительной работы в образовательном учреждении или семье, дидактического материала, наглядных пособий и средств обучения и воспитания.

Смешанные работы предполагают сочетание обоих из указанных типов и разных их видов. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования, так что возникают теоретико-экспериментальные, опытно-теоретические и другие работы. Сочетания видов бывают самыми разнообразными. Студенты и слушатели прибегают чаще всего именно к смешанным исследованиям, посвящая одну главу теории вопроса, а другую – практическому исполнению.

Как показывает практика, этими типами и видами исследований целесообразнее овладевать постепенно. Курсовую работу можно сделать, объединив два вида – например, методологический и опытно-практический. ВКР лучше выполнять как комплексную, сочетающую в себе и методологический, и экспериментальный, и опытно-практический виды исследований. Лишь в качестве исключения (по разрешению кафедры) обучающемуся могут разрешить выполнять дипломное исследование, оставаясь в рамках одного вида научной работы.

1.2 Выбор темы

Тема – это наикратчайшая (лапидарная) форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность.

Она формулируется как заглавие работы. Темы курсовых и выпускных квалификационных работ определяются квалифицированными специалистами кафедр и предлагаются обучающимся для выбора с возможным последующим уточнением. Студент и слушатель имеют право предложить свою тему в соответствии с изучаемыми учебными курсами и целями обучения.

Выбор темы совершается при соблюдении нескольких общих правил.

Правило первое: тема выбирается строго с учетом профиля подготовки специалиста.

Правило второе: тема выбирается с учетом и на основе личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя.

Личные познавательные и исследовательские возможности – это особенности мышления, характера и накопленного практического опыта. Склонность к абстрагированию, систематике или образность, эмоциональность потребуют разных средств реализации. Характер исполнителя влияет на темп, ритм выполнения работы и отношение к ней. Личный практический опыт может ограничить или расширить возможности выбора темы, к тому же он сделает исследование более убедительным и доказательным.

Правило третье: тема выбирается с учетом актуальности, то есть ее востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения или самого исполнителя. Это значит, что тема кому-нибудь должна быть нужна, а ее разрешение принесет пользу. Возможно, что на нее существует государственный или региональный заказ; вероятно также, что не один практик обозначил эту проблему, а способы ее решения неизвестны; не исключается, что и сам студент желает более глубоко изучить данную тему. По востребованности определяется актуальность исследования.

Правило четвертое: тема выбирается с учетом времени, отводимого на ее исследование. Это правило заставляет заранее просчитывать время, необходимое для полного выполнения работы. Надо оценить имеющиеся материалы, умения ими пользоваться, рассчитать, сколько дней и недель потребуется па поиск и чтение литературы, ее анализ, подготовку и проведение эксперимента и т. д. Предстоит также оценить доступность источников исследования, количество времени, специально отводимого на данную работу в течение дня, недели, месяца.

После того как произведена оценка темы на возможность ее качественного выполнения, следует определить: соответствует ли формулировка некоторым общим требованиям, которым равно должны отвечать темы курсовых и дипломных работ:

- предельная краткость;

- проблемность;

 

- ясность смысла;

- благозвучность.

Краткость темы — важнейшее ее качество. Из формулировки, то есть из заглавия, темы следует убрать лишние слова, чтобы их общее количество довести по возможности до 6-7.

Если тему невозможно сформулировать кратко, часть ее лучше представить в сноске и дать в круглых скобках. В заглавии не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Каждое слово должно быть понятно исполнителю.

Проблемность темы означает ее направленность на совершение каких-либо действий, то есть на исследование или установление зависимостей. Например, тема «Биотопическое размещение земноводных» не является проблемной, поскольку она лишь констатирует присутствие земноводных, и только. Тема же «Влияние растительного покрова на пространственное размещение земноводных территории исследования» проблемная.

Тема и (как ее эквивалент) заглавие работы – это своего рода рамочное соглашение, определяющее границы предполагаемого исследования. Ключевые слова в заголовке представляют собой те понятия, которым посвящается вся работа. В теме указываются и ограничительные условия, определяющие этапы исследования. От них зависит, насколько широко или узко она может формулироваться.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.005 с.)